Рынок ИБП принято считать стабильным и консервативным. Тут нечасто появляются новые технологические решения, еще реже обновляют производители модельные ряды. Лидеры рынка хорошо известны, позиции основных игроков не претерпевают значительных изменений. Не наблюдается и ощутимой эрозии цен. Но темпы роста российского рынка ИБП из года в год остаются высокими, а в 2005 г. они заметно превысили темпы роста всего ИТ-рынка.

Сложности подсчета

По данным аналитической компании ITResearch, в 2005 г. в России было продано более 2 млн. ИБП, что на 37% больше, чем в 2004 г. В денежном выражении объем рынка вырос на 28% и превысил 300 млн. долл. По мнению аналитиков, различие в динамике денежных и штучных показателей объясняется не эрозией цен, а значительным ростом продаж «легких» и дешевых линейно-интерактивных устройств.

По сравнению с позапрошлым годом эти результаты выглядят достаточно неожиданно — в 2004 г. российский рынок ИБП вырос на 12% в натуральном выражении и на 18% — в денежном. Аналитики тогда заговорили о возможном сокращении темпов роста в дальнейшем.

Тот факт, что денежные показатели росли быстрее натуральных, казалось бы, мог свидетельствовать, что сегмент недорогих массовых ИБП уже приблизился к насыщению. Тем более что замедление темпов роста в этом сегменте (в денежном выражении) наблюдалось на протяжении последних четырех лет, тогда как продажи «тяжелых» ИБП росли стабильно быстро. Но результаты прошлого года опровергли эти предположения.

Исследованием российского рынка ИБП занимается и международная консалтинговая компания Frost&Sullivan. Данных за прошлый год нет, но, по всей видимости, они могут значительно отличаться от показателей, опубликованных ITResearch.
К примеру, если в 2004 г. расхождение в оценке объема в деньгах оказалось несущественным (220 млн. долл. — Frost&Sullivan, 240 млн. долл. — ITResearch), то масштабы рынка в натуральном выражении аналитики измеряют разными величинами. По данным ITResearch, в 2004 г. в России было продано 1,5 млн. ИБП, а по оценке Frost&Sullivan — всего 400 тыс. Зарубежные аналитики более скромно оценивают и среднегодовой прирост российского рынка ИБП — 12%.

Многие игроки объясняют подобные расхождения «закрытостью» рынка, а также тем, что получить точные данные от производителей и поставщиков крайне трудно.

По «внутренним оценкам» и «субъективным ощущениям» многих вендоров и дистрибьюторов, объем рынка несколько ниже. «По нашим данным, в 2005 г. было продано около 1,5 млн. устройств (рост — 19%)», — считает Александр Хорошилов, директор по маркетингу московского представительства Powercom. По мнению генерального директора компании «Ланк» Владимира Обжигина, в прошлом году оборот российского рынка составил от 1,5 до 2 млн. устройств (в денежном выражении — более 200 млн. долл.). Примерно такую же оценку, ссылаясь на данные внутренней аналитической службы компании Merlion, дает и Вадим Яроцкий, заместитель генерального директора по стратегическому планированию и маркетингу: «Объем рынка составил 1,8 млн. штук, в денежном выражении — 240 млн. долл.». По мнению главы московского представительства MGE UPS Systems Олега Становова, оборот рынка можно оценить в 160 млн. евро (в заводских отгрузочных ценах): «Из них примерно 125 млн. евро приходится на однофазные ИБП, 30 млн. — на трехфазные и около 5 млн. — на сервисное обслуживание».

Некоторые производители утверждают, что продажи их оборудования росли гораздо быстрее, чем темпы роста рынка в целом (по оценке ITResearch). К примеру, по словам Олега Становова, динамика роста продаж оборудования MGE в России составила более 50% как в секторе однофазных ИБП, так и по трехфазным системам, оборот представительства в 2005 г. достиг 4,8 млн. евро. Впечатляющие цифры приводят и некоторые дистрибьюторы. Как утверждает Денис Андреев, руководитель отдела систем бесперебойного питания Landata, в прошлом году компания увеличила продажи ИБП Powerware в 2,5 раза, а ее дилерская сеть выросла почти в два раза — регулярно оборудование закупали почти 400 партнеров.

Факторы роста

Среди основных факторов, которые оказывают влияние на рост российского рынка ИБП, аналитическая компания Frost&Sullivan особо выделяет бурное развитие бизнес-инфраструктуры при сохранении ненадежных систем передачи и распределения электропитания, а также опережающий рост телекоммуникационной отрасли и ИТ-сектора. «Устаревшие системы энергоснабжения модернизируются довольно медленно, что значительно повышает требования к защите электропитания», — отмечает Кюести Козлов, директор по продажам Powerware в России и генеральный управляющий московского филиала корпорации Eaton. С ним соглашается и Денис Андреев — по его мнению, ключевым фактором, стимулирующим развитие рынка ИБП, является несоответствие между растущими требованиями к качеству электроснабжения со стороны потребителей (в первую очередь корпоративных) и реальным неудовлетворительным уровнем электроснабжения. «Все более неприятными и «дорогими» оказываются отклонения или колебания, провалы или исчезновения напряжения, и это вынуждает приобретать оборудование, обеспечивающее качественное электропитание», — добавляет он.

Кроме того, как отмечает Илья Звонов, глава московского представительства АРС, растет «технологическая осведомленность» людей, принимающих решения. Подобную точку зрения высказывает и Олег Становов: «Если кто-то приходит к использованию ИБП через собственный негативный опыт, то для других потребителей решающим фактором будет информация, полученная от специалистов». Он также подчеркивает, что в корпоративном сегменте чувствуется влияние «западного» опыта: «Международные компании, приходя в Россию, оборудуют свои производства и офисы в соответствии с международными стандартами, которые однозначно подразумевают использование ИБП для обеспечения гарантированного электропитания. Обнадеживает то, что многие российские компании все активнее перенимают этот положительный опыт как некий стандарт».

«Корпоратив» или SOHO?

Абсолютное большинство игроков считает, что корпоративный сегмент ИБП в прошлом году рос гораздо быстрее, чем массовый. «Впечатляющие инвестиции в запуск новых производств и реконструкция имеющихся мощностей значительно расширяют потенциал рынка систем бесперебойного питания для корпоративных заказчиков», — уверен Олег Становов. Кроме того, как отмечает Кюести Козлов, повышению спроса способствует усложнение структуры ИТ-решений и рост промышленной автоматизации: «Причем в связи с уплотнением ИТ-оборудования увеличивается спрос на ИБП мощностью от 10 до 60—80 кВА. Для крупных предприятий устройства такой мощности уже стали нормой».

Поставщики «тяжелых» решений рапортуют о значительных успехах. «Рынок, по сути, стал перенимать принципиально новый, комплексный подход, предложенный в нашей флагманской разработке InfraStruXure», — утверждает Илья Звонов. А по словам Дениса Андреева, в прошлом году значительно вырос спрос на ИБП с двойным преобразованием и параллельные системы с резервированием N+1 на их основе.

Что касается массового сегмента, то его рост, по мнению Олега Становова, во многом обусловлен маркетинговой активностью производителей ИБП, которые тратят немалые силы и средства на пропаганду этих устройств. «Активный рост обусловлен ненасыщенностью рынка, активной популяризацией ИБП, все большим проникновением этих устройств в розницу, в том числе и в сети бытовой электроники», — добавляет Вадим Яроцкий. Однако с этим не согласен Андрей Колпаков, руководитель направления силовых устройств Sven Power: «Рынок SOHO находится в зачаточном состоянии, а информированность потребителей — на крайне низком уровне».

По мнению многих игроков, продажи в сегменте массовых ИБП росли медленнее, чем в корпоративном. Однако есть и другая точка зрения. Александр Хорошилов (Powercom) считает, что массовые ИБП показывали лучшую динамику по сравнению с корпоративными, а основным фактором этого роста стал майский энергокризис.

«Нашествие тьмы»

После памятного майского отключения электричества в Москве появилось немало шуток о его потенциальных спонсорах. Между тем, далеко не все участники рынка напрямую связывают рост продаж с этой аварией. По их мнению, в большей степени отключение отразилось на росте интереса к генераторам, хотя, возможно, это косвенно повлияло и на увеличение продаж ИБП в составе проектов по организации бесперебойного питания.

«Вероятно, среди массовых пользователей были люди, которые сразу пошли и купили ИБП, но существенного влияния на рынок это не оказало», — считает Евгений Жирнов, руководитель отдела дистрибуции ИБП компании ИНЭЛТ. «Скорее, это был “эмоциональный фактор кратковременного действия”», — соглашается с ним Владимир Обжигин.

Вместе с тем майский энергетический кризис, по мнению некоторых игроков, заставил многих потенциальных заказчиков задуматься о необходимости внедрения систем гарантированного электроснабжения. «Авария, несомненно, изменила отношение к нашим решениям: теперь требуется гораздо меньше доводов в их пользу. Корпоративные клиенты смогли еще раз убедиться в том, что «скупой платит дважды». Кроме того, наши существующие и потенциальные заказчики стали чаще обращаться к нам для того, чтобы получить экспертную оценку готовности своей ИТ-инфраструктуры к стабильной работе», — утверждает Илья Звонов. Эту тенденцию наблюдают и другие участники рынка.

«Наши партнеры отметили: после отключения заметно активизировались государственные компании, и многие из них, в частности в сфере здравоохранения, заложили в бюджеты на 2006 г. средства на приобретение ИБП», — говорит Кюести Козлов. Это подтверждает и Денис Андреев — по его мнению, майский кризис оказал эффект «отложенного спроса» на устройства средней и большой мощности. Если эти оптимистические ожидания сбудутся, то в этом году сегмент корпоративных ИБП должен показать еще более впечатляющие темпы роста.

Вслед за АРС...

По данным ITResearch, в нашей стране, как и во всем мире, бесспорное лидерство давно принадлежит компании АРС, которой удается контролировать около 60% рынка ИБП в денежном выражении. В массовом сегменте основными конкурентами устройств этого вендора являются ИБП под торговыми марками Ippon, Powercom и Powerman. В сегменте «тяжелых» решений наряду с АРС прочные позиции у компаний Chloride, Eaton Powerware, GE DE, Emerson Network Power (Liebert), MGE UPS Systems, Neuhaus, Newave и Socomec Sicon UPS (перечислены в алфавитном порядке). Список ведущих игроков практически не претерпел изменений по сравнению с прошлым годом.

«Конкуренция на сегодняшний день заметнее не на «тяжелом» рынке, где у АРС, по сути, нет конкурентов, а на рынке традиционных ИБП. При этом зачастую мы конкурируем (хотя в данном случае этот термин, наверное, не совсем корректен) не только с признанными производителями, но и с «серыми» системами китайского изготовления», — считает Илья Звонов.

На российском рынке уже работают почти все мировые лидеры, и, кроме того, в последние годы появилось немало производителей из Азии, которые проводят агрессивную ценовую и маркетинговую политику. «Можно отметить, что на данный момент некоторые ведущие вендоры еще не так активны на российском рынке, как за его пределами. Если кто-то из них изменит свою стратегию и будет больше внимания уделять развитию бизнеса в регионе — это может повлечь за собой перераспределение долей рынка», — считает Кюести Козлов.

АРС уже достаточно давно вкладывает значительные средства в маркетинг своих продуктов. По мнению Владимира Обжигина, из-за присутствия явно выраженного лидера конкуренция на рынке ИБП ниже, чем в других сегментах ИТ-рынка, и позиции АРС, скорее всего, в обозримой перспективе останутся неизменными. А Вадим Яроцкий считает, что конкуренция во всех сегментах усилится. Причем, если по «тяжелым» ИБП будут конкурировать существующие игроки, то на рынке массовых устройств появятся новые, ведь «входной билет» сюда относительно недорогой. По его мнению, лояльность рядового потребителя к какому-то конкретному брэнду ИБП невысока.

«Мы готовы к появлению новых игроков — здоровую конкуренцию можно только приветствовать, в конечном итоге она приносит рынку несомненную пользу», — утверждает Илья Звонов.

Евгений Жирнов уверен, что в последнее время конкурентоспособных продуктов стало больше, и сейчас на рынке нет явного технологического лидера: «Во многих сегментах и нишах предлагается не два-три действительно заслуживающих внимания устройства, как было несколько лет назад, а намного больше».

Когда речь идет о росте рынка на десятки процентов в год, считает Александр Хорошилов, о конкуренции в ее классическом виде говорить не приходится: «Выигрывает тот, кто масштабнее представлен в магазинах, у кого элементарно больше проникновение на рынок. Вторым по важности фактором становится цена. Остальные перипетии конкурентной борьбы для массового потребителя отходят на второй план».

В этой ситуации любая российская компания может организовать производство ИБП под собственной торговой маркой на китайских или тайваньских заводах. И по крайней мере четырем фирмам удалось добиться ощутимых результатов. Это NeuHaus, ИНЭЛТ, «Ниеншанц» (ИБП под торговой маркой Powerman) и Merlion (торговая марка Ippon). Их доля на российском рынке устройств бесперебойного питания, по оценке экспертов, составляет около 24%.

Евгений Жирнов считает, что можно ожидать появления новых поставщиков из числа российских компаний: «Периодически кто-то решает раскрутить новую торговую марку, ведь многим кажется, что продукт простой, маржа больше, чем на многих других ИТ-продуктах, рынок растет и место для нового устройства найдется. Правда, часто потом оказывается, что эта новинка хоть и дешевая, но не слишком качественная, методы продвижения, применяемые для компьютерного оборудования, не всегда работают, да и консервативный рынок новый продукт принять не готов...».

Когда же он насытится?

«Российский рынок уже сейчас можно считать насыщенным, как с точки зрения продуктового предложения, так и с точки зрения присутствия здесь основных мировых игроков», — уверен Олег Становов. Правда, что касается широкого использования ИБП в корпоративном и массовом сегментах, то это вряд ли соответствует действительности. Потенциальные потребители не спешат тратить средства на решение проблем с электропитанием в силу их «неочевидности» — ведь пока и так все работает... Между тем, по данным исследования CNews, 70% российских компаний испытывают проблемы из-за сбоев в электропитании.

Естественно, в различных областях дело обстоит по-разному. Критические узлы (серверы масштаба предприятия, телекоммуникационное оборудование и т. п.) всегда подключались к ИБП. Этот сегмент близок к насыщению, и рост здесь возможен в основном за счет развития бизнеса потенциальных клиентов, проводящих модернизацию оборудования. Рынок устройств для домашних и корпоративных настольных ПК, напротив, от насыщения далек.

По мнению многих игроков, в этом году развитие рынка ИБП в целом пойдет еще более быстрыми темпами, чем в 2005 г. Однако об «изобилии», по мнению Дениса Андреева, можно будет говорить не ранее 2010 г. А Кюести Козлов уверен, что «по крайней мере еще одно поколение продавцов сможет успешно
работать с ИБП».

Немного о классификации

Сложившаяся классификация источников бесперебойного питания подразделяет их на три категории.
В наиболее простых и дешевых устройствах (их называют пассивными или резервными) в нормальном режиме напряжение на нагрузку подается от основной сети, при этом встроенные инвертор и выпрямитель используются для подзарядки батарей. При отключении электропитания или при сильных скачках напряжения нагрузка переключается на питание через инвертор от батарей.

Второй класс ИБП — линейно-интерактивные. Принцип их работы тот же, что у и резервных, а основное отличие — использование автотрансформатора, который при скачках напряжения приводит его к допустимым нормам. Доля таких ИБП в общем объеме продаж превалирует, и в прошлом году она еще увеличилась.

Наиболее «продвинутый» и дорогой класс ИБП — системы с двойным преобразованием. Питающий нагрузку электрический ток всегда проходит в них через выпрямитель и инвертор, претерпевая двойное преобразование из переменного в постоянный и обратно. Эти устройства обычно используются в корпоративном сегменте для защиты наиболее критически важных приложений и сложного оборудования. По оценкам экспертов, в штучном выражении доля таких систем составляет лишь несколько процентов от общего объема рынка ИБП, но в денежном они занимают порядка 40%.

Существуют и другие виды классификации ИБП. Они могут быть однофазными или трехфазными, а также различаться по мощности.

В данной статье рассматриваются два сегмента ИБП по области их применения — массовый (недорогие устройства для рынка SOHO) и корпоративный.

Версия для печати (без изображений)