По данным Министерства информатизации и связи, общий объем ИТ-рынка России в 2005 г. составил 302 млрд. руб. (примерно 11 млрд. долл.), из них ИТ-услуги — 26% (79 млрд. руб., в 2004 г. — 71 млрд. руб.). Однако IDC считает, что общий объем рынка меньше на 1 млрд. долл. Самое простое объяснение этому следует из высказывания анонимного директора ИТ-компании: «Наш оборот? Официальный — 1 млн. долл., фактический — 1,2 млн. долл.». Различаются и итоговые данные двух аналитических компаний — IDC и Gartner, что объясняется несовпадением их методик подсчета, в частности категоризацией услуг.

Тем не менее данные, приведенные в этой статье, показывают, насколько неравномерно движутся вперед игроки рынка системной интеграции, каков разброс их темпов роста и насколько явной становится специализация. Но не стоит забывать о том, что обороты, о которых сообщают крупные компании, далеко не полностью обеспечены их собственным персоналом. В значительной мере эти результаты стали возможны благодаря субподрядчикам. Так, у «Крок» более 200 партнеров, у «Микротест» — свыше 50, большинство крупных интеграторов работают с двумя-тремя десятками постоянных партнеров. Расширяют пул субподрядчиков IBS, «Форс» и «Оптима-интеграция».

Консолидация и географическая экспансия

Подводя итоги 2004 г., IDC отметила продолжающийся на российском рынке ИТ-услуг процесс консолидации: московские поставщики услуг приобретали региональные сервисные компании; крупные фирмы-интеграторы поглощали поставщиков специализированных услуг. Из 13 интеграторов, опрошенных CRN/RE в апреле 2006 г., никто не сообщил о приобретении в 2005 г. фирм из регионов, но «Ай-Теко», «Борлас», «Открытые технологии», «ТехноСерв/АС», SoftLine и некоторые другие открыли новые филиалы.

Несколько сделок состоялись в Москве: Verysell — Sterling, «Компьюлинк» — GMCS. В состав ЛАНИТ в 2005 г. вошли московские фирмы: CompTek, дистрибьютор сетевого и телекоммуникационного оборудования, разработчик ПО Artezio и компания «АПТ Телеком», занимающаяся построением систем связи. Центром консолидации стала также группа Verysell. Она намерена продолжить практику поглощений. Планы по приобретению компаний есть и у «Оптимы».

Продолжается консолидация и на региональном уровне, но с другими целями и по иным схемам. К давно существующему «Сибкону» и Business Computers Group, консорциуму региональных фирм (создан в 2004 г.), в 2005 г. прибавился ЕИТА — «Евразийский информационно-технологический альянс», с амбициозной целью через несколько лет войти в двадцатку крупнейших интеграторов страны.

Географически интеграторский бизнес за пределы России расширялся в первую очередь за счет Украины и Казахстана. В этих странах уже работают 9 из 13 опрошенных компаний, а также другие российские ИТ-фирмы, и практически все они развивают там свой бизнес высокими темпами. Доля «Борлас-Украина» и созданной в 2005 г. в Казахстане компании «Елтал-Борлас Консалтинг» в общем обороте группы «Борлас» в 2005 г. увеличилась более чем в два раза. Оборот ЛАНИТ на Украине и в Казахстане растет на 15—20% в год. Возможности выхода на украинский и/или казахстанский рынок рассматривают «ТехноСерв/АС», «Форс» и «Оптима-интеграция», считая их перспективными, и только «Микротест» видит для себя достаточно работы в России.

Изменился ли за год отраслевой портрет заказчиков?

В основном — нет, и большую часть дохода компании получают в уже хорошо освоенных ими отраслях. Но есть и новости. Рост спроса в машиностроении, энергетике, металлургии и со стороны розничных и оптовых сетей отмечают многие. Шамиль Шакиров, президент компании «Ай-Теко», констатирует появление клиентов из числа девелоперских и инвестиционных компаний. «Борлас» активно начала работать в новой для себя сфере государственного управления (имеются в виду проекты в Федеральном казначействе и «Росатоме»). GMCS отмечает рост спроса на вертикальные решения в самолетостроении, нефтегазовой отрасли, пищевой промышленности, повышается интерес к ИТ на рынке дистрибуции, у предприятий по производству тары и упаковки, со стороны логистических операторов. В структуре дохода «АйТи» выросла доля предприятий химической промышленности и ВПК. «Систематика» констатирует появление клиентов из транспортной отрасли. Кроме того, «значительно возросла доля региональных органов государственной власти, причем в первую очередь увеличился спрос на автоматизацию социальной сферы», — замечает Леонид Гольденберг, председатель правления «Систематики».

«Оптима-интеграция» укрепила свои позиции на транспорте и в промышленности (металлургия, металлообработка, производство удобрений). «Выручка от реализации проектов на транспорте по сравнению с 2004 г. увеличилась более чем в два раза до 19% оборота компании, — сообщает Олег Зименков, первый заместитель генерального директора компании. — А проекты в промышленности в 2005 г. дали 11% выручки». Он полагает, что этот рывок произошел не только из-за серьезного увеличения спроса на услуги интеграции со стороны этих отраслей, но (в основном) и за счет предложения отраслевых решений.

Изменился ли вендорский портфель интегратора?

Так как все крупные интеграторы — компании по российским меркам старые, если не «древние», их отношения с вендорами в основном устоялись. Распространенное мнение высказывает Константин Анисимов, директор департамента технического маркетинга и поддержки продаж компании «Микротест»: «В этой области идет скорее консолидация, чем прием дополнительных вендоров. Развитие своего продуктового портфеля мы ведем только там, где у нас еще нет конкурирующих продуктов».

Заметно активизировалось в прошедшем году сотрудничество интеграторов с производителями специализированных, в том числе отраслевых, решений. IBS заключила соглашения с индийской компанией Skelta, разработчиком корпоративных систем управления бизнес-процессами, и с компанией Westbury (решения в сфере управления ИТ на основании отчетов, метрик и KPI). «Крок» стала партнером CYA (решения по автоматическому выборочному восстановлению данных без прерывания работы системы документооборота на платформе Documentum). «Борлас» заключила партнерский договор с дочерней фирмой Nokia — Intellisync — по направлению мобильных решений. «АйТи» подписала соглашения о партнерстве с Industronic — производителем систем промышленной связи и Application Security Inc. — вендором в области обеспечения приложений и систем хранения данных.

Серьезно усилили свои позиции российские вендоры ПО — «Лаборатория Касперского» и InfoWatch. Их партнерами стали несколько крупных интеграторских фирм (в частности, «Ай-Теко», «Verysell Проекты», «Крок»), реагируя на возросший интерес к решениям по информационной безопасности.

Некоторые соглашения имеют более общий характер. «Крок» (крупнейший российский партнер Cisco) заключила прямое соглашение с Nortel, начала сотрудничать с несколькими вендорами по ВКС, планирует развивать это направление и дальше. IBS, «Ай-Теко» стали партнерами Misys — поставщика ПО для банков и финансовых компаний, что закономерно: увеличивается платежеспособный спрос на западные AБC, растет и предложение.

GMCS и ЛАНИТ заключили стратегическое соглашение с компанией SSA Global для продвижения, внедрения и поддержки Baan v. 6 в России, странах Балтии и СНГ. Таким образом, положение Baan на российском рынке изменилось: число проектов на основе этой ERP-системы растет быстрее, чем в предыдущие годы, причем не только в ВПК, как это было раньше, но и в других отраслях.

Инфраструктура

«Все большее место в мультисервисных сетях занимает онлайновый трафик — системы корпоративной телефонии, видеоконференцсвязи, групповой (проектной) работы над документами. Корпоративные сети без этих подсистем уже практически не строятся», — считает Константин Анисимов. О видеоконференцсвязи и IP-телефонии как наиболее востребованных и уже стандартных сервисах в новых проектах говорят и другие поставщики сетевых решений. Переход этих технологий из разряда новинок в разряд стандартов можно считать одним из итогов года. По оценке Олега Зименкова, число реализаций систем видеоконференцсвязи и IP-телефонии на базе мультисервисных сетей сегодня приближается к количеству внедрений традиционных сервисов.

«Сравнительно новое направление — сети доступа (MAN), — говорит Шамиль Шакиров. — Масштабы подобных сетей — десятки тысяч портов. Основная технология, используемая в них, — «оптика для дома» на основе Ethernet». Наиболее востребованными сервисами наравне с доступом в Интернет являются, по его мнению, IP-телефония, IP-TV, VoD (видео по запросу), охранные системы.

Создание центров обработки данных — другое направление, о котором уже давно говорят как о возможной «точке роста». Произошел ли перелом в 2005 г.?

Олег Зименков считает, что положительная тенденция изменения спроса на услуги по созданию ЦОД налицо, но бума на рынке пока не наблюдается. Сергей Мацоцкий, генеральный директор IBS, полагает, что спрос на ЦОДы растет существенно быстрее ИТ-рынка в целом. Алексей Ананьин, президент консалтинговой группы «Борлас», констатирует рост интереса к комплексным и катастрофоустойчивым решениям. Стремление клиентов отдавать создание всех подсистем в одни руки, получать ЦОД «под ключ» отмечают в «Микротест», ЛАНИТ, «Систематике». Василий Шабат, директор по развитию бизнеса компании «Открытые технологии», обращает внимание на рост интереса к инженерным системам жизнеобеспечения.

Владимир Ширяев, первый заместитель генерального директора «Verysell Проекты», считает особенно динамичным рынок систем масштаба отдельного регионального департамента, локального предприятия. «Возможно, — замечает он, — основной причиной этого является децентрализация функциональных обязанностей больших корпораций и рассредоточение информации и соответственно центров ее обработки в регионы».

Шамиль Шакиров подчеркивает, что хотя глобальная архитектура современного ЦОДа не изменилась, но все чаще используются новые технологии, в том числе управление и распределение ресурсов подсистем в соответствии с текущими бизнес-задачами; управление жизненным циклом информации (миграция данных, управление workflow); объединение разнородных ресурсов (вычислительных, хранения) и управление ими как централизованным пулом (виртуализация ресурсов); объединение технологий хранения (SAN, NAS, SAN-шлюзы); использование кластерных файловых систем и решений, обеспечивающих универсальный многопользовательский доступ к данным.

Кластерные решения набирают популярность: два крупных проекта закончены в 2005 г. — вычислительный кластер НПО «Сатурн» («Крок») и ЦОД холдинга «Уралкалий», где впервые реализовано решение на базе техники Sun («Борлас»). Таким образом, число и масштаб проектов по созданию ЦОД выросли значительно, причем речь идет уже не об отдельных центрах, а о системах, объединяющих несколько ЦОД. Очевидно, что в ближайшем будущем тенденция к росту масштабов и сложности только усилится, в том числе и в результате заключения государственных контрактов, например в Федеральном казначействе.

Порталы, CRM, BI: есть ли бум?

Среди руководителей ИТ-компаний распространено мнение, что рынок CRM-систем до сих пор не сложился, поскольку для этого клиенты должны иметь как минимум действующие системы поддержки работы back-офиса, а их еще очень мало. К BI примерно такое же отношение: прежде чем анализировать что-либо, это «что-то» нужно иметь, а сбор данных, пригодных для анализа, налажен далеко не везде. Часто задача внедрения аналитических приложений возникает сразу после хотя бы частичного налаживания работы ERP. На уровне холдингов вопрос получения серьезной бизнес-аналитики стоит очень остро, но в начале нужно как минимум обеспечить оперативную консолидацию отчетности, а эта проблема у многих еще в стадии осмысления. Тем не менее число проектов по внедрению систем класса BI увеличивается.

Большинство экспертов считают, что к решениям перечисленных выше классов есть интерес, он растет, хотя до бума явно далеко. Вероника Тараба, заместитель генерального директора компании «Крок», поясняет: «Платежеспособный спрос проявляется тогда, когда функциональные подразделения организации готовы активно включаться как в процесс постановки задачи, так и в процесс реализации услуги. В прошлом году мы сделали несколько порталов и внедрили ряд центров обработки вызовов, интегрированных с CRM. Реально потребность в этих решениях выше, но все наши заказчики активно растут и приоритет отдают другим задачам, подчас более прозаическим — расширение и наращивание ИТ-инфраструктуры, обеспечение работы удаленных и мобильных пользователей, мониторинг и управление ИТ-инфраструктурой».

В «Ай-Теко» наблюдают рост спроса на системы поддержки принятия решений в финансовом секторе; заметен интерес и со стороны крупных промышленных холдингов, в «Микротест» — ко всем трем направлениям со стороны средних и небольших компаний. Евгений Воронин, директор подразделения Microsoft Business Solutions, говорит, что наиболее активный рост партнерской сети MBS наблюдается по продукту Microsoft Dynamics CRM. Количество партнеров выросло за год в три раза (до 20), к этому движению примыкают компании-партнеры, внедряющие инфраструктурные решения Microsoft и занимающиеся дистрибуцией ПО. Яркий пример — Softline Business Solutions, дочерняя фирма Softline. Внедрение Microsoft CRM — одно из ее приоритетных направлений, и в 2005 г. по нему достигнут очень значительный рост.

Есть оптимисты и в других сферах. Леонид Гольденберг полагает, что можно однозначно говорить о росте спроса на создание корпоративных порталов со стороны органов государственной власти. «Корпоративные (внутрифирменные) порталы переживают настоящий «бум», — считает Сергей Мацоцкий. — Если раньше компании довольствовались небольшим самодельным сайтом, то сегодня такие решения отмирают. Порталы внедряют коммерческие компании и государственные организации независимо от своих размеров и количества человек, в них работающих. Особенно актуальны порталы для компаний, имеющих территориально распределенную структуру. В последнее время на рынке появились интересные нишевые портальные решения, призванные обеспечить автоматизацию определенных функциональных блоков, например порталы коллегиальных органов управления или порталы для кредитных организаций».

Спрос на портальные решения, системы работы с клиентами и аналитические приложения прямо пропорционален уровню развития ИТ-систем в целом и качеству управления бизнесом. Все эти решения опираются и на развитые, сложившиеся бизнес-процессы, и на точные актуальные данные. Пока нет ни того ни другого, не будет и скачка спроса. Чем выше конкуренция в отрасли, тем серьезнее относятся владельцы и руководители компании к применению подобных систем, а сегодня конкуренция охватывает все новые секторы экономики.

Время интеграции?

Под интеграцией традиционно понимается создание сетей, объединение в систему различных видов оборудования, но на самом деле в большинстве случаев можно говорить скорее о поставке техники, может быть, комплекса устройств, но не об интеграции как таковой, особенно в области корпоративных приложений. Ведь прежде чем объединять системы и налаживать между ними обмен данными, их все же сначала нужно построить, чем подавляющее большинство клиентов и были заняты последние годы. Но там, где построена хотя бы базовая инфраструктура, переход к «единому информационному пространству» заказчиками воспринимается как стратегическая задача.

Однако «Крок», например, пока чаще решает задачу интеграции ИТ-инфраструктуры и ИТ-приложений. «Самое смешное, — замечает Вероника Тараба, — что большинство проблем у организаций возникает именно на этом стыке — сначала строится хитросплетение ИТ-приложений, потом приходит понимание, что существующая ИТ-инфраструктура это не потянет, и перед нами ставятся задачи по модернизации и наращиванию».

Алексей Ананьин отмечает, что интеграция разнородных информационных систем в единое корпоративное информационное пространство является сейчас одной из наиболее востребованных задач практически в каждом проекте. Очень часто такие задачи встречаются и в практике «Микротест», говорит Константин Анисимов. «Особенно это характерно для крупных компаний, которые по историческим причинам используют для ведения учета и анализа своей деятельности различные приложения. При этом в головной компании могут использоваться системы уровня SAP R/3, в то время как в дочерних компаниях можно встретить решения на базе «1С», «Паруса» или вообще самостоятельные разработки», — поясняет он. «Как ни парадоксально, — замечает Леонид Гольденберг, — но по нашему опыту актуальным является интеграция систем документооборота с системами управления ИТ-услугами и ИТ-инфраструктурой».

Задачи интеграции становятся более комплексными: интеграционные проекты включают достаточно сложные сочетания, например «ERP+документооборот+АБС+кадры» или «ERP+биллинг», «ERP+CAD/CAM». Появляются проекты, предполагающие интеграцию более десятка приложений, число проектов с применением IBM WebSphere, Oracle Interconnect, интеграционных решений от BEA быстро увеличивается.

Несколько особняком стоит относительно новая задача: интеграция учетных или других корпоративных систем с АСУТП или системами управления производством (MES). С ней сталкиваются не так часто, как с интеграцией бизнес-ПО, и в основном те, кто специализируется на этом. Для «Оптима-интеграция» это одно из основных направлений развития компании. Для «Ай-Теко» — тоже одно из важных. Шамиль Шакиров отмечает: «Особенно востребованы данные из систем нижнего уровня по расходам и затратам ресурсов в натуральном выражении для модулей финансового контролинга. Следующими по важности являются данные по учету производства готовой продукции и автоматически передаваемые данные по отгрузкам материалов или продуктов с предприятия». Алексей Ананьин: «Интеграция учетных систем с АСУТП или MES-системами требуется практически в каждом проекте, выполняемом для промышленного предприятия». Основными (преимущественно потенциальными) заказчиками таких проектов являются металлурги и энергетики, однако законченных проектов мало, в основном это системы коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ), важные для реформы энергетических компаний. Не менее перспективно выглядят и системы учета нефти и нефтепродуктов и их интеграция с бизнес-приложениями. В этой нише активно работает «Систематика».

Обычно в качестве заказчиков АИИС КУЭ рассматривают поставщиков энергоносителей, но по мере роста цен доля энергоносителей в себестоимости продукции становится настолько значительной, что и потребители начинают создавать у себя современные системы учета и контроля расходования электроэнергии и нефтепродуктов. Первые проекты такого класса уже состоялись, и, видимо, в ближайшие годы их станет больше.

Появляются и проекты качественно нового уровня: например, «АйТи» участвует в создании системы контроля и передачи данных о состоянии химически опасных объектов, расположенных в пределах Москвы. Это решение — промежуточный слой между измерительным уровнем и системой обработки данных. Можно ожидать, что по мере автоматизации машиностроения число интеграционных проектов с АСУТП будет стремительно расти, но впервые серьезный интерес к таким работам сформировался в 2005 г.

Два качественных изменения

Видимо, можно утверждать, что ERP-решения и ИТ-аутсорсинг перешли в 2005 г. из сферы яростного маркетинга в область платежеспособного спроса. «Наконец-то дождались», — говорят руководители ИТ-компаний о спросе на ERP. Действительно, проектов все больше, косвенное подтверждение этому — рост бизнеса вендоров ERP за 2005 г.

Что касается аутсорсинга, то прежние игроки упрочили свои позиции, появились новые. Компании, выбравшие аутсорсинг одной из своих специализаций, добиваются заметных успехов: например, «Ай-Теко» ежегодно увеличивает объемы контрактов по ИТ-аутсорсингу более чем на 50%. У «АйТи» оборот на аутсорсинге техподдержки и аутстаффинге за 2005 г. вырос более чем на 50% (аутстаффинг — аренду персонала, в том числе для временных масштабных работ, эта компания сделала одной из своих специализаций).

Но пока не удалось решить принципиальную задачу: обеспечить комплексный ИТ-аутсорсинг для территориально распределенного заказчика. Близкие к этому проекты есть у IBS, «АйТи», «Крок». Но пока они остаются единичными, и еще никому не удалось убедить ИТ-директоров крупных холдингов, что комплексная полноценная ИТ-поддержка должного качества по всей территории страны вообще возможна. Исключение — «Росгосстрах»: здесь считают, что их подрядчик (BCC) задачу эффективного управления региональными партнерами решил успешно. Очевидно, что такая ниша есть и она обширна, поскольку территориально распределенных компаний среди крупных холдингов в России большинство. Однако крупным аутсорсерам еще предстоит научиться четко управлять сетью партнеров и обеспечить заказчику одинаковый и контролируемый уровень качества работ, выполненных их руками.

Изменения в отношении к аутсорсингу существенны. Ремонт, обслуживание копировально-множительной техники стали стандартной услугой, предложение по которой велико, причем везде, вплоть до городов с населением несколько сот тысяч жителей. Поддержка пользователей, обслуживание рабочих станций — постепенно становится стандартной. В 2005 г. были продлены несколько крупных (сотни и десятки сотен пользователей) проектов такого типа. Поддержка ИТ-инфраструктуры, включая корпоративные сети, серверы, системы хранения, пока еще распространена значительно меньше, но проекты такого класса уже запущены. Еще два года назад речь о таких услугах практически не шла. Предложений выкупа оборудования у клиента по-прежнему нет. Аутсорсинг поддержки приложений также развивается: кроме поддержки почты, хостинга Web-сайтов расширяется поддержка более сложного, в том числе системного ПО. Появились примеры аутсорсинга критичных для бизнеса приложений (проект HP по аутсорсингу приложений SAP в «Русал»). Развивается заказная разработка, «Борлас» даже создала дочернюю компанию — Borlas Outsourcing — специально для этого. Кроме того, оказались востребованы новые типы аутсорсинговых услуг: обеспечение ИТ-безопасности, плановые технологические аудиты.

Системная интеграция развивается и в количественном отношении, и в качественном. Мультисервисные сети, IP-телефония и видеоконференцсвязь стали нормой в новых проектах. Спрос на центры обработки данных требует комплексного подхода к их созданию, включая инженерные системы жизнеобеспечения, катастрофоустойчивые решения, организацию уже не одного, пусть и мощного центра, но целой их системы, распределенной по многим городам. Активное использование бизнес-приложений ставит более сложные задачи их интеграции, в том числе множественной, с применением новых технологических платформ, включая идеологию SOA. Сложные, в том числе критичные для бизнеса, комплексы оборудования и ПО передаются на аутсорсинг. ИТ-консалтинг, в том числе непосредственно связанный с бизнесом, отвечающий на вопрос «как решить бизнес-проблему средствами ИТ», становится реально востребованным.

IDC о рынке ИТ-услуг

В 2005 г. российский ИТ-рынок вырос на 25,4% и достиг 12 млрд. долл., ИТ-услуги составляют 20% рынка (2,4 млрд. долл.).
Детальные данные по рынку ИТ-услуг относятся к 2004 г. (опубликованы в январе 2006 г.). Общий объем этого рынка составил 1,8 млрд. долл. В том числе услуги по созданию ИТ-решений — около 400 млн. долл.; решения для поддержки бизнес-процессов — 270 млн. долл., из них 56% приходится на долю решений по организации управления ресурсами предприятия (back-office solutions); услуги по созданию решений для управления инфраструктурой ИТ — 122 млн. долл.

Список компаний — лидеров рынка системной интеграции в последние годы остается почти постоянным, меняется только положение фирм в нем. В тройку лидеров, которая в 2004 г. контролировала почти 10% рынка ИТ-услуг, входят только российские игроки, а доля десяти ведущих компаний составляет 24%. Лидерами (по объемам прибыли от ИТ-услуг, в порядке убывания) в 2004 г. были: «Крок», IBS, R-Style Group, HP, «Открытые технологии», «Борлас», Optima, ЛАНИТ, «ТехноСерв А/С», i-Teco.

Среднегодовой прирост большинства сегментов рынка услуг по управлению инфраструктурой ИТ и обеспечению бизнес-процессов в ближайшие пять лет будет превышать 25%, а по созданию ИТ-решений составит в среднем 27,4%. Наиболее крупным останется сегмент услуг по организации управления ресурсами предприятия. IDC считает, что наиболее динамично будут развиваться услуги по поддержанию жизнеспособности критически важных систем, системы управления взаимодействием с заказчиками, решения в области корпоративных порталов, системы поддержки принятия решений и бизнес-аналитики и специализированные отраслевые решения. Сегмент ИТ-услуг в 2006 г. и последующие годы будет расти быстрее остальных секторов ИТ-рынка. Хотя в нем доминируют услуги по внедрению, в последующие пять лет более чем в шесть раз вырастут затраты на управление.

Блиц-опрос CRN/RE

Насколько выросла в 2005 г. доля услуг в обороте компании?

GMCS Доля консалтинга выросла на 4%, доли поддержки и продажи лицензий вместе взятые на столько же уменьшились.
IBS В 2004 г. эта доля составляла менее половины, в 2005 г. — более 55%. Выручка от консалтинговых услуг выросла на 73%, превысив 100 млн. долл.
Verysell-проекты Доля услуг в структуре доходов от системной интеграции возросла с 25 до 30%. Оборот по направлению ИТ-услуг увеличился за год в 5,6 раза, составив 14 млн. долл.
Ай-Теко Оборот в сфере услуг увеличился на 80%. Оборот от реализации консалтинговых проектов увеличился практически в два раза (более 90%).
АйТи Сервисный бизнес вырос более чем на 25%. 9 из 10 проектов включают консалтинг. В целом доля консалтингового направления стала больше на 35%, шаг вперед сделал консалтинг в области ИТ и такие услуги, как моделирование бизнес- процессов, оценка эффективности внедрения ИТ.
Борлас Структура продаж в 2005 г.: услуги — 57% (чуть выше прошлогоднего результата), поставки оборудования — 21% (снижение на 7%), поставки ПО — 22% (рост на 6%). Основными «точками роста» стали: управленческий консалтинг, включая бизнес-, HR- и налоговый консалтинг (220%), ERP-консалтинг (30%), услуги по созданию интеграционных платформ (100%), поставки ПО (50%). В структуре оборота решающую роль (65,1%) играют комплексные бизнес-проекты.
Крок Доля услуг постепенно увеличивается, по различным классификациям от 1,5 до 5% и даже более. Доля ИТ-консалтинга выросла на 0,5%, но часто оказанные услуги не выделяются из общей стоимости проекта.
ЛАНИТ Рост по предоставлению консалтинговых и сопутствующих услуг — 28%.
Оптима-интеграция С 39 до 46%.
Систематика Хотя из-за объединения в 2004 г. «Аквариус Дата» и «Аквариус Консалтинг» (после слияния — «Систематика») сравнение с 2004 г. не совсем корректно, доля оборота от оказания услуг увеличилась более чем в два раза и превысила 20%. На ИТ-консалтинг, проекты в области внедрения ИС и консалтинг в области безопасности приходится около половины услуг.
ТехноСерв/АС Услуги и консалтинг — 17,3% выручки, в 2004 г. — ИТ-услуги составляли 36% оборота.
ФОРС Доля выручки от предоставления ИТ-услуг возросла на 40%. Впервые консалтинговые проекты стали играть столь весомую роль — их доля в выручке достигла 19%.

Итоги 2005 г. подводят интеграторы

Columbus IT Оборот российского подразделения составил 11,7 млн. долл. Бизнес в России вырос на 15% по сравнению с 2004 г.
IBS Оборот группы по итогам 2005 ф. г. (закончился 31 марта) составил 565 млн. долл., оборот по компаниям не разглашается.
TopS BI Оборот 54 млн. долл., из них 60% — консалтинг.
Softline Оборот 44,95 млн. долл, рост на 62%. В частности, объем продаж ПО (35 млн. долл.) вырос на 54,5%; рост бизнеса по обучению — на 5%, консалтинг — на 263%
(около 1 млн. долл.).
Verysell Совокупный оборот группы вырос на 11% по сравнению с 2004 г. и составил 410 млн. долл. (44,4% — системная интеграция и 3,4% — ИТ-услуги и консалтинг).
Ай-Tеко Оборот увеличился более чем на 80% и составил 212 млн. долл.
Борлас Объем продаж — 101 млн. долл. (российская часть бизнеса — 88 млн. долл.), рост оборота — 25%.
Информзащита Оборот увеличился на 10% и составил 27,2 млн. долл. Оборот направления
консалтинга и сервиса вырос на 113%. 27% — рост оборота в области обучения. Доля услуг — 35%.
Крок Общий объем бизнеса увеличился более чем на 57% и превысил 373 млн. долл. Наибольший рост — создание и поддержка систем обработки и хранения данных. Другие быстрорастущие направления: автоматизация инженерных систем и разработка и поддержка заказного ПО.
ТехноСерв/АС Выручка компании составила 529,6 млн. долл., рост на 31,6%. Распределение по направлениям: инфокоммуникационная инфраструктура — 77,3%, услуги и консалтинг — 17,3%, инженерное оборудование — 5,4%.

Итоги 2005 г. подводят вендоры

Оборот увеличился на 40% по сравнению с 2004 г. Продажи делового ПО «1С» увеличились на 58%, а продажи семейства решений «1C:Предприятие» — на 56%.
Oracle В последние пять лет в России и СНГ объем продаж лицензий рос ежегодно в среднем на 40% (без учета «Связьинвест»).
SAP Оборот на российском рынке вырос на 32,5% и достиг 126,5 млн. евро. Продажи ПО
составили 63,3 млн. евро (рост 30,3%), услуги по сопровождению проектов — 27,8 млн. евро (рост 44,5%), консалтинг и обучение — 34,9 млн. евро (рост 30,6%).
Галактика Доходы выросли на 16% и составили 24,7 млн. долл. При этом 43% дала оплата
лицензий, а 57% — оказание услуг.

Версия для печати (без изображений)