Согласно исследованию, проведенному в 2005 г. тайваньским Центром изучения рынка, объем продаж MP3-плееров всех видов в мире достиг почти 56 млн. штук, и рынок, похоже, начинает быстро насыщаться. В 2005 г., по мнению аналитиков, спрос на MP3-плееры на базе встроенной флэш-памяти (ФП) должен был вырасти на 55%, а на аудиоустройства с миниатюрным жестким диском (МЖД) — на 76%. Но уже к 2008 г. прогнозируется снижение этих темпов до 8,3 и 22,2% соответственно. Совокупные продажи MP3-плееров на мировом рынке в 2008 г. составят 95 млн. шт.

Масштабы продаж MP3-плееров в России неизмеримо ниже мировых. Так, по оценкам Дмитрия Бергельсона, генерального директора компании IRR, отвечающего за маркетинг и координацию продаж продукции iRiver в России и странах СНГ, и Ильдара Мухамадиева, директора компании «Графитек» по продукции, в 2005 г. в России было продано около 1,8—2 млн. шт. MP3-плееров. Причем их большую часть (почти 1 млн.) составляли CD-MP3-плееры. Но устройства на базе ФП и МЖД показали неплохую динамику продаж. По оценке дистрибьюторской компании «Алион», их поставки возросли более чем в 2,6 раза. Причем доля флэш-МР3-плееров увеличилась до 34% от общего числа проданных устройств, а доля МР3-плееров с МЖД «подросла» до 6%.

Оценивая в целом рост российского рынка персонального аудио в денежном выражении, Михаил Тарасов, глава московского представительства Creative Labs, полагает, что суммарный объем продаж в 2005 г. составил примерно 135 млн. долл. при росте на 50%. По его расчетам, CD-MP3-плееров продано почти на 100 млн. долл. (рост за год всего на 20%). Зато прирост продаж МР3-плееров на базе ФП и МЖД составил порядка 100—110% (до уровня 35 млн. долл.).

Кто вышел в лидеры?

Ольга Савина, руководитель отдела брэндинга дистрибьюторской компании «Алион», считает, что на российском рынке персонального аудио лидера выделить весьма трудно. Это связано с особенностями развития самого рынка. В течение 2005 г. здесь пользовалась популярностью продукция таких производителей, как Apple, Creative, iRiver, MPIO, Nexx, Samsung, Safa, Sony. Но в целом, по ее мнению, производители из Юго-Восточной Азии пока лидируют.

В свою очередь, в числе наиболее сильных игроков в сегменте МР3-плееров Мухамадиев называет Creative, iRiver, MPIO, Nexx, Samsung. В то же время он отмечает, что за прошедший год определенных успехов на российском рынке добилась также компания Apple: «В целом 2005 г. стал годом появления большого количества новых торговых марок, в основном из Китая и Южной Кореи. Среди западных производителей помимо Apple можно выделить Philips, которая во второй половине 2005 г. также сделала серьезную попытку расширить свое присутствие на нашем рынке».

Юрий Родный, директор департамента дистрибуции Apple IMC Russia, разделяет весь рынок МР3-плееров на две группы по виду используемого в них накопителя. Если к числу ведущих поставщиков флэш-МР3-плееров он относит iRiver, Nexx, Samsung, Sony, Apple, а также большое количество no name производителей из Юго-Восточной Азии, то в сегменте аудиоустройств с МЖД, по его убеждению, есть только один бесспорный лидер: Apple.

В свою очередь, Бергельсон оценивает доли основных игроков рынка следующим образом: iRiver — 35%, Samsung — 25%, Nexx — 15%, Apple — 5%.

Рунет не даст «умереть» компакт-дискам

В последние годы выпуск оптических носителей, прежде всего компакт-дисков, непрерывно сокращается. В 2005 г. они составляли 4,3% мировых продаж носителей информации, что, по оценке аналитиков PricewaterhouseCoopers, на 6,2% меньше по сравнению с 2004 г. Тем не менее в России они по-прежнему остаются одним из самых распространенных носителей аудиозаписей, а CD- и CD-MP3-плееры стали наиболее доступными (по ценам) персональными устройствами. «Действительно, CD как носитель еще довольно популярен, и продажи CD-MP3-плееров в натуральном выражении не падают, однако доля их существенно сокращается за счет быстрого роста продаж MP3-плееров на базе ФП и МЖД», — отмечает Бергельсон.

По его оценке, совпадающей с расчетами Юрия Родного, к концу 2005 г. доля CD-MP3-плееров в продажах аудиоплееров в России составляла около 50%, хотя еще в 2004 г. она достигала 70—80%. Правда, как подчеркивает Сергей Грибков, менеджер компании DistiGroup по продукции, при этом следует учитывать неоднородную региональную структуру продаж: «По оценкам наших дилеров, в Москве к началу 2006 г. доля CD-MP3-плееров была на уровне 30%, уступив остальную часть рынка MP3-плеерам на базе ФП (70%). Зато в Санкт-Петербурге соотношение продаж этих двух видов устройств составляло 50/50, а в регионах превалировали CD-MP3-плееры, на долю которых приходилось 70% общего количества реализованных устройств».

Михаил Тарасов считает, что пока рано говорить о замещении аудиоустройств, использующих традиционные компакт-диски, плеерами, воспроизводящими контент, хранящийся в виде файлов МР3: «Оба сегмента аудиоустройств дополняют, а не замещают друг друга. Практически в каждой семье сейчас есть CD-проигрыватель, и нет необходимости его менять на устройства с МЖД или ФП. Полагаю, что такое замещение начнется не раньше чем через два года, и это, в первую очередь, будет зависеть от доступности и удобства скачивания музыки через Интернет».

До прошлого года в Рунете действовало довольно много Web-серверов, откуда можно было бесплатно скачивать музыкальные файлы, но, как известно, борьба с нарушением авторских прав на интеллектуальную собственность, в том числе и музыку, привела к началу «тихой войны» с пиратами. Существует поправка к Закону об авторских правах, которая в корне изменит ситуацию на рынке, — в Рунете появятся источники легальных музыкальных записей, правда за них придется платить, и немало (до 1 долл. за файл), что еще больше ограничит доступ к музыкальному контенту в Интернете.

Именно поэтому Ильдар Мухамадиев подчеркивает, что от окончательного исчезновения CD-плеера (как класса товаров) спасает то, что пока нелегко найти легальный музыкальный контент в Интернете. А музыкальные компакт-диски продаются везде, и записи на них представлены как в виде треков, так и в формате MP3. Да и в США, по словам Мухамадиева, где широко распространен широкополосный доступ в Интернет, продажи CD-плееров значительно превышают сбыт MP3-плееров — 70% против 30%, и потому предсказываемая аналитиками «смерть CD» растянется надолго.

Критерии выбора

Рост популярности МР3-плееров, по мнению Ольги Савиной, связан с уменьшением стоимости ФП и, как следствие, удешевлением МР3-плееров на ее базе, а также повышением функциональности подобных устройств. Не секрет, что флэш-МР3-плееры ведущих производителей — это не только устройства для проигрывания музыки. Они интегрируют в себе функции радиоприемника, диктофона и карманного устройства для хранения данных. Такие аппараты снабжены цветным ЖК-экраном для отображения проигрываемых записей или принимаемой радиопередачи.

«Параллельно с интенсивным развитием флэш-МР3-плееров «набирает обороты» и сегмент МР3-плееров с МЖД, намного опережая по темпам роста показатели продаж всех других видов аудиоустройств. Этому способствует снижение цены на накопители, что обеспечивает оптимальное соотношение объема памяти, размеров и стоимости», — отмечает Ольга Савина. По оценкам «Алион», сейчас темпы роста продаж МР3-плееров с МЖД превышают темпы роста продаж флэш-МР3-плееров, по меньшей мере, в три раза. В 2006 г. дистрибьютор ожидает, что сегмент флэш-МР3-плееров вырастет в 1,6 раза, а сегмент МР3-плееров на МЖД — в 3,6 раза.

Правда, Юрий Родный отмечает интересную тенденцию — производители флэш-МР3-плееров усиленно наращивают объем встраиваемой флэш-памяти, что приводит к вытеснению с рынка МЖД-устройств с относительно небольшим объемом памяти (2—4 Гбайт). С ним согласен Ильдар Мухамадиев, который напоминает, что два года назад плееры на базе МЖД продавались штучно: «Ситуация стала постепенно меняться с появлением более доступных устройств на основе
1-дюйм МЖД, и во второй половине 2004 г. — первой половине 2005 г. заметно возросли продажи МР3-плееров на их базе. Однако постоянный рост емкости флэш-памяти при падающей ее стоимости ставит будущее этого типа носителя под сомнение».

Еще более пессимистично оценивает перспективы развития МР3-плееров с МЖД Сергей Грибков: «У этих устройств очень большие размер и масса, большое энергопотребление, поэтому вряд ли они выживут на рынке. Появились новые модели на 1-дюйм МЖД, но и их вытеснит и заменит дешевеющая флэш-память. Разумно использовать МЖД в портативных устройствах типа personal multimedia center, который представляет собой не просто MP3-проигрыватель, а медиа-центр с возможностью просмотра видео, где нужен большой объем встроенной памяти».

Дмитрий Бергельсон выделяет три категории покупателей персональных аудиоустройств. К первой он относит тех, кто приобретает MP3-плеер впервые: «Для них основными приоритетами являются невысокая цена, приемлемое качество звучания, надежность продукта». Во вторую категорию попадают пользователи, решившие обновить свой плеер: они предъявляют повышенные требования к качеству звучания и надежности. Эти клиенты, по мнению Бергельсона, стремятся выбрать продукт известной торговой марки и более эффектного дизайна.

Наконец, есть покупатели, приобретающие MP3-плеер «в подарок», которые предпочитают качественный продукт за небольшие деньги, например плеер известного производителя с хорошим звучанием, но с относительно небольшим объемом памяти.

А Михаил Тарасов считает, что в России, в особенности в регионах, для покупателя важнейшим фактором остается цена устройства, хотя сегодня можно говорить об определенном расслоении покупателей на несколько устойчивых групп, которые в своем выборе учитывают разные критерии. По мнению Юрия Родного, до недавнего времени главным было оптимальное соотношение функциональности и цены, однако со временем ситуация изменилась: «Теперь потребитель все больше внимания обращает на дизайн, торговую марку, удобство работы».

Несколько иной взгляд на предпочтения покупателя у директора по продукции «Графитек», который выделяет три главных критерия выбора MP3-плеера: «Это дизайн, функциональность и цена. А понятие «брэнд» имеет значительно меньший вес, поскольку на технологические новшества массовый потребитель «клюет» редко — он о них зачастую просто не знает».

По данным «Алион» и DistiGroup, наибольшим спросом в России пользуются модели МР3-плееров «начального уровня» стоимостью до 120 долл. — их доля в объеме продаж составляет порядка 60%. Модели персональных аудиоустройств среднего ценового диапазона — 120—250 долл. — продаются вдвое реже — их доля оценивается величиной порядка 30—35%. Причем Сергей Грибков отмечает наличие «психологического порога» у отечественных покупателей — в этой ценовой группе основная масса проданных МР3-плееров стоит менее 200 долл. На долю моделей «премиум-класса» (цена более 250 долл.) приходится всего 5—10% общего объема продаж. Причем, как утверждает Юрий Родный, в этой категории предпочитали покупать МР3-плееры по цене свыше 300 долл.

Ильдар Мухамадиев согласен с такими оценками. По его мнению, на российском рынке лучше продаются продукты нижнего и среднего ценового диапазона. Он также отмечает, что в категории плееров «начального уровня» длительное время наблюдался дефицит, который удалось частично ликвидировать только во второй половине 2005 г.

Стирая границы

По мере роста популярности MP3-плееры все шире распространяются в рознице. Сегодня персональные аудиоустройства продают салоны цифровой техники, компьютерные магазины, магазины по продаже мобильных телефонов, сети бытовой электроники. При этом Ильдар Мухамадиев отмечает интересную тенденцию: грани между вышеупомянутыми розничными каналами постепенно размываются — различные продавцы охотно добавляют в свой ассортимент цифровую технику: фотоаппараты, аудиоплееры, аксессуары.

Дмитрий Бергельсон считает, что сегодня в России оборот цифрового персонального аудио распределяется следующим образом: в сетях мобильной связи — до 45%, в сетях бытовой техники — 30%, в компьютерных магазинах — 15%, в салонах цифровой техники — 10%.

Юрий Родный предлагает различать критерии эффективности организаций торговли: с одной стороны, объем, который продается в сети в целом; с другой — то, что реализуется в одной торговой точке. По последнему критерию он выделяет супермаркеты сетей бытовой электроники и магазины цифровой техники, поскольку их средний объем продаж в одной точке существенно превышает показатели магазина, торгующего мобильными телефонами.

Все производители и дистрибьюторы с оптимизмом оценивают ближайшее будущее отечественного рынка персонального аудио, справедливо считая, что он далек от насыщения. Так, по мнению руководителей IRR и дистрибуции Apple IMC Russia, сегодня есть все основания считать, что в 2006 г. рынок удвоится и продажи МР3-плееров на основе ФП и МЖД возрастут до 1,5—2 млн. шт.

Причем заметно увеличатся продажи в регионах — если в 2005 г., по оценкам «Алион», за пределы столиц уходило 33% аудиоустройств, то в 2006 г. доля регионов вырастет до 40%. А Дмитрий Бергельсон считает, что регионы будут играть еще более заметную роль: «В 2005 г. в Москве и Санкт-Петербурге продавалось 70% всех аппаратов, а в 2006 г. доля столиц вряд ли превысит 40%».

Версия для печати (без изображений)