Около десяти лет назад в продаже появилась первая серийная модель цифрового фотоаппарата стоимостью менее 1 тыс. долл., предназначенная для любительской съемки. Хотя та камера и не отличалась техническим совершенством (разрешение матрицы всего 0,25 Мпиксел, фокусное расстояние объектива фиксированное, только 2 Мбайт встроенной памяти), но имела коммерческий успех и положила начало активному наступлению и вытеснению пленочных камер с потребительского рынка. С тех пор доля цифровых аппаратов на массовом рынке год от года растет. В России этот рынок начал формироваться только в 2002 г., но уже в 2004 г. он стал по-настоящему массовым.

По данным аналитической компании ITResearch, в минувшем году продажи цифровых фотокамер возросли более чем в два раза: было продано около 2 млн. устройств (без учета «серых» поставок), что в денежном выражении превысило 580 млн. долл. Однако есть и другие оценки. Так, аналитики IDC считают, что объем рынка — 2,64 млн. камер, или 882,4 млн. долл.
Хотя в России присутствует продукция порядка трех десятков вендоров, основных игроков здесь не так много. В частности, согласно ITResearch, по количеству проданных в 2005 г. камер в лидирующую пятерку входят Canon, Nikon, Olympus, Samsung и Sony (в алфавитном порядке), общая доля которых по итогам года составила более двух третей всех продаж цифрового фото в стране. По итогам трех кварталов 2005 г. первое место по продажам заняла компания Canon с долей рынка 24%, второе место — Sony (13,4%), третье — Olympus (11,6%), затем следует Nikon — 11,3%.

Пленка не в чести

Несмотря на то что аналоговые камеры все еще пользуются определенным спросом, их доля на мировом рынке продолжает уменьшаться. Все реже появляются новые модели, а потребители все чаще выбирают «цифру». За последнее время несколько крупнейших игроков мирового рынка фототехники (например, Pentax, Kodak) либо полностью свернули, либо значительно сократили производство пленочных фотокамер из-за стремительного падения спроса на них. В конце 2005 г. Konica Minolta объявила о своем уходе с фоторынка, в частности о сворачивании производства пленочных фотоаппаратов (и фотолабораторий), фотопленки и фотобумаги, как официально сообщалось, из-за убыточности данного производства. Кроме того, компания отказалась и от цифрового фото, передав корпорации Sony часть своего бизнеса, связанного с производством цифровых однолинзовых зеркальных камер (SLR). Konica Minolta решила переключить внимание на более выгодный для компании сегмент, связанный с производством офисного оборудования — цветных копиров, материалов для жидкокристаллических дисплеев. Другая крупная японская фирма — Nikon — также заявила об отказе от изготовления пленочных фотокамер. «В конце 2005 г., — говорит Михаил Михин, специалист по продукции, тестированию и связям с общественностью московского представительства Nikon, — компания приняла решение сосредоточить усилия именно на цифровых фотокамерах, оставив все же для европейского рынка две наиболее сбалансированные модели пленочных зеркальных фотоаппаратов».

Пиксели и зеркала

При выборе фотокамеры наиболее значимым для пользователя фактором по-прежнему остается оптическое разрешение матрицы. Поэтому в борьбе за покупателя вендоры постоянно совершенствуют свои разработки, в частности оснащают фотокамеры матрицами все более высокого разрешения. Так, в 2004 г. с рынка «ушли» камеры с разрешением 2 Мпиксел, а 2005 г. стал годом «прощания» с 3-Мпиксел аппаратами — их доля, согласно данным ITResearch, сократилась с 22 (в 2004 г.) до 5%. Такая же участь, видимо, ожидает и камеры с матрицами 4 Мпиксел, поскольку их рыночное предложение стремительно сокращалось (с 26 до 16%). Эксперты предполагают, что в течение года они освободят место аппаратам с заметно большим разрешением — 6—10 Мпиксел. Основу же рынка минувшего года составили 5-Мпиксел камеры, доля которых достигла 41%. Они пользовались самым большим спросом в течение года, и объем их поставок, согласно данным IDC, увеличился почти в пять раз. Ведущие поставщики — Canon, Nikon и Sony, суммарно они контролируют почти половину рынка подобных устройств. Этот сегмент — приоритетный для многих производителей, а для некоторых он является основным, поскольку в структуре их продаж такие камеры занимают более 70%.

Сегмент 4-Мпиксел камер по итогам года занял второе место, однако, как уже упоминалось выше, их предложение стремительно сокращается. Зато был отмечен значительный рост спроса на 7- и 8-Мпиксел аппараты: за год их рыночные доли увеличились более чем вдвое. Такой высокий спрос на эти устройства многие эксперты объясняют снижением их стоимости.

Алексей Евгеньев, руководитель направления фото- и видеопродукции московского представительства Canon North-East Oy, считает, что гонка за миллионами пикселов закончилась, поскольку потребитель понял, что, например, 4 Мпиксел достаточно для печати хорошей фотографии. Действительно, такая тенденция прослеживается. Однако несмотря на это, эксперты прогнозируют значительный рост доли рынка камер с большим разрешением, так как мегапиксели все еще имеют значение для продвижения товара. И вместе с тем, многие вендоры не спешат отказываться и от 3-Мпиксел камер. «Несмотря на падение спроса в этом сегменте, мы планируем продолжать производство этих моделей: они интересны для региональных рынков и корпоративных заказчиков», — заявила Ирина Горбатова, менеджер по продукции российского представительства BenQ.

В 2005 г., как подсчитала ITResearch, на рынке присутствовало около 170 моделей цифровых фотокамер. Наиболее широкими модельными рядами располагали Canon и Sony, которые представили 22 и 19 моделей соответственно. Немногим меньше у Olympus, Nikon и Samsung: 17, 16 и 15. У Kodak — 13. Кроме того, год отличался и обилием новинок. В основном это были фотоаппараты с оптическим разрешением 5, 6 и 8 Мпиксел. Их суммарная доля составила 81%. Самым богатым по количеству новых устройств (21 шт.) стал сегмент камер для требовательных пользователей, затем следуют классы камер среднего уровня (18), ультракомпактных (16), а также профессиональных и устройств начального уровня.

Анализ результатов продаж за минувший год показывает, что большинство покупателей предпочитают продукцию фирм, имеющих «фотографическое» прошлое. «Пока еще к компаниям, пришедшим в эту сферу из рынка ИТ, относятся настороженно, но отношение постепенно меняется. Надеемся, что 2006 г. станет переломным и мы сможем добиться расположения потребителей», — считает Горбатова.

Рост популярности зеркальных фотокамер, по словам всех участников рынка, можно назвать одной из основных тенденций фоторынка в 2005 г. Это происходит не только благодаря тому, что качество получаемых с их помощью снимков превосходит качество фотографий, сделанных тонкими миниатюрными камерами. Здесь играет большую роль и финансовый аспект. Постепенно снизилась нижняя ценовая планка, которая сегодня находится примерно на уровне 700 долл., тогда как в 2004 г. она превышала 1 тыс. долл. Кроме того, большинство производителей существенно расширяют модельный ряд зеркальных камер.

Первой компанией, объявившей о своей приверженности «зеркальной» продукции, была Nikon. Это в первую очередь связано с падением прибыльности, обеспечиваемой массовыми потребительскими фотоаппаратами. Сегодня о выборе подобной стратегии заявляют и другие поставщики. Так, Olympus решила отказаться от выпуска бюджетных моделей. Sony приобрела бизнес Konica Minolta, а Samsung и Panasonic наладили сотрудничество в этой области с Pentax и Olympus соответственно.

Очевидно, что данный сегмент становится очень привлекательным для вендоров: уже в 2005 г., согласно данным Nikon, рынок зеркальных камер вырос более чем вдвое. И, по прогнозам компании, этот рост продолжится очень высокими темпами. А вот сегмент компактных цифровых камер притормозил. В то же время нельзя ожидать полного вытеснения зеркальными камерами обычных «мыльниц», хотя бы потому, что первые уступают последним по компактности, что в свою очередь является немаловажным фактором для покупателей.

Голос кошелька

Рассматривая ценовые предпочтения потребителей, участники рынка замечают, что лучше продаются устройства в диапазоне цен от 200 до 400 долл. Это объясняется тем, что именно в этом интервале находятся камеры с наилучшим соотношением цена-качество, предназначенные для простой съемки, достаточной для печати фотографий хорошего качества.

Что касается падения цен, на которое ссылаются все игроки рынка цифрового фото, то, по данным ITResearch, в 2005 г. рынок оставался в целом стабильным — в среднем цены снизились примерно на 1%. Правда, зеркальные камеры подешевели в среднем на 15%. Это стало следствием общей рыночной тенденции, связанной с расширением предложения подобных устройств в сторону моделей, ориентированных на требовательных массовых пользователей.

Острая конкурентная борьба на рынке цифрового фото вынуждает вендоров активно развивать и внедрять технологические новации, что можно было наблюдать и в прошедшем году.

Так, помимо увеличения разрешения матрицы производители пытались привлечь внимание потребителя к цифровой фотопродукции и другими способами, например внедрением в камеры модуля беспроводного интерфейса связи Wi-Fi. Такие экземпляры, например, представили компании Nikon и Canon. Правда, речь не идет о том, что они могут подключаться к Интернету, — пользователи получают возможность при помощи Wi-Fi передавать фотографии на принтер или компьютер. А камера с модулем Wi-Fi, выпущенная Kodak, способна передавать фотографии по электронной почте, выкладывать их на бесплатном сайте компании или загружать их оттуда.

В погоне за потребителем производители фотоаппаратов постоянно совершенствуют дисплеи камер, повышая качество изображения и диагональ экрана. В целом такая тенденция наметилась уже давно, однако именно в последнее время она приобрела достаточно массовый характер. Так, в первой половине 2005 г. максимальный размер ЖК-дисплеев составлял 2,5 дюйма, а уже к концу года на рынок вышли камеры с диагональю 2,8, 3 и 3,5 дюйма по диагонали.

Можно отметить продукты компаний Sony и BenQ, которые в 2005 г. отметились выпуском на рынок моделей камер, оснащенных сенсорными ЖК-дисплеями. С помощью таких экранов можно управлять как самим процессом съемки, так и просмотром отснятых фотографий.

Подводя итоги 2005 г., почти все игроки рынка говорят о том, что в течение года наблюдалась тенденция все большего проникновения и даже смещения продаж цифровых фотоаппаратов в массовую электробытовую розницу и магазины сотовой связи. Это также свидетельствует о повышении интереса потребителя к цифровому фото и, в свою очередь, стимулирует развитие печатающих устройств: принтеров, МФУ, а также специализированных «домашних» фотопринтеров, рассчитанных исключительно на печать фотографий. Этот сегмент вендоры также считают наиболее перспективным на ближайшее будущее и намерены активно развивать данное направление бизнеса.

Говоря о прогнозах на 2006 г., аналитики заявляют, что несмотря на некоторые негативные тенденции на европейском рынке, российский рынок цифровых камер продолжит рост, измеряемый двузначными числами. В качестве основных факторов этого называют снижение стоимости фотокамер; совершенствование технологий, а следовательно, и улучшение качества цифровых снимков; расширение ассортимента; развитие и доступность сервисов по обработке и печати фотоснимков. Кроме того, в продвижении своей продукции вендоры намерены сосредоточить усилия на российских регионах, рынки которых еще далеки до насыщения.

Спрос находится посередине

Предложение цифровых фотокамер по разрешению матрицы,%

Разрешение 2004 г., первое полугодие 2004 г., второе полугодие 2005 г., первое полугодие 2005 г., второе полугодие
2 Мпиксел 8 4 0 0
3 Мпиксел 38 22 10 5
4 Мпиксел 25 26 26 16
5 Мпиксел 20 26 39 41
6 Мпиксел 7 12 7 15
7 Мпиксел 0 4 10 9
8 Мпиксел и больше 5 6 8 14

Источник: ITResearch.


Версия для печати (без изображений)