Эпоха «железа и софта», похоже, осталась в прошлом. По маржинальности и, главное, по темпам роста поставки оборудования и ПО уже не могут конкурировать с такими направлениями ИТ-бизнеса, как облака, Интернет вещей (IoT), SaaS, IaaS, PaaS, умные сети, когнитивные технологии, мобильные платформы, дополненная реальность, программно-определяемые решения, виртуализация и т. д. Вчерашние перспективы стали повседневной реальностью. И это влечет за собой смену парадигмы работы канала сбыта.

Что же делать армии дистрибьюторов, реселлеров и интеграторов в изменившихся условиях? По-прежнему работать на своем привычном поле с перспективой остаться в лучшем случае нишевым игроком? Или все же постараться как можно быстрее сменить специализацию и оседлать новую волну?

Но меняются не только технологии. Другими стали скорости внедрения новшеств и темпы трансформации бизнес-процессов. Времени на «обкатку и доводку» рынок не дает. Чуть замешкался — и ты аутсайдер.

В портфелях и стратегических планах крупнейших вендоров, «законодателей мод» индустрии ИТ, значительное место отводится инновационным решениям.

«Для компании IBM когнитивные вычисления, облачные технологии, информационная безопасность и мобильность стали приоритетными направлениями деятельности. На них приходится более трети доходов. В России эти сегменты также показывают хорошую динамику», — говорит Ирина Шевякова, директор по работе с бизнес-партнерами IBM в России и СНГ.

По словам Дмитрия Кислицына, руководителя департамента Cisco по удаленной работе с заказчиками и партнерами, в текущем году его компания прогнозирует дальнейшее развитие облачных технологий в качестве основы следующего поколения средств совместной работы, а также расширение сферы действия облака до границы сети за счет так называемых «туманных вычислений». Эти «туманные вычисления» найдут применение в проектах «умных» городов и «умного» распределения энергии.

«Перспективный сегмент нашего бизнеса — продукты и решения для совместной работы, на их долю приходится около 10% мировых доходов Cisco. Так, за последний год облачный сервис Cisco Spark становился все более востребованным как в самой компании, так и за ее пределами. В Cisco он постепенно замещает корпоративный мессенджер Jabber, электронную почту и т. д. Мы рассчитываем на его успех среди российских заказчиков, в том числе потому, что гибридные решения на основе Spark предоставляют возможность размещать модули, содержащие конфиденциальную информацию, в их собственной ИТ-инфраструктуре», — сообщил Дмитрий Кислицын и добавил, что безопасность, выходящая за рамки сетей, также является одним из приоритетных направлений бизнеса Cisco.

В первом квартале 2017 финансового года, который завершился в октябре 2016 г., доходы Cisco в области сетевой безопасности возросли на 11% (в годовом исчислении). По данным IDC, в середине 2016 г. компания сохраняла доминирующие позиции на мировом рынке аппаратных средств безопасности, ее доля составила 16%.

Говоря о приоритетных технологиях, Дмитрий Кислицын отметил, что цифровизация бизнеса и экономики требует подготовленных соответствующим образом сетей. Архитектура DNA (Digital Network Architecture) ознаменовала кардинально новый подход к проектированию сетей в цифровую эпоху. Открытые, программно-управляемые сети обеспечивают анализ данных и автоматизируют рабочие процессы, позволяют освободить ИТ-подразделения от решения задач по конфигурации и рутинной настройке, радикально снизить издержки, защитить существующие и будущие инвестиции, обеспечить предсказуемость, надежность и безопасность. Вместе с тем все большее значение приобретает защита от растущего числа киберугроз. Cisco с применением искусственного интеллекта создает самообороняющиеся сети, которые автоматически распознают потенциальные угрозы и предпринимают ответные действия.

«Специалисты Microsoft уверены, что облачные технологии — это наиболее активно развивающаяся область ИТ, драйвер той новой волны бизнес-инструментов, к которым партнеры проявляют особенный интерес, — говорит Татьяна Делягина, менеджер по развитию платформы Интернета вещей и продвинутой аналитики Microsoft в России. — Сегодня бизнес понимает, что для удержания рынка и завоевания новых позиций ему необходимо переработать массив накопленных данных, чтобы открыть клиентам и конечным пользователям доступ к новым продуктам и сервисам».

Она добавила, что Microsoft стремится предоставить заказчикам и партнерам все инструменты облака Azure — от простых и привычных офисных, например пакета Microsoft Office 365, до инновационных и уникальных решений, таких как блокчейн-инфраструктура Microsoft Blockchain-as-a-Service. Именно поэтому каждый партнерский проект в области Интернета вещей, машинного обучения и искусственного интеллекта показывает, что для дальнейшего развития компаниям необходимо пересмотреть взгляд на привычные бизнес-процессы и применить «цифровое мышление».

«Новые ИТ растут быстрыми темпами, глобальный разворот в сторону программно-определяемых решений и Agile-концепции позволяет гибко и динамично адаптировать информационную среду к новым условиям, внедряя решения и технологии за считанные дни, а не месяцы и годы, как это было еще недавно», — отмечает Денис Сереченко, директор по развитию бизнеса Huawei Enterprise Business Group в России

«Наша компания работает на рынке корпоративной мобильности. Его специфика — быстрое развитие и такой же быстрый рост, что ставит перед нами целый ряд задач, — комментирует ситуацию Сергей Макарьин, директор по развитию бизнеса „МобилитиЛаб“. — Одна из них — скорость изменений: платформы и технологии корпоративной мобильности стремительно меняются и „взрослеют“, также быстро идет „переток“ новых подходов и решений, созданных для консьюмерского рынка, на рынок корпоративных решений. И всё чаще драйверами этого „перетока“ становятся конечные пользователи, которые переносят привычки и приложения из частной жизни в корпоративную, что заставляет нас быстро реагировать на появляющиеся технологии, отслеживать и применять в продуктах для корпоративного сектора те решения, которые стали популярны в консьюмерском сегменте».

Mobilis in mobile

Девиз подводной лодки «Наутилус» из фантастического романа Жюля Верна как нельзя лучше отражает современную парадигму канала сбыта ИТ-рынка. Mobilis in mobile — «Подвижный в подвижном». Технологии и приоритеты меняются быстро, а значит, и реакция партнерского сообщества должна быть мгновенной. Причем речь идет о кардинальных изменениях в работе канала.

«В условиях глобальной трансформации ИТ-рынка, когда аналитические решения и гибридные облачные платформы берут верх над отдельным ПО и элементами инфраструктуры, канал сбыта не может работать прежними способами, нужны принципиально новые методики работы и подходы к продвижению новых технологий на рынок, — подчеркивает Ирина Шевякова. — В 2017 г. IBM кардинальным образом изменила основную партнерскую программу PartnerWorld, что стало следствием и отражением уже произошедших и текущих изменений. Программа была анонсирована 14 февраля на одном из ключевых мероприятий IBM для бизнес-партнеров, в Лас-Вегасе — на конференции PartnerWorld Leadership Conference».

Принципиальные изменения заключаются в том, что новая программа PartnerWorld включает в себя свыше 40 квалификаций в таких категориях, как облачные вычисления, аналитическая платформа, Интернет вещей, когнитивные решения, Watson, электронная коммерция, социальный бизнес, безопасность, инфраструктура, услуги. Благодаря обновленному подходу бизнес-партнеры смогут получить более широкую экспертизу в новых быстрорастущих сферах.

Как отмечает Ирина Шевякова, акцент на квалификации партнеров сделан не случайно. Ведь подход заказчиков к покупке решений изменяется. Они рассчитывают на то, что бизнес-партнеры будут обладать необходимыми навыками и квалификацией, чтобы помочь им в преобразовании бизнеса и оптимизации бизнес-процессов на основе передовых технологий. Именно поэтому IBM совершенствует программу PartnerWorld, с тем чтобы бизнес-партнеры развивали навыки, необходимые им для удовлетворения потребностей заказчика на самом высоком профессиональном уровне в сфере облачных и аналитических систем, систем информационной безопасности и решений на основе когнитивных технологий.

О том, что в канале должны произойти радикальные изменения, говорят и представители других вендоров. «Новые технологии требуют специального подхода к продвижению продуктов на их базе, необходимо сначала знакомить рынок с новыми парадигмами и вкладывать средства в развитие новых концепций, построенных на их базе решений и образование участников рынка», — заявил Денис Сереченко.

По словам Дмитрия Кислицына, Cisco постоянно обновляет программы работы с каналом в соответствии с реалиями рынка, экономическими и технологическими тенденциями. В частности, внедрена система единой регистрации сделок, понижен порог вхождения в глобальную международную программу партнерства, изменились требования к сертификации. Обновление программы в первую очередь основывается на интересах партеров, анализе обратной связи, эффективном использования их потенциала.

В качестве примера Дмитрий Кислицын приводит специфику продвижения на рынок технологий Cisco Spark и Cisco WebEx. Законодательно закреплено требование о том, что все персональные данные пользователей должны храниться на серверах, расположенных на территории Российской Федерации. Этот аспект — ключевой в продвижении и внедрении соответствующих технологий. Для решения данной задачи нужен принципиально новый подход: необходимо построить локальные центры обработки данных, которые сделают возможным широкое использование технологий для совместной работы.

Помимо этого Spark и WebEx отличаются от традиционных решений и продуктов, которые продают партнеры и вендоры. Скорее это услуги — здесь объединяются ПО и лицензии с определенным сроком действия. Следовательно, речь идет о продаже услуг по подписке. Естественно, существует некая интеграционная составляющая сложных проектов, которые внедряются с использованием этих решений, но тем не менее партнер, который хотел бы их продавать, должен быть готов к такой бизнес-модели — продаже услуг по подписке, а не проектов, имеющих какую-то конечную стоимость и дату завершения. «Если говорить о методике продаж этих решений, то она подразумевает общение не только с ИТ-департаментами заказчиков, но и, например, с финансистами, потому что покупка законченного проекта — это капитальные вложения, а приобретение по подписке — оперативные расходы», — пояснил Дмитрий Кислицын.

Игорь Мартюшев, директор департамента «Microsoft» компании «Марвел-Дистрибуция», считает, что появление новых технологий обуславливает появление и новых каналов сбыта. «В принципе, под эти технологии вообще лучше создавать такие рынки, которых раньше не было. А прежние каналы сбыта должны стать потребителями части этих новых технологий, — говорит он. — Если же обсуждать вопрос, меняется ли работа классического дистрибьютора в современном, „облачном“, бизнесе, то вкратце можно ответить так — меняется и значительно. Даже само понятие товара с приходом „облаков“ трансформируется. Сейчас не получится продать просто товар, нужно предложить какой-то сервис, который облегчит продажу и покупку». Он добавил, что раньше дистрибуция строилась за счет личных контактов и телефонных переговоров. Человеческий фактор был задействован на всех этапах процесса продажи. Но в эпоху повсеместной тенденции к цифровизации и ускорению ритма необходимо предлагать партнерам такие сервисы, которые помогут им выстроить работу с дистрибьютором по принципу «запустил и забыл», чтобы освободить время для следующих проектов. Резюмируя, Игорь Мартюшев подчеркнул, что сама цель дистрибуции не изменилась, а вот процесс достижения этой цели стал другим — «ручное» управление полностью заменено автоматическим. Своего рода IoT.

«Для продвижения новых продуктов и решений необходимо тесно сотрудничать с партнерами, вести образовательную и сопровождающую деятельность: проводить семинары по работе с продуктом, обсуждать нынешние и будущие функциональные возможности, разъяснять область применения — какие группы пользователей в рамках организаций могут перейти на „МойОфис“ уже сегодня, — говорят представители компании „Новые облачные технологии“. — Это одна из задач пилотного тестирования — выявить области применения наших продуктов линейки „МойОфис“, определить функциональные группы и задачи, а также сформировать план перехода в соответствии с потребностями конкретной организации и собственно внедрения».

По мнению Романа Моисеева, заместителя генерального директора RRC Russia, с переходом в облако услугой становится практически все. Не только приложения, но также ИТ-инфраструктура (имеются в виду виртуализация серверов и систем хранения данных, GRID-вычисления, новые правила лицензирования используемой инфраструктуры и программных продуктов) и даже сам бизнес, поскольку появляются новые пути и каналы продаж и покупок.

«Развитие облачных вычислений приведет к большей специализации. Облака повлияют на модель потребления ИТ, а значит, ключевым игрокам — дистрибьюторам и реселлерам — придется освоить новые роли. Но это не означает, что уже в ближайшее время мы окажемся в такой реальности, где не останется места традиционным моделям бизнеса, — считает Роман Моисеев. — У российских компаний есть время, чтобы спокойно и без спешки подготовиться к работе в новых условиях. Резкого спроса на них не ожидается по ряду причин, среди которых главные — недостаточное развитие инфраструктуры и психологическая неготовность многих компаний использовать облачные сервисы, в особенности для критически важных бизнес-приложений. Но учитывать перспективы данного направления и быть готовыми к работе в новых условиях, конечно же, надо. Кроме того, дорогой доллар и общая экономическая ситуация также заставляют клиентов переходить от существенных капитальных затрат к небольшим операционным».

Похожего мнения придерживается и Игорь Мартюшев. Он также отмечает, что доля использования новых технологий пока еще невелика. «Если посмотреть на различные планы и аналитические прогнозы, то темпы роста просто невероятны. Но если взглянуть на этот рынок объективно, то получается, что пока зарабатывать на цифровизации научились лишь очень немногие сильнейшие компании, а остальные довольствуются крохами как в переносном, так и в прямом смысле этого слова, — заявил он. — Если говорить о темпах развития облачных сервисов у нас в компании, то мы движемся в том же темпе, что и российский ИТ-рынок, который на данный момент находится в самом начале пути».

Сергей Макарьин считает, что прежние способы работы пока никто не отменял, просто нужно понимать, на каком рынке фокусируется компания и что нужно для достижения поставленных целей. «Мы продаем решение для корпоративных заказчиков. И используем все инструменты, работающие в среде B2B, — подчеркнул он. — Проводим мероприятия для конкретных групп клиентов, разрабатываем адресные PR-кампании, ведем собственные исследования в области корпоративной мобильности, запускаем пилотные проекты».

В то же время надо отметить, что ведущие российские дистрибьюторы уже довольно успешно применяют новые технологии для организации своих бизнес-процессов.

Как заявил Роман Моисеев, эти технологии в бизнесе RRC следует рассматривать с трех сторон:

  • административно-управленческие цели; 
  • построение канала сбыта; 
  • увеличение/расширение портфеля продуктов или создания добавочной стоимости. 

«Для административно-управленческих целей мы используем частное облако, построенное на платформе Citrix Cloud Centre, которое также обеспечивает оперативный доступ к данным, хранящимся на серверах компании, — сообщил он. — Корпоративная мобильность и мобильный офис — неотъемлемые инструменты наших сотрудников. В компании используются Webex и Skype для видеоконференций, семинаров, тренингов. Причем этими технологиями регулярно пользуются порядка 80% топ-менеджеров и 50% сотрудников среднего звена.

Следующим шагом должен стать переход к гибридному облаку, то есть соединение нашего частного с существующим публичным, достаточно надежным или безопасным, или создание вместе с партнерами своего публичного облака на представленной нами платформе Bento Cloud. Но отношение бизнеса к публичным облакам настороженное, и поэтому такой шаг требует кропотливой работы с партнерами. Пока облачные технологии не стали для нас инструментом формирования канала, хотя в них есть большой потенциал для его развития.

Что же касается новых технологий как продуктов для дистрибуции, то полгода назад наша компания анонсировала Bento Cloud — платформу для построения облачных структур. Но пока говорить о заметной доле этого продукта в общем портфеле наших решений рано».

Игорь Мартюшев рассказал, что многие из названных выше технологий компания выбрала в качестве основных рубежей на пути развития бизнеса. К примеру, в «Марвел» давно, еще в 2011 г., поставили задачу цифровой трансформации своих сервисов, а также создания новых направлений, основанных на таких технологиях, как облака, IoT и пр.

«Мы осознали необходимость социального взаимодействия внутри компании не посредством телефона, почты или различных мессенджеров, а при помощи облачной среды, которая была бы интегрирована в существующие бизнес-процессы, — сказал Игорь Мартюшев. — В итоге за последние два года мы существенно продвинулись в цифровизации нашей B2B-системы. Появились api-интерфейсы, позволяющие проводить глубокую интеграцию ERP-системы компании с бизнес-процессами партнеров. Мы создали условия для кастомизации этих api-интерфейсов, если у партнера в каком-то виде уже автоматизированы бизнес-процессы. Также мы смогли разработать систему, которая позволит создавать и размещать заказы автоматически, без участия „человеческого фактора“. Внедрили систему электронного документооборота, смогли запустить глобальную платформу, которая объединяет существующие бизнес-процессы, задачи, планы нашей компании в целом и сотрудников, то есть создали своего рода версию социальной бизнес-сети по типу LinkedIn, но только с существенно расширенной функциональностью, работающей при этом исключительно на наших собственных мощностях.

Что касается планов в отношении облачных сервисов, то в данный момент мы разрабатываем единую платформу, которая позволила бы нашим партнерам строить бизнес с нами на основе так называемых услуг по подписке. При этом данная платформа позволит нам автоматизировать весь процесс „биллинга“ партнеров, сведет воедино все маркетинговые активности, а также будет предоставлять партнерам поддержку продуктов даже после окончания срока подписки».

Наилучшие шансы — у активных и любопытных

Очевидно, что изменения, происходящие на рынке ИТ, кардинально повлияют на модель отношений между вендорами и каналом. В конечном итоге перед активными и инициативными партнерами откроются новые перспективы развития бизнеса, амбициозные стартапы получают шанс отхватить свою долю пирога, ну а для некоторых новые технологии будут знаменовать закат их карьеры.

Судя по комментариям компаний-производителей, они уже адаптировали партнерские программы к новым условиям. Как подчеркнул Дмитрий Кислицын, Cisco давно и плодотворно сотрудничает с ведущими игроками в области внедрения инновационных решений, способствующих созданию передовых бизнес-моделей для заказчиков. Наряду с этим вендор готов оказать поддержку и новым партнерам, делающим ставку на использование перспективных технологий. При этом Cisco стимулирует реселлеров к переходу от «коробочных» продаж к поставкам и внедрению инфраструктурных решений, развивая для этого партнерскую экосистему. Компания меняет модель работы и смещает акценты с аппаратного бизнеса на программные решения и услуги, предоставляемые в том числе по подписке.

«У IBM огромная партнерская сеть и многолетняя история развития отношений с бизнес-партнерами, поэтому мы, безусловно, поддерживаем игроков и всецело помогаем им осваивать новые направления и технологии, — отмечает Ирина Шевякова. — На последней конференции в Лас-Вегасе партнеры делились опытом трансформации бизнеса — от классического реселлера аппаратного обеспечения до комплексного поставщика решений, основанных на когнитивных технологиях. Партнеры отмечали существенную роль IBM в процессе этой трансформации. Но наша компания активно привлекает к сотрудничеству и новых игроков, не обремененных унаследованной бизнес-моделью, инфраструктурой и штатом. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что новая программа PartnerWorld служит для поддержки и мотивации всех без исключения типов бизнес-партнеров. Всем им будет предоставлена возможность продемонстрировать свои квалификацию и экспертизу и получить соответствующий уровень партнерства в программе».

Дмитрий Кислицын добавил, что Cisco максимально гибко подходит к выбору партнеров и работе с каналом. Поставщик всегда будет поддерживать своих реселлеров и помогать им в освоении новых направлений. «Одновременно с этим мы видим большое число новых интересных игроков на рынке, с которыми готовы сотрудничать. Сегодня Cisco помогает партнерам развивать сетевые практики, приобретать новые навыки и открывать возможности для бизнеса, связанные с автоматизацией, аналитикой и обеспечением безопасности, — говорит Дмитрий Кислицын. — Это здоровая конкуренция. Некоторое время назад, когда были анонсированы системы видеонаблюдения, мы начали сотрудничать с компаниями, которые традиционно не относились к сфере IP. Они специализировались в области систем видеонаблюдения, контроля доступа, охранно-пожарных сигнализаций. Однако научно-технический прогресс перевел эти системы в среду IP и фактически трансформировал их в ИТ-продукт. Такие компании, обладающие, с одной стороны, богатой клиентской базой, а с другой — хорошей технической экспертизой, стали нашими новыми партнерами. Аналогичная ситуация сложилась и с продвижением решений, которые продаются по подписке. На рынке всегда будут существовать нишевые игроки, узкие специалисты в той или иной области. Перед заказчиком стоит выбор: покупать все решения у одного партнера либо искать таких специалистов в каждой конкретной области».

Насколько серьезные перемены ждут канал в недалеком будущем? Могут ли они изменить партнерскую сеть до неузнаваемости?

«Способы сбыта меняются постоянно, но при этом цель остается неизменной, — говорит Игорь Мартюшев. — Причем, куда именно нас заведут текущие цифровые изменения каналов сбыта, не знает никто. Сейчас идет борьба между двумя трендами, между глобализацией и децентрализацией. И нужно понимать, что укрупнение и объединение различных систем в единый механизм пугает уже не только параноиков, ожидающих пришествия SkyNet, но и специалистов в области компьютерной безопасности и искусственного интеллекта. Поэтому всё, что мы пока можем сказать, — да, канал однозначно изменится». Впрочем, другие игроки рынка дают более осторожную оценку перспектив. «Канал сбыта может измениться, но, во-первых, это вопрос времени и, во-вторых, „измениться до неузнаваемости“ — это сказано слишком сильно, пока такой тенденции не наблюдается, — заявил Денис Сереченко. — Тем, кто желает получить свою долю на будущем рынке ИКТ, нужно вкладываться в развитие и продвижение новых технологий. Необходимо искать правильный баланс между традиционным бизнесом и новыми тенденциями, чтобы не пропустить момент и не оказаться не готовым к переходу».

Что же делать традиционным дистрибьюторам и реселлерам? Набирать и обучать новых специалистов, открывать новые департаменты, инвестировать дополнительные средства? Или сохранить свои позиции на освоенной территории?

«Каждый должен сделать свой выбор: остаться игроком на своем привычном поле или осваивать новые для себя сферы деятельности. Есть масса примеров, когда крупные игроки уходили с рынка, не успев вовремя изменить свою стратегию по причине стремительно развивающихся технологий, — говорит Ирина Шевякова. — Для многих такой выбор совершенно очевиден: некоторые пока оценивают предстоящие инвестиции и не торопятся с принятием решения, а другие уже начали трансформировать свой бизнес. Мы всегда готовы помочь партнерам двигаться вместе с нами в направлении, которое наилучшим образом способствует решению задач, стоящих перед нашими заказчиками».

Дмитрий Кислицын призывает партнеров меняться, развиваться, проявлять любопытство! Оставаться авторитетным и уважаемым игроком на своем привычном поле, не меняясь в соответствии с требованиями рынка, невозможно. Не сбрасывая со счетов человеческие отношения и репутацию, нужно учитывать, что мир сегодня другой, как и бизнес-климат, и экономика. Если компания хочет не просто оставаться на плаву какое-то время, а развиваться, безусловно, она должна меняться. «Мы видим дистрибьюторов, которые активно развивают продажу собственных услуг, в том числе облачных, есть партнеры, которые вкладывают средства в обучение специалистов и открывают новые направления. Это нормальный естественный процесс развития рынка. Необходимо работать и искать наиболее эффективные пути движения вперед», — подчеркнул он.

«Традиционный реселлер — широкое понятие. Если компания специализируется на решениях определенного класса, то, возможно, мобильность для этого класса не актуальна и распыляться не стоит. Хотя сейчас осталось не так много таких областей, — отмечает Сергей Макарьин. — Но если компания специализируется на широком классе решений или на областях, где мобильность стала неотъемлемой частью, — безопасность, управление полевыми сотрудниками, автоматизация базовых пользовательских сервисов, то без экспертизы и соответствующих решений в своем портфеле компания рискует потерять конкурентоспособность и возможность удовлетворять актуальные потребности заказчиков».

По мнению Игоря Мартюшева, у игроков канала всегда есть несколько путей: расширять существующую структуру или дробить и диверсифицировать, при этом в попытке усидеть на нескольких стульях можно потерпеть неудачу. Возможно, если речь идет о самых передовых технологиях, то правильнее развивать их параллельно с основным бизнесом, что позволит вести его более динамично. Но это потребует больших финансовых ресурсов.

«Каждый выбирает путь развития исходя из своих возможностей. Мы для себя обозначили необходимость цифровизации внутри компании еще в 2011 г. и планомерно инвестируем в развитие этого направления, — комментирует Игорь Мартюшев. — Но при этом мы остаемся „авторитетным и уважаемым игроком на своем привычном поле“, о чем, к примеру, говорит тот факт, что третий год подряд мы получаем награду „Дистрибьютор года в России и СНГ“ по версии EMEA Channel Academy».

«Мы рады работать как со „старыми“, уважаемыми игроками рынка, знающими потребности заказчика, так и с новыми, которые могут оперативно решать нестандартные задачи, обладают специализированной экспертизой в области мобильных технологий», — подчеркивает Сергей Макарьин.

А Денис Сереченко убежден, что уже сегодня есть новые игроки, которые хотят выйти на рынок и готовы активно в него инвестировать. Необходимо соблюдать баланс между инновационными подходами и традиционным бизнесом, чтобы не разрушить существующие каналы продаж и не потерять ключевые источники дохода. Словом, нужна эволюция, а не революция.


Версия для печати (без изображений)