Уходящий 2005 г. был для ИТ-рынка России довольно успешным. Объем рынка, по предварительным оценкам, достигнет 12 млрд. долл. (рост на 24%). При этом оборот в сфере услуг вырастет примерно на 26%, продажи ПО — почти на 20%, оборудования — на 24%.

ИТ-рынок России, как и вся экономика страны, по-прежнему существенно зависит от колебаний мировых цен на нефть, поэтому какие-либо долгосрочные прогнозы можно делать только с большой осторожностью.

Тем не менее общая тенденция очевидна — в ближайшие годы темпы роста ИТ-рынка будут снижаться. Насколько резким будет снижение, зависит от внешнеэкономических факторов, в том числе и от того, вступит ли страна в ВТО. Если это действительно произойдет, различные секторы экономики отреагируют по-разному. В частности, если рынок банковских услуг будет открыт для западного капитала, в этой сфере произойдет очень серьезный рост потребления ИТ. В сфере дискретного производства, напротив, при резком усилении конкуренции после вступления в ВТО неминуем заметный спад. В результате действия таких разнонаправленных факторов общий рост рынка стабилизируется.

О высокой вероятности осуществления ряда крупных, в том числе государственных, проектов много говорилось и в прошлом году, и в начале нынешнего, однако по причинам, не имеющим отношения к ИТ, эти проекты не состоялись. Однако нельзя не отметить возросшее внимание правительства к сфере ИТ, а главное — наличие средств на реализацию масштабных проектов, поэтому вероятность их осуществления в ближайшие год-два остается высокой.

В 2005 г. IDC провела исследование, охватившее 500 директоров и менеджеров отделов ИТ. Получены интересные результаты, в том числе выявлены основные направления планируемого развития ИТ. На рис. 3 приведено распределение ответов (от «не важно» до «очень важно») на вопрос «Какие технологии вы считаете важным внедрить в следующем году?». Централизованное управление инфраструктурой ИТ закономерно оказалось на первом месте. Практически у всех корпоративных клиентов есть закупленная в свое время у разных поставщиков техника, зачастую весьма сильно различающаяся по своим параметрам и функциональности. Потребность в оптимизации управления такой гетерогенной аппаратной средой становится все острее.

Список наиболее востребованных технологий ощутимо меняется от года к году. В частности, управление ИТ (IT governance) и управление ИТ-сервисами (IT service management) могут занять одно из первых мест в этом перечне в 2006 г., во всяком случае, они будут востребованы явно больше, чем ASP. С другой стороны, создание хранилищ данных, скорее всего, станет менее приоритетным. Так как последние три года наблюдался настоящий бум в области систем хранения, стоит ожидать снижения интереса к ним, поскольку значительная часть заказчиков уже удовлетворила свои потребности в этом оборудовании. Возможно, в 2006 г. темпы роста продаж дисковых систем снизятся. А вот задачи обеспечения безопасности явно не потеряют актуальности.

Особый интерес представляют системы бизнес-аналитики (business intelligence, BI). Хотя разговоров на эту тему по-прежнему значительно больше, чем реальных внедрений (тем более c широкой функциональностью), в этой области наметился очевидный сдвиг. Бизнес-аналитика из модной темы дискуссий явно превращается в реальный бизнес-инструмент, число использующих его компаний быстро растет. Больше стало и поставщиков решений этого класса, увеличивается и число проектов с применением BI. Три года назад, готовя конференцию IDC по BI, мы еле-еле смогли найти хотя бы одного-двух пользователей, готовых рассказать о своих внедрениях. На конференции этого года мы с трудом предоставили возможность выступить всем желающим. Уже можно говорить о том, что этот рынок действительно существует, в то время как три года назад под BI понималась просто дополнительная функциональность ERP-систем.

Изменения на рынке ПО

Заметно общее изменение отношения заказчиков к использованию ПО, причем для каждого пользовательского сегмента характерен свой подход. Средние предприятия уже переходят или планируют в ближайшем будущем перейти к тиражируемым решениям, постепенно отказываясь от «самодельных» систем или комплексов для автоматизации, основанных на нелицензионных «коробочных» продуктах, интегрированных между собой. Основная причина такой миграции — желание обеспечить большую надежность, расширить функциональность и в целом выйти на более «солидный» уровень автоматизации управления.

Крупные компании в значительной мере заинтересованы в разработке заказного ПО, учитывающего их уникальные особенности, поэтому сегмент заказной разработки тоже быстро растет. Анализ работы ведущих интеграторов показывает: для многих из них разработка ПО на заказ стала в этом году значительно важнее, чем в прошлом. Соответствующие подразделения быстро набирают персонал. Одна из причин — быстрый рост экспортных разработок, но и заказов крупнейших российских клиентов становится ощутимо больше.

Одной из основных движущих сил рынка ИТ-услуг в России в 2005 г. IDC считает бурный рост рынка ПО для интегрированных систем управления предприятием (ИСУП), продолжающийся уже третий год. В 2004 г. объем этого рынка вырос, главным образом за счет продажи лицензий, на 52,8%, достигнув 194 млн. долл. Отмечается и увеличение доходов от технической поддержки растущей клиентской базы, что особенно существенно для поставщиков, давно работающих на российском рынке и сумевших сформировать широкий круг заказчиков.

Проведенное IDC исследование Enterprise Application Software 2005—2009 Forecast and 2004 Vendor Shares показало: вырос не только общий объем рынка, увеличилась и доля местных компаний. Растет число фирм, предлагающих собственные разработки. Впервые в отчет IDC вошли показатели компании «1С», поставляющей пакет «1С Предприятие 8.0». Набор функциональных модулей этого продукта теперь полностью соответствует классификации IDC для систем класса ИСУП. В то же время, в результате слияний и поглощений международного уровня численность западных компаний на российском рынке сокращается. Мелкие и средние иностранные компании, занимающие определенные узкие ниши, постепенно становятся частью более крупных производителей ПО, а их продукты — отдельными модулями или дополнительными функциями в пакетах последних. С высокой вероятностью можно предположить, что в России от этого процесса выиграют компании Microsoft и «1С», поскольку смогут увеличить свою долю на быстрорастущем рынке СМБ. Именно у этих компаний есть для такого рывка реальная база в виде развитой партнерской сети и достаточных маркетинговых ресурсов.

Наибольший вклад в общий объем российского рынка ИСУП вносят финансовый, производственный, государственный и телекоммуникационный секторы, оптовая торговля. Одним из оснований для прогнозирования роста именно в этих отраслях, считает IDC, служит появление большого числа специализированных отраслевых решений, способствующих распространению ИСУП и снижающих стоимость контрактов. Вероятно выполнение крупных ИТ-проектов в таможенных и налоговых органах, а также в других государственных структурах. Если они состоятся, то объемы сделок могут оказаться весьма значительными. По прогнозу IDC, рынок ИСУП в России до 2009 г. будет ежегодно расти в среднем на 26%, то есть медленнее, чем в 2004 г. Хотя на этом рынке доминируют крупные заказчики, IDC отмечает рост предложений для растущего сектора СМБ, что заметно повышает конкуренцию.

Все более востребованы системы CRM российской разработки. Хотя этот сектор рынка развивается значительно медленнее сектора ИСУП, доля отечественных продуктов на нем достаточно высока, особенно среди систем, основанных на Web-сервисах, где она составляет более 50%. Успешно конкурируют с западными поставщиками и создатели продуктов класса BI, например фирма «Софтпром».

Услуги: смещение фокуса и его последствия

Общая структура ИТ-рынка в России (рис. 2) остается характерной для развивающихся стран, с заметным преобладанием доли оборудования. Доля услуг и ПО в общем объеме рынка выросла в период 2001—2005 гг. незначительно — на 7%, однако рост доли услуг и ПО — устойчивая тенденция, которая в этом году стала заметнее, чем раньше. Сравнение с более развитыми рынками европейских стран, где доля услуг и ПО составляет более 50%, дает основания утверждать, что потенциал этих сегментов рынка в России весьма велик.

По данным проведенного IDC исследования Services 2005— 2009 Forecast and 2004 Vendor Shares, объем рынка услуг в России в 2004 г. вырос на 26,3% и составил 1,9 млрд. долл., в 2005 г. рост продолжился на том же уровне. Средний ежегодный прирост рынка услуг в прогнозируемый пятилетний период составит 25,4%, а его объем к 2009 г. достигнет 5,8 млрд. долл. По темпам роста этот рынок значительно опережает рынки ИТ-услуг в странах как Восточной, так и Западной Европы, однако прямые сравнения с американским или западноевропейским рынком были бы неправомерны.

У каждой страны свой путь, и то, что происходило в сфере ИТ в Западной Европе несколько лет назад, не повторится в точности в России. Основная причина — отсутствие во многих отраслях рыночных механизмов и свободной конкуренции. Сами рынки развиваются совсем иначе, поэтому и ИТ востребованы в иной степени и в иных формах. Темпы изменений в России тоже будут совсем другими. Если даже предположить, что сейчас в России такой же уровень развития ИТ, как был в Германии 10 лет назад, то это не значит, что через 10 лет здесь будет такой уровень, как в Германии сейчас. Возможно, он будет достигнут через 5 лет или раньше. В России есть средства на автоматизацию, и средства большие, а это решает многие вопросы и сказывается на темпах изменений.

Кроме того, для многих зарубежных ИТ-фирм Россия является приоритетным рынком, в развитие которого они вкладывают значительные инвестиции. Быстро растет и число таких компаний, и степень их присутствия. Простейший индикатор этого процесса — число сотрудников представительств. Пять лет назад многие поставщики и представить себе не могли, что у них будут в Москве такие офисы, как сейчас. Растут и обороты западных фирм, особенно тех, кто инвестировал и предпринимал конкретные шаги для завоевания рынка. Они уже получили заметные результаты. Это внимание к России влияет и на смежные рынки — Украины, Казахстана. Например, ИТ-рынок Казахстана растет даже быстрее российского, поскольку отношение количества «нефтедолларов» к численности населения там даже выше.

Заметной тенденцией на рынке услуг IDC считает значительный (по сравнению с 2003 г.) рост спроса на консалтинг и услуги по внедрению бизнесориентированного ПО (аналитические программы, системы автоматизации документооборота, управления взаимодействием с клиентами и традиционно решения для автоматизации вспомогательных процессов). В структуре рынка услуг на консалтинг приходится только 7% оборота. Но нужно иметь в виду, что методика IDC охватывает только консалтинг технический, подразумевающий услуги по планированию ИТ-инфраструктуры. Эти услуги легче учитывать и легче определять их цену, поскольку ясно, что должно быть получено в результате. Бизнес-консалтинг, таким образом, остается вне рамок наших исследований как не имеющий прямого отношения к ИТ-рынку, а на его долю приходится очень значительная и самая быстрорастущая часть бизнеса системных интеграторов. В целом консалтинг дает вклад много больший, чем 7%. Возможно, это недостаток подхода IDC, но мы ищем пути преодолеть его, поскольку важность бизнес-задач для ИТ-компаний растет.

Системным интеграторам придется научиться говорить с клиентами на языке бизнеса и понимать их бизнес-потребности, иначе они останутся только поставщиками оборудования, а это приведет к постепенному сокращению их оборотов. Ведь доля затрат на инфраструктуру уже падает и будет падать дальше, а доля затрат на услуги увеличивается. В более широком смысле этот процесс скажется и на всем канале сбыта. По мере снижения прибыльности поставок оборудования число фирм, занятых ими, будет уменьшаться. Они просто уйдут из этого бизнеса, переключившись на что-то другое. ИТ-бизнес будет концентрироваться вокруг крупных компаний и вокруг тех, кто за счет логистики или экспертизы сможет обеспечить себе высокую прибыль.

Мы не проводили специальных исследований по этому вопросу, но даже обычные житейские наблюдения показывают, что количество подвалов в Москве, где продают компьютеры, теперь намного меньше, чем пять лет назад. Некоторые бывшие розничные фирмы торгуют теперь через Интернет, а часть покупателей перешла в более удобные розничные точки. Розничные сети, которые могут обеспечить большие объемы и имеют хорошие помещения, постепенно, но неумолимо вытесняют мелких продавцов.

На сокращении числа реселлеров сказывается и консолидация бизнеса. Существующее число небольших компьютерных фирм объективно избыточно, и те процессы консолидации, которые мы уже наблюдаем среди крупнейших игроков, скоро начнут проявляться и на следующем, более низком «этаже». В результате сохранятся те компании, которые найдут для себя более прибыльную нишу, чем торговля «коробками».

Одной из таких ниш могут быть услуги, связанные с использованием мобильных устройств. Поставки их в Россию стремительно растут, причем быстрее всего — поставки смартфонов. Цены мобильных устройств снижаются, они становятся разнообразнее, увеличивается спрос на решения с их применением, но реальных внедрений пока очень мало. Существуют готовые решения, весьма популярные в Западной Европе, например Blackberry фирмы Reach in Motion, обеспечивающие пользователю постоянную связь с корпоративной сетью. Поставщики таких решений обязательно придут и в Россию. Массовое использование мобильных устройств в корпоративном секторе — дело близкого будущего.

Крупнейшими потребителями ИТ-услуг остаются финансовый, производственный, государственный и телекоммуникационный секторы, суммарно обеспечившие чуть более 65% рынка. Интересное, но пока не исследованное нами направление — ИТ-услуги среднему и малому бизнесу. Фирмы СМБ уже готовы покупать простые услуги, например по настройке и внедрению несложных приложений. А когда этот спрос станет достаточно заметным, то кто его будет удовлетворять? Вопрос пока открыт. Возможно, спрос в этом сегменте рынка вырастет уже в ближайшее время, но только в городах с высокой деловой активностью — Москве и Санкт-Петербурге.

Список компаний — лидеров рынка системной интеграции остается почти постоянным в последние годы, меняется только положение фирм в нем. В тройку лидеров, которая в 2004 г. контролировала почти 10% рынка ИТ-услуг, входят только российские игроки, а доля десяти ведущих компаний составляет 24%. Лидерами рынка (по объемам прибыли от ИТ-услуг, в порядке убывания) в 2004 г. были: «Крок», IBS, R-Style Group, HP, «Открытые технологии», «Борлас», Optima, ЛАНИТ, «ТехноСерв А/С», i-Teco.

Формально эти компании контролируют значительную часть рынка, но надо учитывать и специфику России. Хотя крупнейшие интеграторы выступают во многих масштабных проектах как генподрядчики, они не выполняют всех работ сами, основная часть отдается на субподряд. Такой модели взаимодействия нет в других странах. Любой крупный европейский интегратор выполняет проект самостоятельно по всей стране, и все, что он получает, — только его доход. В России же это просто невозможно. Поэтому хотя и создается впечатление, что ведущие интеграторы получают львиную долю всего оборота на услугах, на самом деле это не совсем так, ведь значительная его часть попадает в итоге к субподрядчикам.

Аналогичная ситуация сложилась в производстве ПК. Есть первая пятерка, первая десятка российских производителей. Но большая часть их бизнеса — продажа комплектующих, компьютеры из которых собираются на местах. Нельзя допускать, чтобы привычная «москвацентричность» экономики заслоняла реальное положение дел, поскольку экономические процессы идут не только в столице.

Нелишне вспомнить, что услуги услугам рознь: можно получить подряд на поставку 5 тыс. серверов и их конфигурирование, а можно — на масштабное внедрение ERP. Мы считаем, что если даже во втором случае исполнитель получит меньше денег, его влияние на рынок больше, чем фирмы — настройщика серверов, поскольку это достаточно простая услуга. Анализ данных об обороте не позволяет это учесть. Кроме того, определяющим фактором на рынке системной интеграции, к сожалению, остается коррупция. Если ключевым фактором выбора оказывается не функциональность решения, а какие-то другие обстоятельства, это плохо сказывается на рынке.

Между тем на рынке услуг растет активность зарубежных компаний: четвертое место в группе лидеров заняла HP, высокие темпы роста продемонстрировали IBM и Siemens Business Services. На российский рынок вышла компания Logica CMG — международный поставщик ИТ- услуг, которой удалось выиграть несколько крупных тендеров в телекоммуникационном секторе. Однако объективно оценить темпы продвижения иностранных сервисных компаний трудно. Во-первых, рынок услуг остается чрезвычайно закрытым, во-вторых, даже если крупная западная компания заключает сервисный контракт с солидным российским клиентом, в этом проекте наверняка будут участвовать также многие российские фирмы. Работать полностью самостоятельно на российском рынке иностранной фирме очень сложно.

Возможно, в ближайшее время произойдет прорыв, если крупнейшие российские компании, особенно добывающих отраслей, выберут в качестве подрядчиков западных поставщиков услуг, но прогнозировать развитие событий в этом секторе мы не беремся. Вместе с тем, есть спектр более востребованных услуг, таких, например, как сетевая интеграция, где предложение российских компаний очень велико, и вряд ли здесь будут востребованы иностранные поставщики. Они могут успешнее конкурировать там, где нужна уникальная техническая экспертиза.

Услуги аутсорсинга — наиболее динамично развивающийся сегмент рынка ИТ-услуг. Быстро развивается аутсорсинг в области ПО (в терминологии IDC — SaaS, software as a service), а также компьютеров и сетевого оборудования (NDOS, network and desktop outsourcing). Причем последняя услуга — это логическое продолжение стандартных контрактов по установке и поддержке, и, как считает IDC, она будет основным источником доходов компаний-аутсорсеров. Очень быстро растут и услуги по обучению, поскольку чем более сложной и комплексной становится ИТ-среда, тем больше спрос на эти услуги.

Версия для печати (без изображений)