Что есть постоянного в современном бизнесе? Изменения!

Меняется все — рыночная конъюнктура, спрос, предложения, технологии. Растущая конкуренция не дает расслабиться даже лидерам. Чтобы обойти конкурентов, уже недостаточно предложить минимальную цену. Нужно уметь точно и своевременно выполнить требования заказчика и при этом сократить затраты на изготовление и доставку товара потребителю. А если учесть, что в нынешних условиях глобализации мировой экономики в производстве одного продукта участвует множество компаний, то становится понятна сложность этой задачи. Упростить ее решение призваны процедуры управления цепочками поставок Supply Chain Management (SCM), основанные на анализе спроса, планировании поставок и оптимизации логистики.

Что такое SCM?

Это понятие появилось в 90-х годах и произвело настоящую революцию в области корпоративного менеджмента. Чтобы понять, почему SCM придают такое значение, следует прежде всего разобраться в том, что собой представляет цепочка поставок, или, как ее еще называют, логистическая цепь. Она начинается с приобретения сырья и заканчивается продажей готовых товаров и услуг клиенту. Как и всякая цепочка, она состоит из множества звеньев, связанных между собой информационными, денежными и товарными потоками. При этом товары и услуги движутся от поставщиков к заказчику, а информация о потребности клиентов — в обратном направлении.

Поскольку логистическая цепочка включает все организационные и производственные процессы, конечная цель которых — поставка товара или услуг покупателю, то она может охватывать не одну, а несколько компаний (поставщиков, дилеров, дистрибьюторов, транспортников, владельцев складов и т. д.). Очевидно, что наладить эффективное управление такой сложной территориально распределенной структурой очень непросто.

Существует несколько определений SCM. Классическая формулировка Совета по цепочкам поставок (Supply Chain Council) гласит, что SCM — это процесс планирования, исполнения и контроля потоков сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, а также обеспечения эффективного и быстрого сервиса за счет получения оперативной информации о перемещениях товара. С помощью SCM решаются задачи координации, планирования и управления процессами снабжения, производства, складирования и доставки товаров и услуг для удовлетворения требований клиента.

Другими словами, SCM — это не продукт и не технология, а целая философия управления, в которой поставка изделий или услуг конечному пользователю рассматривается как процесс, а основной задачей является эффективная интеграция поставщиков, производителей, дистрибьюторов и продавцов. Смысл этой интеграции — учитывать требования потребителей и обеспечить доставку нужного продукта в нужное время и в нужном месте с минимальными затратами.

В SCM-решение входит множество подсистем, их обычно делят на две большие группы: Supply Chain Planning (SCP) и Supply Chain Execution (SCE). Первая включает стратегическое планирование цепочки поставок или бизнес-процессов в отдельных ее звеньях, а вторая — реализацию планов и оперативное управление отдельными звеньями, такими, как транспорт или складское хозяйство.

На первый взгляд перечисленные определения кажутся слишком общими и оторванными от реальной жизни. Но если приглядеться, то становится ясно, что система управления цепочками поставок решает вполне насущные задачи. К примеру, какова должна быть структура складов сырья и готовой продукции для уменьшения операционных издержек? Каким образом оптимизировать схему транспортных операций и снизить затраты? Где производить товар для поставок на конкретный региональный рынок? Что сделать для ликвидации «узких мест» на производстве?

Это далеко не полный перечень вопросов, решить которые помогает SCM. Но и их достаточно для понимания роли и места этой системы в бизнесе. И не случайно наиболее успешные компании лучше других решают вопросы оптимизации цепочки поставок (см. табл. 1).

Табл. 1. Управление цепочками поставок: самые искусные

Место Компания Рентабельность активов* (%) Оборачиваемость запасов** (%) Рост оборота за год (%)
1 Dell 13,1 86,8 18,7
2 Procter & Gamble 11,4 5,7 18,5
3 IBM 13,2 16,7 8
4 Nokia 14,1 12,7 7
5 Toyota Motor 4,8 11,1 34
6 Johnson & Johnson 16 3 13,1
7 Samsung Electronics 15,7 9,2 31,5
8 Wal-Mart 8,5 7,3 10,3
9 Tesco 6,7 24,3 8,5
10 Johnson Controls 5,4 24,2 17,3

* чистая прибыль в 2004 г./ общая стоимость активов
** стоимость всех товаров, проданных в 2004 г./ объем товарных запасов в конце 2004 г. Источник: AMR Research, 2005 г.

Рынок мировой и ...

Нет ничего удивительного в том, что мировой рынок SCM-систем сейчас на подъеме. По данным аналитической компании AMR Research, в прошлом году объем продаж вырос на 4% и достиг 5,5 млрд. долл. По мнению аналитиков, причина роста в том, что, желая увеличить прибыль, предприятия стали вкладывать средства в технологии, помогающие сокращать издержки и оперативнее реагировать на требования заказчиков. Раньше предприятия основное внимание уделяли снижению расходов и старались полнее использовать имеющиеся ресурсы, а теперь их больше интересует создание условий, позволяющих больше заработать на удовлетворении меняющегося спроса.

Лидеры сегмента ERP — SAP и Oracle — также впереди и в области SCM. Первое место по обороту уже второй год подряд занимает SAP, и по прогнозу она упрочит свои позиции в этом году. Oracle сейчас принадлежит третье место, но в нынешнем году благодаря поглощению фирмы PeopleSoft она предположительно переместится на второе и почти догонит SAP. По мнению аналитиков, своим успехом эти корпорации обязаны обширной клиентской базе и зрелым SCM-продуктам.

Позиции компании i2 Technologies, одного из пионеров в области SCM, слабеют, а фирмы Infor Global Solution, которая в 2004 г. купила восемь компаний (Mapics, Lilly Software, Brain и другие), наоборот укрепляются (см. табл. 2).

Табл. 2. Ведущие поставщики SCM-систем

Место Компания Доля рынка 2003 г., % Доля рынка 2004 г., % Доля рынка 2005 г. (прогноз), %
1 SAP 11 11 12
2 I2 Technologies 8 6 5
3 Oracle* 5 5 11
4 PeopleSoft* 5 5 0
5 Manhattan Associates 4 4 4
6 International Business Systems 3 3 4
7 Manugistics 4 3 3
8 Infor Global Solutions 1 3 3
9 Swisslog 3 2 2
10 RedPrairies 2 2 2

* Oracle купила PeopleSoft в конце 2004 г.
Источник: AMR Research, 2005 г.

Что касается распределения рыночных долей, то десяти ведущим игрокам принадлежит менее половины рынка — 44%. Это говорит о том, что мировой рынок SCM еще находится на этапе становления и следует ожидать усиления консолидации, слияний и поглощений одних компаний другими.

...рынок российский

В России спрос на SCM тоже растет: на рынке ПО для управления предприятием этот сегмент занимает второе место после ERP. По оценке аналитиков из IDC, в прошлом году объем продаж вырос по сравнению с 2003 г. почти вдвое и достиг 55 млн. долл. Возглавляет список крупнейших российских поставщиков SCM-систем компания SAP, причем ее доля составляет 48%.

Ожидается, что высокие темпы роста в области SCM сохранятся и в ближайшие годы. В IDC это объясняют бумом в оптовой и розничной торговле, где наблюдается высокий спрос на средства автоматизации логистики. «В первую очередь это касается решений для управления складом», — пояснил Андрей Иолтуховский, коммерческий директор отделения i2 в СНГ. Такой интерес понятен. Хотя в нашей стране информационные технологии распространены гораздо меньше, чем на Западе, бухгалтерские, торговые и складские программы всегда считались ценным инструментом. А вот более сложные системы для управления предприятием, такие, как SCM, только начинают приживаться. По мнению Николая Светцова, менеджера по развитию бизнеса SAP в странах СНГ, российский бизнес вступает в пору зрелости: «Уже определены основные игроки практически во всех значимых отраслях, и между ними разворачивается острая конкуренция. Поэтому им необходима эффективная система, обеспечивающая гибкость и своевременность поставок и позволяющая создавать единое информационное поле для географически удаленных компаний, стремящихся действовать как единое целое». В связи с этим сейчас предприятия переориентируются с автоматизации учетных функций на построение полноценных ИС для управления предприятием и внедрение SCM.

Борис Меленевский, cтарший консультант департамента бизнес-приложений отделения Oracle в СНГ, отметил еще одну причину роста интереса к средствам управления цепочками поставок в России: «Логистика превращается в контрактный бизнес, так как грузовладельцу работать напрямую с транспортником не только рискованно, но и невыгодно. В составе крупных компаний выделяются специализированные фирмы и торговые дома, выполняющие логистические функции. При этом компании-заказчики предъявляют повышенные требования к поставщикам логистических услуг, которые должны не просто доставить груз из одной точки в другую, но и объединить информационные потоки и документооборот между компаниями в единое логистическое решение, обеспечив полный комплекс сервисных услуг, адаптированных к требованиям конкретного клиента». Без SCM-системы эту задачу не решить.

Несмотря на рост спроса, конкуренция на российском рынке SCM довольно высока. Это объясняется тем, что у нас работают более десяти вендоров, в том числе всемирно известных поставщиков комплексных систем управления предприятиями, включающих решения SCM, и нишевых игроков, специализирующихся только на управлении цепочками поставок.

Информационные технологии и SCM

Вряд ли идея SCM смогла бы завоевать популярность без развития ИТ. Раньше сотрудники работали лишь c одним «звеном» цепочки — производством, сбытом, складом и т. д., а расчеты выполняли на бумаге. Компьютеры в корне изменили ситуацию. Информация теперь может свободно перемещаться между разными подразделениями и компаниями, а данные, которые раньше из-за сложности расчетов поступали раз в месяц, теперь можно получать хоть ежедневно. Передовые методы планирования и алгоритмы оптимизации были реализованы в программных решениях и стали доступны широким массам корпоративных пользователей. «Развитие технологий, безусловно, оказывает революционное влияние на бизнес, — говорит Николай Светцов. — Возьмем хотя бы Интернет, который существенно расширил возможности интеграции между предприятиями».

Есть и другие примеры. Так, аналитики из AMR Research считают одной из причин роста спроса на SCM популярность RFID-меток, которые могут хранить и передавать самую разную информацию, например серийный идентификационный код партии товара. Благодаря RFID-меткам легче следить за перемещением товаров и вести складской учет при минимальном вмешательстве операторов. На Западе эта методика сейчас на подъеме — недавно на нее перешли все универмаги огромной сети Wal-Mart. Но до нас эти веяния доходят медленно. «В России технология RFID пока не получила широкого распространения в силу относительной дороговизны метки, и поэтому она пока не оказывает серьезного влияния на рынок SCM», — сказал Андрей Иолтуховский.

Тем не менее и у нас уже есть проекты, реализующие связку «RFID—SCM». Так, Вадим Корепин, менеджер по продвижению решений Microsoft Business Solutions, привел в качестве примера крупный рыбообрабатывающий комбинат РОК-1, использующий в производственной логистике средства радиочастотной идентификации.

Но одной технологии недостаточно для реализации концепции SCM. Как и у других методик корпоративного управления, успех SCM в реальной жизни сильно зависит от человеческого фактора и прочих обстоятельств.

Национальная специфика

По продажам SCM мы еще сильно отстаем от Запада. Объем нашего рынка, как утверждают аналитики, составляет лишь 1% от мирового. Хотя, казалось бы, на бескрайних просторах России очень пригодились бы системы оптимизации логистики. Но дело в том, что далеко не все отечественные компании готовы к их внедрению. «На многих предприятиях нет не только ERP-решений, но и простых систем автоматизации учета, — объяснил Николай Светцов. — Поэтому согласно законам эволюции им сначала нужно пройти фазы автоматизации учетных задач, построить систему управления отдельных участков логистической сети, решить проблемы интеграции, а уже потом переходить на новый уровень управления. А внедрение SCM без автоматизации учетных задач — бессмысленная работа». Однако в последнее время, считают участники обзора, ситуация начинает меняться, поскольку происходит модернизация многих отечественных предприятий, и в структуре их руководства появляются менеджеры, отвечающие за развитие цепочки поставок.

Это положительное явление, так как зачастую продвижение SCM тормозит недостаточная заинтересованность руководства компании во внедрении системы, и весь груз проблем ложится на плечи директора по ИТ. Впрочем, это характерно для многих проектов, связанных с комплексной автоматизацией предприятия.

Еще одну проблему, по мнению Андрея Иолтуховского, представляет быстрый рост наших компаний. Поэтому менеджмент в первую очередь заинтересован в финансировании расширения бизнеса, а эффективность находится на втором плане, что, естественно, мешает реализации новых идей.

Однако Евгений Голод, директор по развитию подразделения R&C (retail & consumer) компании IBS, не считает, что сложности в продвижении SCM связаны с национальными особенностями. Главную проблему он видит в том, что внедрить решение по управлению цепочкой поставок в отдельной компании нельзя в принципе, так как по определению такое решение должно охватывать несколько фирм. «Но собрать вместе производителя, оптовика и розничного продавца, убедить их в необходимости делиться информацией, работать в единой цепочке — задача не из легких», — посетовал он.

Это понятно. Ведь автоматизация «расширенной» цепочки требует высокого уровня доверия между компаниями. Поэтому, отмечают участники опроса, сейчас внедрение SCM в основном происходит внутри состоящих из нескольких предприятий холдингов. Для них актуальны задачи интеграции этих предприятий в единую логистическую сеть, согласование их работы, распределение заказов между ними.

Например, компания i2 реализует такой проект в ОАО «Мечел». «Сначала будет разработана система укрупненного производственно-экономического планирования для трех предприятий: Челябинского металлургического комбината, Белорецкого металлургического комбината и «Ижстали», — рассказал Андрей Иолтуховский. — В дальнейшем в нее будут включены и остальные заводы, а также сырьевые предприятия холдинга».

Игроки рынка не считают такое «внутреннее» развертывание SCM-решений большой проблемой и смотрят в будущее с оптимизмом. «Требуется время, чтобы участники рынка осознали выгоды сотрудничества, — уверен Евгений Голод. — Сейчас мы внедряем элементы SCM в разных компаниях. Но в какой-то момент количество пользователей этих решений достигнет «критической массы» и начнется активная интеграция цепочек поставок».

Заказчики и отрасли

Первыми внедряют SCM крупные предприятия. Для них характерны сложные внутренние связи, и они могут получить выгоду от внедрения этих решений. Небольшим компаниям подобные системы нужны далеко не всегда. Ведь чем меньше предприятие, тем проще его цепочка поставок и тем легче ее оптимизировать. Поэтому для них зачастую достаточно «человеческого» управления. Впрочем, и здесь есть исключения. «В области СМБ наиболее активно SCM используют те, кто работает в сфере оптовой и розничной торговли, а также занимается транспортировкой грузов», — отметил Вадим Корепин.
Что касается крупных клиентов, здесь SCM-системы востребованы нефтедобывающими, нефтеперерабатывающими, металлургическими, машиностроительными и химическими предприятиями, а также фирмами, занятыми производством товаров широкого потребления и пищевых продуктов. Лидером на сегодня является металлургия. «Именно здесь мы наблюдаем реальный спрос на SCM, — сказал Андрей Иолтуховский. — Скорее всего, это связано с тем, что в этой индустрии традиционно сильна конкуренция и очень сложна структура производственно-логистической цепочки. Кроме того, у металлургов сейчас есть деньги».

От отдельного решения к комплексной системе

Цепочки поставок сильно отличаются от компании к компании. А поскольку разным звеньям соответствуют разные бизнес-процессы и принципы оптимизации, то и SCM-решения должны быть разнотипными. «Задачи оптимизации закупок решают системы SRM (Supplier Relationship Management), позволяющие сделать этот процесс прозрачным, централизовать закупки по определенной номенклатуре и организовать тендерный процесс выбора поставщиков, например с помощью электронной закупочной площадки. Мы сейчас реализуем такой проект для «Росатома», — рассказал Андрей Иолтуховский. — Задачи планирования и оптимизации портфеля заказов решаются с помощью системы SCP (Supply Chain Planner). Первый проект на ее основе был выполнен на «Северстали», а второй сейчас идет на «Мечеле». Планирование производства осуществляется с помощью решения FP (Factory Planner), которое успешно работает на Самарском металлургическом заводе. Трехуровневое планирование спроса с помощью системы DP (Demand Planner) на стратегическом, тактическом и оперативном уровне мы реализовали для компании BAT».

Как правило, предприятиям требуется не какая-то часть SCM, а решение конкретных бизнес-задач. При этом одни части этого решения могут относиться к управлению цепочками поставок, а другие нет. Поэтому самый эффективный подход — выявлять наиболее проблемные области цепочки и заниматься в первую очередь их оптимизацией. Такой метод наиболее рационален с точки зрения и возврата инвестиций, и сложности реализации проекта, подчеркнул Андрей Иолтуховский и +привел в качестве примера компанию Posco, которая хоть и отличается железной дисциплиной, но все-таки внедряла SCM последовательно: сначала полный пакет решений для металлургии, затем для транспорта, а потом — для оптимизации закупок. С ним согласен Евгений Голод: «SCM-решения никогда не реализуются одним махом. Каждой компании следует очень тщательно подходить к вопросу выбора составной части SCM для начального внедрения и, конечно, оценивать эффективность каждого отдельного модуля».

Вадим Корепин советует избрать в качестве первоначальных областей внутреннюю и производственную логистику предприятия, но подчеркивает, что подобно любой другой концепции SCM-решение наиболее результативно при полном внедрении. Это мнение разделяет Борис Меленевский, который уверен, что при реализации каждого проекта необходимо исходить из целей и задач бизнеса, поставленных руководством компании, а также учитывать текущее состояние информационной системы предприятия, его готовность к внедрению и другие факторы. Но, по его словам, действовать поэтапно необязательно, поскольку можно внедрять весь комплекс сразу (как в компании «ЕвроХим») или делать это по частям (например, проект в «Сибуре»).

Таким образом, максимальную выгоду и конкурентные преимущества дают именно комплексные решения, но начинать можно с автоматизации отдельных функций. Ведь это — первый шаг, не сделав который предприятие вряд ли построит полную систему для управления логистической сетью. Судя по всему, у нас сейчас как раз идет этап «первых шагов».

Помимо вышеуказанных складских систем популярны решения для транспортных задач. Они могут взаимодействовать с системами, контролирующими движения грузов на железных дорогах. В розничной и оптовой торговле пользуются спросом средства прогнозирования спроса и управления закупками.

Но, автоматизируя отдельное направление деятельности, не следует забывать об аналитической надстройке. «Рассмотрим, к примеру, систему управления складом, — предложил Евгений Голод. — Допустим, при размещении товаров на складе используется ABC-классификация, по которой более оборачиваемые товары размещаются в наиболее доступных местах. Но с течением времени бизнес может измениться и товары, которые сегодня были в категории «А», завтра окажутся в категории «C». Если нет аналитического приложения, которое позволит эффективно отслеживать изменения, то внедренная система не только потеряет эффективность, но может и начать работать “в минус”».

SCM и ERP — с чего начать?

Как отмечалось выше, существует ряд комплексных систем управления, в которых SCM является одной из составных частей. С другой стороны, имеются специализированные решения, предназначенные только для управления отдельными звеньями цепочки поставок. Какой вариант выбрать?

У использования решений, интегрированных с ERP, есть свои преимущества и недостатки. Плюс — это использование общей системы, которая позволяет объединять данные различных служб, отвечающих за финансы, продажи, склады, производство и т. д., для создания общей базы и совместного использования данных о клиентах. А минус — дороговизна ПО, поддержки и обслуживания, длительность внедрения, необходимость корректировки внутренних корпоративных процессов. Кроме того, универсальные комплексы не всегда могут учесть специфику деятельности многофункционального бизнеса.

Внедрение отдельных SCM-систем позволяет избежать проблем, свойственных универсальным решениям, но платой за это является сложность интеграции с другими решениями. Для данной дилеммы пока нет однозначного ответа.

Поставщики комплексных систем подчеркивают важность наличия функционала ERP. «Преимущества ERP-системы в данном случае заключаются в том, что она обеспечивает для всех подразделений выполнение одинаковых процессов в соответствии с определенной типовой процедурой, решает вопрос интеграции данных и позволяет гибко менять правила логистики в соответствии с переменами на рынке, — считает Николай Светцов. — Использование же разрозненных решений — это всегда риск провала проекта и высокие затраты на интеграцию». К тому же, добавил Вадим Корепин, для многих предприятий зачастую достаточно функциональности SCM, предусмотренной в структуре ERP.

В компании i2 уверены, что отсутствие на предприятии ERP не является препятствием для внедрения SCM. «Наш опыт показывает, что в уже внедренных ERP-системах крайне редко удается найти необходимый для планирования набор данных, — объяснил Андрей Иолтуховский. — Всегда приходится искать другие источники информации. На «Северстали», например, не было никакой ERP-системы, что не помешало нам успешно выполнить проект. Зачастую в холдинговых структурах мы сталкиваемся с большим количеством учетных систем, ERP или «домашних» разработок. Наша задача — найти в них требуемые данные, при этом нет никакой необходимости заменять их единой ERP-системой. Именно такая ситуация была в компании “Мечел”».

Получается, что для реализации концепции SCM необходим источник информации, но им не обязательно будет ERP-система. «Решения класса SCM должны иметь интерфейсы для обмена информацией с разными прикладными программными комплексами. Ведь цепочка поставок по своей природе предполагает наличие многих систем, которые используются на различных предприятиях, — подчеркнул Борис Меленевский. — Что касается SCM и ERP, то эти продукты естественным образом дополняют друг друга». С ним согласен Евгений Голод: «Можно сказать, что ERP — это учет настоящего, а SCM — планирование будущего. Но для корректной работы многих SCM-модулей не обязательно иметь ERP-систему. Во многих случаях достаточно и более простых учетных систем».

Стоит ли внедрять SCM?

Реализовать управление цепочками поставок непросто. SCM-системы стоят недешево, да и проект их внедрения требует немалых усилий и средств. Что же в результате получает заказчик? Как оценить экономический эффект? По мнению поставщиков, SCM-решения позволяют получить как прямой эффект, который легко подсчитать, так и косвенный, который не поддается количественной оценке, но, например, выражается в получении возможности контролировать издержки и управлять затратами.

Для определения прямого эффекта следует измерить ключевые показатели в начале и в конце проекта. «Обычно заказчик стремится снизить складские запасы, уменьшить цикл выполнения заказа, минимизировать затраты на производственные процессы, сократить число ситуаций, когда клиент не может получить необходимое количество заказанных продуктов, — объяснил Николай Светцов. — Поэтому оцениваются эти показатели и то, что на них непосредственно влияет, например точность прогноза, объем выполненных в срок поставок, время отдельных логистических операций. Соответственно экономический потенциал проекта рассчитывается исходя из перспектив улучшения этих показателей».

Что же показывают расчеты? Так, в торговой сети «Пятерочка», по словам Андрея Иолтуховского, уже через полгода после внедрения системы управления складом коэффициент использования складских площадей вырос на 40%, точность выполнения сборки заказов увеличилась в 7,5 раз, а эффективность работы персонала и техники возросла на 25%. Другой пример — компания «Северсталь». Перед началом проекта предполагалось, что за счет оптимизации портфеля заказов его прибыльность должна возрасти минимум на 5%. На сентябрь этого года оценка роста прибыльности составила порядка 6—8%, т. е. прибыльность портфеля заказов растет, несмотря на общее ухудшение рыночной ситуации.

Доказательства связи между эффективностью работы цепочки поставок и финансовыми результатами приводит и компания AMR Research (данные основаны на многолетних исследованиях передовых компаний). Так, повышение точности прогнозирования спроса на 1% позволяет на 2% увеличить число «идеальных» заказов (выполненных в нужное время и с минимальными затратами), а повышение числа таких заказов на 10% обеспечивает рост курса акций на 50%, рентабельности активов — на 5% и уровня прибыли — на 3,3%.

Заключение: как сэкономить триллион

На протяжении всего прошлого столетия при работе с сетями поставок основной упор был сделан не на удовлетворение требований заказчиков, а на повышение объема промышленного производства. Такой подход приводил к тому, что предприятия старались выпускать те товары, которые могли, а не те, что нужны покупателям. Это вызывало затоваривание складов, частые ошибки в заказах и истощение запасов сырья. По оценке аналитиков, к середине 2004 г. из-за непроданных товаров в США и Европе из оборота была изъята умопомрачительная сумма — примерно три триллиона долларов.

В связи с этим AMR Research и другие аналитики рекомендуют предприятиям переходить на современные методы работы, в рамках которых технологии и бизнес-процессы позволяют реагировать на перемены спроса в реальном времени, а для этого — более тесно взаимодействовать с заказчиками и поставщиками. Решения управления цепочками поставок играют здесь центральную роль.

* * *
Рынок SCM-систем динамично развивается. Наиболее заметны следующие тенденции:

  • объем продаж этих систем в мире растет, так как в условиях обострения конкуренции предприятия стараются сократить издержки и больше заработать на удовлетворении меняющегося спроса;
  • мировой рынок SCM находится на этапе становления, поэтому следует ожидать усиления консолидации, слияний и поглощений одних компаний другими;
  • в России из-за роста зрелости отечественного бизнеса спрос на SCM быстро увеличивается;
  • в нашей стране эти системы наиболее востребованы в оптовой и розничной торговле, на нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих, металлургических, машиностроительных, химических предприятиях, а также в компаниях, занятых производством товаров широкого потребления и пищевых продуктов;
  • в области SCM наиболее популярны складские системы, решения для транспортных задач, а также средства прогнозирования спроса и управления закупками;
  • сейчас масштабное внедрение SCM в основном происходит внутри холдингов, состоящих из нескольких предприятий, а менее крупные компании внедряют отдельные элементы системы управления цепочками поставок. Решения, охватывающие несколько фирм, пока большая редкость. Но в будущем ожидается активная интеграция цепочек поставок разных фирм.

Версия для печати (без изображений)