Мультисервисные сети вошли в нашу жизнь без особой «помпы». Как только появилась технология пакетной передачи данных, специалистам стало понятно, что по таким сетям можно передавать любую информацию — не только обычные файлы, но и «оцифрованные» голос и видео. На первых порах широкое распространение этих услуг сдерживалось пропускной способностью активного и пассивного сетевого оборудования, но прогресс в данной области шел с огромной скоростью, и довольно быстро появились решения, позволяющие получать приемлемое качество изображения и звука. Роль локомотивов играли ведущие вендоры телекоммуникационной индустрии, развернувшие мощную кампанию по продвижению таких решений, и в первую очередь, технологии VoIP.

Однако на протяжении еще ряда лет факторами, тормозившими развитие мультисервисных сетей и услуг по передаче голоса и видео, были высокая цена оборудования, отсутствие необходимой инфраструктуры (широкополосных сетей доступа) и конечно же инертность клиентов. Несмотря на эти и другие объективные трудности, «процесс пошел», и в настоящее время в развитых странах мультисервисные сети уже не считают экзотикой или дорогой игрушкой. Они развернуты как у корпоративных заказчиков, так и в домашнем секторе. Как показывает опыт многих европейских сервис-провайдеров, ключом к завоеванию массового рынка стала трансляция телевизионных программ и предоставление услуги «видео по запросу».

В нашей стране первые заказы на построение мультисервисных сетей стали поступать несколько лет назад от крупных корпораций. Эти клиенты менее чувствительны к цене и вполне были готовы внедрять новаторские решения при условии, что они сулят если не прибыль, то хотя бы заметное снижение издержек. В зависимости от масштабов компании создаются как локальные мультсервисные сети, охватывающие несколько близлежащих зданий, так и территориально-распределенные.

На сегодня в корпоративном секторе России эксплуатируется довольно много мультисервисных сетей. Однако назвать точное их число, а тем более оценить суммы, которые были затрачены на их строительство, не представляется возможным, поскольку клиенты предпочитают такие вещи не афишировать. Основные заказчики — банки, компании топливно-энергетического комплекса, крупные машиностроительные объединения, федеральные торговые сети.

Однако, как отмечает Александр Кархов, директор по перспективному развитию сети компании «Комстар — Объединенные телесистемы», по сравнению с развитыми странами у нас относительная доля корпоративных мультисервисных сетей пока еще невелика. Заметная часть таких сетей создана по заказу зарубежных компаний, которые понимают их необходимость. Кархов считает, что существенного роста в сегменте корпоративных мультисервисных сетей в ближайшее время ожидать не следует, поскольку крупный бизнес сконцентрирован в весьма доходных отраслях индустрии, темпы роста рынка высоки и руководители компаний пока не очень озабочены повышением эффективности работы своих предприятий и оптимизацией бизнес-процессов.

В то же время, по мнению специалистов, не стоит сбрасывать со счетов рынок средних и малых компаний. В этом сегменте редко встречаются технологически насыщенные проекты, но качественные характеристики небольших сетей возрастают день ото дня. По словам Михаила Родионова, руководителя отдела системных проектов компании Avaya в России, СНГ и Восточной Европе, сегодня мультисервисные сети могут себе позволить даже небольшие заказчики. Технические характеристики устройств, которые выпускают практически все ведущие поставщики сетевого оборудования, позволяют на их основе создавать полноценные мультисервисные сети. Поэтому можно утверждать, что всякая новая сеть, даже если она не объявлена мультисервисной, по сути таковой является либо обладает «мультисервисным потенциалом». Необходимо лишь грамотно ее спроектировать и настроить, чтобы обеспечить требуемое качество обслуживания. «Замена старого оборудования новым — это зачастую неявный переход на мультисервисную сеть», — подчеркнул Родионов. И это дает основание специалистам говорить о том, что специализированные сети — телефонные, охранные и др., — будут сталкиваться с усиливающейся конкуренцией со стороны единой сети, интегрирующей трафики различных приложений на базе протокола IP.

Следует отметить, что одно из главных требований, которые предъявляют к современным мультисервисным сетям, — не только обеспечить передачу данных, голоса и видеоинформации, но и гарантировать надлежащее качество услуг. Это касается передачи голоса, где задержки пакетов недопустимы, и видео, где требуется качество не хуже телевизионного.
Важное свойство мультисервисных сетей — возможность динамически обеспечивать оптимальное распределение полосы пропускания, что позволяет расширить спектр услуг, оптимизировать нагрузку в узлах сети и уменьшить эксплуатационные расходы.

На сегодня такими возможностями в полной мере обладают только пакетные технологии — IP, ATM, Frame Relay. И перспектива, как утверждают специалисты, — за IP-сетями.

Главное преимущество мультисервисной сети для корпоративного заказчика — это возможность интегрировать в единую среду различные приложения, например ERP-, CRM- и SCM-системы, и обеспечить конвергенцию услуг телефонии и передачи данных.

Надо сказать, что сегодня все большее число заказчиков ориентируются на построение мультисервисных сетей на базе технологии IP/MPLS, поскольку именно в данной среде работает большинство приложений. И это дает возможность вводить со временем новые услуги без существенных инвестиций в развитие инфраструктуры предприятия, что позволяет окупить капитальные затраты на строительство мультисервисной сети.

Такие сети являются универсальной транспортной средой для передачи данных, корпоративной телефонии, организации видеоконференцсвязи, видеонаблюдения, а также передачи любого мультимедийного контента. На основе мультисервисных сетей, в частности, строятся системы IP-телефонии, на базе которых создаются центры обработки вызовов и предлагаются дополнительные услуги, например интерактивные голосовые меню и др. К слову, процесс перевода всей телекоммуникационной инфраструктуры на IP сейчас бурно идет в США и продлится, по оценкам экспертов, несколько лет. Как считают сами американцы, переход на эту технологию окажет на экономику страны такое же мощное положительное воздействие, как строительство железных дорог в XIX веке.

До последнего времени внимание системных и сетевых интеграторов было приковано к корпоративному рынку. Это понятно и объяснимо — соотношение затрат на разработку и монтаж сетей с объемом сделок и ожидаемой прибыли было и остается весьма привлекательным. Но не так давно появилась новая тенденция — поставщики услуг всерьез заинтересовались массовым рынком.

Нельзя сказать, что это стало неожиданностью. Некоторые компании уже предпринимали попытки завоевания позиций в этом сегменте. Первый шаг, который обычно делают поставщики услуг, — предлагают клиенту подключиться к Интернету по широкополосному каналу. Но дальше этого дело продвигалось редко. Лишь отдельные игроки делали второй шаг и предлагали не только доступ, но и контент. И не просто контент, а телевизионное вещание.

Именно с этим видом услуг ведущие игроки телекоммуникационного рынка связывают большие надежды. Во-первых, потому, что здесь открываются большие возможности для предоставления многочисленных платных сервисов, а во-вторых, только голос и видео могут создать тот объем трафика, при котором строительство и эксплуатация широкополосных сетей доступа становятся рентабельными.

В настоящее время в нашей стране на массовом рынке реализованы считанные проекты. К их числу можно отнести «Стрим-ТВ», «Комкор-ТВ», пилотный проект в «Южной телекоммуникационной компании». В ноябре компания «Корбина Телеком» объявила о начале строительства в Москве волоконно-оптических линий передачи данных, что позволит подключить к сети каждый дом, причем пропускная способность канала составит не менее 1 Гбит/с, а каждый сегмент (район), охватывающий примерно 240 зданий, будет включен в опорную сеть на скорости 10 Гбит/с (см. CRN/RE № 23/2003). Стоит отметить, что попытки организовать телевещание предпринимались энтузиастами и в некоторых домовых сетях, но ввиду небольшой аудитории о коммерческой составляющей подобных проектов говорить не приходится. Как правило, операторы домовых сетей ограничиваются тем, что предоставляют возможность играть в сетевые игры и «скачивать» фильмы и музыку (см. спецвыпуск CRN/RE № 4/2005).

Специалисты хорошо понимают, что пройдет немало лет, прежде чем можно будет говорить о массовом использовании мультисервисных сетей и предоставлении широкого спектра платных услуг. Как уже отмечалось, современное сетевое оборудование позволяет передавать голос и видео с нужным качеством. Построение инфраструктуры, прокладка широкополосных волоконно-оптических линий — дело трудоемкое, затратное, но вполне реализуемое. Как заметил Андрей Денисов, глава московского представительства компании Allied Telesyn, сегодня в элитных кварталах и коттеджных поселках оптический кабель подводят к каждому дому. И ко всем новым бизнес-центрам также прокладывают оптику.

Традиционные телевизионные компании и альтернативные операторы связи готовят свои инфраструктуры, чтобы в нужный день и час предложить массовому зрителю свой контент и заработать на этом деньги. Очевидно, что система телевещания в ее сегодняшнем виде не сможет долго просуществовать. С одной стороны, выделенные частоты не позволяют увеличивать количество каналов, с другой, нет механизма, позволяющего напрямую продавать контент зрителю. Телекомпании зарабатывают на рекламе, но она никак не связана с содержанием передач, и, кроме того, как утверждают социологи, эффективность телевидения как рекламной площадки снижается.

Решить эти и многие другие проблемы можно с помощью IP-ТВ. Зритель получает возможность смотреть то, что ему хочется, и в удобное для него время. Основные сервисы — видео по запросу, отложенный просмотр, личный видеомагнитофон (вы можете с помощью пульта управления указать передачи, которые хотели бы записать, и просмотреть их позже. Причем никакого дополнительного оборудования абоненту приобретать не потребуется. Запись осуществляется на сервере телекомпании).

Интерактивное ТВ открывает широкие возможности и для электронной торговли (зрителю прорекламируют и предложат только те товары, которые ему действительно интересны), и для интерактивных опросов, например с целью определить рейтинг телепередачи или какого-нибудь политика.

Однако серьезным препятствием, сдерживающим развитие платных сервисов, станет привычка наших сограждан к бесплатному телевидению. Кроме того, пока IP-вещание не станет массовым, цены на оборудование и услуги будут оставаться высокими. А это означает, что такое телевидение по-прежнему будет недоступно многим жителям России.

Но, как считает Владимир Липпинг, глава московского представительства компании D-Link, при грамотно спланированном и организованном бизнесе можно примерно за год окупить инвестиции в сетевую инфраструктуру. Кроме того, поставщикам услуг следует пересмотреть модели работы, а также воспользоваться опытом зарубежных стран и отечественных компаний, например операторов сотовой связи. Раньше продажей сотовых телефонов занимались сами же операторы, а теперь это отдельный серьезный бизнес совсем других компаний. Так же и операторы мультисервисных сетей должны работать с розничными фирмами, продающими оборудование, с поставщиками контента, наладить простой и удобный способ получения абонентской платы и платы за дополнительные услуги. Очень характерен, по словам Липпинга, пример Эстонии. В этой стране, население которой составляет примерно 1,5 млн. чел., у оператора кабельного ТВ насчитывается 250 тыс. абонентов, то есть услугами этой компании пользуются большинство семей.

Весьма оптимистично настроен Александр Малис, старший вице-президент компании «Корбина Телеком». По его оценке, только в Москве в 2008 г. объем рынка услуг широкополосного доступа составит как минимум 20—30 млн. долл. в месяц. Но более реалистичная оценка — 50 млн. долл. в месяц. За рубежом эти цифры на несколько порядков выше. Например, в США, по оценке Малиса, объем годовых платежей за ТВ и широкополосный доступ в секторе частных пользователей составляет более 2 млрд. долл.

Мимо такого перспективного рынка не могла пройти Cisco Systems. Этот поставщик сетевого оборудования объявил о намерении приобрести за 6,9 млрд. долл. компанию Scientific Atlanta, производителя телевизионных приставок для кабельных сетей. Данный шаг, как считают зарубежные обозреватели, лучшее доказательство того, что ведущий поставщик телекоммуникационного оборудования намерен заработать очередные миллиарды на домашнем видео и системах развлечения. Поскольку Cisco — законодатель мод в области IP-технологий и эти технологии являются основой телевидения нового поколения, Cisco становится крупнейшим игроком и в этой сфере. «Мы уверены, что львиная доля Интернет-трафика придется на фильмы, — отметил Антон Валман, глава инвестиционной компании Needham. — Поэтому Cisco должна была сделать для себя выводы, и притом очень быстро».

Теперь в портфеле Cisco есть полный комплект оборудования для передачи голоса, видео и данных, включая системы для интерактивного ТВ и видео по запросу. Аналитики напомнили, что летом прошлого года Cisco купила датскую компанию KiSS Technology, тем самым получив в свое распоряжение технологии поддержки домашних досуговых систем на базе DVD.

Но вернемся к проекту «Корбины». Александр Малис не сомневается, что со временем люди привыкнут платить за видеоконтент. Хотя на первых порах основной доход компания рассчитывает получать, предоставляя доступ в Интернет. До 2008 г. доля этих платежей будет составлять примерно 95%. «Медийные проекты долго приживаются в обществе, — говорит Малис. — Мы знакомы с опытом стран, которые уже прошли этот путь. В США, Европе и Азии потребовалось от трех до десяти лет, чтобы люди «вошли во вкус». В ближайшие три года мы готовы держать минимально возможные цены на показ фильмов. То, что мы не продадим за два доллара, зритель за те же деньги купит у пиратов».

В «Корбине» планируют, что к середине 2009 г. смогут выйти на массовом рынке на оборот 10 млн. долл. в месяц. Основной аудиторией компании будут, как ожидается, люди работающие, с неплохим заработком. Вечером после работы они могут себе позволить посмотреть фильм за пару долларов. Так за месяц «набежит» долларов 30—40 в расчете на одного абонента. А кто-то посмотрит на все 150. Еще 25 долл. составит абонентская плата.

Не стоит забывать и о корпоративном секторе. Ему тоже нужен мультимедийный контент. Конечно, смотреть фильмы на рабочем месте никто не позволит, но в специально отведенные часы сотрудники могли бы изучать иностранный язык или получать дополнительное образование. А это еще 10 млн. долл. в месяц.

Версия для печати (без изображений)