Четыре года назад Ренат Юсупов, в ту пору президент* компании «Форвард технологии», пытавшейся продвигать собственные системы хранения данных (СХД), пришел к выводу, что рынка этих систем в России еще нет. Чтобы он возник, полагал Юсупов, нужны значительные маркетинговые усилия со стороны вендоров.

За прошедшие годы отечественный рынок СХД сформировался и быстро развивается. Свои продукты и решения продвигают как крупнейшие мировые производители, так и многие тайваньские компании. О выпуске СХД под своими марками объявили и некоторые российские производители серверов. В этом году компания IDC впервые опубликовала отчет, посвященный российскому рынку СХД. По оценкам IDC, в 2004 г. он вырос в денежном выражении на 21% по сравнению с предшествующим годом, а в I квартале 2005 г. — на 93% по сравнению с I кварталом 2004 г. О примерно таких же темпах роста продаж своих систем и решений сообщают представители ЕМС, HDS и Fujitsu Siemens Computers.

Чтобы более детально познакомиться с текущим состоянием и перспективами российского рынка СХД, мы обратились к его участникам — руководителям ряда зарубежных и отечественных компаний.

Первый локомотив — крупные корпоративные заказчики

По мнению большинства наших собеседников, отношение к технологиям хранения информации у российских корпоративных заказчиков постепенно меняется. Сергей Перроте, руководитель направления продаж департамента по работе с корпоративными клиентами компании Kraftway, отмечает в связи с этим два обстоятельства. Во-первых, благодаря прогрессу технологий неуклонно снижается стоимость решений в области хранения, во-вторых, повышается уровень технической грамотности персонала ИТ-служб. Зачастую крупные корпоративные клиенты сами определяют наиболее предпочтительный для них вид СХД. В частности, они все чаще отказываются от ленточных накопителей в пользу недорогих дисковых массивов с интерфейсом SATA или SAS. Есть и примеры формирования двухуровневых систем: на первом уровне СХД с высокоскоростным доступом к оперативным данным, на втором — хранилища для резервных копий данных и архива. Такие решения дают возможность осуществлять последующее развитие СХД наиболее экономичным способом.

Еще на одну тенденцию указывает Сергей Карпов, глава российского представительства Hitachi Data Systems (HDS): создавая в рамках своей ИТ-инфраструктуры СХД, крупные заказчики начали отходить от «корпоративных стандартов», предусматривавших ранее закупку продуктов от одного поставщика. «Большинство СХД ведущих производителей обеспечивает возможность работы с гетерогенной серверной инфраструктурой, содержащей серверные платформы Wintel, SPARC, IBM eServer и другие», — говорит он.

Очевидно, что продавать оборудование и решения легче тем клиентам, которые осознают эффективность их применения. Именно поэтому ведущие зарубежные производители СХД ориентируются преимущественно на крупных корпоративных заказчиков. Так, у HDS, по словам Сергея Карпова, продажи крупным клиентам в настоящее время в два-три раза превышают продажи компаниям СМБ. Ему вторит Виктор Смирнов, руководитель отдела СХД в компании IBM EE/A: основные потребители решений по хранению данных — крупные корпоративные заказчики.

Спрос пока концентрируется на таких вертикальных рынках, как финансовый сектор, телекоммуникационная отрасль, крупные торговые структуры. Для крупных компаний, внедривших системы класса ERP и CRM, все большее значение приобретает надлежащее хранение и управление накопленной информацией, в том числе для ее последующего анализа.

В компании «Аквариус», имеющей большой опыт работы с государственными структурами и ставшей недавно ОЕМ-партнером ЕМС, отмечают заметное повышение в последнее время спроса на СХД со стороны федеральных структур, которые обладают распределенными БД и предъявляют высокие требования к надежности хранения и доступности данных.

Как правило, зарубежные производители продвигают свои решения и оборудование для хранения данных совместно с российскими партнерами, среди которых не только крупные системные интеграторы, но и дистрибьюторы. Так, HDS сотрудничает с Verysell Distribution, а ЕМС — с OCS. Дистрибьюторы, в свою очередь, привлекают для продвижения СХД самых квалифицированных среди своих дилеров.

По словам Руслана Чинякова, технического директора OCS, большинство покупателей СХД — это крупные столичные компании, которые нуждаются в целостном решении, а не просто в наборе программных и аппаратных средств. «Для этого нужны квалифицированные партнеры, которые смогли бы с помощью поставщика разработать такое решение, внедрить его и обеспечить поддержку. В регионах пока мало грамотных партнерских компаний, да и клиенты там довольно пассивно относятся к идее использования СХД», — поясняет он.

Надежда рынка — СМБ

В отличие от крупных корпоративных клиентов компании СМБ в большинстве случаев не готовы применять технологии централизованного хранения данных. Хотя и в этом сегменте рынка происходят заметные перемены. Усиление конкуренции, потребности собственного развития, давление фискальных органов, требующих представления информации в строгом соответствии с определенными формами отчетности, — все это заставляет компании СМБ менять отношение к технологиям хранения.

Если еще два года назад, отмечают наши собеседники, наиболее «продвинутые» компании СМБ относились к СХД как к некоему дополнению сервера, то сегодня они рассматривают СХД как самостоятельный элемент своей ИТ-инфраструктуры. Нередки случаи, когда такие компании вместе с комплектом из трех-пяти серверов заказывают СХД в архитектуре SAN емкостью до 3—5 Тбайт.

По мнению Владимира Ткачева, директора научно-технического центра компании «Аквариус», ситуация, складывающаяся сегодня на рынке СХД для СМБ, напоминает рынок серверных решений пяти-шестилетней давности: тогда заказчики начали понимать разницу между «мощными ПК», которые они раньше использовали в качестве серверов, и «настоящими» серверами, обеспечивающими высокий уровень доступности, надежности и управляемости. «Аналогичная картина наблюдается в последние два года на рынке СХД, — отмечает он. — Термины «консолидация данных» и «виртуализация» можно все чаще услышать от ИТ-специалистов средних и небольших компаний».

Системы хранения приобретают те заказчики в сфере СМБ, которые уже создали достаточно развитую ИТ-инфраструктуру и имеют обученный персонал, способный обслуживать такие системы. К сожалению, у большинства отечественных компаний СМБ нет ни квалифицированных специалистов в области СХД, ни средств для приобретения этого дорогостоящего оборудования. «Заказчики из сферы СМБ, приобретающие экономичное решение стоимостью менее 5 тыс. долл., нас никогда не приглашают», — констатирует Сергей Карпов.

Естественно, такие компании стремятся выбрать СХД, наиболее эффективную по показателю «емкость хранения/цена», что открывает довольно широкое поле деятельности для игроков «второго эшелона». Хотя, считает Виктор Смирнов, эта ситуация временная.

Быстрорастущий «второй эшелон»

Тайваньская компания Adaptec, один из известных производителей оборудования и решений в области хранения данных, два года назад открыла представительство в России и активно продвигает через партнеров свои продукты. По утверждению Александра Мискина, директора по развитию бизнеса Adaptec в России, его компания всегда делала ставку на рынок СМБ и намерена следовать этой стратегии и далее. «Мы выпускаем надежные и несложные в управлении СХД, что отвечает потребностям СМБ. Теперь и российские производители могут поставлять для этого сегмента рынка свои СХД, созданные на базе оборудования Adaptec. Так поступают многие зарубежные компании, включая IBM», — отмечает он.

Среди российских игроков «второго эшелона» следует назвать прежде всего компании Kraftway Computers и «Аквариус». Первая в 2004 г. заключила соглашение с HDS, согласно которому начала поставлять СХД под марками HDS и Kraftway. Вторая осенью текущего года подписала ОЕМ-соглашение с ЕМС. Обе российские компании параллельно выпускают и собственные СХД начального уровня.

Активными участниками рынка стали и некоторые другие отечественные производители серверов, объявившие о выпуске СХД под собственными марками. Например, довольно широкий спектр систем на основе продуктов Adaptec, Eurologic, Infortrend, а также серверных платформ Intel предлагают R-Style Computers и «Свет компьютерс». Как сообщается, обе компании продали уже несколько сотен своих СХД. Оборудование Adaptec, Infortrend, Xiotech и ряда других вендоров продвигают на российском рынке компании «МКСК» и Trinity.

Здесь стоит особо отметить появление двух СХД с архитектурой SAN в номенклатуре продукции Intel, что свидетельствует об интересе этого производителя к сфере хранения данных. Можно с большой уверенностью предположить, что в ближайшей перспективе Intel будет наращивать выпуск СХД, а также платформ для них. Используя эти платформы, партнеры со статусом Intel Premier Provider смогут выпускать собственные системы и решения, что значительно расширит ряды игроков «второго эшелона» и предложение на рынке СХД.

Три сегмента

Стоит обратить внимание на то, что российский рынок СХД в 2004 г. при росте на 21% в стоимостном выражении вырос на 97% по суммарной емкости проданных систем. Это, с одной стороны, свидетельствует о снижении средней стоимости СХД, с другой, подтверждает одну из отмеченных выше тенденций: заказчики, прежде всего из сферы СМБ, стремятся приобретать СХД с большим объемом дискового пространства, но за меньшую цену.

«Цена, конечно, важна. Но порой очень трудно убедить заказчика, что результатом удешевления системы на несколько сот долларов может стать потеря данных, которая обойдется в миллион долларов», — сетует Александр Мискин из компании Adaptec, которая, надо отметить, поставляет весьма экономичные решения. Зачастую, подчеркивает он, речь идет о приобретении ПО для автоматизации рутинных операций по повышению безопасности хранения и управления данными, снижению рисков, связанных с «человеческим фактором».

В связи с этим Владимир Ткачев предлагает следующим образом сегментировать отечественных потребителей СХД. Первый сегмент — клиенты, для которых основными факторами при покупке СХД являются низкая цена и максимальная емкость хранения. Как правило, это компании СМБ, которые, только приступая к созданию ИС, стремятся максимально сократить расходы на нее. Второй сегмент — клиенты, предпочитающие использовать более надежные решения российских производителей, обладающие приемлемой ценой и подкрепленные гарантией. Третий сегмент — крупные корпоративные заказчики, которые при выборе СХД основное внимание обращают на известность торговой марки, надежность и масштабируемость.

Какие решения выбирают заказчики

Сегодня наиболее экономичным решением остается прямое подключение дискового массива к серверу (Direct Attached Storage, DAS). Его чаще всего и используют отечественные заказчики, основные требования которых — большой объем хранилища, легкость его внедрения и обслуживания. По оценкам наших собеседников, системы DAS применяются почти в 60% выполненных проектов. Многие клиенты, утверждает Владимир Ткачев, стремясь обеспечить масштабируемость решения в будущем, отдают предпочтение системам DAS с подключением по интерфейсу Fibre Channel, которые в случае необходимости можно интегрировать в полноценные системы SAN (Storage Area Network).

Системы SAN пока остаются слишком дорогими для российских компаний среднего размера. По оценкам экспертов, стоимость развертывания новой инфраструктуры SAN на базе протокола Fibre Channel (коммутаторы, кабели, контроллеры для серверов) может составить до 40% от стоимости оборудования, а общие затраты на создание небольшой 8-узловой системы SAN могут превысить 40 тыс. долл.

Как и следовало ожидать, основные приверженцы систем SAN — это крупные корпоративные заказчики, для которых важнее производительность СХД (у класса SAN она наивысшая), чем ее цена.

В то же время в последние два года, отмечает Игорь Долманов, генеральный директор «Свет компьютерс», системы на базе Fibre Channel стали гораздо доступнее. Кроме того, появились решения на основе протокола iSCSI, позволяющие строить системы SAN с использованием недорогих сетей Ethernet. СХД iSCSI отличают низкая цена подключения и универсальность — можно организовать как поблочный доступ к данным, характерный для SAN, так и файловый, применяемый в NAS (Network Attached Storage). Поэтому в 2006 г. компания намерена активно продвигать эти системы на рынке СМБ.

В арсенале фирм-производителей есть СХД в архитектуре NAS. По сути они представляют собой экономичное «коробочное» решение, эксплуатация которого не требует квалифицированного персонала, — в отличие от систем SAN или DAS на базе Fibre Channel, для обслуживания которых необходимо постоянное администрирование, влекущее дополнительные расходы. Например, в США системы NAS получили широкое распространение именно тогда, когда компании стали сокращать расходы на ИТ. Но в России, считает Александр Яковлев, менеджер по маркетингу продукции департамента серверов RISC/Unix и СХД компании Fujitsu Siemens Computers, заказчики пока не в полной мере оценили преимущества решений на основе NAS с точки зрения совокупной стоимости владения, надежности, производительности, управляемости и централизации.

По данным IDC, отечественный рынок, в отличие от американского и западноевропейского, сейчас не готов принять технологию NAS: по итогам 2004 г. доля систем SAN в общем объеме продаж внешних СХД (в пересчете на терабайты) составила 66%, по итогам I квартала 2005 г. — 74%, что заметно выше среднемирового уровня. В то же время доля NAS остается незначительной (7—8% в пересчете на терабайты), а системам на базе iSCSI еще только предстоит осваивать наш рынок.

Эти отличия в структуре российского рынка СХД обусловлены, прежде всего, его отставанием от западных рынков. Поэтому можно ожидать, что системы NAS, продажи которых во всем мире растут быстрее, чем систем SAN, вскоре завоюют признание и наших заказчиков. Первые признаки этого уже видит Сергей Подгорный, технический консультант ЕМС.

По всей вероятности, закреплению данной тенденции будет способствовать и предложение компании Network Appliance — унифицированные устройства, обеспечивающие доступ к данным на уровне как блоков, так и файлов.

Концепция, воплощенная всего в двух ипостасях

Наряду с появлением новых технологий и продуктов в области хранения данных меняются и запросы заказчиков. Если несколько лет назад, считают аналитики IDC, клиенты стремились приобрести прежде всего оборудование для хранения данных, то теперь они готовы платить за законченное решение — программно-аппаратный комплекс, позволяющий эффективно решать его бизнес-задачи. В рамках такого комплекса выделяются две группы программных средств — для интеграции и управления СХД в составе ИТ-инфраструктуры и для управления данными.

Как правило, производители продают свои СХД в комплекте с ПО первой группы.

ПО второй группы они либо разрабатывают сами, либо заимствуют у других разработчиков, например Veritas или Legato. Это ПО позволяет формировать решения по консолидации, резервному копированию и восстановлению данных, построению отказоустойчивых систем, удаленной синхронной и асинхронной репликации дисковых подсистем, обеспечению непрерывности доступа к данным, созданию виртуальных библиотек для буферизации архивируемых данных и ускорителей транзакций для баз данных. Как правило, такое ПО производители предлагают отдельно от поставляемых СХД, и, по мнению Юрия Иванова, исполнительного директора компании «МКСК», его продвижение на нашем рынке сопряжено с большими трудностями: «Покупать ПО российские клиенты еще не привыкли. Если программный пакет популярен, его довольно часто просто «по-пиратски» копируют, и ПО для СХД в этом смысле не исключение. Дополнительный фактор, тормозящий его продажи, — высокая стоимость».

Еще одна причина, по мнению Александра Яковлева, затрудняет продвижение ПО для управления данными. Это некомпетентность клиентов, которые подчас не понимают разницы между совокупной стоимостью владения решением и стоимостью приобретения СХД, а также их неосведомленность о гамме возможностей того или иного программно-аппаратного решения. Поэтому большинство решений востребовано лишь крупными корпоративными заказчиками.

В последние годы ведущие фирмы-производители заговорили об управлении уже не данными (двоичный код), а информацией как более общей содержательной категорией. Была даже выдвинута концепция управления информацией в течение ее жизненного цикла (Information Lifecycle Management, ILM). Но, как следует из рекомендаций, выработанных организацией SNIA (Storage networking industry association), для построения таких решений должна быть прежде всего разработана методология, позволяющая классифицировать различные виды информации. К настоящему времени, считает SNIA, производители смогли разработать лишь два нишевых ILM-решения — для управления электронной почтой и для систем документооборота.

Так, ЕМС недавно анонсировала проект системы архивации почтовых сообщений, в рамках которого созданы интегрированные с почтовой системой модули СХД для сортировки и перемещения в системе отдельных сообщений. «При таком подходе удается уменьшить объем дорогостоящей СХД высокой производительности для хранения оперативной информации, а также гарантировать сохранность почтовых сообщений, полученных давно», — поясняет Сергей Подгорный.

В целом же ILM — пока только концепция, и даже крупный заказчик не может в полном объеме использовать ее при построении своей ИС. Можно лишь надеяться, что в ближайшем будущем будут созданы стандартные процедуры и алгоритмы, ориентированные на основные виды операций, — для обработки, реструктуризации, перемещения данных с одних СХД на другие, уничтожения отживших свое время данных и др.

Хорошие перспективы для российских компаний

По прогнозам аналитиков IDC, перспективы у отечественного рынка СХД неплохие: в 2006 г. он должен вырасти в денежном выражении примерно на 20%, а по показателю суммарной емкости установленных СХД — на 110%. В частности, следует ожидать быстрого роста спроса на СХД со стороны компаний СМБ. В ближайшие годы продажи систем среднего и начального уровня могут расти даже на сотни процентов в год в количественном выражении. Это открывает большие перспективы для российских компаний.

Конечно, ведущие зарубежные производители рассчитывают расширять в дальнейшем свое присутствие на нашем рынке СХД. Не столкнутся ли их интересы с интересами выходящих на этот рынок российских игроков?

Крупным производителям выгоднее не конкурировать, а объединять свои усилия с российскими компаниями, считает Сергей Перроте. «Зарубежным вендорам для продвижения их продуктов в области хранения данных нужны местные партнеры, и не важно, в каком статусе они будут выступать: ОЕМ-партнеров или системных интеграторов», — говорит он. Сергей Подгорный его дополняет: представительствам ЕМС, HDS или IBM не хватит сил для продвижения СХД начального уровня на рынке СМБ, поэтому российские производители смогут успешно продавать на этом рынке СХД под собственными марками.

Но не сведется ли это «производство» к переклеиванию логотипов на устройствах, закупаемых за рубежом?

Руслан Чиняков категорически отрицает такое предположение, подчеркивая, что в настоящее время в области СХД не выработано никаких стандартов. Поэтому, прежде чем выпустить на рынок новую СХД, фирме-производителю необходимо провести тщательное тестирование на ее совместимость с наиболее распространенными на рынке и у потенциальных заказчиков аппаратными и программными средствами. При этом, предупреждает Игорь Долманов, велика вероятность столкнуться с чужими ошибками, с недостаточной документированностью ПО и оборудования, с появлением новых, подчас недолговечных продуктов, с проблемами обучения специалистов и т. д.

Вклад отечественного производителя в создание СХД — в отличие от производства ПК, где добавленной стоимости для него уже практически не осталось, — достаточно велик, в том числе и в силу названных выше причин, отмечает Алексей Алексеев, директор по маркетингу компании R-Style Computers.

* В настоящее время директор Kraftway Computers.

В статье использованы материалы «круглого стола»,
проведенного в рамках девятого IT-Форума
«Российский рынок информационных технологий»,
ноябрь 2005 г.


Версия для печати (без изображений)