Российский рынок проекционного оборудования продолжает уверенно расти. По данным ITResearch, в первом полугодии 2005 г. в стране было продано 24,2 тыс. проекторов, что на 13% превысило показатели аналогичного периода прошлого года. Может показаться, что динамика роста не так уж и велика. Однако следует учесть: в прошлом году сильнейшее влияние на рынок оказал тендер в рамках Федеральной целевой программы «Дети России», на долю которого пришлось около 30% всех поставок. В первом полугодии 2005 г. закупок проекторов по этому тендеру практически не проводилось.

Сегодня средняя цена одного проектора немного превышает 2 тыс. долл., что всего на 5% меньше, чем год назад. Однако и на этот параметр значительно повлиял тендер, в рамках которого закупались самые дешевые модели. Если же рассматривать продажи на регулярном рынке, то здесь снижение цен составило 19%.

Между тем, по мнению директора компании «ДеЛайт 2000» Анны Зуевой, на рынке проекторов наблюдается переход в стадию зрелости, для которой характерно замедление роста объема продаж. Однако многие игроки считают, что это утверждение справедливо лишь для проекторов, относящихся к нижнему ценовому сегменту. Прекращение «ценовых войн», сопровождающее переход рынка к зрелости, наблюдается, пожалуй, лишь в категории самых дешевых SVGA-проекторов, где цены уже практически достигли своего минимума.

«Мы ожидаем, что в нижнем ценовом сегменте будет предложен больший функционал при примерном сохранении существующего уровня цен», — говорит глава российского представительства ViewSonic Вадим Степанишин.

Одной из тенденций, проявившихся в этом году, многие игроки считают существенное снижение доли дешевых SVGA-проекторов в общих объемах продаж (если не брать во внимание поставки проекционного оборудования образовательным учреждениям).

«В корпоративном сегменте наблюдается смещение спроса в сторону XGA-проекторов с яркостью 2000 ANSI-люмен. Здесь представлено наибольшее разнообразие моделей, и здесь происходит самая ожесточенная борьба», — отмечает Михаил Невзоров, региональный менеджер компании Mitsubishi Electric по России и странам СНГ. С ним соглашается менеджер по продукции московского представительства BenQ Елена Ерохина: «Ценовая конкуренция в сегменте недорогих XGA-моделей ужесточилась. Однако начала настоящей «битвы» на российском рынке мы ожидаем лишь в следующем году».

«XGA-проекторы с яркостью 3000 ANSI-люмен, которые раньше считались «инсталляционными», также стремятся попасть в нишу «массового продукта». Это самый быстрорастущий сегмент рынка, здесь мы наблюдаем почти четырехкратный рост, сравнивая продажи за три квартала этого года с результатами того же периода 2004 г.», — говорит Анна Зуева.

Многие игроки отмечают рост продаж проекторов, созданных на базе технологии DLP. По данным ITResearch, в первом полугодии 2005 г. их доля на российском рынке достигла 45%. Но, по мнению Елены Ерохиной, это скорее можно объяснить возросшей активностью вендоров, предлагающих DLP-модели, нежели смещением приоритетов покупателей. «Доля DLP-проекторов при очередных обновлениях линеек увеличивается практически у всех поставщиков», — отмечает Вадим Степанишин. Так, Андрей Хонякин, менеджер по маркетингу московского представительства Sharp Electronics, говорит, что его компания «почти полностью перевела все проекторы на технологию DLP».

По мнению генерального директора компании «ДеЛайт 2000» Михаила Петрова, на руку этой технологии играют Корея и Тайвань, на заводах которых выпускаются DLP-проекторы для многих вендоров.

Но и ЖК-технология не стоит на месте. Компания Epson выпустила в этом году новые матрицы и поляризаторы, которые, как считает Петров, могут позволить ЖК-проекторам избавиться от некоторых недостатков — меньшей контрастности и нестабильности цвета при длительной эксплуатации по сравнению с DLP-моделями.

Андрей Салтрукович, менеджер по продуктам московского представительства Epson, обращает внимание на то, что в этом году его компания выпустила первую ЖК-панель для XGA-проекторов, один из слоев которой напечатан на принтере. Таким образом, значительно снижены расходы на ее производство, что может сказаться и на уменьшении стоимости ЖК-проекторов. «Мы собираемся упрочить позиции проекторов на основе ЖК-технологии», — отмечает он.

Со своей стороны, компания Texas Instruments представила новую технологию BrilliantColor, обеспечивающую лучшее цветовое воспроизведение изображения DLP-проекторами. Стандартный цветовой диапазон, состоящий из красного, синего и зеленого цветов, был дополнен желтым, пурпурным и голубым.

«По всей видимости, борьба двух технологий продолжится в течение ближайших двух-трех лет и будет протекать с переменным успехом», — считает Михаил Невзоров. Геннадий Клейменов, директор компании «Русский стиль» по развитию бизнеса, тоже согласен, что в ближайшее время сложно представить ситуацию, при которой продажи проекторов на основе одной из этих технологий будут доминировать.

Сейчас производители DLP- и ЖК-аппаратов вынуждены использовать в качестве источника света дорогостоящие лампы с относительно малым сроком службы и большим энергопотреблением. В этом году на многих специализированных выставках были представлены прототипы устройств без проекционной лампы. Источником света в этих «карманных» проекторах служат светодиоды. Уже многие производители выпустили образцы проекторов, созданных с использованием технологии LED (Light Emitted Diode). Среди них — InFocus, Mitsubishi, BenQ, Samsung, Toshiba, Epson. При этом цветные светодиоды заменяют не только громоздкие газоразрядные лампы, но и цветоразделительные компоненты оптического тракта — вращающиеся светофильтры DLP-проекторов и зеркала в ЖК-устройствах.

В отличие от ламповых проекторов, LED-аппараты используют три светодиода — красный, синий и зеленый. Возможно, вскоре к ним добавятся голубой и желтый, что не только существенно улучшит цветопередачу, но и примерно в полтора раза повысит яркость светового потока.

По сравнению с ламповыми устройствами LED-проекторы отличаются малой массой (около 400 г) и небольшими габаритами. К преимуществам этой технологии можно отнести и низкое энергопотребление, проекторы могут работать от аккумуляторов. Кроме того, срок службы светодиодов составляет десятки тысяч часов, что значительно больше, чем у газоразрядных ламп.

Это в принципе может существенно сказаться на стоимости владения проектором.

Пожалуй, единственный существенный недостаток LED-проекторов — низкая интенсивность светового потока. «“Светодиодная лампа” обеспечивает световой поток 50 ANSI-люмен, при этом с достаточно большим выделением тепла», — говорит Михаил Петров.

Но параметры яркости зависят только от разработок производителей LED. К примеру, не так давно компания Lumileds представила новое поколение светодиодов Luxeon со световым потоком около 190 ANSI-люмен.

«Перспективы у LED-проекторов, безусловно, есть, и очень неплохие. В первую очередь все обращают внимание на компактность этих устройств и на их большой ресурс», — говорит Михаил Невзоров.

«Если серьезно улучшить яркость, данный продукт может стать действительно популярным», — считает Геннадий Клейменов. С этим соглашаются многие игроки. «У светодиодных проекторов есть все шансы заменить ламповые», — убежден Андрей Салтрукович. Такое же мнение высказывают и в Mitsubishi. Михаил Невзоров не исключает, что проекционная техника будет развиваться именно в данном направлении.

При этом, по мнению Вадима Степанишина, развитие LED-технологии и превращение проекторов в «карманные устройства», возможно, приведет к появлению новых сегментов потребительского рынка: «К примеру, потенциальными пользователями таких продуктов могут стать подростки и любители компьютерных игр. Особенно если задуматься о возможности «внедрения» таких мини-проекторов в мобильные телефоны и портативные видеоплееры».

Стоит ли ожидать появления революционных технологий, которые окажут существенное влияние на рынок проекторов?
По мнению Елены Ерохиной, все перспективные направления в принципе можно разделить на три группы:

— значительное снижение стоимости проектора (с сохранением качества);

— значительное улучшение качества изображения в яркоосвещенном помещении (с сохранением уровня цены);

— снижение габаритов проекторов (с сохранением уровня качества и цены).

Как отмечает Михаил Петров, уже в течение десяти лет ежегодно появляются сообщения о новых технологиях, которые «перевернут мир». Но что же происходит в реальности? По существу, список «проверенных временем» технологий остается весьма ограниченным.

Проекторы, в которых используются электронно-лучевые трубки, остались привлекательными лишь для весьма ограниченного круга «сверхчувствительных киноманов».

ЖК-проекторы останутся достаточно популярными и в обозримом будущем. Реальный прорыв в технических характеристиках наблюдался в момент перехода от использования аморфного силикона к полисиликону.

Настоящим технологическим прорывом можно считать появление технологии DLP.

Большие надежды некоторые производители связывали и с технологией LCOS (ЖК на кремниевой подложке). Но она не получила широкого распространения. «LCOS не оправдала ожиданий», — уверен Виктор Поповский, начальник департамента профессиональной видеотехники представительства Toshiba.

Некоторые вендоры сообщают о разработках проекторов, в которых используются лазерные технологии. Но образцов, запущенных в серийное производство, пока не появилось.

Все же, по мнению Андрея Салтруковича, «маленькие революции» происходят постоянно. И в качестве примера он приводит появление LED-проекторов. А Виктор Поповский считает, что в ближайшее время «будут совершенствоваться ЖК-, DLP- и LED-технологии».

С этим соглашается и Вадим Степанишин: «С перемещением проектора в массовый потребительский сектор возможность его превращения в один из элементов мультимедийного центра развлечений, а также желание производителей уйти от чисто ценовой конкуренции в конкуренцию функционала будут только способствовать постоянным техническим инновациям в этой области».

По мнению Андрея Хонякина, дальнейшее развитие проекционного оборудования связано с изобретениями в области обработки видеосигналов: «Сегодня совершенствуются лишь узлы проекторов и добавляются некоторые функции».
Михаил Невзоров считает, что ожидать появления новых революционных разработок можно. «Но пока мы не хотели бы делать никаких анонсов...», — уклончиво замечает он.

Версия для печати (без изображений)