Российский рынок мобильных устройств (в настоящем обзоре будем понимать под этим определением не ноутбуки, а КПК, коммуникаторы и смартфоны) вырос, по данным IDC, в прошлом году более чем на 55% в количественном выражении. Количество проданных устройств превысило 350 тыс. шт. Доминирующее положение занимают смартфоны и коммуникаторы, их доля увеличилась почти до 63%. Как утверждают аналитики IDC, российский рынок «традиционных» КПК уже близок к насыщению, и в ближайшие годы его рост может существенно замедлиться. Вместе с тем они ожидают дальнейшего повышения спроса на конвергентные карманные устройства, сочетающие функциональность КПК с возможностями беспроводной связи.

Сегодня КПК занимают заметное место в корпоративных ИС. По оценке аналитиков Gartner, почти половина этих устройств поставляется именно в корпоративный сегмент. Мобильные технологии, согласно исследованию Gartner, — самая быстрорастущая статья ИТ-бюджетов средних и крупных компаний.

В отличие от ноутбука, КПК не может заменить настольный компьютер и служит лишь дополнением к нему. Но в ряде случаев КПК может оказаться вполне достойной альтернативой ноутбуку. К примеру, компания Goldman Sachs опросила 175 пользователей ноутбуков, которым в дополнение были выданы КПК. Выяснилось, что через полгода время использования ноутбуков сократилось на 45%, а 19% опрошенных сообщили, что вообще перестали пользоваться ноутбуками.

По мнению Наума Рикшпуна, вице-президента компании Business Systems Engineering, в отдельных нишах корпоративного рынка КПК начинают вытеснять ноутбуки точно так же, как ноутбуки вытесняют настольные ПК. Эта тенденция отмечается во многих странах, и в том числе в России.

Конечно, карманные компьютеры не так универсальны, как ноутбуки, но для решения определенных задач вне офиса, «в полевых условиях», работать с ними зачастую не только более удобно, но и более эффективно. Основное преимущество «карманного офиса» по сравнению с «портативным» — меньший вес и большее время автономной работы. Кроме того, КПК значительно дешевле ноутбуков, проще в использовании и более надежны в условиях интенсивной эксплуатации.

Эти устройства в первую очередь могут быть востребованы в бизнесе, требующем организации эффективной работы сотрудников (в основном — оперативного сбора и обработки информации), часто находящихся в разъездах. «В настоящее время в российском корпоративном секторе около половины пользователей карманных компьютеров работают в сфере торговли — это торговые представители, сотрудники службы доставки, складские и другие работники», — считает генеральный директор компании «Центр корпоративных разработок» Хусейн Аз-зари.

Пожалуй, самое широкое распространение решения на базе КПК получили в сфере автоматизации работы торговых представителей компаний, работающих на рынке товаров массового потребления (Fast Moving Consumer Goods, FMCG). Этот рынок характеризуется большим товарооборотом и низкой маржой.

Жесткая конкуренция в сегменте FMCG заставляет компании минимизировать расходы. Один из возможных путей — повысить эффективность работы торговых представителей, которые, помимо прямой доставки товаров на розничные точки, «на месте» принимают заказы и оформляют сделки. Автоматизация их работы не только значительно сокращает время, необходимое для оформления заказа, но и позволяет обеспечить оперативный доступ ко всей информации, связанной с клиентом: истории продаж по каждой торговой точке, платежной истории клиента, его индивидуальных скидках и т. п. Кроме того, торговый представитель может получить информацию о состоянии склада.

По данным исследовательской группы SmartMarketing, в России насчитывается уже более тысячи компаний, работающих в сегменте FMCG, которые в том или ином виде автоматизировали деятельность своих торговых представителей. Некоторые из них сделали ставку на собственные разработки для автоматизации учета, другие пользуются услугами специализированных компаний, предлагающих комплексные решения в этой области.
Во многих случаях реализуются элементы CRM-систем.

«До недавнего времени этот сегмент рынка в России был абсолютно пуст, и зарубежные представительства транснациональных корпораций (а также наиболее прогрессивные российские компании), напрасно потратив на местном рынке время в поисках нужных им мобильных решений, закупали такие решения за пределами России», — говорит Александр Фузеев, заместитель генерального директора по маркетингу компании «Системные технологии». Это требовало немалых усилий по адаптации и доработке программных продуктов под специфику российского рынка.

Одна из первых российских систем автоматизации мобильной торговли — «Оптимум» от компании «Центр корпоративных разработок». В настоящее время существует уже пятая версия этого продукта. По словам Хусейна Аз-зари, более 20 тыс. пользователей КПК и коммуникаторов выбрали «Оптимум» для своей работы. Система ориентирована на использование КПК на базе Palm OS или Pocket PC/Windows Mobile. Программное решение интегрируется в единую корпоративную систему, что обеспечивает оперативный обмен информацией между офисом и торговым представителем. При этом могут использоваться самые различные варианты подключения КПК: GPRS, GSM, LAN, WLAN, Bluetooth. В состав программного пакета «Оптимум» входит конвертор для продуктов компании «1С», кроме того, возможна интеграция с управленческими системами «Парус», БЭСТ, Axapta, SAP Business One.

Систему «Оптимум» для автоматизации мобильной торговли используют такие известные предприятия и представительства транснациональных компаний, как «ПепсиКо Холдингс», Mars, Gillette, Kraft Foods, Sun Interbruw, Nestle, «Кампомос», «Вимм-Биль-Данн». По отзывам представителей «ПепсиКо Холдингс», после внедрения системы количество заказов, обрабатываемых одним торговым представителем в течение дня, возросло в среднем на 30%.

Компания «Системные технологии» предлагает решение «ST-Мобильная торговля». Это многофункциональная система, построенная по модульному принципу, что позволяет заказчикам при необходимости приобретать дополнительные функциональные модули для настройки под конкретный бизнес-процесс. В частности, помимо учетных операций по товарному ассортименту, предусмотрена возможность сбора статистики о работе торгового представителя (время начала и окончания работы на маршруте и в розничных точках, время создания каждого документа и т. п.). А модуль «ST-GPS-Контроль» позволяет фиксировать маршрут движения торгового агента.

Компания «Галакси техлоджикс» предлагает систему автоматизации мобильной торговли M-Trade (вышла уже четвертая ее версия) на базе индустриальных терминалов Psion Teklogix (что понятно — компания является эксклюзивным российским дистрибьютором этого оборудования).

Помимо самостоятельного внедрения своих продуктов, многие разработчики систем автоматизации мобильной торговли активно пытаются привлекать дилеров (в первую очередь — региональные ИТ-фирмы). К примеру, компания «Системные технологии» предлагает своим партнерам, в зависимости от объема продаж, скидку до 50% на лицензии программного решения «ST-Мобильная торговля». Кроме того, дилеры могут заработать на внедрении системы, стоимость которой доходит до 40% совокупной стоимости проекта. Дилерская сеть «Системных технологий» насчитывает 28 региональных фирм, есть партнеры и в странах СНГ — на Украине, в Казахстане и в Белоруссии.

Дилерская сеть компании «Центр корпоративных разработок», по словам руководителя отдела маркетинга Ксении Вепренцевой, с марта по сентябрь этого года выросла на 70%. Минимальная стоимость проекта по внедрению «под ключ» системы «Оптимум» для десяти торговых представителей — около 7 тыс. долл. Стоимость работ по внедрению — около 30% от общей стоимости проекта (в среднем, по словам представителей компании, услуги по внедрению системы приносят примерно 3 тыс. долл., а срок реализации проекта не превышает одного месяца).

Конечно, применение мобильных устройств в сфере торговли не ограничивается автоматизацией работы торговых представителей. К примеру, компания «КОРУС Консалтинг» объявила о завершении проекта в сети гипермаркетов «ОКей» (Санкт-Петербург). В этой системе мобильные терминалы Symbol обеспечивают доступ сотрудников к центральной базе данных — они могут получать информацию о наличии того или иного товара, его запасах на складе, проводить инвентаризацию, делать заказы, распечатывать ценник непосредственно из торгового зала. Для интеграции с ERP-системой Axapta Retail используется разработка датской компании Next Innovation.

Для автоматизации складских комплексов обычно применяются системы на базе индустриальных терминалов (КПК со встроенным сканером штрих-кода). Это позволяет автоматизировать рутинные ручные операции по инвентаризации товаров. «Терминалы экономят время: там, где при бумажном учете потребовалось бы два-три дня, с их помощью задача может быть решена в течение нескольких часов», — говорит директор по маркетингу компании «Пилот» Андрей Хаустов. Кроме того, их использование позволяет значительно снизить количество ошибок.

Компания «Пилот», посчитав автоматизацию логистических бизнес-процессов одним из наиболее динамично развивающихся направлений, выделила этот бизнес в отдельную компанию — ant Technologies. В проектах по автоматизации складов, реализуемых специалистами ant Technologies, используются информационно-логистическая система Radio Beacon WMS, промышленные КПК Symbol, штрих-кодовые принтеры Zebra.

Одной из самых перспективных технологий аналитики IDC называют RFID (идентификация с помощью радиометок). Они считают, что в недалеком будущем радиометки вытеснят повсеместно используемую в настоящее время систему штрих-кодирования. По данным исследования Deloitte и Retail System Alert Group, 70% крупнейших мировых розничных компаний, обороты которых превышают 5 млрд. долл., уже внедряют или собираются в течение ближайших полутора лет внедрить RFID.

В России распространению этой технологии препятствует все еще довольно высокая ее цена. По мнению генерального директора компании «Пилот» Александра Усова, в России технологии RFID могут стать массовыми лишь через пять-семь лет, после того как они в достаточной степени будут протестированы на Западе.

Карманные компьютеры постепенно распространяются и в сфере обслуживания — официанты или менеджеры могут ввести в КПК заказ клиента. Возможность создания «мобильных рабочих мест» официантов с использованием КПК предусмотрена, к примеру, в продукте «1С Рарус Ресторан-Бар-Кафе».

Компания «Автограф» (Йошкар-Ола) специализируется на решениях для контроля и мониторинга технического состояния нефтегазовых скважин и трубопроводов. Ее диагностические аппаратно-программные комплексы «Автон» включают датчики, информация с которых поступает на КПК и обрабатывается с помощью специального ПО.

Хусейн Аз-зари считает, что к самым перспективным направлениям для внедрения мобильных систем относится автоматизация работы коммунальных служб (например, проверка и снятие показаний с многочисленных счетчиков, которые уже сейчас внедряются в жилых домах и офисах). Применяются мобильные технологии и в государственных структурах. Так, еще в начале 2002 г. сотрудники московской транспортной милиции получили КПК, оснащенные ежедневно обновляемой базой данных с информацией о лицах, находящихся в федеральном розыске. А компания «Галакси техлоджикс» внедрила автоматизированную систему в Госкомстате — более 600 его сотрудников получили портативные компьютеры Psion Workabout, что позволило перейти на безбумажную технологию сбора цен и тарифов на товары и услуги.

***
Мобильные технологии используются в самых различных областях Это направление — одно из наиболее перспективных, и на него стоит обратить внимание «традиционным» ИТ-компаниям. По мнению аналитиков IDC, уже через пару лет объем информации, хранящейся и циркулирующей в «стационарных» компьютерных сетях, окажется меньше объема данных, передаваемого и обрабатываемого различными нестационарными устройствами.


Версия для печати (без изображений)