Среди изобилия услуг, предлагаемых современному городскому жителю, высокоскоростное подключение домашних компьютеров к Интернету до сих пор не получило доминирующего распространения. Хотя недостатка в поставщиках этой услуги нет — ее предлагают и крупные Интернет-провайдеры, и операторы домовых сетей. Наряду с теми, для кого наличие дома широкополосного канала доступа в Сеть стало делом обыденным (а для определенной группы лиц это и вопрос престижа), есть многочисленная армия пользователей с весьма скромными запросами в части доступа к Интернету. Одни считают скоростные каналы экзотикой, другие — дорогой игрушкой.

Но прогресс не остановить, и со временем скоростной доступ придет практически в каждую квартиру. Это отлично понимают Интернет-провайдеры, и уже сегодня между крупными игроками набирает силу конкуренция за кошельки будущих клиентов.

Дополнительную интригу в дележе данного сегмента создает следующее обстоятельство: значительная часть лиц, имеющих дома высокоскоростной доступ к Интернету, — это пользователи домовых сетей, созданных много лет назад и продолжающих существовать благодаря усилиям мелких и средних провайдеров. Довольно долгая история домовых сетей, сохранившийся до наших дней дух самодеятельности и сложившиеся традиции затрудняют крупным поставщикам услуг, привыкшим к формализованным и нередко обезличенным бизнес-процедурам, выход на этот рынок.

Ты помнишь, как все начиналось?

В нашей стране домовые сети стали появляться в первой половине 90-х годов прошлого века, то есть практически одновременно с формированием массового рынка ИТ. В те времена компьютерами пользовались, как правило, подготовленные люди с обширными познаниями в области вычислительной техники. Среди них нашлись энтузиасты, взявшие на себя труд по созданию первых домовых сетей. Впрочем, миссия пионеров облегчалась тем, что найти единомышленников и помощников из числа себе подобных было не очень сложно.

Следует подчеркнуть, что поначалу домовые сети полностью соответствовали своему названию. Они охватывали одно здание, реже — несколько, и за эти пределы не выходили. На первых порах их главным предназначением было предоставление пользователям возможности общаться друг с другом. По сути, сеть была виртуальным клубом. Люди обменивались программами, играли в многопользовательские игры, обсуждали новости. Сегодня ни для кого не секрет, что весь (или почти весь) трафик домовых сетей начала 90-х годов был нелегальным, однако тогда об этом никто и не подозревал. Но именно благодаря возможности легко обмениваться информацией и программными продуктами домовые сети приобретали популярность и все новых адептов, отмечает Георгий Котельницкий, заместитель генерального директора компании «Элкател», работающей в Подмосковье.

Достаточно близкие личные, а не виртуальные знакомства делали сеть действительно «домашней» — члены «сетевого клуба» не опасались «взлома» своих ПК и распространения вирусов.

Переход на бизнес-рельсы

Стоит ли говорить, что на заре развития домовых сетей денег за подключение и пользование не брали. Но очень скоро владельцы сетей спохватились и ликвидировали это «упущение». Большинство пошли законным путем — они создавали компании, регистрировали их, получали лицензии и фактически становились операторами связи. Разумеется, были и остаются желающие поработать «втемную», но они не могут охватить большое количество абонентов и обеспечить приемлемый уровень качества предоставляемых услуг и уж тем более не могут рассчитывать на развитие бизнеса.

Мода на Интернет во второй половине 90-х годов оказала огромное влияние на развитие домовых сетей. Перспектива получить скоростной доступ к «всемирной паутине» (это вам не модемные 14,4 или в лучшем случае 33,6 Кбит/с) прельщала многих, и число сетей быстро росло. Будучи хорошо «подкованными» в вопросах ИТ, пользователи домовых сетей одними из первых стали подключаться к Интернету. Причем почти все они, миновав «модемную» эпоху, сразу же шагнули в эру скоростного доступа. Изобретать велосипед не пришлось — о зарубежном опыте, в том числе о кампусных сетях, наши специалисты хорошо знали. Стоимость коллективного подключения и тарифы на трафик были у нас, конечно, не очень щадящими, но приемлемыми. Правда, еще какое-то время в домовой сети преобладал «внутренний» трафик.

Несколько лет Интернет-бума не прошли бесследно. По оценке Дмитрия Дронова, директора по развитию бизнеса компании «КОМСТАР-Объединенные ТелеСистемы», в настоящее время в Москве существует более 700 домовых сетей. С их помощью к Интернету подключено свыше 165 тыс. квартир. Оценить годовой оборот этого рынка несложно. По статистике, среднемесячный платеж одного абонента (квартиры) за использование ресурсов домовых сетей колеблется в пределах от 20 до 25 долл. Если принять эти цифры за основу, то получается, что годовой объем московского рынка составляет от 40 до 50 млн. долл. По словам Дронова, к домовым сетям подключены 30% домашних пользователей в Москве и 5% в Санкт-Петербурге. Остальные выходят в Интернет либо с помощью коммутируемого доступа, либо приобретают услугу «Стрим».

Существуют и другие оценки, но практически все они коррелируют друг с другом. Например, по данным исследовательской компании J’son & Partners, в Москве услугами домовых сетей пользуются 300 тыс. человек, а Дмитрий Лавров, генеральный директор компании «Айпикон», провайдера сети LiaNet в Северо-Восточном округе Москвы, считает, что в столице к домовым сетям подключено 7% квартир. По мнению специалистов компании «РМ Телеком», в Москве к домовым сетям подключено около 80% жилых зданий, но лишь очень малая часть жильцов пользуется этими возможностями доступа.

Конечно, за счет нелегальных сетей приведенные цифры надо бы скорректировать в сторону увеличения, но поправка, скорее всего, будет незначительной. Трудно предположить, что среди «нелегалов» есть провайдеры, которые могли бы похвастать большой клиентской базой.

Рынок домовых сетей сильно фрагментирован, и даже крупнейшим из зарегистрированных игроков принадлежат считанные проценты оборота и клиентов. Первая десятка ведущих провайдеров контролирует в сумме не более 30% рынка, на долю первых 50 приходится около 75% рынка.

Следует отметить, что развитие домовых сетей могло бы быть более впечатляющим. Но оно сдерживалось рядом факторов. Во-первых, компании, избравшие легальный путь развития, сразу же столкнулись с многочисленными бюрократическими преградами. Поскольку их рабочая площадка — это преимущественно жилые кварталы, им пришлось взаимодействовать не только с чиновниками из федеральных структур (Госсвязьнадзор, налоговые органы), представителями телефонных и Интернет-компаний, но и со служащими ДЭЗов и районных управ. Последние, как правило, в телекоммуникациях ничего не понимали, и «непробиваемость» этого заслона была одной из причин, толкавшей провайдеров к работе «втемную».

Во-вторых, многие домовые сети до сих пор несут на себе отпечаток самодеятельности (если не сказать кустарщины), что резко контрастирует с деятельностью других компаний, предлагающих услуги в области телекоммуникаций. Например, сотовые операторы — это солидные игроки, надежность которых не вызывает сомнений. На Интернет-рынке также доминируют крупные и средние компании. Мелкие провайдеры середины 90-х годов либо ушли с рынка, либо смогли развить бизнес и стали заметными поставщиками услуг. А операторы домовых сетей не могут соперничать с Интернет-компаниями ни по обороту, ни по числу клиентов. Они и по сей день ютятся в очень скромных и непрезентабельных офисах и расклеивают свои объявления на дверях подъездов.

Что происходит в регионах?

Если в Москве, Санкт-Петербурге и еще двух-трех крупных городах сегмент домовых сетей поддается мониторингу, то о ситуации в остальных регионах судить чрезвычайно сложно. По некоторым оценкам, на долю Москвы приходится половина всех домашних широкополосных подключений к Интернету (помимо домовых сетей здесь учтено подключение с помощью технологии ADSL, по сетям кабельного телевидения, по радиоканалам, а также по индивидуальным выделенным линиям). В числе городов, где широкополосный доступ и в том числе домовые сети получили заметное распространение, — Екатеринбург, Челябинск, Томск и Красноярск. Но в большинстве средних, а тем более в небольших городах высокоскоростным каналом оснащен лишь один из 110—120 домов. В список аутсайдеров вошли даже такие крупные центры, как Нижний Новгород, Самара и Пермь.

Всего же в России, включая Москву, по разным оценкам, насчитывается от 400 до 500 тыс. семей, подключенных к домовым сетям. Это примерно три четверти всего рынка домашнего широкополосного доступа. Ежемесячная сумма платежей, получаемых с пользователей домовых сетей, составляет порядка 10 млн. долл.

Но главная проблема, по мнению некоторых специалистов, — отсутствие внятной программы подключения к Интернету жилого сектора. Провайдеры идут по пути наименьшего сопротивления — охватывают лишь те дома, куда могут без труда дотянуться. Зачастую, развернув сеть в одном-двух зданиях, от дальнейшего развития бизнеса они отказываются. Главная забота — удержать имеющихся клиентов, в итоге: в небольшом городе работают несколько провайдеров, каждый из которых обслуживает две, максимум три пятиэтажки.

Борьба за клиента

С каждым днем усиливается конкуренция между операторами домовых сетей и Интернет-провайдерами, предлагающими широкополосное подключение по ADSL, индивидуальным выделенным линиям и сетям кабельного ТВ. Причем в Москве основная борьба идет за абонентов, уже подключенных к домовым сетям. Несмотря на то, что число пользователей домовых сетей продолжает увеличиваться, темпы роста этого сегмента рынка заметно снизились. Похоже, что «лебединая песня» была спета в прошлом году. По данным J’son & Partners, в 2004 г. прирост абонентов в Москве составил 90%, а в этом году прогнозируется на уровне 25—30%.

Понятно, что у крупных Интернет-провайдеров больше возможностей для продвижения своего брэнда, и массовый пользователь покупает наиболее разрекламированные услуги. К тому же у ведущих игроков больше возможностей для подключения к телефонным сетям, есть необходимые ресурсы и «вес», чтобы быстро решать вопросы с районными администрациями.

Тем не менее, как считают эксперты, увеличение клиентской базы домовых сетей будет наблюдаться еще на протяжении нескольких лет: пессимисты говорят о двух годах, оптимисты — о пяти-семи. Резерв у этого сегмента большой — практически вся Россия.

Пока серьезная экспансия Интернет-провайдеров на рынок домовых сетей не началась. Но игроки этого сектора уже занимают оборонительные рубежи. Одни объединяются с недавними конкурентами, другие их покупают. А третьи продают свой бизнес крупным Интернет-провайдерам. Этих покупателей интересует абонентская база оператора домовой сети и возможность использования и развития его инфраструктуры. В обозримом будущем в Москве все каналы передачи данных, включая последние мили и метры, окажутся в руках 5—6 провайдеров связи.

Игроки рынка считают, что в наиболее крупных городах появления новых операторов домовых сетей ждать не приходится. Чтобы начать этот бизнес и чтобы окупить его за 2—3 года, требуются серьезные инвестиции. Так, по мнению специалистов компании «Комкор», речь идет о сумме в несколько миллионов долларов. Интерес к домовым сетям снижается вследствие развития других широкополосных технологий доступа. В то же время ниша для домовых сетей остается в университетах, студенческих городках, небольших населенных пунктах. Там затраты на развертывание домовой или кампусной сети составят от 100 до 300 тыс. долл.

Школа выживания

Пытаясь расширить спектр услуг и противостоять грядущей экспансии крупных Интернет-провайдеров, операторы домовых сетей создают различные ассоциации и советы. Например, некоторое время назад СМИ сообщали о том, что в Москве стартовал проект «Объединенная локальная сеть», в рамках которого организован обмен данными между домовыми сетями. По словам генерального директора домовой сети «Ай Хоум» и заместителя председателя Ассоциации домовых сетей и компьютерных клубов Василия Масловского, обмениваться внутрисетевым трафиком могут только члены ассоциации. «Главное конкурентное преимущество домовых сетей — бесплатные внутренние ресурсы: игровые серверы, файлы», — подчеркнул Масловский.

А недавно в Юго-Восточном административном округе Москвы был создан Координационный совет провайдеров домовых сетей. Этот орган должен упорядочить взаимодействие операторов с органами местной исполнительной власти, федеральными структурами, жилищными организациями, а также координировать отношения поставщиков услуг на территории округа. В совет вошли представители 32 провайдеров домовых сетей и администрации округа.

Однако все это — полумеры, хотя они, безусловно, помогут домовым сетям еще на какое-то время сохранить свои позиции. Но долго противостоять натиску серьезных игроков они не смогут.

За рубежом давно поняли, что широкополосный доступ нужен клиенту лишь тогда, когда он может получить интересный контент и полезные услуги. И вот здесь открывается широкий простор для деятельности поставщиков услуг новой генерации — контент-провайдеров и небольших вторичных операторов связи, которые взяли бы на себя эксплуатацию обновленных домовых, а в перспективе и районных сетей. Наиболее вероятные кандидаты занять новую нишу — нынешние операторы домовых сетей. Разумеется, здесь найдется место и для вновь создаваемых компаний. Не конкурируя с операторами связи, они могли бы, используя главный козырь домовых сетей — быстрое реагирование на запросы, близость и индивидуальный подход к клиенту, — сосредоточить усилия на предоставлении разнообразного контента, «видео по запросу», интерактивных игр, услуг IP-телефонии и других сервисов на базе технологии Triple Play. Кроме того, по словам специалистов, не составит особого труда расширить портфель услуг, включив в него, например, охрану квартир, видеонаблюдение, подключение различных датчиков, и даже реализовать концепцию «умного дома».


Версия для печати (без изображений)