Весной этого года ВЦИОМ и общественная организация «ОПОРА России», объединяющая представителей малого и среднего бизнеса, провели исследование «Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации». Во всех субъектах РФ было опрошено 4350 предпринимателей, которые в личном интервью ответили на 75 вопросов формализованной анкеты.

Предпринимательский климат в том или ином регионе оценивался по нескольким основным направлениям: финансовые ресурсы, обеспеченность производственными площадями, издержки на взаимодействие с чиновниками, поддержка малых предприятий властями, состояние конкурентной среды, уровень безопасности и общая мотивация бизнеса. На основе анализа этих факторов был составлен интегральный рейтинг регионов с точки зрения условий для развития малого бизнеса.

Как признает генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, полученные в ходе опроса статистические данные основаны на оценках предпринимателей, то есть на их субъективном мнении. При этом за аксиому был принят следующий тезис: «Ситуация с малым бизнесом в конкретном регионе хороша настолько, насколько она хороша с точки зрения самих предпринимателей». Вместе с тем социологи отмечают, что оценка ситуации может зависеть от сложившихся в данном регионе стереотипов в отношении условий для предпринимательства. Поэтому, например, объективно тяжелые (с точки зрения внешнего наблюдателя) условия могут трактоваться местными бизнесменами как приемлемые, и наоборот. «То, что плохо для московского предпринимателя, для воронежского будет очень хорошо», — отмечает Федоров.

«А олени — лучше!»

Пятерка лидеров рейтинга регионов с наилучшими условиями для развития малого бизнеса выглядит так: Ямало-Ненецкий АО, Башкирия, Ставропольский край, Тульская и Смоленская области. Довольно неожиданно!
Многие регионы, по объективным экономическим показателям (в том числе и по числу малых предприятий «на душу населения») считающиеся лидерами по уровню развития предпринимательства, заняли места в последних строчках рейтинга. В аутсайдеры попали, казалось бы, весьма «благополучные» Ленинградская, Московская и Калининградская области, Татарстан, Краснодарский и Красноярский края, Санкт-Петербург и Москва. Столь парадоксальные результаты нельзя объяснить лишь субъективными оценками респондентов. По мнению аналитиков, эти регионы можно отнести к «остывающим»: в них весьма высока степень конкуренции и на рынке мало свободного пространства. Доля малого бизнеса в общем объеме производства здесь относительно велика, но прирост инвестиций невысок. Как считают авторы исследования, в нынешнем виде эти рынки практически исчерпали потенциал роста малого бизнеса, и его дальнейшее развитие почти невозможно без решения некоторых серьезных проблем. Вместе с тем, в регионах, не относящихся к лидерам экономического развития, зачастую гораздо больше предпосылок для роста малого бизнеса — необходимые ресурсы здесь доступнее и дешевле, а конкурентная среда не столь агрессивна.

Кроме того, как отмечает Сергей Борисов, президент организации «ОПОРА России», в тех «благополучных» регионах, где сегодня лучше всего развит малый бизнес, предприниматели испытывают наибольшее давление со стороны властей. Эта тенденция особенно заметно проявляется в крупных мегаполисах.

Москва в рейтинге оказалась на третьем месте с конца, опередив лишь Красноярский край и Воронежскую область. «Предпринимателям в Москве приходится действовать в очень неблагоприятной среде: свободная конкуренция практически невозможна, риски предпринимательской деятельности велики. Запредельны транзакционные издержки ведения бизнеса (финансовые, временные и иные)», — отмечается в докладе. Следует подчеркнуть, что речь идет именно о малом бизнесе, потребности которого значительно отличаются от запросов крупных корпораций.

«Средняя температура по больнице»

Среди наиболее актуальных рисков для малого бизнеса 64,4%* респондентов назвали возможность резкого ухудшения общей экономической ситуации в стране, 45,2% опасаются роста арендных платежей, 28,9% — изменений в региональном законодательстве, 26,3% — появления крупного монополиста, 22,1% — необоснованных штрафов и нарушений при проверках. Среди других негативных факторов назывались незаконные попытки отнять или ликвидировать бизнес (7,4%) и вымогательство со стороны криминальных группировок (4,8%).

Как положительное явление авторы исследования отмечают тот факт, что главные риски, называемые предпринимателями, лежат в экономической сфере. Это может означать, что в целом Россия уже преодолела некоторую часть пути к «цивилизованному рынку», на котором предприниматель больше озабочен экономической конъюнктурой, конкуренцией, спросом и т. п., а не налаживанием отношений с чиновниками и криминальными авторитетами. Вместе с тем «неэкономические» факторы продолжают оказывать негативное влияние на малый бизнес. При этом представителей власти предприниматели опасаются гораздо сильнее, чем бандитов: периодически с криминальными угрозами в свой адрес сталкиваются 48,7% опрошенных, с противоправными действиями милиции — 58,2%, местных чиновников — 67,7%.

При взаимодействии с контролирующими инстанциями больше всего малый бизнес страдает от контактов с налоговыми органами. Интересно, что два года назад 52% предпринимателей сообщали, что чаще всего им приходится «решать проблемы» с милицией, а налоговики были тогда на девятом месте (5%). Теперь налоговые органы являются главным источником проблем для 40,2% предпринимателей, санитарно-эпидемиологический надзор — для 21,7%, милиция — только для 17,5%.

Немалую озабоченность предпринимателей вызывает состояние конкурентной среды. Речь идет о преференциях со стороны региональных властей определенным компаниям и о давлении со стороны крупного бизнеса. Две трети опрошенных считают, что местные чиновники создают благоприятные условия «своим» фирмам, более половины уверены, что в их регионе существуют отрасли, доступ в которые искусственно затруднен, и только 23% полагают, что таких отраслей нет.

Проблемы малого бизнеса в разрезе регионов

Одна из главных проблем, с которой приходится сталкиваться практически всем предпринимателям, — трудности доступа к производственным площадям и офисным помещениям. Лишь в трех регионах ситуация оценивается как относительно благополучная — в Тульской и Омской областях, а также в Ханты-Мансийском АО, где около половины респондентов считают, что получить производственные площади легко или скорее легко. Не слишком сложно — в Свердловской, Орловской, Рязанской, Курганской, Пензенской областях и в Приморском крае. В других регионах положительных ответов было не более 30%. Хуже всего ситуация в Северной Осетии и Нижегородской области, где лишь 4% респондентов считают, что получить производственные площади достаточно легко.

Только у 38% опрошенных доля арендных платежей в общих расходах предприятия не превышает 30% (причем примерно половина из них не тратит на аренду ничего, так как недвижимость у них находится в собственности). В среднем по России этот показатель составляет 37%. До половины расходов тратят на аренду 31% предпринимателей, еще у 12% на аренду уходит до 70% расходной части бюджета. А для 4% эта доля вообще запредельна — свыше 70%, им в основном приходится работать на аренду. Особенно плохо дела обстоят в Амурской и Белгородской областях (в последней ситуация просто катастрофическая — почти 40% малых предприятий тратят на аренду более 50% своих расходов, причем половина из них — более 70%).

Взаимодействие предпринимателей с местными администрациями и проверяющими органами влечет за собой существенные временные и финансовые (в том числе коррупционные) затраты. В Москве чаще говорят о практике решения возникающих проблем с помощью взяток: две трети московских респондентов заявили, что незаконные выплаты широко распространены. Это заметно больше, чем в целом по России (43%), и в два с лишним раза больше, чем в наиболее благополучном с этой точки зрения Дальневосточном федеральном округе (ФО).

Долю среднемесячной выручки, направляемой на разные незаконные выплаты, оценивают в Москве в 11,5%. В целом по России эта цифра составляет 8,9%, меньше всего тратят на взятки в Сибирском — 7,3%, а также в Приволжском ФО — 7,9%.

Уровень коррупции характеризуется также распространенностью практики «откатов» представителям власти за получение того или иного заказа. О том, что это явление широко распространено, сообщают 31% предпринимателей, а 17,5% считают, что оно практически отсутствует. Вместе с тем 31% респондентов затруднились обозначить свою позицию по этому вопросу. Среди регионов, где большинство опрошенных считают «откаты» широко распространенным явлением, можно выделить Адыгею (58%), Татарстан (52%), Красноярский край (57%), Астраханскую (52%), Московскую (58%) и Читинскую (54%) области, а также Москву (66%).

Где берут деньги и на что их тратят?

Наиболее распространенный источник финансирования развития малого бизнеса — вложения из собственной прибыли (его назвали 60,1% опрошенных). Чаще всего к этому источнику прибегают предприниматели в Уральском (65,0%), Приволжском (63,6%) и Северо-Западном ФО (63,1%), реже всего — в Москве (50,7%).
Практически вдвое реже для этой цели используются личные сбережения учредителей или средства, зарабатываемые в других фирмах, — данный источник финансирования назвали 31,1% опрошенных. Особенно распространена подобная практика в Москве (42%) и Уральском ФО (39,1%), наименее в Дальневосточном ФО (21,6%).

Банковскими кредитами для развития бизнеса пользуются 15,9% опрошенных. Более активно используют этот источник предприниматели в Уральском ФО (27,9%) и в Москве (27%). Средства, полученные взаймы у знакомых и родственников, используют 12,9% предпринимателей (эта доля практически одинакова во всех федеральных округах). Остальные источники занимают еще менее значительную долю в структуре финансовых средств.

Заемные средства в большинстве случаев (57,9%) используются предпринимателями для пополнения оборотных средств. Исключение составляет Москва, где абсолютное большинство опрошенных (83,9%) тратят эти деньги в первую очередь на приобретение материальных активов (земли, помещений, оборудования, транспортных средств и т. п.). Материальные активы на заемные средства приобретают от 23,4% респондентов в Южном ФО до 40% в Приволжском ФО. Нематериальные активы (лицензии, сертификаты, патенты, товарные знаки, результаты НИОКР, ПО и другие объекты интеллектуальной собственности) приобретают на заемные средства 8,7% опрошенных. Лидируют здесь предприниматели Уральского (16,1%) и Южного ФО (11,2%). Покупка нематериальных активов для нужд малого бизнеса наименее распространена в Москве (1,8%).

Оптимисты и пессимисты

В целом состояние своего бизнеса позитивно оценивают 68% респондентов. Во всех федеральных округах доля позитивных оценок состояния бизнеса практически в два раза выше доли негативных. Несмотря на недовольство столичных предпринимателей существующими условиями, наиболее благоприятная ситуация в этом плане наблюдается в Москве: 76% респондентов считают состояние своего бизнеса хорошим или скорее хорошим и всего 21,3% — плохим или скорее плохим. Хуже всего воспринимают положение дел в своем бизнесе предприниматели Южного ФО: позитивно оценивают его 61,8%, негативно —33,6%.

Оценка бизнеса сильно зависит от устойчивости его финансового положения. Половина опрошенных считают финансовое состояние своего бизнеса в настоящее время относительно устойчивым: средств хватает для поддержания бизнеса, но не хватает для его развития. Еще практически четверть предпринимателей отметили, что финансовых ресурсов им хватает не только для поддержания бизнеса, но и для развития.

Чуть меньше половины предпринимателей (40%) считают, что за последний год финансовое состояние их бизнеса не изменилось. Улучшение отмечают 30,7% респондентов, ухудшение — 26,2%. Тех, кто заявляет, что финансовое состояние их бизнеса улучшилось, больше всего в Уральском (36%), Приволжском (35%) и Северо-Западном (34,4%) ФО. Меньше всего доля таких ответов в Москве (20,7%) и Дальневосточном ФО (23,1%). В этих же двух регионах выше всего доля предпринимателей, считающих, что финансовые показатели их предприятий за последний год ухудшились: соответственно 34% и 28,6%.

Прогнозы на ближайшее будущее в целом более оптимистичны, чем оценки изменений, произошедших за прошлый год: 39,6% опрошенных считают, что через год финансовое состояние их бизнеса будет лучше, чем сейчас, 13,6% — хуже, чем сейчас. В том, что ситуация не изменится, уверены 29,7%.

Практически во всех федеральных округах относительное большинство предпринимателей надеются на улучшение финансового состояния бизнеса в течение ближайшего года. Лишь в Москве и Дальневосточном ФО преобладает доля респондентов, считающих, что ситуация останется прежней.

Больше всего оптимистов в Уральском и Сибирском ФО — соответственно 44,7 и 44,6%. Меньше всего — в Дальневосточном ФО (32%), Москве (32,7%) и Центральном ФО (33,6%).

***
Хотя условия для развития малого предпринимательства во многих регионах нельзя назвать благоприятными, в целом респонденты оценивают свой бизнес как достаточно успешный и с неожиданным оптимизмом смотрят в будущее. По мнению авторов исследования, позитивная самооценка состояния бизнеса во многом определяется самим фактом его существования. Многие предприниматели привыкли работать в неблагоприятной обстановке и в целом не драматизируют ситуацию. Специфика малого бизнеса в том, что он либо остается рентабельным в течение определенного периода времени, либо прекращает свое существование. Поэтому очевидно, что предприниматели склонны оценивать финансовую ситуацию скорее положительно. Неуспешный малый бизнес погибает, а те, кто остался «на плаву», смотрят в будущее с надеждой.

* Респонденты могли назвать несколько вариантов ответов.

Подготовил Сергей Зарубин

Малый бизнес в цифрах

В России зарегистрировано 952 тыс. предприятий, относящихся к малому бизнесу, а также 4,7 млн. предпринимателей без образования юридического лица. В сфере малого бизнеса занято от 17 до 19% всего трудоспособного населения, а его доля в ВВП составляет от 10 до 12%.
Источник: «ОПОРА России».

Рейтинг регионов РФ
По условиям ведения малого бизнеса

ПервыеПоследние
1 Ямало-Ненецкий АО67 Московская область
2 Республика Башкортостан68 г. Санкт-Петербург
3 Ставропольский край69 Республика Татарстан
4 Тульская область70 Оренбургская область
5 Смоленская область71 Республика Кабардино-Балкария
6 Усть-Ордынский Бурятский АО72 Республика Адыгея
7 Омская область73 Калининградская область
8 Республика Марий-Эл74 Саратовская область
9 Ханты-Мансийский АО75 Курская область
10 Коми-Пермяцкий АО76 Липецкая область
11 Тюменская область77 г. Москва
12 Камчатская область78 Красноярский край
13 Рязанская область79 Воронежская область

Оценка текущего финансового состояния бизнеса (%)

Текущее финансовое состояниеУстойчивое*Относительно устойчивое**Неустойчивое***Ухудшается с каждым днемКризисноеФактическое банкротство Затрудняюсь ответить
В целом по России24,150,116,65,31,70,61,5
Москва21,057,0****15,04,31,31,3
Центральный ФО24,350,216,66,60,60,41,4
Северо-Западный ФО23,951,914,56,51,30,21,8
Южный ФО21,548,320,3****5,51,80,81,8
Приволжский ФО23,249,817,94,92,50,41,3
Уральский ФО37,5****37,5*****13,0*****5,03,02,51,5
Сибирский ФО25,450,516,04,12,20,90,9
Дальневосточный ФО24,053,014,53,52,50,52,0

*Хватает для поддержания бизнеса, есть источники для его развития. **Для поддержания бизнеса хватает, для развития — нет. ***Не хватает для поддержания текущего состояния бизнеса. ****Статистически значимые отличия выше среднего показателя по России. *****Статистически значимые отличия ниже среднего показателя по России.

Чиновник и бизнес
Как часто предприниматели сталкиваются с противоправными действиями чиновников (%)

ЧастоИногдаНикогдаСумма оценок «часто» и «иногда»
В целом по России16,651,119,767,7
Дальневосточный ФО21,536,027,057,5
Сибирский ФО13,551,823,465,3
Южный ФО21,045,521,766,6
Центральный ФО11,255,619,166,8
Приволжский ФО15,351,720,666,9
Северо-Западный ФО17,550,117,467,6
Уральский ФО10,559,517,570,0
Москва30,854,29,784,9

Какая главная задача стоит перед вашим бизнесом сегодня (%)

Выжить, сохранить то, что есть сейчасСоздать устойчивый бизнесСоздать привлекательный для покупателей бизнесУлучшить экономические показатели, выйти в средний бизнесВ близком будущем ликвидировать бизнесОрганизовать еще одно предприятие
В целом по России29,932,43,723,41,47,7
Москва31,224,810,120,14,77,4
Центральный ФО31,830,83,224,60,97,9
Северо-Западный ФО32,733,32,522,40,77,3
Южный ФО31,636,14,121,70,54,1
Приволжский ФО25,336,43,223,60,78,8
Уральский ФО28,525,03,023,55,513,0
Сибирский ФО29,731,92,925,41,37,6
Дальневосточный ФО27,030,52,025,52,510,5

Версия для печати (без изображений)