Отечественный ИТ-рынок динамично развивается. Темпы роста — одни из самых высоких в мире. Впечатляют не только относительные показатели, но и достигнутый объем рынка — по разным оценкам, от 9 до 12 млрд. долл. Некоторые зарубежные вендоры делают здесь уже вполне ощутимую долю своего бизнеса (а не доли процента, как прежде). По крайней мере, так обстоит дело в регионе ЕМЕА, где Россия становится одним из крупнейших ИТ-рынков.

Конечно, по масштабам нам не сравниться с Китаем. Например, у корпорации IBM уже в 2003 г. объем продаж в этой стране составлял 3 млрд. долл., а численность персонала — 3000 человек. Но китайский рынок, где преобладает продукция low end, малоприбылен.

Выступая в начале апреля на конференции IT-Summit’2005 в Санкт-Петербурге, Дэниел Торнили, старший вице-президент Economist Corporate Network, отметил: для многих крупнейших западных компаний из разных отраслей Россия входит в число трех самых прибыльных рынков в их бизнесе. К сожалению, считают многие эксперты и участники рынка, за рубежом «усилиями» ряда популярных СМИ — иногда целенаправленно, иногда просто из-за нежелания разобраться в деле — создается негативный стереотип страны, в которой опасно жить и невозможно вести успешный бизнес. Это и препятствует текущему управлению бизнесом, и не способствует притоку зарубежных инвестиций в Россию.

Прогнозы экспертов на ближайшие годы в целом благоприятны — российский ИТ-рынок будет по-прежнему быстро расти, но темпы этого роста станут снижаться. Как полагает Дэниел Торнили, создается впечатление, что «золотой век» российского ИТ-рынка уже позади — растет конкуренция, повышается стоимость труда ИТ-специалистов, снижается прибыльность.

Происходят и другие важные изменения: совершенствуются модели ведения бизнеса, меняется структура рынка — снижается доля «железа» и увеличивается доля ПО и услуг, развиваются партнерские и сервисные сети. Многие вендоры быстро наращивают численность сотрудников, работающих в России, и активно продвигаются в регионы, расширяя сети региональных офисов (региональных представителей). Стремясь преодолеть ограничения, налагаемые непрямой моделью продаж, зарубежные поставщики в «крупных» и «сложных» поставках и проектах все теснее взаимодействуют с заказчиками, по сути, полностью управляя продажами, хотя и оставляя логистику за дистрибьюторами.

Эти перемены не всегда внешне заметны и измеримы, но они идут непрерывно.

ИТ-рынок — не изолированный «анклав», а часть экономики страны, которая тоже трансформируется — не всегда последовательно, с «выбросами», но неуклонно.

Ожидаемое вступление нашей страны в ВТО и связанные с этим изменения в законодательстве и практике ведения бизнеса (прежде всего изменение условий импорта) могут подтолкнуть многих вендоров к переосмыслению своей модели продаж на российском рынке. Не исключено, что некоторые из них начнут развивать и прямые продажи. Значит, привычная всем нам «двухуровневая» модель со временем перестанет столь безусловно доминировать.

Версия для печати (без изображений)