По оценкам IDC, в 2016 г. поставки настольных ПК на российский рынок сократились на 19,2% относительно 2015 г. и составили чуть более 1,5 млн. штук. В числе лидеров — Lenovo, HP, DEPO Computers, iRU и DEXP.

Аналитики ITResearch утверждают1, что в целом за 2016 г. в России было продано 2,16 млн. настольных систем, за год этот показатель в натуральном выражении увеличился на 7,5%. При этом ITResearch в лидерах числит «Аквариус», DEPO Computers, iRU, HP и Lenovo.

Что касается прогнозов, то Gartner уже в 2018 г. ожидает роста продаж настольных ПК в России почти на 8% по сравнению с 2016 г.

Руководители зарубежных и российских компаний по-разному оценивают динамику рынка настольных ПК в 2016 г.

Так, Александр Катаев, генеральный менеджер Lenovo в России, говорит, что его компания за 2016 г. сумела нарастить продажи почти на 20%.

В свою очередь Дмитрий Кравченко, генеральный директор Acer в России, отмечает, что в 2016 г. рынок настольных ПК продолжал сокращаться, но темпами значительно более низкими, чем в предыдущие годы: «При этом отгрузки десктопов Acer увеличились на 10% год к году во всех сегментах. Такие показатели обусловлены началом продаж новых продуктов, а также расширением каналов сбыта».

Константин Исаакян, директор по дистрибуции и каналам поставок Dell EMC в России, Казахстане и Центральной Азии, сообщает: «По итогам 2016 г. продажи наших настольных ПК выросли незначительно, но на сегодня это выглядит ободряюще».

Алексей Покровский, менеджер по развитию категории потребительских ПК HP в России, считает, что доля локальных сборщиков уменьшается, хотя она по-прежнему превышает 50%. При этом он говорит, что отдельные сегменты рынка ПК упали значительно меньше, чем рынок в целом: «Именно поэтому HP смогла нарастить продажи год к году благодаря росту доли в наиболее важном для нас сегменте игровых ПК».

А Виктория Тарантина, генеральный менеджер проекта iRU, утверждает, что динамика продаж ПК ее компании второй год идет вразрез с этим показателем всего ИТ-рынка: «Продажи настольных ПК iRU (в штуках) в 2016 г. прибавили 3,5% к показателям 2015 г. Это объясняется повышенным интересом заказчиков к российской продукции и продолжающейся тенденцией импортозамещения».

Со своей стороны Владимир Пискунов, вице-президент по коммерческой деятельности компании «Аквариус», свидетельствует, что выпуск настольных ПК остался на уровне 2015 г.: «Это говорит о стабильном спросе на качественные вычислительные системы со стороны заказчиков коммерческого рынка».

В то же время в USN Computers, по словам Павла Боброва, руководителя производства ПК и серверов этой компании, в 2016 г. зафиксировано падение продаж настольных компьютеров, которое превысило 26%: «Я связываю это как с общей экономической ситуацией (санкции, сильные колебания курса доллара), так и с тем, что купленные два-три года назад ПК еще несколько лет будут выполнять свои функции без сбоев».

«Спад на рынке ПК затронул и нашу компанию — снижение продаж составило чуть более 10% в натуральном выражении, но в четвертом квартале этот разрыв уменьшился и уже в декабре продажи вышли на уровень 2015 г.», — говорит Алексей Воевода, федеральный директор по маркетингу компании DNS.

Различные оценки дают и дистрибьюторы. Например, Ольга Доровская, директор департамента персональных систем OCS Distribution, утверждает, что поставки ПК переживают спад, но компания сумела упрочить позиции на рынке настольных систем.

Роман Галухин, руководитель отдела департамента продакт-маркетинга компании Treolan, утверждает, что основной причиной сокращения рынка настольных ПК в 2016 г. стала тенденция сокращения производства контента многими пользователями: «Но именно для этого нужны традиционные ПК. В то же время мы наблюдаем обратную тенденцию — увеличение потребления контента, благодаря чему сильно возросла популярность смартфонов».

При этом, как говорит Алексей Покровский, согласно оценкам НР, спрос на ПК со стороны корпоративных заказчиков и компаний СМБ снизился меньше, чем на потребительские ПК.

Александр Катаев также утверждает, что бизнес ПК Lenovo рос в основном за счет продаж корпоративным и СМБ-заказчикам.

С ними согласен Дмитрий Кравченко: «Продолжалось сжатие сегмента „домашние десктопы“, т. к. у пользователей есть много альтернатив в виде „Сделай сам“, при том что спад потребительского рынка был рекордным за последние пять лет, объем поставок корпоративным заказчикам не изменился, а в госсектор — даже вырос».

Для компании «Аквариус», по словам Владимира Пискунова, в сегментах присутствия ее корпоративных заказчиков ситуация с закупками ПК стабилизировалась — покупается то, что необходимо сейчас и что обеспечивает эффективную деятельность.

Как объясняет Павел Бобров, основные поставки ПК его компании идут в сектор СМБ: «Когда у государства нет денег, оно идет „с протянутой рукой“ к бизнесменам и у них возникают дополнительные налоговые нагрузки. Если у крупных компаний есть возможность избежать таких встреч с государством, то у компаний СМБ этой возможности нет. В результате продажи ПК в этот сегмент рынка заметно упали».

Татьяна Скокова, директор по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» компании MERLION, уточняет: «Заметнее всего сократился спрос домашних пользователей».

С ней согласны Виктория Тарантина и Алексей Воевода, еще они отмечают снижение закупок клиентами СМБ.

Моноблоки

Еще недавно особой популярностью на рынке настольных ПК пользовались моноблоки. Однако, по оценкам ITResearch, в 2016 г. было продано 266 тыс. этих устройств, или на 10,7% меньше по сравнению с 2015 г.

Алексей Покровский свидетельствует: «В 2016 г. конечный спрос на потребительские моноблоки снизился, однако HP сумела нарастить продажи благодаря росту своей доли». «Сейчас многие вендоры уходят из сегмента моноблоков, и мы отмечаем его падение примерно на 15%, — утверждает Александр Катаев. — Но несмотря на это, Lenovo осталась здесь лидером продаж (наша доля составляет порядка 30%), и наш бизнес все же вырос на 2% по сравнению с прошлым годом».

А вот Дмитрий Кравченко считает, что cпрос на моноблоки довольно стабилен: «Правда, по сравнению с традиционными десктопами объемы этого сегмента все еще относительно небольшие».

Константин Исаакян идет еще дальше: «Мы отмечаем высокий спрос со стороны потребителей и организаций на моноблоки, особенно с появлением в портфеле Dell новых моделей в различных конфигурациях. Для корпоративных клиентов мы предлагаем защищенные и надежные ПК OptiPlex, для домашних пользователей — недорогие моноблоки Inspiron для учебы и стильные системы XPS 27 для игр и просмотра видео».

Как утверждает Виктория Тарантина, пик роста продаж моноблоков пришелся все-таки на 2015 г.: «В 2016 г. спрос на этот форм-фактор ПК iRU был достаточно высоким (особенно во второй половине года), однако поставки не превзошли результатов 2015 г.».

«Доля моноблочных систем в общей структуре продаж настольных ПК в нашей компании не изменилась, — заявляет Владимир Пискунов. — Моноблоки все еще дороже стандартных решений, а учитывая более длительное время жизни мониторов, такие системы в основном покупаются для оснащения новых рабочих мест».

Компания DNS также сумела укрепить свои позиции в сегменте моноблоков и не потерять в обороте.

В MERLION доля продаж таких систем в 2016 г. осталась на уровне 2015 г.

Зато Павел Бобров свидетельствует, что в 2016 г. USN Computers удалось добиться роста продаж моноблоков на 2%: «Это, на мой взгляд, обусловлено небольшой экономией: дешевле купить и обслуживать одно устройство (моноблок), чем два (системный блок и монитор). Продажи моноблоков в компании составили почти 10%, поэтому в 2017 г. планируем нарастить объем их выпуска и продаж до 12–14% общего количества ПК».

Еще более значимые показатели роста продаж моноблоков демонстрируют некоторые дистрибьюторы. Так, по словам Ольги Доровской, в OCS Distribution этот показатель увеличился на 22% (в штуках), хотя на рынке в целом было продано таких систем на 7–8% меньше. Роман Галухин также заявляет о том, что в Treolan отметили резкое увеличение объема поставок моноблоков, как и спроса со стороны канала.

Аналогичное мнение высказывает и Петр Ермаков, руководитель направления «Ноутбуки и ПК» компании «Марвел-Дистрибуция»: «В 2016 г. мы продали моноблоков практически в два раза больше».

ПК для геймеров

Как отмечают аналитики, в последнее время заметно возрастает интерес к «геймерским» ПК. «В 2016 г. мощных игровых ПК было продано почти на 30% больше», — утверждает Александр Катаев. Он напомнил, что Lenovo представила новый геймерский бренд Legion.

А компания НР еще в 2016 г. вывела на российский рынок полноценную линейку игровых ПК под брендом Omen.

«Игровой сегмент — одно из ключевых направлений для Acer, и мы заметно расширили линейку геймерских ПК», — подчеркивает Дмитрий Кравченко.

В свою очередь Влад Захаров, директор по маркетингу Republic of Gamers компании ASUS в России, отмечает, что рынок мощных ПК для игр даже в сегменте «Сделай сам» вырос на 30%: «Поэтому ASUS наращивает выпуск мощных компонентов, используемых в игровых ПК. Специально для компаний, продающих такие системы в России, ASUS запустила программу Powered by ASUS. Все собираемые в стране компьютеры на базе компонентов вендора проходят тестирование и сертификацию в ASUS, после чего им присваивается звание Powered by ASUS как свидетельство того, что это геймерский ПК высочайшего класса».

Константин Исаакян считает этот сегмент стабильным: «В 2016 г. Dell отметила 20-летие бренда премиальных игровых систем Alienware. Вендор планирует принять участие в чемпионатах по компьютерным играм в России на площадке одного из субдистрибьюторов, где мы хотим сформировать высокий спрос целевой аудитории на наши системы».

Алексей Воевода подчеркивает, что в 2016 г. в компании DNS доля игровых решений в продажах выросла в два раза, а в денежном выражении прирост год к году составил 50%.

Со своей стороны Виктория Тарантина отмечает, что игровые ПК iRU хорошо принимаются в среде энтузиастов: «Если в 2015 г. такие ПК занимали 7% в продажах розничных продуктов iRU, то в 2016 г. этот показатель вырос до 10%».

В Treolan также отметили этот тренд. «Intel и Microsoft стали активно продвигать сегмент геймерских ПК еще в начале 2016 г. Наши продажи тоже серьезно выросли, хотя они занимают лишь небольшой процент всего нашего бизнеса, связанного с поставками ПК», — говорит Роман Галухин.

Правда, Ольга Доровская отмечает, что геймерские ПК — категория нишевая, она не играет заметной роли в объеме продаж, однако в денежном выражении заметна и растет.

С ней согласна Татьяна Скокова: «Геймерские ПК остаются в нише, имеют свою целевую аудиторию. Кроме того, традиционно более высокая (по сравнению с обычными ПК) стоимость этих компьютеров не дает им заметно нарастить свою долю на рынке. Поэтому в MERLION в 2016 г. заметного увеличения продаж именно этой группы ПК не наблюдали».

USN Computers и «Аквариус» нацелены на корпоративных клиентов, это не позволяет им говорить о заметных успехах на игровом рынке, однако Владимир Пискунов отмечает стабильный спрос на рабочие графические станции, в которых используются столь же производительные процессоры и компоненты, как и в геймерских ПК.

Тонкие клиенты

На российском рынке продолжается внедрение технологий виртуализации, что предполагает замену настольных ПК тонкими клиентами у корпоративных заказчиков. Но, как утверждает Дмитрий Кравченко, роста спроса на тонкие клиенты в Acer не отметили: «Пик популярности тонких клиентов прошел несколько лет назад. Не стоит забывать, что при всей дешевизне и относительной легкости масштабируемости, тонкие клиенты всегда требуют некой серверной инфраструктуры, а серверы означают вложения, вложения и еще раз вложения, к которым готовы далеко не все заказчики».

Подобного мнения придерживается и Владимир Пискунов: «Доля тонких клиентов в общей структуре продаж настольных ПК изменилась несущественно. Причина в общей начальной стоимости решения, которая сравнима с обычной топологией ПК—сервер. Экономия от виртуализации начинает ощущаться через длительный промежуток времени, а сейчас важнее оперативные затраты».

В компаниях USN Computers и DNS за 2016 г. также не было отмечено роста в сегменте тонких клиентов.

Константин Исаакян сообщает, что подразделение Dell Cloud Client-Computing предлагает конечные решения для виртуализации рабочих мест, основанные на использовании тонких клиентов: «В регионе EMEA спрос на такие решения в сфере образования и здравоохранения остается высоким. И еще более возрастает по мере того, как заказчики понимают, какие преимущества они получают от быстрого развертывания и масштабирования инфраструктуры, упрощенного управлениями клиентскими системами».

Петр Ермаков говорит, что технология тонких клиентов не нова и сейчас становится популярной за счет внедрения облаков: «Однако это исключительно корпоративное решение, а в потребительском сегменте и у клиентов СМБ классические ПК еще долго будут занимать доминирующие позиции».

Мини-ПК

В 2016 г. многие зарубежные производители представили свои модели «бюджетных» мини-ПК, ранее называемые «неттопами». И в этом заметны определенные изменения.

Как утверждает Александр Катаев, такой тип ПК довольно востребован на российском рынке: «Продажи неттопов Lenovo продолжают расти, прежде всего за счет клиентов СМБ и корпоративных заказчиков».

С ним согласна Виктория Тарантина: «Мини-ПК активно интересуются клиенты СМБ и корпоративные заказчики. В 2016 г. продажи таких систем превысили поставки моноблоков и заняли 20% в общем объеме всех проданных ПК iRU».

Ольга Доровская считает, что это тренд последних лет: «Всё становится меньше и легче, в том числе и ПК. Мини-ПК — один из бурно растущих сегментов. Ожидаем дальнейшей популяризации данного вида продуктов среди корпоративных и коммерческих заказчиков».

Владимир Пискунов напоминает: «Аквариус» уже несколько лет выпускает мини-ПК для разных сегментов рынка: «Наиболее востребованы устройства нижнего ценового уровня у корпоративных заказчиков, которые зачастую используют их в терминальных решениях».

Хотя, по мнению Павла Боброва, бум продаж мини-ПК пришелся на 2013–2014 гг., тем не менее USN Computers производит довольно много моделей таких компьютеров: «Достаточно много их продается в сегмент СМБ. В 2016 г. мини-ПК составили почти 6% общего количества проданных нами компьютеров».

По словам Дмитрия Кравченко, Acer — один из пионеров в области создания и поставок мини-ПК, но спрос на них все еще остается небольшим.

Перспективы

Оценивая перспективы развития рынка настольных ПК в 2017 г., Алексей Покровский считает, что все будет зависеть от общей экономической ситуации в России: «По оценкам НР, рынок потребительских ПК как минимум не упадет, и, вероятно, будет небольшой рост».

Такого же мнения придерживается Александр Катаев, полагая, что нижняя точка экономического кризиса пройдена и в текущем году в сегменте настольных ПК все же будет рост.

С ними согласен Дмитрий Кравченко, отмечая, что в 2016 г. после многолетнего падения спрос постепенно начинает восстанавливаться, и этот тренд продолжится в 2017 г.

Со своей стороны Константин Исаакян будущее российского рынка ПК оценивает осторожно: «Всё зависит от многих факторов, включая состояние экономики, геополитические риски и цены на энергоносители. В целом мы ожидаем стабильное развитие этого рынка, так как он понемногу адаптировался к текущим реалиям. Сформировалась прочная группа крупных игроков, которые успешно поделили его между собой».

В «Аквариусе» также планируют наращивать продажи настольных ПК, хотя, как говорит Владимир Пискунов, будет ли ситуация на рынке благоприятствовать этому росту — покажет время.

В компании DNS ожидают продажи на уровне 2016 г. на фоне относительно стабильного курса рубля. Но, как подчеркивает Алексей Воевода, несомненно, активное развитие ждет сегмент игровых ПК.

Виктория Тарантина считает, что в 2017 г. ситуация будет относительно устойчивой, однако в денежном выражении объем рынка может сократиться в связи появившейся тенденцией снижения стоимости единицы продукции.

А Павел Бобров полагает, что в целом по рынку продажи настольных ПК сократятся: «Прежде всего это коснется клиентов СМБ, потому что государству нужны деньги, следовательно, налоговые проверки продолжатся, снижая закупки оборудования. Обычные офисные компьютеры провалятся на 7–10%. При этом тонкие клиенты останутся на месте, а рост моноблоков и неттопов составит 2–4%. Зато продажи геймерских ПК будут расти хорошими темпами, несмотря на их „заоблачные“ цены».

В «Марвел-Дистрибуции» также ожидают небольшое снижение объема продаж настольных ПК в целом, но Петр Ермаков полагает, что поддержку рынку окажет укрепление рубля как минимум в I–II кварталах года.

Стабильности ожидают и в OCS Distribution. «Продажи классических десктопов, видимо, будут по-прежнему сокращаться, они уступят свою долю моноблокам, тонким клиентам, мини-ПК», — считает Ольга Доровская.

Зато, по оптимистическому мнению Романа Галухина, рынок персональных систем в целом станет больше по сравнению с 2016 г.: «Начало 2017 г. выглядит многообещающим».

1 Разница в цифрах отчасти может быть связана с разными методиками подсчета, используемыми аналитиками.


Версия для печати (без изображений)