По оценкам IDC, в целом российский рынок ноутбуков за 2016 г. стал меньше на 0,8% по сравнению с показателями 2015 г., а поставки составили 2,96 млн. штук. По данным аналитической компании ITResearch, в 2016 г. на рынок России было поставлено 2,92 млн. ноутбуков, что меньше по сравнению с предыдущим годом на 4%. В числе лидеров этого сегмента рынка аналитики назвали компании ASUS, Lenovo, HP, Acer и Dell, которые в совокупности продали 91% всех мобильных ПК.

«Поставки устройств новых форм-факторов — ультрабуков и ноутбуков-трансформеров — растут, но этой динамики недостаточно, чтобы вывести весь рынок по итогам года на уровень роста», — считает Наталья Виноградова, старший аналитик IDC Россия.

Однако вендоры и их российские партнеры описывают разнонаправленную динамику поставок ноутбуков на рынок в 2016 г.

Так, Алексей Покровский, менеджер по развитию категории потребительских ПК HP в России, утверждает: «В потребительском сегменте все было неоднозначно — ввоз мобильных ПК в страну рос год к году, однако конечный спрос, в частности в декабре, оказался ниже ожиданий. В целом по итогам 2016 г. потребительский рынок ноутбуков сжался».

Хотя, как говорит Андрей Терляков, менеджер по развитию коммерческих мобильных систем HP в России, на рынке коммерческих ноутбуков наблюдался небольшой рост по году, так как экономическая ситуация стабилизировалась, а к концу 2016 г. этот показатель увеличился.

Со своей стороны Александр Катаев, генеральный менеджер Lenovo в России, отмечает практически нулевой рост поставок ноутбуков в штуках.

К аналогичному выводу приходит Владимир Пискунов, вице-президент по коммерческой деятельности компании «Аквариус», утверждая, что продажи ноутбуков Aquarius для бизнес-пользователей остались на прошлогоднем уровне.

С ними согласен Константин Исаакян, директор по дистрибуции и каналам поставок, Dell EMC в России, Казахстане и Центральной Азии: «Рынок ноутбуков в целом стабилен, и в первую очередь это относится к мобильным ПК нижнего и верхнего ценовых сегментов. Хотя некоторое „сползание вниз“ отмечено в сегменте средних ценовых решений».

Зато Алексей Воевода, федеральный директор по маркетингу компании DNS, утверждает, что рынок ноутбуков «просел» относительно 2015 г. на 15% в натуральном выражении: «Тем не менее осторожный оптимизм внушают итоги IV квартала, когда продажи в декабре прибавили около 5%. Позиции DNS в этом сегменте рынка не изменились».

Со своей стороны Алексей Осипов, представитель по продажам ASUS в России, заявляет, что, по оценкам компании, в 2016 г. рынок ноутбуков упал на 10% по сравнению с 2015 г.

Татьяна Скокова, директор по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» компании MERLION, согласна с подобными оценками: «Весь российский рынок ноутбуков сократился примерно на 15% в штуках, главным образом из-за снижения спроса со стороны частных пользователей. При этом у нас спад составил всего 7%, в том числе за счет роста продаж в корпоративном сегменте, который мы оцениваем в 10%».

Близкую к этой ситуацию описывает Никита Аргуновский, менеджер по закупкам ноутбуков компании ELKO: «Продажи ноутбуков в штуках как в ELKO, так и на ИТ-рынке упали на 10%. При этом поставки ноутбуков Acer в нашей компании выросли по отношению к 2015 г. на 10% в штучном выражении».

Это оказалось возможным, поскольку Дмитрий Кравченко, генеральный директор Acer в России, утверждает: «Несмотря на то что рынок показал спад год к году, отгрузки ноутбуков Acer в страну выросли на 6%. При этом увеличилась и средняя стоимость проданного ноутбука за счет продаж в премиальном и игровом сегментах».

Соглашаясь с выводами аналитиков о том, что в целом российский рынок мобильных ПК стагнирует, Петр Ермаков, руководитель направления «Ноутбуки и ПК» компании «Марвел-Дистрибуция», отмечает выравнивание сезонного спроса — сезоны распродаж «Снова в школу» и «Предновогодние распродажи» были не так ярко выражены, как ранее«.

Однако несмотря на стагнацию рынка в целом, Алексей Мелец, директор по развитию бизнеса Prestigio ASBIS Enterprises, подчеркивает, что продажи ноутбуков в компании растут, к настоящему времени Prestigio занимает уже 3,5% рынка в штуках (информация GfK по декабрю 2016 г.).

«Рынок мобильных ПК пережил катастрофическое падение в 2013–2015 гг. — ноутбуки перестали быть востребованным продуктом на полке и в проектных поставках, — утверждает Ольга Доровская, директор департамента персональных систем OCS Distribution. — Но в 2016 г. ситуация стабилизировалась и у OCS продажи показали рост».

Подобную картину описывает Роман Галухин, руководитель отдела департамента продакт-маркетинга компании Treolan: «В 2016 г. по направлению ноутбуков у нас был хороший и уверенный рост, чего не сказать о рынке в целом, особенно плохо „чувствовал“ себя этот сегмент в конце 2016 г. по розничным ноутбукам».

Как подчеркивает Сергей Васильев, руководитель направления мобильных ПК компании Staten (OLDI Group), в 2016 г. продажи ноутбуков в его компании увеличились: «В первую очередь это связано с ростом доли на рынке, а также с правильно выбранным акцентом на определенных группах и сегментах этих устройств».

Нетбуки

На российском рынке вновь появились нетбуки. Один из поставляющих их вендоров — ASUS, предложил в 2016 г. новые устройства серии EeeBook. «Это ПК начального уровня, которые также могут быть названы „облачными“ устройствами. Нетбуки с экранами 12 дюймов стали тоньше, легче, быстрее и дополнились облачными сервисами», — говорит Алексей Осипов.

Алексей Воевода добавляет: «В середине 2016 г. на рынке появились первые нетбуки B- и C-брендов, которые отличались от аналогичных моделей А-брендов низкой ценой и смогли привлечь покупателя. Спустя полгода нетбуки заняли определенную нишу на рынке — около 3%. И хотя дальнейший рост доли возможен, но вряд ли более 5%».

С ним согласна Татьяна Скокова: «Наблюдается определенный интерес к этим устройствам, но их доля вряд ли превысит 5–6%, то есть будет далека от той, которую нетбуки занимали в период своего расцвета».

Выделяя нетбуки как «облачные» устройства, Алексей Покровский говорит, что в HP не ожидают, что они займут какую-то значительную долю на рынке ноутбуков — ведь большинство пользователей по-прежнему выбирают полноценный мобильный ПК с возможностью хранить весь контент локально.

В свою очередь Андрей Терляков подчеркивает: в сегменте коммерческих мобильных ПК нет нетбуков, так как их производительности и удобства недостаточно для выполнения офисных задач. Его поддерживает Владимир Пискунов, уверяя, что для бизнес-пользователей нетбуки не актуальны.

Александр Катаев считает, что нетбуки — нишевый продукт: «Говорить о каком-то заметном спросе на них вряд ли возможно, потому как сильна конкуренция со стороны планшетных ПК, обладающих не меньшими производительностью и функциональностью».

Не видит перспектив в продвижении нетбуков и Дмитрий Кравченко: «Доля таких Windows-устройств с экранами 12 дюймов невелика — менее 2% общих продаж ноутбуков за 2016 г., и к концу прошедшего года началось заметное падение в этом сегменте. Нетбуки „выдавливаются“ классическими ноутбуками, базовые конфигурации которых подешевели к концу года. Кроме того, с ними успешно конкурируют устройства 2-в-1 B-брендов».

Петр Ермаков, Алексей Мелец и Никита Аргуновский полагают, что хотя на рынке появились недорогие нетбуки с экранами диагональю 11–12 дюймов, говорить о возрождении этого сегмента не приходится — исторически он был поглощен планшетами, хотя интерес пользователей к нетбукам есть.

Ольга Доровская еще более категорична: «Нетбуки рынку не нужны ни в каком виде, и бум на них был связан с более низкой ценой по сравнению с полноценным ноутбуком. Но сейчас такого преимущества у них нет — младшие 15-дюймовые ноутбуки на Intel Celeron или AMD Е серии закрывают данный сегмент».

Зато Роман Галухин заявляет: «Это стабильный сегмент для Treolan, в котором у нас все очень неплохо, снижать долю своего присутствия на рынке нетбуков в ближайшем будущем не планируем».

Ультрабуки

Другой сегмент рынка мобильных ПК — ультрабуки, тонкие и легкие ноутбуки, которые еще пять лет назад начала продвигать Intel. И, как утверждает Андрей Терляков, в 2016 г. почти весь прирост объемов продаж коммерческих ноутбуков в НР пришелся на сегмент ультрабуков, который теперь составляет существенную долю в портфеле компании.

По словам Алексея Покровского, доля в продажах потребительских 13-дюймовых легких и тонких ноутбуков с мощными процессорами Intel Core слегка подросла, тем более что НР выпустила новые ультрабуки серии Spectre и Envy.

«Серия ультрабуков ZenBook в компании ASUS — одна из ключевых, — заявляет Алексей Осипов. — И благодаря обновленной серии ASUS ZenBook 3 нам удалось достичь в IV квартале 2016 г. доли в 52% в сегменте ноутбуков с 13-дюймовыми экранами».

Однако Александр Катаев замечает, что в силу своей довольно высокой стоимости ультрабуки остаются не самым востребованным продуктом в России и составляют всего 2–3% рынка мобильных ПК: «Но мы их активно продавали в 2016 г. и в этом году также представляем ряд новых моделей». Константин Исаакян также утверждает, что Dell успешно продает ультрабуки уже несколько лет — данный сегмент показывает умеренный рост, и многие потребители предпочитают эти устройства из-за их малых габаритов.

«Но сегодня нет четкого определения того, что стоит считать „ультрабуком“, — заявляет Дмитрий Кравченко. — Если к ним относить тонкие (до 2 см), легкие (до 1,8 кг), компактные (от 12 до 14 дюймов) ноутбуки с длительным временем работы, то их доля существенно не изменилась за 2016 г. и колеблется в районе 5%».

С ним согласна Ольга Доровская, считая, что критерии, определяющие понятие «ультрабуки», весьма размыты: «Можно говорить об общей тенденции на снижение веса, утончение корпуса всех ноутбуков, включая игровые и профессиональные».

Видимо, поэтому в DNS полагают, что доля ультрабуков в сегменте мобильных ПК в 2016 г. оставалась на уровне 5%. «Это несколько больше, чем в 2015 г., — 3–4%. В DNS ультрабуки в 2016 г. занимали около 3% всего объема проданных ноутбуков», — говорит Алексей Воевода.

Ультрабуки присутствуют и в предложении MERLION, и, как говорит Татьяна Скокова, интерес к ним постепенно растет: «Но из-за относительно высокой цены доля подобных устройств не слишком велика. В частности, в корпоративном сегменте она не превышает 10%».

Сходную оценку дает Петр Ермаков: «До тех пор пока не появится технологическая возможность сделать ультрабуки дешевле, этот сегмент вряд ли выйдет за пределы 1–3%. Сейчас эти устройства стоимостью от 70 тыс. руб. и выше остаются „на полке“, и основная масса продаж приходится на ноутбуки за 25–35 тыс. руб.».

В то же время, как уверяет Роман Галухин, для Treolan это важный сегмент: «По ряду вендоров доля выручки в денежном выражении от продаж ультрабуков доходит до 40%». Как отмечает Сергей Васильев, продажи ультрабуков в 2016 г. в Staten значительно выросли: порядка 350%, а их доля увеличилась с 1,5 до 4,5%, причем наибольший прирост показали ультрабуки ASUS. Однако Никита Аргуновский полагает, что увеличение стоимости твердотельных дисков, используемых в ультрабуках, нивелирует эту тенденцию в 2017 г.

Трансформеры

И еще одним сравнительно новым сегментом рынка мобильных ПК стали трансформеры, которые могут работать как ноутбуки и как планшеты и которые начали вытеснять классические мобильные ПК. Как утверждает Татьяна Скокова, действительно, наблюдается постепенное замещение традиционных ноутбуков трансформерами: «Эта тенденция особенно заметна в сегменте недорогих устройств».

«Спрос на все более функциональные мобильные устройства сохраняется — многие пользователи хотели бы иметь ноутбук с сенсорным экраном и возможностью работы в режиме планшета. Но не стоит забывать, что российский рынок крайне чувствителен к цене продукта, поэтому дальнейший рост популярности трансформеров, продающихся по цене до 200 тыс. руб., и вытеснение стандартных ноутбуков напрямую зависит от стоимости», — подчеркивает Алексей Покровский.

Близкое к этому мнение высказывает Константин Исаакян: «Трансформер — очень интересный сегмент. Dell постоянно инвестирует в развитие этого направления, с тем чтобы наши продукты помогали обеспечивать мобильность и гибкость современным пользователям и сотрудникам компаний. Мы предлагаем потребителям устройство 2-в-1 XPS 13 и аппарат корпоративного класса Latitude 5285».

«Возможно, это специфика российского рынка, но трансформеры после неплохого старта несколько лет назад быстро сдали свои позиции и сейчас являются нишевым товаром с долей 2–3%. Сказывается в первую очередь их высокая стоимость, хотя есть неплохая альтернатива им в виде устройств 2-в-1», — говорит Дмитрий Кравченко.

«Безусловно, продаваться трансформеры будут, но пока рано говорить о том, что они вытесняют традиционные ноутбуки», — считает Никита Аргуновский. И с ним согласны практически все поставщики мобильных ПК. Ольга Доровская объясняет это тем, что трансформеры обладают некими уникальными возможностями, но НЕ ОБЛАДАЮТ некоторыми характеристиками обычного ноутбука: «Прежде всего их выделяют весьма высокие цены. Это просто новый самостоятельный сегмент, доля которого мала, и больших перспектив его роста не предвидится».

Поэтому, как говорит Алексей Мелец, Prestigio предлагает трансформеры в начальных конфигурациях, что обусловлено необходимостью поставки их в массовый сегмент рынка с конкурентной ценой до 20 тыс. руб., в то время как большинство подобных устройств продаются по ценам до 150 тыс. руб. и выше.

Алексей Воевода полагает, что, возможно, с появлением дешевых «трансформеров» B- и C-брендов в массовой доступности доля сегмента вырастет, но не более чем до 2–3%.

Причем, как подчеркивает Андрей Терляков, трансформеры пока не сильно востребованы на рынке коммерческих ноутбуков.

«Аквариус» предлагает трансформеры для образовательных учреждений, где, по словам Владимира Пискунова, они стали утвердившимся стандартом наряду с классическими ноутбуками.

Перспективы на 2017 г.

«Рынок „нащупал дно“ в 2016 г., и в 2017 г. его ждет умеренный рост на 5–10%», — считают Алексей Воевода и Сергей Васильев.

С такой оценкой согласен Александр Катаев — при условии отсутствия в экономике страны значимых экономических потрясений и резких скачков курсов валют.

Противоположное мнение высказывает Алексей Осипов, полагая, что российский рынок мобильных ПК в 2017 г. в штуках упадет на 5–10%.

Хотя в «Марвел-Дистрибуция» перспективы рынка ноутбуков оценивают умеренно оптимистично, но также допускают возможность снижения его объемов в пределах 5–8%.

В MERLION считают, что при отсутствии каких-то форс-мажорных обстоятельств продажи ноутбуков будут приблизительно на уровне прошлого года.

При этом все поставщики уверены в том, что подавляющую долю на нем будут занимать традиционные ноутбуки, которые стали основным «локомотивом» этого рынка. «Считаю, что традиционные ноутбуки будут по-прежнему доминировать. В свое время для них был разработан удачный дизайн, удачное соотношение цена/качество, на рынке представлен широкий спектр моделей с различными размерами экранов», — говорит Константин Исаакян.

«Доля традиционных ноутбуков настолько велика, что даже трансформация внутри этого сегмента не изменит его лидерства», — уверен Никита Аргуновский, имея в виду появившиеся на российском рынке в конце 2016 г. домашние игровые ноутбуки.

По мнению Алексея Покровского, в текущем году непременно «выстрелят» игровые ноутбуки: «Именно в игровый сегмент устремятся все производители, включая HP».

В приоритете для Acer в текущем году тоже будут игровые ноутбуки, рост продаж которых уже был отмечен в 2016 г.

В ASUS также рассчитывают на то, что в 2017 г. сегмент дорогих игровых ноутбуков должен вырасти, особенно в деньгах.

В то же время Алексей Мелец предполагает, что в 2017 г. увеличатся продажи облачных нетбуков, трансформеры останутся в своей доле рынка, а ультрабуки покажут незначительный рост.

Со своей стороны Андрей Терляков прогнозирует увеличение доли ультрабуков и ультрамобильных трансформеров: «Бизнес становится более мобильным, все популярнее среди корпораций тренд под названием „офис будущего“, где сотрудники не привязаны к своему рабочему месту громоздким ПК и инфраструктурой. Будущее за мобильными устройствами, которые можно подключить в любом месте и которые могут работать в стандартном режиме классического ноутбука».

Именно поэтому, ожидая скромного роста рынка мобильных ПК для бизнес-пользователей, в «Аквариус» планируют сфокусироваться на традиционных ноутбуках и трансформерах.

Резюмируя, Ольга Доровская говорит, что основные запросы рынка — это практичные ноутбуки, ультрамобильные ПК, игровые устройства домашнего применения, добавляя, что в связи с резким удорожанием в рублях профессиональных графических станций игровые ноутбуки все чаще стали использоваться и для решения инженерных задач.


Версия для печати (без изображений)