Несмотря на осторожный оптимизм аналитических компаний, многие участники российского ИТ-рынка в конце прошлого года сомневались в том, что рынок мониторов в 2017 г. вернется к положительной динамике

Однако действительность превзошла самые скромные ожидания. Согласно отчету компании ITResearch за 2016 г., в России было продано 2,33 млн. мониторов, таким образом, рынок стал больше на 10,6% по сравнению с 2015 г. В денежном выражении рост был скромнее — продажи составили 369 млн. долл., что соответствует росту в 5,4%. Но аналитики подчеркивают: этот факт в данном случае не стоит считать негативным, ситуация во многом связана «со значительными отгрузками недорогих мониторов в тендеры». Кроме того, на рынке наблюдается тенденция «на снижение средневзвешенной стоимости мониторов».

По данным аналитической компании Context, основная масса продаж дисплеев через дистрибуцию России в 2016 г. приходилась на недорогие модели: 49% продавались по цене до 100 долл., 33% — от 100 до 150 долл.

В компании Context также отмечают: поставки мониторов в Россию через дистрибьюторский канал стабильно росли на протяжении всего 2016 г. По словам регионального менеджера Context по России и странам Балтии Наталии Функнер, в четвертом квартале 2016 г. рост в штуках составил 12,3% по отношению к аналогичному периоду 2015 г. В долларовом выражении оборот возрастал медленнее, но тем не менее четвертый квартал закончился с результатом плюс 10,7%. Для сравнения, по данным аналитической компании ITResearch, рост в четвертом квартале 2016 г. в штуках составил 6,4%; а в деньгах — 7,6%, как отмечается «благодаря росту средневзвешенной стоимости на 1,1%».

По оценкам главы российского представительства AOC/Philips — Андрея Каракашева, итоги 2016 г. были «однозначно положительные и для нас как для вендора, и для российского рынка в целом».

«Рынок закрылся в плюсе и по „селл-ауту“ (как показывает исследование ITResearch) и по „селл-ину“ (согласно отчету компании Context), — сообщает Каракашев. — По селл-ину рост по отношению к 2015 г. превысил 29%, что существенно больше любых ранее сделанных оптимистических прогнозов. Я думаю, год назад мало кто мог предположить, что емкость рынка в 2016 г. превысит важный психологический рубеж в 2,5 миллиона штук, но в итоге именно так и произошло. Кроме того, стоит сказать, что это первый случай с 2011 г., когда рынок вырос относительно предыдущего периода».

«Хотя плюс 10% в штуках по итогам года и всего плюс 5% в деньгах едва ли можно еще назвать реальным „восстановлением“, тем не менее это определенно тот случай, когда мы были рады ошибиться и вместо продолжения падения (наш прогноз был на уровне минус 10%) стать свидетелями возвращения к положительной динамике, — подчеркивает директор по продажам представительства ViewSonic в странах СНГ Анатолий Третьяк. — Что могло стать причиной такой динамики? Анализируя итоги 2015 г., я отмечал, что даже на фоне падения мониторный рынок продемонстрировал удивительную устойчивость — обошлось без громких банкротств и уходов производителей и партнеров. Эти стабильность и устойчивость, безусловно, повлияли на то, как складывался бизнес в 2016 г. Кроме того, видимо, рынок действительно „достиг дна“ в том смысле, что закупать еще меньше мониторов стало все-таки невозможно — установленный парк оборудования требовал обновления, появились новые проекты, так что в 2016 г. мы увидели ряд неплохих государственных тендеров, которые, конечно, повлияли на объем рынка. Да и общее настроение потребителей если и нельзя было называть оптимистичным, то во всяком случае оно было далеко от панического. Так что, как мне кажется, выражение „жизнь продолжается“ можно назвать основным лейтмотивом прошедшего года».

Директор по дистрибуции и каналам поставок Dell EMC в России, Казахстане и Центральной Азии Константин Исаакян считает, что рост связан прежде всего с курсом российского рубля. «Люди поверили, что кризисный скачок позади, ведь 2015 г. был очень тяжелым, и где-то к середине прошлого года началось плавное повышение курса нашей валюты, люди стали охотнее тратить накопленные средства. Если 2015 г. прошел под девизом „сберегай“, то 2016 г. стал более оптимистичным, хотя общая ситуация в стране по-прежнему далека от идеала. Относительная экономическая стабильность в стране оказала свое влияние на рынок, за счет чего мы увидели эти 10%».

«Среди причин роста можно назвать положительную динамику цен на нефть и, как ее следствие, стабильность и укрепление курса российской валюты, — полагает Андрей Каракашев. — Также важную роль сыграла активность государственного сектора — в 2016 г. прошли несколько крупных государственных конкурсов на поставку ИТ-оборудования, в том числе и мониторов. Для нашей компании год также стал очень удачным. Мы показали рекордный рост продаж по отношению к 2015 г. (более 44%), и, как следствие, наша совокупная доля рынка по двум брендам (Philips и AOC) превысила 25%».

Согласно оценкам представителей компании MERLION, на протяжении всего 2016 г. на рынке мониторов прослеживалась положительная динамика : рост 10% в денежном и 8% в штучном выражении. Лидеры, по оценкам пресс-службы компании, оставались прежние — впереди по продажам Samsung, второе место в этом году Philips «перехватила» у Acer благодаря поставкам в Почту России.

По словам директора по продажам отдела компьютерной техники LG Андрея Французова, для вендора в России год закончился «с ростом продаж на 2% вместе с рынком». «Стоит отметить, что доля LG остается стабильной и составляет около 13%, при том что мы практически не представлены в начальных категориях 18,5–19,5 дюймов и ориентируемся на премиальные сегменты. Важным трендом 2016 г. я бы отметил увеличение продаж в корпоративном сегменте», — уточняет Французов.

«Наши показатели продаж мониторов в 2016 г. действительно характеризует положительная динамика по сравнению с 2015 г., — говорит руководитель направления „Мониторы“ компании „Марвел-Дистрибуция“ Сергей Ямов. — Если результаты первой половины 2016 г. не вселяли надежды на хороший общий итог года, то во второй половине картина полностью изменилась. На мой взгляд, самая существенная тому причина — относительная стабилизация курса доллара».

Продакт-менеджер по мониторам компании OCS Distribution Елена Казакова рассказала, что бизнес по этому направлению в компании вырос почти на 30%.

События и тенденции

Аналитики подчеркивают: в 2016 г. рынок не только «вышел из комы», на нем произошли и качественные изменения. Так, по оценке ITResearch, 2016-й фактически оказался последним для мониторов стандартного формата (соотношение сторон 5:4 и 4:3). «Они окончательно еще не ушли, но их продажи уже просто мизерны. Так что рынок мониторов теперь можно считать широкоформатным», — говорится в отчете компании. При этом продажи мониторов с высоким разрешением растут довольно медленно. Так, по итогам четвертого квартала 2016 г. доля 2К-аппаратов составила всего 1,51% рынка, а 4К — 0,63%. При этом в деньгах их доли достигли соответственно 6,31 и 3,11%, что, по мнению аналитиков ITResearch, довольно внушительно.

Однако, по словам Наталии Функнер, «хотя объемы продаж мониторов с высокими спецификациями невелики, процентные показатели по отношению к прошлому году говорят о росте интереса к данному сегменту».

«Рост оборота в 2016 г. (в долл.) мониторов с технологией UHD 2160p (4К) год к году составил 60%, — рассказывает она. — Наиболее продаваемые мониторы предлагались по цене 350–400 долл. Средняя цена за весь год составила 533,59 долл. Средняя цена на изогнутые аппараты за 2016 г. была на уровне 300 долл., а оборот в долларах вырос на 85,2% по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, можно констатировать: тенденции российского рынка схожи с европейскими. В Западной Европе изогнутые дисплеи, а также мониторы с высоким разрешением экрана были драйверами продаж в верхней лиге ценового сегмента. Оборот изогнутых в 2016 г. вырос на 127% год к году, средняя цена колеблется в диапазоне 350–420 долл. Такие мониторы, а также с разрешением WQHD и 4К пользуются особой популярностью среди геймеров».

Все эксперты солидарны в том, что сегодня один из главных трендов на рынке мониторов (впрочем, и других тоже, см., например) — развитие игрового сегмента. 

«Этот сегмент занимает все большее место в дистрибуции мониторов России, — подчеркивает Наталия Функнер. — В 2016 г. продажи устройств с технологией FreeSynch от AMD выросли с 429,820 долл. в первом квартале до 3,5 млн. долл. в четвертом. Средняя цена таких мониторов колебалась от 200 до 375 долл. Продажи более дорогих NVIDIA с технологией G-Synch в штуках намного отставали, но благодаря росту средней цены от 250 долл. в первом квартале до 720 долл. в четвертом принесли 826,067 долл. в последнем квартале 2016 г.».

Практически все основные производители активно выводят на рынок новые модели для геймеров, буквально «наступая друг другу на пятки».

Приведем только несколько примеров. Samsung Electronics представила изогнутый монитор CFG70, созданный специально для геймеров. В России новинка поступила в продажу в конце 2016 г.

Компания Acer объявила о выпуске нового 30-дюймового с соотношением сторон 21: 9 с функцией отслеживания глаз Tobii.

Компания ASUS также представила 34-дюймовый ультраширокоформатный монитор с разрешением QHD (3440×1440 пикселей) с изогнутым (1800R) безрамочным экраном с соотношением сторон 21:9.

Изогнутый монитор с диагональю 35 дюймов вывела на рынок и компания HP.

Одновременно продолжает, как говорят аналитики, «уменьшаться консолидация». Согласно исследованию ITResearch, «традиционная тройка лидеров Acer, Philips и Samsung контролирует уже менее 44% продаж (на 2% меньше, чем в 2015 г.). Компании „второго эшелона“, в который входят* AOC, BenQ и Dell, постепенно усиливают позиции, на их долю приходится уже больше 30% рынка».

По данным Context, первой по итогам 2016 г. в штуках стала компания Philips, ее доля в дистрибьюторском канале составила 17,6%. При этом Acer «отстала» от фаворита совсем немного — ее доля 17,3%. Далее следует Samsung (12,1%), АОС (11,3%), Dell (8,5%), BenQ (8,1%)и LG (6,3%). При этом компания Samsung оказалась лидером среди вендоров по доле продаж мониторов с высокими спецификациями. На рынке 4К-устройств компания занимает больше 30% (в долл.), а среди мониторов с Synch-технологиями держит более 50% рынка (также в деньгах).

Что дальше?

Как будет развиваться ситуация дальше? Во многих рыночных сегментах стали укреплять позиции бренды В-класса, кое-где (например, на рынке смартфонов) им удалось существенно потеснить раскрученные марки. В то же время прослеживается и обратная тенденция — лидерами становятся дорогие «люксовые» модели. Коснутся ли эти тенденции рынка мониторов?

«Для начала следует разобраться в определении — что такое „B-бренд“, — говорит Константин Исаакян. — На сегодняшний день в пятерку крупнейших производителей входят компании Philips, Acer, Samsung, BenQ и Dell. Какая-то из них В-бренд? Вряд ли. Я считаю, что рынок мониторов стал более сбалансированным, нет явных лидеров, как это было, скажем, лет 7–10 назад, когда Samsung и LG доминировали, а все остальные, за исключением Acer, пожалуй, были далеко позади. Сейчас разрыв между лидерами пятерки и даже шестым местом очень маленький. Что касается B-брендов, то мы наблюдаем, как торгуют мониторами под своими торговыми марками разные сети бытовой электроники (например, большая сеть DNS): они предлагают мониторы по ценам существенно ниже тех, что дают более именитые производители. По идее такие мониторы должны пользоваться популярностью, но на самом деле все наоборот. Причина, наверное, все же в бренде и качестве продуктов. В целом в России люди покупают качественные мониторы. Как видим, наш рынок мониторов brand-oriented, и чтобы быть успешным, нужны серьезные вливания, гарантия качества, маркетинговая стратегия и т. д.».

По оценкам Елены Казаковой, на рынке мониторов скорее может быть реализована «именно эта «обратная тенденция». «По ощущениям, продолжится спрос на мониторы коммерческих моделей, увеличится на геймерские модели, сейчас видим, что наряду с расширением линейки у ASUS уже и Samsung анонсировала появление в продаже игровых мониторов», — подчеркивает Казакова.

Анатолий Третьяк полагает, что само понятие «бренда В-класса» достаточно размыто. Кто-то под этим имеет в виду откровенно no name, выходящие на рынок исключительно благодаря низкой цене и не предлагающие пользователям даже такой «роскоши», как сервисная поддержка. Кто-то имеет в виду вполне успешные и известные бренды, но предлагающие товары с очень агрессивной ценой.

«Действительно, ценовая борьба идет нешуточная. И на сегодняшний день компании, предлагающие агрессивные цены, особенно в больших тендерах, получают заметное преимущество, — уверяет Третьяк. — Тем не менее no name компании, не имеющие ни репутации на рынке, ни тщательно выстроенного партнерского канала, могут теоретически „попортить кровь“ лишь разовым „сливом“, но уж никак не вырваться в лидеры рынка. Что касается „люксовых“ торговых марок, то они, на мой взгляд, не имеют шансов стать лидерами. Мониторы — это массовый товар, который к тому же не имеет репутационной и имиджевой „нагрузки“ для пользователя, как это происходит, например, со смартфонами. В целом топ-10 игроков российского мониторного рынка остается стабильным на протяжении уже многих лет. Это производители, соблюдающие баланс между разумной ценой, достойным качеством, планомерной работой с каналом. Не думаю, что мы станем свидетелями неожиданного передела рынка в пользу откровенного „В-класса“ или прорыва производителя люксовых мониторов».

Андрей Французов отмечает, что B-бренды фокусируются на массовом сегменте с низкой ценой, благодаря чему им действительно удается увеличить свою долю. При этом компания LG их не считает своими конкурентами, так как концентрируется главным образом на стратегических продуктах, таких как устройства с соотношением сторон 21:9 и UHD.

«Рынок мониторов — один из наиболее консервативных в ИТ-индустрии, — размышляет Андрей Каракашев — В последние несколько лет практически никто из новых игроков не появился, при этом из существующих вендоров его также ни один не покинул, по крайней мере, из числа тех, чьи позиции более-менее заметны (а таких компаний не более десятка). Не ждем мы ничего подобного и в 2017 г. Кроме того, деление на А- и В-бренды достаточно условно — большая часть вендоров научилась производить (или по крайней мере отдавать на аутсорсинг) мониторы, собранные из качественных комплектующих на современных производственных линиях с помощью квалифицированной рабочей силы, поэтому разница между брендами нивелируется — у всех в линейке есть как премиальные технологичные продукты с максимальным набором функций и характеристик, так и базовые недорогие мониторы».

Согласен с коллегой и Сергей Ямов: «Основной список участников мониторного рынка сложился и стабилизировался уже давно. Рынок сложный, низкая маржинальность требует от всех участников определенных знаний, навыков, наработок. Войти на такой рынок непросто, еще сложнее добиться сколько-нибудь заметного результата. Поэтому я думаю, что список участников останется неизменным».

В компании MERLION уверены: сегодня не имеет особого смысла разделять производителей на А- и B-бренды: «Поэтому мы можем говорить просто об укреплении позиций того или иного производителя, без применения к нему категорий „люксовости“».

Что готовит 2017 г.?

Что ждет рынок мониторов в этом году? Была ли стабилизация 2016 г. временной и появились ли на рынке новые точки роста? Эксперты в своих оценках довольно осторожны, но при этом их прогнозы скорее позитивны.

«Если экономика будет развиваться без особых сюрпризов, то есть все шансы для позитивного прогноза на 2017 г., — считает Елена Казакова. — В этом году рост, хотя и не такой, как в прошлом году, уверенно продолжается. Мы считаем это свидетельством общей стабилизации экономики и ИТ-рынка».

«Честно говоря, каких либо принципиально новых точек развития на рынке я не вижу, — рассказывает Анатолий Третьяк. — Но все-таки надеюсь, что тот небольшой рост, который мы увидели на рынке в 2016 г., еще не исчерпал свой потенциал. Тем более что за 2014–2015 г. рынок сократился очень существенно и накопившийся „отложенный спрос“ едва ли был полностью компенсирован 10%-ным ростом в 2016 г. Так что если политико-экономическая ситуация в стране будет развиваться более-менее предсказуемо, то рискну предположить рост порядка 10% по отношению к 2016 г. в штучном выражении. Не каждый же год мне выступать в роли пессимиста».

По оценкам Сергея Ямова, в 2017 г. рынок прибавит около 10%, при благоприятных обстоятельствах — до 15%.

В компании MERLION полагают, что стабилизация продолжится: «Мы считаем, что роста не будет, в денежном выражении рынок повторит 2016 г., а вот в штучном измерении ожидаем небольшую коррекцию в сторону уменьшения из-за изменения средней цены устройства — она станет немного выше».

В компании LG полагают, что объем рынка в 2017 г. сохранится примерно на уровне 2016 г. По словам Андрея Французова, точками роста должны стать сегменты мониторов 27 дюймов и UHD. Отвечая на запросы рынка в UHD-мониторах, компания LG планирует и дальше концентрировать свои усилия на данных сегментах. В частности, компания планирует представить большой, 38-дюймовый, ультраширокий монитор, 4К-мониторы с диагональю от 29 до 43 дюймов, монитор UltraFine™ с диагональю 27 дюймов и разрешением 5K и дисплей с диагональю 21,5 дюйма и разрешением 4K.

По мнению Константина Исаакяна, сложно предсказать, что будет с экономикой. «На мой взгляд, мир сейчас развивается от кризиса к кризису, — размышляет он. — Поэтому дать точный прогноз невозможно. Разные аналитики по-разному оценивают ситуацию, которая будет складываться в течение этого года. Если мы увидим стабильность в течение полугода, например, то думаю, что рынок еще чуть-чуть подрастет. На сколько — сказать сложно. Мониторы — не самая дорогая техника на сегодняшний день, это плюс, поэтому как организации, так и частные лица готовы обновлять свое оборудование. Одних привлекают улучшенные характеристики, других — бОльшая диагональ (вместо 17/19 дюймов — 21/24 дюйма)».

«Несмотря на положительную динамику, я все же был бы осторожен в прогнозах и считаю, что было бы неплохо повторить результат прошлого года (2,5 млн. штук), — подчеркивает Андрей Каракашев. — А если в итоге будет какой-нибудь рост, то динамику в 10–15% я бы назвал прекрасным результатом. В то же время делать какие-либо уверенные прогнозы относительно роста я бы все же воздержался. Российский рынок всегда был достаточно непредсказуемым по сравнению с рынками Западной и даже Восточной Европы, поэтому любые внешние и внутренние политические катаклизмы, которые весьма вероятны, могут оказать серьезное влияние на всю российскую экономику и на ИТ-рынок в частности. Тем не менее можно говорить и об очевидных точках роста, в первую очередь об игровых мониторах. Игровой сегмент растет во всех продуктовых категориях, и мониторы — не исключение. Кроме того, пусть с существенным опозданием, но все же российского рынка достиг и другой тренд — рост средней продаваемой диагонали, сегменты ниже 21,5 дюймов достаточно заметно падают, в то время как продажи мониторов с большой диагональю растут».

Все эксперты солидарны: ждать каких-то сюрпризов в 2017 г. не стоит. В OCS ожидают роста продаж мониторов бОльших диагоналей. В компании MERLION предполагают, что немного вырастет средняя стоимость устройств за счет большей популярности длинных диагоналей (от 27 дюймов и выше) и повышения спроса на мониторы игрового сегмента всех производителей. Тем более что уже сейчас их продажи идут «на ура».

Андрей Каракашев считает, что, возможно, более активно будут продаваться мониторы с разрешением 4К и выше, однако в целом технологические новинки не станут существенным драйвером роста. «Главными факторами успеха останутся наличие широкой продуктовой линейки, качество самого продукта и сервиса, соотношение цены и качества, гибкость и способность быстро реагировать на требования заказчиков, способность эффективно использовать ограниченные человеческие и финансовые ресурсы, умение выстраивать долгосрочные взаимовыгодные отношения с партнером и ежедневная кропотливая работа с каналом сбыта», — подчеркивает Каракашев.

«Я не думаю что мы станем свидетелями каких то неожиданных технологических прорывов, которые бы существенно повлияли на рынок в 2017 г., — размышляет Анатолий Третьяк. — Как уже отмечал, не верю я и в появление принципиально новых лидеров. Так что остается надеяться, что макроэкономическая ситуация также не преподнесет нам никаких неожиданностей и год пройдет относительно спокойно. С точки зрения бизнеса — сюрпризы редко бывают приятными и мы бы предпочли обойтись без них».


Версия для печати (без изображений)