Впервые за последние несколько лет игроки сетевого рынка оценили ушедший год как «в целом позитивный». Ситуация в экономике была стабильной и прогнозируемой, что уже вселяло оптимизм после периода турбулентности. ИТ-компании и их заказчики адаптировались к сложным условиям, поэтому отсутствие плохих известий автоматически стало хорошей новостью, которая и послужила одной из причин пусть небольшого, но все же оживления бизнеса.

«Рынок восстанавливается после провала 2014 г., мировые тенденции — цифровая трансформация, мобильность и облачные решения — становятся все более заметными и в нашей стране», — заявил Денис Сереченко, директор по развитию бизнеса Huawei Enterprise Business Group в России.

Андрей Кузьмич, директор по технологиям ООО «Сиско Солюшенз» (Cisco), также отмечает, что в 2016 г. ситуация на российском сетевом рынке была более стабильной. Заказчики стали уделять повышенное внимание вопросам обеспечения информационной безопасности, преимущественно на сетевом уровне. К ключевым отличиям 2016 г. от прошлых лет в Cisco относят и возросший интерес заказчиков к таким технологиям, как программно-определяемая сегментация и сетевая аналитика с акцентом на анализе потенциальных угроз безопасности.

По мнению Надежды Пчелинцевой, директора департамента «Сети и телекоммуникации» компании «Марвел-Дистрибуция», рынок успокоился и осознал, что нельзя находиться в режиме постоянного ожидания. «Мы уже три года живем в состоянии кризиса, и большинство компаний (вендоров, дистрибьюторов, системных интеграторов, заказчиков) научились так существовать. Компании не делают „резких движений“, не стремятся тратить деньги и одновременно не замораживают бюджеты „на черный день“. Все научились жить настоящим», — подчеркнула Надежда Пчелинцева. «В целом 2016 г. был более стабильным в плане поставок сетевого оборудования, это помогало делать более точные прогнозы продаж и потребностей рынка, а также предлагать партнерам дополнительную финансовую поддержку и прогнозировать прибыльность», — сказал Михаил Кириченко, директор департамента дистрибуции TP-Link.

Станислав Соменков, директор департамента сетевого оборудования компании RRC, также считает, что рынок начал восстанавливаться после стресса, связанного с курсовыми скачками и введенными санкциями. А заказчики стали осторожнее с выбором поставщика и производителя оборудования, отдавая предпочтение игрокам с многолетним опытом.

Игорь Белоусов, исполнительный директор компании Tayle, согласен с тем, что пришла определенная стабильность, но в то же время остается множество рисков, как внешних, так и внутренних. Об оживлении рынка говорит и Петр Старков, руководитель департамента корпоративных продаж Netgear. При этом он отмечает, что заказчики теперь более прагматичные, они стали тщательнее обдумывать принимаемые решения.

«Основное отличие рынка 2016 г. от предыдущих лет нельзя выразить в конкретных показателях. Есть общее ощущение поворота от падения к росту, — говорит Сергей Шаповалов, руководитель группы „Сети и телекоммуникации“ компании Treolan. — Рынок наконец-то нащупал почву под ногами и во втором полугодии показал положительный тренд, который к тому же продлился и в начале 2017 г. Но если обратиться к традиционным методам измерения — объему продаж в долларовом исчислении, то, по нашим оценкам, рынок сетевого оборудования недобрал по сравнению с 2015 г. где-то около 10%».

Артем Гусев, директор департамента сетевых продуктов компании OCS, заметил, что 2016 г. прошел под лозунгом импортозамещения: как заказчики, так и партнеры стали искать замену западным вендорам. Они ищут либо российских производителей, либо, наиболее крупные и прогрессивные компании, пытаются наладить сборку и локализацию в России продукции западных вендоров. «OCS не была исключением, и в нашем продуктовом портфеле уже появилась продукция как российских производителей, например QTech, так и локализованные решения нескольких западных поставщиков, — сказал Артем Гусев. — В целом на рынке усилилась конкуренция. Практически в каждом проекте присутствуют сильные участники, которые не дают расслабляться и стимулируют нас на поиски новых, оригинальных решений и подходов».

Об этой тенденции говорит и Сергей Васюк, директор по маркетингу D-Link. По его словам, самой заметной особенностью минувшего года стало ужесточение конкуренции и снижение цен в канале, в первую очередь по крупным тендерам. Сохраняется тенденция к изменению списка игроков — ряд компаний ушли с рынка. С другой стороны, сюда стали самостоятельно выходить OEM-производители. «Понимая, что оптимизация расходов продолжится, крупные заказчики приняли решения расширить список допустимого к применению оборудования. D-Link удалось более чем вдвое увеличить поставки в госсектор и силовые структуры, телекоммуникационным компаниям, клиентам из банковского и сырьевого сегментов, в том числе и за счет новых заказчиков, — сообщил Сергей Васюк. — Также в качестве отличия ситуации 2016 г. по сравнению с предыдущими годами можно отметить то обстоятельство, что доступность оборудования на локальных складах стала серьезным конкурентным преимуществом в глазах партнеров и заказчиков, что подтвердило правильность курса компании на развитие собственной логистической программы».

Всегда чуть-чуть лучше

Как и в прежние годы, рынок сетевого оборудования находился в более выгодном положении по сравнению со многими другими сегментами ИТ. Сегодня без сетевой инфраструктуры не может обойтись ни одно предприятие. А значит, деньги, как минимум для того, чтобы поддерживать ее в работоспособном состоянии, у компаний всегда найдутся. «Если смотреть на ИТ-рынок вместе с консьюмерскими сегментами (мобильные телефоны, планшеты и т. д.), то сетевое направление выглядело гораздо лучше. Ведь сетевое оборудование — это большей частью В2В-рынок, — комментирует ситуацию Надежда Пчелинцева. — Во время кризиса сильнее падает именно консьюмерская часть, в то время как проектная составляющая пытается держаться на плаву».

«По нашим оценкам, можно говорить о сокращении российского ИТ-рынка на 15–20%. Но зато увеличились корпоративные инвестиции в облачные решения, СХД, также можно говорить о росте рынка корпоративной безопасности и проектов типа „Безопасный город“, — добавил Сергей Васюк. — Формально в штуках объем сетевого рынка изменился незначительно, но при этом, безусловно, имеет место явное снижение цен на оборудование, в том числе и по причине ужесточения конкуренции на фоне сокращения расходов». А Сергей Шаповалов считает, что сетевое оборудование не входит в число первоочередных статей ИТ-расходов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в условиях ограниченных бюджетов итоги 2016 г. для российского сетевого рынка были несколько хуже, чем для всей отрасли ИТ в целом. К тому же на данный момент пока нет каких-либо прорывных технологий, которые могли бы вызвать глобальную замену сетевой инфраструктуры. Даже к общемировому тренду перехода в беспроводных сетях к стандарту 802.11ac Wave2 в России пока что занимают выжидательную позицию.

И все же, несмотря на непростую и неоднозначную картину, наши респонденты заявили о том, что для них минувший год был в целом удачным. «По данным компании GFK, рынок сетевого оборудования в прошлом году упал как в рублевом , так и в штучном эквиваленте, но компании TP-Link удалось показать рост к предыдущему году за счет растущей доли», — сообщил Михаил Кириченко.

По словам Михаила Шкаленко, менеджера по работе с ключевыми клиентами компании Netis Systems, в его компании отмечен рост продаж, но прежде всего это связано с тем, что компания относительно недавно начала экспансию на рынок РФ, и за счет выверенной ценовой политики ее продукция стала привлекательной как в сегменте B2C, так и в сегменте B2B.

«В проектах мы наблюдали рост в течение всего 2016 г., и, конечно, в наибольшей степени он проявился во второй половине года. Большинство операторов завершили построение сетей в предыдущие годы, и поэтому основной рост приходится на корпоративные продажи. Сложно оценить общее состояние рынка, по нашим оценкам, этот сегмент прибавил в пределах 10–20%», — прокомментировал ситуацию Антон Артамонов, директор проектного департамента TP-Link.

«В целом сетевой рынок находился в рамках общего „медвежьего тренда“, те же факторы, которые влияли на остальной ИТ-рынок, сыграли ключевую роль и на сетевом, — говорит Денис Серениченко. — Для Huawei предыдущий год был удачным. В условиях сжимающихся продаж конкуренция усиливается и это дает возможность амбициозным игрокам укрепить свои позиции».

«Сетевое подразделение Treolan в 2016 г. повторило успех предыдущего года и показало рост на десятки процентов, — сообщил Сергей Шаповалов. — Такой результат был получен благодаря тесному и продуктивному сотрудничеству с нашими вендорами (в первую очередь это компании Hewlett Packard Enterprise и Huawei), а также повышенному вниманию к каналу продаж: в 2016 г. мы вложили много усилий и ресурсов в развитие маркетинга, провели множество партнерских мероприятий, большая часть из которых пришлась на регионы».

Надежда Пчелинцева рассказала, что в 2016 г. ее компания показала рост в 3% в долларовом исчислении по отношению к 2015 г. А Сергей Васюк заявил, что по итогам прошлого года D-Link увеличила объем продаж на 15%. Рост произошел в основном за счет замещения других вендоров, частично на фоне импортозамещения и ввиду доступности товара, которую D-Link смогла обеспечить. В качестве других факторов Сергей Васюк называет доступность проектного оборудования на своих складах и готовность предложить востребованные решения, в первую очередь ведущим игрокам телекоммуникационного рынка, силовым структурам и крупным корпоративным клиентам.

По словам Юрия Бельского, директора представительства Allied Telesis в России и СНГ, в его компании продажи сохранились на уровне 2015 г.

«2016 г. для компании TP-Link был весьма удачным. Мы смогли увеличить объемы продаж не только SOHO-оборудования, но также достойно показали себя среди конкурентов на рынке решений для бизнеса», — сообщил Антон Артамонов. А его коллега, Михаил Кириченко, добавил, что компания TP-Link продолжила рост за счет обновления продуктовой линейки сетевого оборудования для домашнего применения, предложив клиентам еще более функциональные и мощные устройства, а также за счет расширения портфеля аксессуаров.

«В проектном сегменте 2016 г. стал для TP-Link знаковым. Несколько крупных корпоративных заказчиков начали построение сетей на коммутаторах и Wi-Fi-решениях TP-Link. К тому же нам удалось достичь успеха в таком сложном сегменте, как коммутаторы доступа для операторов связи», — комментирует Антон Артамонов.

По словам Михаила Шкаленко, несмотря на непростую ситуацию на ИТ-рынке, его компании удалось в 2,5 раза нарастить продажи в России и расширить продуктовую линейку решениями для СМБ. «Прошлый год был сложным, но и удачным. Объемы продаж всех наших продуктов выросли, и мы видим хорошую перспективу, — говорит Игорь Белоусов. — Практически все наши региональные офисы преуспели в продажах. Особенно приятно, что это смогли сделать новые — в Крыму, в Севастополе и на Дальнем Востоке — во Владивостоке и Хабаровске».

«Мы считаем 2016 г. удачным Нам удалось поддержать продажи выше показателей всего рынка сетевого оборудования и, главное, разработать и представить новые устройства, которые в обозримом будущем займут основную долю продаж в продуктовой линейке, — заявил Илья Пономарев, директор по продажам и маркетингу Zyxel в России. — Хотел бы отметить рост спроса на корпоративное Wi-Fi-оборудование для развертывания беспроводных сетей в офисах, гостиницах, торговых центрах».

Андрей Кузьмич также сообщает о благоприятном годе для своей компании. Мировой оборот Cisco за 2016 финансовый год вырос на 3%, а прибыль на акцию — на 8%. Что касается российского рынка, то здесь в 2016 г. вендор начал локальное производство популярных моделей коммутаторов, обновил модели беспроводных точек доступа и телефонов, которые производятся на территории России. Кроме того, начались внедрения SDN-решений, были введены в эксплуатацию решения по аналитике пользователей в сетях Wi-Fi. Корпоративным заказчикам Cisco предложила новую технологию построения распределенных сетей — Cisco IWAN, позволяющую оптимизировать расходы на ИТ и эффективно использовать инвестиции в маршрутизаторы Cisco.

Станислав Соменков добавил, что развитие локального производства в России — существенный фактор. Когда Cisco организовала здесь выпуск своей продукции, это позитивно сказалось на общем образе вендора в глазах заказчиков, а также позволило сократить время поставки оборудования для проектов с восьми до трех недель.

«Для компании OCS год в целом был удачным, мы завершили его с ростом в 12%, — заявил Артем Гусев. — Но если говорить подробнее , то начинался 2016 г. очень тяжело, первые два квартала были хуже, чем в 2015 г. Зато в летние и последующие месяцы мы получили хороший рост — как в сегменте СМБ, так и в корпоративном».

Проекты, заказчики, партнеры

Какие бы инновационные продукты не поставляли вендоры, какие бы выгодные условия они не предлагали рынку, объем бизнеса всегда будет определяться количеством заказчиков и их платежеспособностью.

Что же происходило в этой сфере в 2016 г? Игроки сетевого рынка не были едины в своих оценках.

«Как бы оптимистично мы ни смотрели на ситуацию, надо понимать, что кризис никуда не делся — число заказчиков уменьшается», — считает Артем Гусев. Ему возражает Антон Артамонов. «В связи с ростом проектного направления у нас значительно выросло число заказчиков во всех направлениях, включая операторов связи», — заявил он. По словам Андрея Кузьмича, количество заказчиков Cisco стабильно. У компании есть решения для клиентов любого уровня. Вендор участвует в реализации крупных корпоративных проектов и предлагает инновационные продукты для сектора СМБ. Потребности крупных заказчиков в целом стабильны, в то время как средние и небольшие компании чуть более динамичны: они быстрее внедряют новинки благодаря сокращенной цепочке принятия решения. Михаил Кириченко отметил, что в 2016 г. количество региональных реселлеров уменьшилось, при этом наблюдался более активный переход региональных реселлеров от продаж B2C к B2B-поставкам. А Сергей Васюк заявил, что у D-Link появилось несколько новых крупных корпоративных заказчиков.

«По-прежнему, как и в прошлом году, деньги есть у госзаказчиков и у крупных корпоративных клиентов. Малый и средний бизнес сейчас скорее выживают, эти компании существенно сократили закупки сетевого оборудования», — поделилась своими наблюдениями Надежда Пчелинцева.

По оценке Ильи Пономарева, в минувшем году не было какого-то взрывного роста или падения во всех секторах. Компания продолжала работу в проектах во всех сегментах. Отмечается, что количество проектов не уменьшилось, но доля недорогого оборудования возросла.

Похожая ситуация зафиксирована и в компании Huawei. Как сообщил Денис Серениченко, активность наблюдается во всех сегментах бизнеса, хотя и с разной степенью интенсивности.

«Госзаказчики, крупные корпоративные клиенты в 2016 г. покупали более охотно. Объем продаж продукции Allied Telesis в розницу сокращается, но при этом растет количество внедренных корпоративных решений, в том числе для различных розничных сетей и торговых домов, — говорит Юрий Бельский. — Рост продаж в данных сегментах наблюдается и в 2017 г. наряду с ростом продаж и реализованных проектов в культурно-спортивном секторе и на рынке видеонаблюдения». По мнению Петра Старкова, в 2016 г. стал заметнее вклад больших инфраструктурных проектов в отличие от 2014 и 2015 гг.

Сергей Шаповалов утверждает, что в целом палитра заказчиков на сетевом рынке не изменилась: как и в прошлом году, самыми заметными были государственные структуры и компании с госучастием. При этом стабилизация финансовой ситуации в стране позволила малому и среднему бизнесу чувствовать себя более уверенно, в то время как розница все еще находится в кризисе.

«Доля федеральной розницы на ИТ-рынке увеличивается. Наиболее активными заказчиками на рынке домашних сетевых устройств были и остаются именно эти компании, а менее активными были фирмы, работающие на рынке субдистрибуции и небольшие розничные региональные реселлеры», — отмечает Михаил Кириченко.

О возросшем спросе госзаказчиков и крупных корпоративных клиентов говорит и Игорь Белоусов. Этим компаниям надо восстанавливать развитие проектов.

По словам Артема Гусева, малый бизнес осуществляет закупки и модернизирует свою сетевую структуру по принципу «вот если оно совсем перестало работать, тогда давайте что-то сделаем», поскольку денег на капитальные вложения сейчас практически нет. Крупные корпоративные заказчики чувствуют себя более свободно и уверенно. Они как планировали свои бюджеты на год, три, пять лет, так и продолжают это делать. Неплохо обстоят дела и в государственном секторе, с его заказами связано около 30% бизнеса.

Игроки рынка отмечают, что в 2016 г. изменилось количество проектов, а также их сложность и стоимость. «Мы видим рост спроса на решения для облачных технологий и сервисов, — говорит Станислав Соменков. — Все больше компаний стараются сократить капитальные затраты и переходят на систему операционных расходов». По словам Юрия Бельского, стоимость проектов уменьшается, но количество небольших, в том числе для крупных корпоративных заказчиков, увеличивается. В целом объем закупок в 2016 г., по сравнению с 2015 г., не изменился.

А Денис Серениченко считает, что объемы проектов и их сложность в среднем выросли.

«Как диктует „кризисная погода“, стоимость отдельного проекта падает, а конкуренция растет. Зачастую заказчик готов потратить те же деньги, что и в прошлом году, но в рублях. А мы закупаем продукцию в основном в долларах и евро, — подчеркнул Артем Гусев. — Здесь определенные ожидания перемен к лучшему связаны с импортозамещением».

Оценивая ситуацию на рынке, Андрей Кузьмич сообщил, что масштабы проектов сейчас растут, так как использование информационных технологий для реализации современных бизнес-идей приобретает решающее значение. «Для большинства наших заказчиков абсолютная стоимость не является определяющим фактором. В процессе принятия решения внимание уделяется возврату инвестиций, — подчеркнул он. — Так, внедрение архитектуры цифровых сетей Cisco (Cisco Digital Network Architecture, DNA) позволяет снижать затраты и ускорять окупаемость инвестиций: согласно исследованию IDC, окупаемость инвестиций за пять лет с началом возврата через девять месяцев составляет 402%».

Как сообщил Антон Артамонов, TP-Link демонстрирует уверенный рост в проектной сфере. И конечно, это сказывается на технической сложности проектов. Основной рост пришелся на Wi-Fi-сети, гигабитные модели коммутаторов и POE. Причем большинство проектов требовало интеграции в существующую инфраструктуру заказчика.

«Сократилось число очень крупных проектов, зато повысилась их сложность — речь идет о тех заделах, которые закладывались в бюджеты еще до кризиса по низкому курсу доллара, — говорит Надежда Пчелинцева. — Сейчас дошло время до реализации, повысилась конкуренция среди вендоров. Заказчики либо рассматривают решения производителей недорогого оборудования, при этом пытаясь сохранить требуемую функциональность, либо, пользуясь возросшей конкуренцией, хотят существенно снизить стоимость заложенных решений. Производители же, оказавшись в такой ситуации, ищут способы оптимизации состава оборудования, заменяя дорогие узлы бюджетными. И больше шансов на реализацию у партнеров с высокой экспертизой, имеющих возможность предлагать разнообразные замены».

Несколько слов следует сказать о втором партнерском эшелоне. Это весьма динамичная часть ИТ-сообщества, быстро реагирующая на любые изменения, по числу реселлеров и по их активности вполне можно судить о здоровье рынка.

Судя по оценкам наших экспертов, сегодня ситуация в ИТ-индустрии достаточно благополучна. Так, количество партнеров Huawei, по словам Дениса Серениченко, выросло. «Наш партнерский ландшафт стал более разнообразным и каждый может найти себе тот сегмент, с которым умеет работать, — заявил Станислав Соменков. — Финансовая дисциплина для партнеров стала строже, но и дебиторов стало значительно меньше». Петр Старков отметил, что число партнеров практически не изменилось, а вот объемы по ним заметно перераспределились. «В целом структура канала продаж достаточно стабильна. Тем не менее можно отметить ряд тенденций последних лет. Это укрупнение бизнеса и существенное расширение предлагаемых компаниями товаров и услуг с целью достижения более высокого уровня финансовой устойчивости и увеличения рынка сбыта», — сообщил Илья Пономарев.

«Одна из самых заметных тенденций — это консолидация. Количество партнеров второго уровня уменьшается. Некоторые компании уходят с рынка, некоторые поглощаются более крупными. Мы думаем, эта тенденция сохранится и в следующем году», — считает Артем Гусев.

По словам Юрия Бельского, общее число партнеров второго уровня незначительно выросло, в основном за счет реселлеров из смежных областей, таких как видеонаблюдение и аудиовизуальные решения. Михаил Кириченко заявил, что на фоне уменьшения количества небольших реселлеров становится больше компаний, работающих на рынке B2B. О похожей тенденции говорит и Михаил Шкаленко. «Что касается партнерской сети, хотелось бы отметить рост числа игроков B2B. Это системные интеграторы и интернет-провайдеры. Все больше последних заинтересовано в закупке Wi-Fi-маршрутизаторов стандарта 5 ГГц (802.11ac)».

Как сообщил Антон Артамонов, партнерская сеть его компании в области проектных продаж превысила 150 участников в 2016 г. и продолжает расти. Большинство реселлеров уже стали участниками партнерской программы TP-Link. Ее участники отмечают оперативность и качество пресейл-поддержки со стороны вендора и прибыльность проектного бизнеса с TP-Link.

У Cisco в России порядка 2 тыс. партнеров, и их число за год, по словам Андрея Кузьмича, незначительно выросло.

Есть повод для сдержанного оптимизма

Какими бы не были итоги прошлого года — это уже история. А участников рынка больше волнует настоящее и ближайшее будущее. Что же ждет российский ИТ-рынок и, в частности, сегмент сетевого оборудования в 2017 г.? Вздохнем ли мы свободнее или останемся на «голодном пайке»? По мнению наших экспертов, увеличение объемов продаж будет, хотя и небольшое.

«Рынок ожидает умеренный восстановительный рост», — прогнозирует Денис Серениченко. Как считает Андрей Кузьмич, ситуация стабилизировалась, и в ближайшем будущем игрокам рынка имеет смысл обратить внимание на общие тенденции в сфере высоких технологий. Больше пользователей и подключенных устройств, выше скорость широкополосной передачи, стремительнее развитие цифровизации и Интернета вещей — и, как результат, рост объемов интернет-трафика и потребности в широкополосном доступе. «К слову, по данным исследования Cisco, глобальный объем интернет-трафика вырастет по сравнению с 2005 г. в 95 раз.

Цифровизация, в свою очередь, требует наличия соответствующим образом подготовленных сетей — открытых и программно-управляемых. Предсказуемые, безопасные, мультифункциональные сети станут залогом успеха организаций», — подчеркнул Андрей Кузьмич.

По его словам, изменение нашего поведения в деловой среде определит стремительное развитие средств для совместной работы следующего поколения, основой которых станут облачные технологии, первоочередная поддержка мобильной связи и открытость для интеграции.

В 2017-м и в последующие годы мы видим, как «туманные» вычисления расширяют сферу действия облака до границы сети и находят применение в проектах «умных» городов.

«Если не произойдет экономических потрясений, таких как резкое колебание курса валют, то мы ожидаем, что объем рынка в этом году будет не меньше, чем в предыдущем. Мы делаем ставку на увеличение доли своих устройств, в частности абонентcких моделей серии Keenetic», — сказал Илья Пономарев.

Петр Старков также считает, что ситуация на рынке достаточно стабильна, о чем говорит тот факт, что теперь заказчики чаще не расширяют свою инфраструктуру, а оптимизируют. И в данном случае речь идет не о сокращении, а о качественной замене имеющихся решений вместо создания новых. Новые же сети строят очень осторожно, закладывая возможность расширения по мере роста бизнеса, но не закупая впрок.

«На данный момент мы наблюдаем стабилизацию на рынке сетевого оборудования. И в 2017 г. прогнозируем рост как в штучном, так и в денежном выражении», — заявил Михаил Кириченко.

«В 2017 г. мы рассчитываем на прибавку на уровне 15%, в первую очередь за счет новых вендоров и дополнительных сервисов», — сказал Станислав Соменков. Надежда Пчелинцева сообщает, что в ее компании рассчитывают на рост к концу 2017 г. С этим мнением согласен Юрий Бельский. Он отметил, что результаты первого квартала 2017 г. превосходят результаты первого квартала 2016 г.

Те же тенденции наблюдают и другие игроки. «Да, мы видим определенные признаки стабилизации. По итогам первого квартала 2017 г. в целом у нас зафиксирован рост, причем в отдельных сегментах достаточно активный, появляются новые проекты, размораживаются старые, — говорит Артем Гусев. — Так что мы с оптимизмом смотрим на перспективы этого года и ожидаем роста и восстановления. Хотя, конечно же, все будет зависеть от макроэкономической обстановки».

По мнению Сергея Шаповалова, ситуация на российском рынке сетевого оборудования вселяет сдержанный оптимизм. «К сожалению, назвать ее стабильной пока нельзя, остается слишком много внешних дестабилизирующих факторов. Тем не менее, на мой взгляд, в 2017 г. сетевой рынок вполне может показать рост порядка 10–15%, — заметил Сергей Шаповалов. — Не будем также забывать, что в этом году ожидаются большие инфраструктурные проекты в рамках подготовки чемпионата мира по футболу».


Версия для печати (без изображений)