Цветная печать постепенно становится стандартом для сегментов SOHO и СМБ. В ближайшие пару лет на рынке цветных лазерных принтеров ожидается бум, в основном за счет недорогих аппаратов начального уровня

На рынке устройств печати сегмент цветных лазерных принтеров — один из самых быстрорастущих. По данным аналитической компании ITResearch, во второй половине прошлого года вендоры выпустили 13 новых устройств, а всего на российском рынке в данной категории продуктов к концу 2004 г. насчитывалось более 60 моделей от полутора десятков производителей.

Во втором полугодии 2004 г. в структуре товарного предложения доля цветных устройств среди всех лазерных принтеров составила 42%, что на 6% больше, чем за аналогичный период 2003 г. (см. «Бестселлеры IT-рынка» № 1/2005). Очевидно, что это перераспределение повлекло за собой уменьшение удельного веса монохромных лазерных устройств. Сокращение коснулось аппаратов, которые принято относить к начальному уровню (скорость печати — до 12 стр./мин), и печатающих устройств для малых рабочих групп (13—20 стр./мин). Относительное число моделей начального уровня в структуре предложения составило во второй половине 2003 г. 8%, а во второй половине 2004 г. — 2%. Доля принтеров для малых рабочих групп уменьшилась с 33% во второй половине 2003 г. до 23% за аналогичный период 2004 г. Вместе с тем доля высокопроизводительных черно-белых лазерных принтеров увеличилась. Относительное число аппаратов со скоростью печати от 30 до 50 стр./мин выросло с 15 до 17%, а устройств со скоростью печати 20—30 стр./мин — с 8 до 16%.

В целом по итогам прошлого года общий объем продаж принтеров всех типов увеличился на 19% и достиг 3,2 млн. устройств (см. CRN/RE № 6/2005). Однако, по оценке аналитиков, рост продаж в минувшем году был не столь динамичен, как в 2003 г. На этом основании специалисты делают вывод о наметившейся тенденции к постепенному снижению темпов роста принтерного рынка. Результаты исследований свидетельствуют также о том, что в 2004 г. продолжилось перераспределение спроса в пользу лазерных аппаратов, которых было продано несколько больше, чем струйных.

Происходящие изменения коснулись и такого важного параметра, как стоимость устройств печати. Подешевели модели из всех сегментов, но самым заметным было снижение цен на цветные лазерные принтеры. Если осенью прошлого года минимальная цена такого устройства находилась в районе 550 долл., то сегодня она вплотную приблизилась к отметке 350 долл. и, возможно, в отдельных случаях даже опустилась ниже этого уровня.

Как было отмечено выше, доля цветных «лазерников» к концу прошлого года составляла 42% в структуре товарного предложения. Какие же аппараты заполнили эту нишу?

Специалисты разделяют устройства для цветной лазерной печати на четыре подгруппы. При классификации используется как технологический критерий (количество проходов при печати цветного документа, по этому параметру принтеры делят на однопроходные и четырехпроходные), так и формат бумаги — А3 или А4.

На рубеже 2004—2005 гг. самым многочисленным был сегмент однопроходных цветных принтеров формата А4. В нем насчитывалось 28 моделей. Второе место по числу устройств занимал сегмент четырехпроходных аппаратов того же формата. На отечественном рынке к концу прошлого года было представлено 17 таких принтеров. Следует отметить, что именно в этих двух сегментах особенно существенно снизилась стоимость устройств. Далее следуют однопроходные принтеры формата А3 (13 моделей), это самые скоростные и дорогие устройства. И замыкает список наиболее консервативный сегмент — четырехпроходные аппараты формата А3 (четыре модели).

Хотя наметилась тенденция к замедлению темпов роста рынка принтеров в целом, сегмент цветных лазерных устройств демонстрирует хорошую динамику. Причем, как отмечают реселлеры, большинство покупателей — новые пользователи. Клиентов, которые приобретают эти устройства для замены устаревших моделей струйных или монохромных лазерных устройств, — меньше половины.

Ссылаясь на данные IDC, вендоры утверждают, что совокупные продажи цветных лазерных принтеров в минувшем году составили около 25 тыс. шт., а объем продаж достиг 42 млн. долл. Это означает, что в натуральном выражении доля этих аппаратов в общем объеме продаж принтеров составила примерно 1%, а в стоимостном выражении — 6%. С учетом поставок расходных материалов оборот в сегменте цветных лазерных принтеров приближается к 70 млн. долл.

Впрочем, существуют и другие оценки. По данным ряда аналитических компаний, а также маркетинговых служб вендоров, объем поставок на отечественный рынок составил в прошлом году от 24 до 36 тыс. аппаратов, а оборот — от 36 до 45 млн. долл. Считается, что рост продаж превысил 80% в натуральном выражении и был на уровне 40—50% в деньгах. А некоторые эксперты полагают, что в штучном выражении продажи цветных лазерных принтеров увеличились вдвое. Такой разброс объясняется различием в методиках подсчета, используемых разными компаниями.

Прогнозы ведущих игроков рынка на ближайшие несколько лет также не всегда совпадают. «Мы полагаем, что в количественном выражении продажи будут расти на 50% в год вплоть до 2007 г., — заявил Матти Хэмэлейнен, менеджер Canon North-East по маркетингу. — Рост денежного оборота, вероятно, будет составлять 30% в год». А в компании Oki считают, что в течение еще двух-трех лет объем продаж будет ежегодно расти на 100% в штуках и почти на 50% в деньгах. Таким образом, через год доля цветных «лазерников» достигнет 2—2,5% общего числа всех проданных принтеров, а в стоимостном выражении составит 8—9%.

Точку зрения Oki относительно темпов роста разделяет и Андрей Кириян, глава департамента принтеров московского представительства компании Konica Minolta. Но он добавляет, что года через два эти темпы замедлятся до 50—70% в год (в натуральном выражении).

«Доля цветных устройств в общем объеме продаж лазерных принтеров в штуках сегодня невелика, но, думаю, через год она составит не менее 5%», — считает Константин Макаренков, менеджер по продвижению корпоративных устройств печати московского офиса HP.

Вендоры единодушны в одном: цветные лазерные принтеры де-факто становятся стандартом для использования во всех секторах бизнеса, включая SOHO и СМБ.

«О массовости говорить пока рано, но тенденции таковы, что со стороны бизнес-пользователей увеличивается спрос, — говорит Кириян. — Если еще два-три года назад основными покупателями были дизайн-студии и компании, напрямую связанные с оперативной полиграфией, то сейчас преобладающая часть продаж (более 70%) идет в обычные офисы». Кроме того, отмечают в Konica Minolta, если в прошлом году не было ни одного более или менее крупного тендера на цветные лазерные принтеры, то в 2005 г. уже объявлено несколько тендеров, в том числе и госструктурами.

По мнению Сергея Шахова, исполнительного директора московского представительства Lexmark, новых пользователей привлекает снижение стоимости лазерных устройств в сочетании с развитием технологий — увеличением скорости печати и уменьшением габаритов принтеров.

Сейчас без цветного «лазерника» в офисе уже трудно обойтись. Все чаще цвет становится важной имиджевой и маркетинговой составляющей бизнеса. Повседневный объем цветной печати офисных документов (таблицы, графики, презентации, отчеты и т. д.) быстро растет. «Графика в цвете привлекает внимание партнера и экономит время», — считает Евгений Данилов, специалист по маркетингу московского представительства фирмы Brother.

На увеличение спроса повлияла еще одна причина — повышение качества цветной печати. Как подчеркивают специалисты Epson, сейчас оно вполне удовлетворяет требованиям самых разных групп пользователей.

Но конечно же заказчики из сегментов SOHO и СМБ в первую очередь обращают внимание на стоимость оборудования. «Цветные лазерные принтеры в 2004 г. заметно подешевели. Особенно существенным было снижение цен в младшем, наиболее массовом сегменте принтеров формата А4, — комментирует ситуацию Олег Белоусов, руководитель отдела маркетинга московского офиса компании Ricoh. — Цены на отдельные модели устройств в течение года упали на 30%, и сегодня можно купить цветной лазерный принтер начального уровня менее чем за 400 долл. А ведь совсем недавно игроки рынка говорили о некоем психологическом барьере в 1000 долл.».

Понятно, что с ростом конкуренции (как в сегменте цветных лазерных аппаратов, так и со смежными нишами, прежде всего со струйными устройствами) и дальнейшим развитием товарной линейки следует ожидать новых снижений цен. По мнению ряда специалистов, уже недалек тот день, когда лазерный принтер начального уровня можно будет приобрести менее чем за 300 долл.

Но такого стремительного снижения цен, которое было до сих пор, вероятно, больше не будет. «Мы полагаем, что стоимость зафиксируется у определенной отметки, и в будущем вендоры смогут предлагать за те же деньги более совершенные, функциональные и производительные принтеры», — считает Матти Хэмэлейнен.

Большое значение для формирования массового спроса на цветные лазерные устройства имеет и стоимость отпечатка. По словам специалистов компании Epson, до сих пор в офисах печатают в основном монохромные документы, доля которых составляет свыше 90% всех бумаг. При этом считается, что стоимость печати на монохромных принтерах ниже, чем на цветных. Но сейчас ситуация меняется, и отпечаток на цветном лазерном принтере стоит столько же, сколько и на обычном монохромном принтере аналогичного класса (а в некоторых случаях даже ниже, как утверждают в Epson).

Однако не следует рассчитывать, что цены на расходные материалы кардинально снизятся. По словам Сергея Шахова, стоимость расходных материалов — параметр достаточно стабильный, даже консервативный. Здесь можно отметить две противоположные тенденции, которые интересны потребителям из разных сегментов. С одной стороны, вендоры говорят о снижении стоимости печати за счет выпуска картриджей повышенной емкости для производительных моделей, с другой — о снижении цены отпечатка для конечного пользователя за счет уменьшения ресурса картриджей младших моделей цветных лазерных принтеров.

Андрей Кириян считает, что поскольку все последние годы снижались цены в основном на сами устройства, модель ценообразования и получения прибыли в сегменте цветных лазерных принтеров будет такой же, как в сегменте струйных устройств: продажа аппаратов по минимальным ценам и компенсация за счет продаж расходных материалов. Ожидается, что уже в этом году некоторые модели цветных «лазерников» подешевеют на 25—30%, и их цена вплотную приблизится к стоимости черно-белых аппаратов. Что касается расходных материалов, то серьезные подвижки в цене в ближайшее время маловероятны. Вряд ли кто-то захочет резать курицу, несущую золотые яйца.

От долгосрочных прогнозов вендоры и аналитические компании воздерживаются. Впрочем, похоже, что в нашей стране безоблачное будущее рынку цветных лазерных принтеров гарантировано. Об этом говорят как общемировые тенденции, так и структура отечественного спроса.

Многие пользователи относятся к этим устройствам как к «дорогой игрушке, без которой пока можно обойтись», но в то же время отдают себе отчет в том, что скоро такой принтер станет необходимым атрибутом любого офиса. «Лет через пять-семь почти все печатающие устройства в офисах будут цветными, — утверждает Андрей Кириян. — И очень скоро придет черед домашних пользователей». К тому времени производители, наверное, смогут выпустить значительно более компактное устройство. «Размеры цветного лазерного принтера пока останавливают тех, кто хочет его использовать в домашних условиях, — подчеркнул Евгений Данилов. — Сможет ли кто-нибудь предложить технологически новое решение, благодаря которому размеры уменьшатся в два-три раза? Это сложнее, чем просто снизить себестоимость производства».

Кроме того, у вендоров есть все основания рассчитывать, что повышенным спросом будут пользоваться устройства среднего уровня. Ведь отечественный рынок лазерных принтеров, как утверждают специалисты Oki, в отличие от рынков развитых стран характеризуется непропорционально большой долей сегмента SOHO. В нашей стране доля продаж аппаратов начального уровня достигает 85%, в то время как на Западе она не превышает 40%. Таким образом, структура рынка напоминает не классическую пирамиду, а скорее «бутылку» — огромный спрос на дешевые принтеры, адекватный — на дорогие и очень низкий спрос на модели среднего уровня. Как ожидают поставщики, в ближайшие годы этот перекос будет исправлен.

Версия для печати (без изображений)