Закат эры ЭЛТ-мониторов предсказывают давно, но только в этом году на отечественном рынке продажи ЖК- и ЭЛТ-моделей сравнялись в натуральном выражении.

Рынок мониторов — один из наиболее стабильных, он менее других подвержен спадам и кризисным воздействиям. Спрос на мониторы и объемы их продаж увеличиваются из года в год. В то же время этот рынок многие игроки считают весьма сложным и противоречивым. Разобраться в процессах, которые на нем происходят, не всегда легко по следующим причинам.

Во-первых, в этой сфере ИТ-индустрии работает большое число вендоров, и конкуренция между ними очень сильна. Не много найдется других секторов в ИТ-бизнесе, где было бы столько компаний brand name, выпускающих, по сути, одно и то же устройство.

Во-вторых, продолжается соперничество между двумя технологиями — ЖК и ЭЛТ. И хотя последней прочат близкую кончину, ЭЛТ-устройства покидать рынок не собираются. Особенно заметно их присутствие в небогатых странах Восточной Европы и Азии, где стоимость товара была и остается одним из главных критериев выбора.

В-третьих, каждый из поставщиков предлагает свой собственный модельный ряд, являющийся воплощением его стратегии и видения перспектив развития рынка. Порой действия одного вендора прямо противоположны политике ближайшего конкурента, что сильно озадачивает канал сбыта и заказчиков. Те не понимают, какую же продукцию им покупать, на какую технологию сделать ставку.

Наконец, в-четвертых, последнее слово в формировании рынка и спроса всегда остается за потребителем, а их взгляды на то, каким должен быть тот или иной товар и сколько он должен стоить, далеко не всегда совпадают с расчетами производителей.

Трубе «труба»?

Сегодня на мировом и отечественном рынках мониторов представлено огромное число моделей. По словам специалистов, суммарный ассортимент ведущих вендоров насчитывает около полутора сотен устройств на базе ЭЛТ и порядка трехсот ЖК-моделей. Они отличаются размером экрана, разрешением, яркостью, контрастностью, временем отклика, частотой развертки и конечно же ценой. Простейший ЭЛТ-монитор сегодня можно купить за 135 долл., а цена отдельных моделей больших профессиональных ЖК-устройств достигает 3,4 тыс. долл.

К началу нынешнего года 15-дюйм ЭЛТ-мониторы, некогда занимавшие доминирующие позиции в корпоративных поставках и на рынке домашних пользователей, практически исчезли с рынка. Их вытеснили 17-дюйм ЭЛТ-устройства, а также 15-дюйм ЖК-модели. Процесс замещения длился несколько лет.

В настоящее время одним из самых востребованных является 17-дюйм ЭЛТ-монитор, что объясняется сочетанием ряда факторов. Решающее значение имеет цена. Эти аппараты пользуются спросом у массового потребителя, а он, как известно, очень чувствителен к данному параметру. Сегодня средняя стоимость подобного устройства составляет 150 долл., что на 120 долл. меньше цены «типового» (15-дюйм) ЖК-монитора с таким же разрешением экрана. А разница в 75% — серьезный аргумент. Не удивительно, что по итогам прошлого года доля ЭЛТ-устройств в натуральном выражении (по данным компании ITResearch) несколько превысила 50% (см. CRN/RE № 6 /2005).

Следует учитывать и то обстоятельство, что большинству пользователей для работы с деловыми приложениями, а также для развлечений вполне хватает разрешения экрана 1024х768. При этом монитор еще вписывается в разумные габариты и не «съедает» все пространство рабочего стола.

Но несмотря на то, что 17-дюйм ЭЛТ-мониторы имеют привлекательную цену, их эра, по мнению экспертов, близится к закату. Одна из наиболее заметных тенденций сегодняшнего дня — вырождение модельного ряда этих устройств. Не так давно на рынке можно было насчитать почти две сотни моделей, а сейчас их наберется чуть больше сорока. При этом основная часть продаж — порядка 90% — приходится на полтора десятка наиболее популярных устройств. Игроки рынка ожидают, что цены на оставшиеся в продаже ЭЛТ-мониторы будут медленно, но неуклонно снижаться. Уже сегодня можно найти модели за 135 и даже за 130 долл.

В условиях столь мощного ценового давления лишь крупные вендоры в состоянии продолжать производство ЭЛТ-устройств, сохраняя минимальный уровень рентабельности.

Спрос на эти аппараты сохраняется не только в России и СНГ, но и в Восточной Европе, Азии, Латинской Америке. И есть производители, которые готовы отгружать ЭЛТ-мониторы, в том числе в нашу страну, до тех пор, пока на них есть существенный спрос. «Мы будем поставлять эти аппараты в Россию, пока это будет выгодно, — заявил Павел Козлов, директор подразделения Philips Consumer Electronics московского представительства Philips. — Несомненно, тенденция к снижению доли ЭЛТ-мониторов есть, и заметная, она даже превышает ожидания игроков рынка. Но вместе с тем снизилось число поставщиков этих устройств, поэтому Philips значительно выигрывает за счет предложений в данной области».

Такой же позиции придерживаются в компаниях LG и Samsung. «Пока сохраняется спрос на ЭЛТ-мониторы, наша компания будет его удовлетворять, — сказал Егор Сидоренко, менеджер отдела стратегической информационной продукции российского представительства LG по маркетингу. — По мнению наших специалистов, спрос сохранится еще в течение пяти лет».

«ЭЛТ-мониторы адресованы очень широкому кругу потенциальных потребителей, в большинстве своем представляющих корпоративный сектор, а также клиентов и пользователей с невысоким уровнем доходов, — говорит Константин Осипов, руководитель направления мониторов департамента ИС московского представительства Samsung Electronics. — Учитывая это, мы планируем поставлять ЭЛТ-устройства до тех пор, пока они будут востребованы пользователями».

Не намерены сдавать позиции в этом секторе и другие вендоры. Так, по словам Дмитрия Кравченко, директора департамента периферийного оборудования московского представительства Acer, компания намерена поставлять эти аппараты в нашу страну столько, сколько надо. При этом он отмечает, что спрос на ЭЛТ-мониторы падает, и сейчас они поставляются преимущественно корпоративным заказчикам в рамках тендеров.

Часть вендоров плавно отходит от поставок этих аппаратов, ожидая, что в недалеком будущем спрос на них станет очень маленьким. «В настоящее время доля ЭЛТ-устройств в наших поставках мониторов в Россию составляет менее 5%, — отмечает Вадим Степанишин, глава московского представительства ViewSonic. — Эти продукты «поживут» еще примерно год, а затем исчезнут из нашего ассортимента. Возможно, в очень небольших количествах они сохранятся в узких специфических нишах».

Некоторые производители уже не поставляют ЭЛТ-устройства во многие регионы, в том числе и в нашу страну. По словам Юрия Студеникина, главы московского представительства BenQ, его компания прекратила отгрузку ЭЛТ-мониторов на европейский рынок в 2003 г. Правда, пока присутствуют в ассортименте вендора несколько моделей : они охватывают диапазон устройств с диагональю от 15 до 21 дюйма.

Надо отметить, что производители по-разному оценивают перспективы спроса на ЭЛТ-модели, в том числе в нашей стране. Одни считают, что продолжать выпуск этих аппаратов только ради нашего рынка или рынков нескольких не очень богатых стран невыгодно, другие, напротив, готовы удовлетворить любой каприз клиента, за его деньги, разумеется.

«Для Samsung российский рынок — один из приоритетных. Но не стоит забывать о том, что он не уникален по своей природе, — говорит Осипов. — Существуют рынки Китая, Индии, стран Латинской Америки, где наблюдается устойчивый спрос на такого рода продукцию. И пока мы будем видеть этот спрос, наша компания будет удовлетворять потребности пользователей во всех указанных регионах».

«Россия пока еще является довольно благодатным рынком для ЭЛТ-мониторов, — комментирует ситуацию Сидоренко. — Поэтому для усиления продуктовой линейки мы создаем модели специально для этого рынка. Они не хуже мониторов, разработанных для других стран. Главное отличие — в дизайне».

В компании Philips, напротив, считают, что ради рынка одной или даже нескольких стран сохранять производство ЭЛТ-мониторов нерентабельно. Правда, о сроках прекращения выпуска этих устройств вендор не сообщает. Козлов добавил, что на ситуацию с поставками в Россию будут оказывать влияние общемировые тенденции. Ведь наша страна — отнюдь не самый крупный потребитель данной продукции. Правда, по прогнозам компании, в течение ближайших полутора лет поставки ЭЛТ-устройств в Европу не прекратятся. Что будет дальше — предсказать трудно, но специально для российского рынка производитель вряд ли станет выпускать эти мониторы.

Более определенную позицию заняла компания NEC Display Solutions, чье имя всегда ассоциировалось с высококачественными профессиональными моделями. В настоящее время, как сообщил Алексей Златин, глава московского представительства NEC-Mitsubishi Electronics Display, компания практически полностью прекратила выпуск мониторов на базе ЭЛТ. Более того, уже в прошлом году завод по производству ЭЛТ Diamondtron был остановлен. «Постоянное ценовое давление сделало нерентабельным дальнейшее производство ЭЛТ сначала с диагональю 17 дюймов, а впоследствии и 19 и 21 дюйм, — подчеркнул он. — К сожалению, емкость российского рынка профессиональных и полупрофессиональных ЭЛТ-аппаратов с диагоналями 19 и 21 дюйм была не столь большой, чтобы экономически оправдать дальнейшее производство трубок». Компания решила не выпускать новые модели мониторов NEC и Mitsubishi на трубках других производителей, так как главным конкурентным преимуществом обеих марок была трубка Diamondtron.

Война дюймов

Итак, будущее за ЖК-технологией. Сегодня на рынке мониторов прочно утвердились устройства с диагональю 15 дюймов. и разрешением 1024х768, что соответствует разрешению и видимому размеру экрана 17 дюймов ЭЛТ-устройств. Но победитель вряд ли сможет долго пользоваться плодами своей победы. Стремление производителей продвинуть новую продукцию и желание пользователей сделать работу более комфортной и легкой — одна из причин того, что эти устройства могут стать невольной жертвой «ближайших родственников» — 17 дюйм. моделей. Последние, обладая разрешением 1280х1024, позволяют отображать на экране примерно на 70% больше информации, чем их 15-дюйм собратья. При этом цена 17-дюйм устройств не намного выше, чем «младших братьев».

По этой причине некоторые вендоры не выпускают XGA-модели. «На наш взгляд, дни 15-дюйм ЖК-мониторов сочтены, — говорит Константин Смирнов, генеральный менеджер «Prestigio Россия». — Себестоимость панелей этого размера незначительно отличается от себестоимости 17-дюйм панелей. Возможно, мониторы с размером экрана 15 дюймов могут потребоваться для выполнения контрактов, которые были заключены около года назад, или для некоторых применений, где не нужен большой экран. Но массовый рынок, без сомнения, уже переключается на 17-дюйм устройства, и этот размер экрана становится основным».

Гранды отрасли также считают, что долгосрочных перспектив у 15-дюйм ЖК-устройств нет. «Ведь мы имеем дело с заметным ускорением пошагового процесса перехода потребителя от одного размера монитора к другому. ЖК-устройства с диагональю 15-дюймов были бестселлером не очень долго и в начале прошлого года передали эстафету 17-дюйм ЖК-мониторам, а уже во втором полугодии 2004 г. «пятнашки» с точки зрения прибыльности перестали представлять серьезный интерес для большинства производителей, — заявил Константин Осипов. — Произошло это прежде всего из-за постоянно сокращающейся разницы в цене между 15- и 17-дюйм мониторами, и если эта «дельта» будет оставаться на существующем, крайне невысоком уровне, то без дальнейшего снижения цен на ЖК-панели в текущих продажах доля 15-дюйм мониторов уже к концу текущего года сократится до 5—10%».

По словам Алексея Златина, 15-дюйм ЖК-мониторы становятся для производителей обременительным товаром. «Ценовое давление привело к тому, что на таких мониторах вендор практически ничего не зарабатывает, — сказал он. — Повторяется история с ЭЛТ-мониторами: постоянное движение в сторону более низких цен «убивает» сегмент. Теперь уже ясно, что довольно большая часть пользователей перешла с 17-дюйм ЭЛТ-мониторов сразу на 17-дюйм ЖК-устройства». Таким образом, «пятнашки» стали рассматриваться как бюджетные мониторы начального уровня. Но Златин считает, что спрос на эти устройства достаточно стабилен. Пользователи, нетребовательные к качеству изображения или чувствительные к цене покупают эти мониторы для замены устаревших ЭЛТ-устройств.

В компании LG оценивают перспективы 15-дюйм мониторов более оптимистично. «Будущее, конечно, не безоблачно, но, как уже было сказано, пока на какой-то тип мониторов сохраняется спрос, у LG будет предложение, — рассказывает Сидоренко. — В прошлом году, по данным агентства Bryan Norris Associates, доля 15-дюйм ЖК-мониторов в России составила примерно 13%. Игнорировать такую большую часть рынка было бы неразумно».

В Philips, проанализировав возможные сценарии — существенное снижение цены на 15-дюйм мониторы либо их уход с рынка — пришли к выводу, что первый путь маловероятен. «Конечно, 17-дюйм модели стали основным продуктом, и выпускать такие и более крупные панели выгоднее, чем 15-дюйм, — заметил Павел Козлов. — Так что, скорее всего, даже не производители мониторов прекратят выпуск «пятнашек», а таких панелей просто не будет».

Но с этой точкой зрения не согласны специалисты компании BenQ. «По моему мнению, продажи 15-дюйм мониторов в штучном выражении сохранятся на примерно одинаковом уровне в течение ближайших двух-трех лет, — говорит Юрий Студеникин. — Правда, на общем фоне увеличения продаж ЖК-устройств доля «пятнашек» будет постоянно уменьшаться. Но причина этого не в том, что их невыгодно производить». Он пояснил, что причина стабильных объемов выпуска этих устройств более прозаична — все панели для них в основном изготавливаются на заводах третьего или четвертого поколения. Там в технологическом процессе используются стеклянные пластины (mother-glass) размером 70х80 см, где с одного стекла «нарезается» до шести 15-дюйм панелей. Поскольку строительство новых заводов такого класса не планируется, значит, и количество выпускаемых ими панелей (и, естественно, мониторов) останется на прежнем уровне. А на новых заводах — как строящихся, так и введенных в эксплуатацию — производство шестого или седьмого поколения. Они ориентированы главным образом на выпуск 17- и 19-дюйм панелей, поскольку размер mother-glass таков, что нарезать из нее 15-дюйм панели неудобно и невыгодно.

Соответственно, цены 17- и 19-дюйм ЖК-мониторов падают с введением в строй каждого нового завода по производству панелей. Причем давление оказывается именно сверху — новый завод снижает себестоимость производства 19-дюйм панелей, а следом падает цена на 19-дюйм мониторы. Соответственно поставщики вынуждены снижать цены на 17-дюйм и т. д. Однако если падение стоимости 19-дюйм мониторов идет на десятки долларов в месяц, то 15-дюйм модели дешевеют на единицы долларов.

Следует отметить, что производственное оборудование фабрик третьего и четвертого поколений себя уже практически окупило, в то время как оборудование новых заводов еще надо амортизировать. Так что, по мнению Студеникина, производить 15-дюйм ЖК-мониторы все еще выгодно, а вот как долго их будет выгодно продавать — зависит от производителей 17- и 19-дюйм матриц.

По мнению Дмитрия Кравченко, «пятнашки» долго «проживут» на российском рынке. Хоть разница в цене по сравнению с 17-дюйм мониторами невелика, не стоит забывать, что 20 долл. — это примерно 10% дилерской цены на 15-дюйм монитор. А для корпоративных заказчиков и бюджетных организаций это имеет большое значение.

«Битва титанов» не окончена

ЭЛТ-мониторы сдают позиции во всех сегментах. Даже в узкопрофессиональных нишах, где главным критерием является не цена устройства, а его специфические качества, ЭЛТ-устройства вытесняются или уже вытеснены ЖК-моделями. Например, компания NEC объявила о том, что летом этого года на рынке появится 21-дюйм монитор со светодиодной подсветкой. Как утверждают представители компании, он способен отображать 109% цветового пространства Adobe.

Если говорить о рынках SOHO и СМБ, то здесь ЖК-мониторы уже давно перешли из категории прибыльной продукции в категорию traffic builder.

Как и в случае с ЭЛТ-устройствами, произойдет вырождение модельных рядов, цены на однотипные аппараты выровняются, и все товарные предложения сконцентрируются в относительно узких ценовых диапазонах.
Специалисты предсказывают, что в ближайшие пару лет расстановка сил на мировом и отечественном мониторном рынках изменится. Они сравнивают сегменты ЭЛТ- и ЖК-мониторов, которые эволюционируют по очень похожим законам. Разница лишь во времени. Сегодня на рынке ЭЛТ-решений налицо доминирование двух игроков — Samsung и LG, которые победили в первой «битве титанов», имевшей место 3—5 лет назад. Сейчас в секторе ЭЛТ-устройств относительное спокойствие, сбалансированные продуктовые линейки, отработанные технические решения, стабильные поставки и заработки.

В сегменте ЖК-устройств картина совершенно иная — «битва титанов-2» в самом разгаре. Преобладающую часть рынка делят Samsung, LG, Philips, NEC-Mitsubishi, BenQ и ViewSonic. К схватке с огромным желанием и азартом присоединяются игроки поменьше. Это свидетельствует о том, что индустрия переживает подъем, увеличивается число компаний-производителей, и до стабилизации рынка еще далеко. Мы были свидетелями как крупных слияний, так и громких уходов (Hitachi, Nokia, Panasonic).

Кто-то из вендоров прекратит выпуск этой продукции, сосредоточившись на других направлениях, например на ЖК-телевизорах, другие поставщики сократят ассортимент. Ожидается, что очень скоро на российский рынок под собственной торговой маркой выйдет крупный изготовитель мониторов, до сих пор производивший продукцию для многих, в том числе известных игроков, в рамках ОЕМ-контрактов. Не исключено, что ряд компаний второго эшелона, не имеющих своей производственной базы, уступит позиции ведущим производителям из Кореи и Китая.


Версия для печати (без изображений)