Массовое распространение информационных технологий привело к тому, что заказчики и обслуживающие их ИТ-компании столкнулись с проблемой интеграции быстро обновляющихся продуктов и решений разных поставщиков. Попытки обучать сотрудников своими силами, не принесли ощутимых результатов, так как не всегда было понятно, чему их нужно учить и как оценивать их квалификацию. Решением стала система сертификации ИТ-специалистов, выстроенная вендорами, а в последние годы и рядом независимых организаций. В результате даже в компаниях, не связанных с ИТ, наличие у специалиста сертификата сейчас стало важным условием при приеме на работу в ИТ-отдел. А для системных интеграторов — это требование номер один.

Зачем компаниям сертификаты

Судя по результатам проведенного CRN/RE опроса ведущих московских системных интеграторов, значительная доля их сотрудников — сертифицированные специалисты. Так, в компании R-Style таких примерно 40% общего состава, в «АйТи» — 45%, в КРОКе — около половины, а в «Оптиме» — 55%. И эта доля постоянно растет. Причины разные. По мнению Александра Киреева, заместителя генерального директора R-Style, их три: «Первая — появление у компании новых партнеров-вендоров, вторая — повышение партнерского статуса, третья — увеличение количества проектов, для которых необходимы квалифицированные кадры».

Поэтому компании нанимают обладателей сертификатов, а также постоянно обучают и переобучают своих сотрудников, хотя это сопряжено со значительными затратами. Например, в «АйТи» на обучение в среднем уходит 4—5% фонда оплаты труда, а это не одна сотня тысяч долларов. У компании Jet Infosystems подготовка и переподготовка кадров — одна из самых больших статей расходов. И эти затраты окупаются.

В частности, чем больше сертифицированных специалистов, тем обычно выше партнерский статус интегратора. Ирина Горбачева, директор управления по маркетингу корпоративных клиентов компании «АйТи», отметила, что у некоторых вендоров такой переход сопровождается 6—8-процентнымми скидками. И если компания для получения нового статуса обучила 10 сотрудников, затратив примерно 50 тыс. долл., то, сделав затем крупную поставку, она с лихвой окупает эти расходы. Конечно, такого заказчика еще нужно найти. Но у партнера с высоким статусом для этого больше шансов. Бывает, и не редко, что к участию в тендере допускаются только партнеры с высшим статусом.

Правда, напоминает Александр Киреев, далеко не у всех вендоров есть многоуровневая схема авторизации партнеров, некоторые предлагают только один статус. Впрочем, и его может быть достаточно для получения привилегий. Нередко поставкой определенных продуктов могут заниматься только партнеры, имеющие соответствующих сертифицированных специалистов.

Кроме того, набор сертификатов — это элемент имиджа компании. «Определяя общий профессиональный уровень интегратора, заказчики часто используют рейтинги, в которых на первом месте стоит оборот, а на втором — отношение количества сертифицированных специалистов к общему числу сотрудников, — пояснила Горбачева. — От этих параметров заказчики отталкиваются, когда определяют, смогут ли они работать с данной компанией».

Все участники нашего обзора согласились с тем, что сертификаты в основном положительно влияют на объем бизнеса компании. Правда, в оценке степени этого влияния мнения разделились. По мнению Сергея Сухорукова, эксперта управления системной экспертизы и архитектуры компании «АйТи», каждый новый сертификат повышает оборот по соответствующему направлению бизнеса примерно на 0,5—1%. Другие наши собеседники считают, что прямой зависимости нет. «Допустим, мы в три раза увеличим число сертифицированных специалистов, но это не значит, что и оборот вырастет в три раза», — утверждает Олег Роткин, директор по персоналу компании Jet Infosystems.

Действительно, доход приносят лишь реализованные проекты. «Но проект — это труд всей компании, и если маркетинговые и другие службы не организуют проект, то специалисты могут остаться не у дел», — объясняет Дмитрий Ведев, директор службы маркетинга «АйТи». С ним соглашается Александр Киреев: «Благодаря специалистам вы получите возможность делать проекты, но наличие этих специалистов в компании вовсе не означает, что проекты у вас будут».

Что же делать, если ценные сотрудники все-таки простаивают? Некоторые интеграторы используют так называемую ресурсную бизнес-модель, продавая рабочее время свободных в данный момент специалистов другой фирме. Таким способом компания может окупить часть расходов на повышение квалификации своих специалистов.

В то же время не следует забывать о рисках, с которыми может быть связано обучение, особенно по новейшим технологиям. «Например, в период расцвета идеи CRM многие компании сертифицировали сотрудников по этим системам, но ничего кроме убытков не получили, — считает Ирина Горбачева. — Противоположная ситуация сложилась вокруг IP-телефонии. Сначала по поводу этой технологии было поднято столько же шума, сколько вокруг CRM. Но затем появились серьезные проекты, и возникла такая большая нехватка кадров, что каждый новый специалист мог значительно повысить оборот компании». Поэтому при планировании обучения сотрудников важно правильно спрогнозировать потребности рынка.

Знания и сертификаты — вендорские и нейтральные

Понятно, что по мере усложнения ИС и расширения спектра их функций растут и требования к профессиональной подготовке ИТ-специалистов, которые их разрабатывают, внедряют и обслуживают. Однако сертификация — это лишь один из инструментов повышения квалификации и подтверждения ее уровня. «Неправильно говорить, что сертификаты важны сами по себе. Важны глубокие знания», — подчеркнул Александр Буйдов, директор по ИТ компании КРОК. Это мнение разделяют и сами специалисты. Так, участники форума сертифицированных специалистов на сайте certification.ru в качестве главной причины получения сертификата называют желание систематизировать знания.

Так какие же знания требуются? По мнению ведущих системных интеграторов Москвы, помимо вендорских сертификатов большую роль играют сертификаты по конкретным технологиям, выдаваемые независимыми организациями. «Большинство проектов, которые мы ведем, подразумевают внедрение комплексного решения, построенного на базе оборудования и ПО не одного, а нескольких вендоров, — говорит Михаил Солнцев, генеральный директор компании «Оптима». — Именно поэтому для нас в первую очередь имеют значение сертификаты независимых организаций, и только потом — вендорские».

По мнению Александра Буйдова, нужны и те, и другие. Вендорские — потому что в сложном проекте необходимы детальные знания конкретных продуктов и технологий, а сертификаты независимых организаций — из-за потребности в других навыках. «Очень важны знания по управлению проектами и соответствующие сертификаты, — сказал он. — Именно они помогают грамотно выстроить рабочие процессы и обеспечить эффективное выполнение текущей работы по любому проекту. Например, в нашей компании практически все менеджеры проектов имеют квалификацию Project Management Professional (PMP), кроме того, есть специалисты с сертификатами по информационной безопасности от независимых учебных центров и с сертификатами ITSM по управлению ИТ-сервисами».

С ним согласен Василий Шабат, директор департамента развития бизнеса компании «Открытые технологии»: «Более всего бизнесу нужны знания, связанные с оперативным, проектным и стратегическим управлением, поэтому у нас довольно много сертификатов компании IT Expert по управлению проектами».

А вот популярные в США сертификаты независимой организации CompTIA (Computing Technology Industry Association) у нас еще не очень в ходу. «Если у вас есть сертификат CompTIA, то это будет иметь некоторый вес, но не особенно большой», — считает Сергей Сухоруков. Ситуацию проясняет Евгения Случак, менеджер по сертификации Центра компьютерного обучения при МГТУ им. Н.Э. Баумана: «Курсы CompTIA по стандартам A+, Security+, Project+ и LPI очень популярны. Однако с сертификацией дела обстоят не так хорошо, как хотелось бы. За подтверждение знаний специалист должен выложить несколько сотен долларов, а наши работодатели еще слабо знакомы с этими сертификационными программами и за подобный уровень знаний платят не так много. На Западе ситуация диаметрально противоположная: сертификат А+ является пропуском в ИТ-индустрию — без него вас с отверткой к компьютеру никто не подпустит».

У работодателей нет доверия и к сертификатам, полученным через Интернет. «Дело в том, что сдать тест на такой сертификат гораздо легче, чем на вендорский, — пояснил Александр Киреев. — Но нельзя сказать, что при приеме на работу мы совсем не обращаем на них внимания. Человека положительно характеризует хотя бы то, что он озаботился получением сертификата».

Сертификация по Linux в нашей стране сейчас находится в зачаточном состоянии. По словам Киреева, наблюдается явный рост интереса к этой системе, особенно со стороны государственных органов. Правда, сертификаты по Linux еще не так широко востребованы, как по другим технологиям.

«С ситуацией, когда при приеме на работу от специалиста требуют сертификат по Linux, мне сталкиваться не приходилось, — сказал Алексей Смирнов, генеральный директор компании ALT Linux. — Например, мы обычно интересуемся тем, в каких проектах человек участвовал, что создал, какую квалификацию имеет. Текст программы, написанной разработчиком, характеризует его куда полнее, чем сертификационные удостоверения». Но у ALT Linux есть собственная процедура сертификации специалистов — в качестве либо разработчиков, либо системных администраторов. «Процедура достаточно жесткая, и удостоверений мы выдаем мало, — сообщил Алексей Смирнов. — Такой специалист должен не только хорошо разбираться в технологии Linux, но и знать специфику дистрибутивов ALT Linux». Тем не менее число сертифицированных специалистов по Linux постепенно растет.

Какие сертификаты в цене

Преимущества сертификации для профессионалов очевидны. «Правильный» сертификат — это эффективный способ обеспечить независимость от работодателя и карьерный рост, он облегчает поиск работы и гарантирует более высокую зарплату. «В последние годы при приеме на работу значение профессиональной сертификации постоянно возрастает», — сообщила Ольга Сабинина, руководитель департаментa IT & Telecom Recruitment кадрового агентства «Контакт».

Но сертификат сертификату рознь. Какие же из них пользуются сейчас особой популярностью?

По мнению многих столичных интеграторов, учебных центров и кадровых агентств, пальма первенства безусловно принадлежит сертификатам Microsoft. По данным агентства «Контакт» за прошлый год, в 29% всех заявок на подбор ИТ-специалистов содержался запрос на обладателя сертификата Microsoft Certified Application Developer (MCAD), в 42% — на Microsoft Certified Database Administrator (MCDBA) и в 64% — на Microsoft Certified Professional (MCP). А представители обоих учебных центров, участвовавших в данном обзоре, самыми востребованными специализациями назвали Microsoft Certified Systems Administrator (MCSA) и Microsoft Certified Systems Engineer (MCSE).

Михаил Кочергин, руководитель направления решений Microsoft в компании «Инкома», объяснил это так: «Сейчас уже закончен этап строительства базовой инфраструктуры. Практически в каждом офисе есть локальная сеть, Интернет и телефон. Теперь заказчики приступают к развитию информационных сервисов: документооборота, хранилищ данных, систем управления предприятием и т. д. Поэтому, например, в нашей компании число сертификатов по «железу» уменьшается, а по ИС — увеличивается, особенно по технологиям Microsoft».

Тем не менее «железные» сертификаты тоже популярны. Второе место, судя по отзывам компаний и учебных центров, занимают сертификационные программы Cisco. При этом интеграторы особо выделили сертификат наивысшего уровня Cisco Certified Internetworking Expert (CCIE), суля ему прекрасные перспективы и в настоящее время, и в ближайшем будущем. «Хотя Cisco придерживается достаточно жесткой ценовой политики в области обучения и сертификации, вложения в ее сертификаты окупаются очень быстро — как для соискателей, так и для компаний», — полагает Евгения Случак.

Очень высоким спросом сейчас пользуются специалисты по ERP-системам ведущих вендоров — Oracle, SAP и Microsoft. «В работе находится много таких проектов, — объясняет Дмитрий Ведев. — Но консультантов быстро не обучишь, так как здесь нужен опыт. Вот их и не хватает».

Однако ситуация на рынке труда постоянно меняется: специализации, которые популярны сегодня, не обязательно будут востребованы в будущем. Как же следует действовать, чтобы обеспечить стабильный карьерный рост?
По мнению Сергея Сухорукова, сейчас самый важный сертификат — по IP-телефонии, а вскоре таковым будет сертификат по безопасности.

Учитывая активность компании Huawei, чья инсталлированная база в России быстро растет, возможно что, вскоре начнут пользоваться спросом и соответствующие сертификаты.

В учебном центре SoftLine ожидают повышения спроса на сертификаты по направлениям CRM и компаний Citrix, Veritas и Symantec. Кроме того, как отмечает Татьяна Поволоцкая, директор центра, серьезный интерес сейчас, вызывают «нишевые» сертификаты, например компаний TrendMicro и Computer Associates.

Спросом пользуются редкие специальности, в частности специализации известных вендоров, но не по ключевым направлениям. «Например, у HP это OpenView, а у IBM — Lotus, — говорит Дмитрий Ведев. — Специалистов по этим технологиям гораздо труднее найти, чем по серверам. Причина в том, что, с одной стороны, рынок меньше, а с другой — не так много партнеров занимаются «тяжелым» софтом. А обучение стоит денег». Но в целом, уверен он, самые востребованные специалисты — это те, которые имеют несколько сертификатов высокого уровня по смежным областям: «В нашей компании самую высокую зарплату получают именно такие специалисты, например, по Cisco и по Microsoft».

Как удержать сертифицированного специалиста

Вкладывая средства в обучение сотрудника, компания рискует: а что если он, получив сертификат, возьмет и уволится? «Кадровый вопрос стоит очень остро, — признает Александр Киреев. — Ведь кадры — это, по сути, единственный действительно свободный рынок России. Поэтому мы должны предложить специалистам с сертификатами адекватные условия».

«Получение сертификата даже базового уровня сразу увеличивает зарплату специалиста как минимум на 10%», — сообщила Ирина Горбачева. Что касается второго и следующих сертификатов, то здесь разница в зарплате уже не такая большая, как после первой ступени. «Но это относится только к сертификатам одинакового класса разных вендоров, — пояснил Дмитрий Ведев. — Если же речь идет о сертификате более высокой ступени, то оплата может вырасти даже значительнее, чем после первого сертификата. Поэтому лучше иметь много сертификатов одного вендора по разным технологиям, чем много сертификатов разных вендоров по одной технологии».

Важную роль играет и профессиональный опыт. «Например, сравним высшие сертификаты Cisco и Microsoft, — сказал Михаил Кочергин. — При опыте работы до трех лет зарплата будет одинаковая, затем — до пяти лет — больше будет получать специалист по Microsoft, а свыше пяти лет — по Cisco. Дело в том, что опытные специалисты по сетям обычно отличаются широким кругом знаний».

Однако, по общему мнению системных интеграторов, чтобы удержать сертифицированного сотрудника, одних денег мало. «Главное — это не зарплата и бонусы, а интересная работа и перспектива профессионального развития, — уверен Александр Буйдов. — Мы стараемся предоставить широкие возможности обучения, а также участия в сложных, масштабных, комплексных проектах».

Впрочем, мотивы у специалистов могут быть разные. Если сотрудник хочет продолжать обучение, его обычно поддерживают. Тем более что он уже подтвердил свою способность обучаться. Если его мотивация — карьерный рост, то в ряде случаев после сертификации специалист получает повышение по должности. Обычно сотрудник, которому компания предоставляет возможность получить сертификат, обещает не увольняться из компании года полтора-два. Конечно, это скорее моральное обязательство, ча не официальный документ, но чаще всего сотрудники свое слово держат. Однако мобильность специалистов на рынке труда в ИТ-отрасли растет.

По мнению рядап экспертов самая высокая текучесть кадров наблюдается среди сотрудников с нижним уровнем сертификации по Cisco, Oracle, Microsoft, Avaya. — С одной стороны, они востребованы, а с другой — никто им эксклюзивных условий не предлагает. Поэтому работу им найти просто, но их положение бывает не настолько выгодно, чтобы крепко держаться за свое место. Обладатели сертификатов высокого уровня более стабильны, их связывает с компаний нечто большее, чем просто зарплата, например долгосрочные проекты.

Что не устраивает партнеров в сертификации

Сертификация ИТ-специалистов завоевала широкое признание в мире, в том числе и в России, став одним из важнейших инструментов профессиональной подготовки кадров. Однако, как и в любой области, здесь не обходится без проблем.

Главная из них, по мнению участников нашего опроса, языковая: почти все учебные материалы представлены только на английском языке. Вендоры в курсе этой проблемы, и некоторые из них, будучи заинтересованы в повышении доступности подготовки и сертификации, стараются ее решить. «Мы хотим перевести как можно больше учебных материалов. Думаю, что до конца года на русском будут и курсы, и экзамены, — сообщила Екатерина Садовская, менеджер программ обучения и сертификации российского представительства Microsoft. — Но работа идет постепенно, потому что локализация курса — сложный процесс, сравнимый с локализацией программного продукта».

Не только учебные материалы, но и сами курсы тоже бывают на английском. Как отметил Александр Киреев, вендоры нередко проводят занятия, которые ведет англоязычный инструктор, без всякого перевода. В таких случаях слушателям нужно знать разговорный язык.

Некоторые вендоры, включая ряд ведущих, вообще не предлагают учебные курсы по отдельным продуктовым линейкам на территории России. Это вынуждает российские компании отправлять специалистов за рубеж или откладывать обучение до лучших времен.

Еще одна важная проблема, отмечают российские партнеры, — внезапное изменение вендором «правил игры». «Например, вдруг оказывается, что для подтверждения какого-то партнерского статуса теперь необходимо совершенно другое количество инженеров, в том числе с другими специализациями, — рассказывает Александр Киреев. — Часто эти нововведения появляются внезапно, а в результате мы вынуждены переучивать людей, которые только что прошли обучение». А ведь быстро организовать переподготовку непросто, поскольку сроки комплектации групп в учебных центрах, по словам Киреева, иногда затягиваются на несколько месяцев. — Это особенно характерно для экзотических специальностей».

Непросто бывает и выбрать время, когда сотрудник может пройти курс. «Загрузка у нас очень высокая, а обучение идет с отрывом от работы, — сказал Олег Роткин. — Хотелось бы иметь больше возможностей онлайнового обучения». Среди других пожеланий интеграторов — увеличение числа специальных предложений, позволяющих пройти обучение со скидкой, своевременное донесение информации о проведении различных курсов, своевременная выдача сертификатов и увеличение числа авторизованных центров обучения и сертификации в России.

Как лучше учиться

Наиболее эффективные, по мнению московских системных интеграторов, формы обучения (в порядке убывания оценки эффективности)

  • занятия в аудитории на местах с инструктором и с онлайновым компонентом с отрывом от работы;
  • занятия в аудитории на местах с инструктором без онлайнового компонента с отрывом от работы;
  • занятия в аудитории на местах с инструктором и с онлайновым компонентом без отрыва от производства;
  • занятия в аудитории на местах с инструктором без онлайнового компонента без отрыва от производства;
  • программа самостоятельной подготовки с онлайновым компонентом;
  • программа самостоятельной подготовки без онлайнового компонента;
  • онлайновая подготовка с инструктором.

Источник: опрос CRN/RE.

Сертификация в России

Самые популярные сертификаты вендоровMicrosoft, Cisco, Oracle
Самые дефицитные специалистыС сертификатами по ERP-системам Oracle, SAP и Microsoft
Самая высокая текучесть кадровСреди специалистов с сертификатами Cisco, Oracle, Microsoft нижнего уровня
Самая высокая зарплатаУ специалистов с несколькими сертификатами высокого уровня в смежных областях
Самые популярные нейтральные сертификатыПо управлению проектами

Источник: опрос CRN/RE.


Версия для печати (без изображений)