Уже не первый год термин «конвергенция» (сближение, слияние) звучит в устах руководителей ведущих компаний — компьютерных и телекоммуникационных, производителей бытовой электроники и гигантов индустрии развлечений.

Родившиеся благодаря бурному развитию компьютерной техники технологии оцифровки различных видов медиа-информации (контента) — фото, музыки, видео, ТВ-программ — в условиях широкого распространения Интернета все чаще используют в бытовых электронных устройствах. Все популярнее становится термин digitisation или «цифровизация», означающий преобразование и использование информации в цифровой форме вместо аналоговой.

Компьютерные компании к конвергенции подталкивает явное насыщение рынка настольных ПК. Согласно последним прогнозам Gartner и IDC, в ближайшие три—четыре года ввиду снижения темпов роста продаж ПК и ценовых войн в ИТ-индустрии грядет новая волна слияний. Аналитики предвидят уход из бизнеса по меньшей мере трех из десяти ведущих производителей ПК. В этих условиях им не остается ничего иного, как искать новые ниши, в которых их технологии и продукты могут быть востребованы. Такими новыми нишами для поставщиков ПК становятся бытовые электронные устройства, наделяемые функциями обработки, хранения и доставки медиа-информации в цифровой форме.

Выход на эти новые рынки позволит существенно расширить пользовательскую аудиторию, которая, как утверждают аналитики, с интересом присматривается к «цифровым» новинкам и будет готова их принять, но при одном условии — если общение с «плодами конвергенции» будет не сложнее, чем с привычным телевизором или аудиоцентром.

Сближение со всех сторон

Производители бытовой электроники переходят на «цифру». Первые попытки вывести на рынок цифровые устройства, совместимые с ПК, предприняли в конце 90-х годов японские производители видеокамер — JVC, Panasonic, Sony. Тогда появление цифровых видеокамер с интерфейсом USB и IEEE1934 было воспринято как стремление навязать пользователям преждевременные решения, которые можно будет использовать лишь спустя несколько лет. Однако не прошло и года с начала продаж, как предпочтения покупателей начали смещаться с более дешевых аналоговых камер на более дорогие цифровые. Причина проста: цифровые камеры позволяли формировать и сохранять более качественную картинку, а появившееся к тому времени ПО — монтировать видеоролики на ПК, что оказалось гораздо проще, чем путем «склейки» на видеомагнитофоне.

Следом за цифровыми видеокамерами появились цифровые фотокамеры. Сначала они воспринимались как экзотика или слишком дорогие игрушки, но последующее снижение цен привело к бурному росту этого сегмента рынка. Объяснение этому также весьма простое — фотограф переставал зависеть от длины пленки во время съемки, получая в распоряжение все тот же ПК, на котором с помощью программ обработки графики можно легко и быстро отредактировать отснятые снимки и сразу же распечатать лучшие из них на цветном принтере, экономя время и избавляясь от брака, нередко допускаемого фотолабораториями при печати с пленок.

Таким образом, перейдя на цифровые форматы для фиксации, записи и воспроизведения медиа-информации, производители бытовой техники вплотную приблизили применяемые технологии к компьютерным.

Среди ведущих производителей цифровых фотоаппаратов наряду с Canon, Minolta, Nikon оказалась и Sony, которая не боялась инвестировать в разработку и производство новых видов изделий, удачно предвидя появление на рынке очередных ниш. Так, компания вывела на рынок флэш-память формата MemoryStick, который стал одним из промышленных стандартов. Другой пример — выпущенные более 6 лет назад игровые приставки Sony PlayStation, которые и по сей день остаются лидерами продаж на мировом рынке, не пропуская вперед появившиеся в 2001 г. приставки Хbox, несмотря на титанические усилия Microsoft по их продвижению.

В начавшийся процесс конвергенции внесли свою лепту и производители ПК и компонентов для них. Хотя DVD стал почти на порядок более емким носителем по сравнению с CD-ROM, его подчас не хватало для записи полнометражного фильма. Здесь сказали свое слово производители жестких дисков, которые предложили встраивать все более дешевые и емкие накопители в видеомагнитофоны. В результате несколько лет назад появился необычный продукт — цифровой видеорекордер (Digital Video Recorder, DVR), который дал возможность копировать и хранить в цифровом виде десятки видеофильмов и мог использоваться как сервер медиа-данных.
Один из таких видеорекордеров TiVo Series2 получил за рубежом широкое распространение.

Мобильные устройства в авангарде конвергенции. Видеорекордер работает в комплекте с телевизором, что привязывает пользователя к месту их установки. Для того чтобы можно было просматривать фильмы в любом месте, производители выпустили компактные и легкие DVD-плееры, по своему облику очень напоминающие ноутбук.

Со своей стороны, производители ноутбуков, стремясь предоставить максимум удобств при проигрывании DVD и просмотре фильмов, начали оснащать ноутбуки широкоформатными экранами и функциями воспроизведения медиа-информации (просмотра фотографий, фильмов, прослушивания аудио) без загрузки ОС, по сути превращая ноутбуки в многофункциональные DVD-плееры. Акценты явно смещаются, и если раньше ведущие поставщики ноутбуков, описывая их достоинства, акцентировали внимание на работе с офисными приложениями, то теперь на развлечениях — сколько часов пользователь может играть в любимую игру или смотреть фильм.

Подобное смещение акцентов наблюдается и в других видах мобильных устройств. Операторы связи и производители мобильных телефонов объединяют усилия, предлагая пользователям все новые возможности по обмену и просмотру медиа-контента. Появились новые виды мобильных устройств, демонстрирующие почти безграничные возможности конвергенции: телефоны со встроенными цифровыми камерами, смартфоны и коммуникаторы, обладающие функциональностью карманного ПК. В качестве примера можно привести анонсированную Samsung Electronics в октябре новую модель мобильного телефона с цифровой фотокамерой с разрешением 5 Мпикселей, способную передавать/принимать фотографии и видео, хранить и воспроизводить аудио в формате MP3.

Компания Apple Computer, долгое время бывшая законодателем мод на рынке ПК, выпустила MP3-плеер iPod, дающий возможность загружать музыку из Интернета, который захватил более 90% этого сегмента рынка бытовых устройств. В свою очередь, Sony предоставила такую возможность любителям игр, выпустив портативную игровую приставку PlayStation Portable.

Не отстают и производители карманных ПК — все чаще обладатели КПК могут использовать их как аудио- и видеоплееры, игровые устройства, как средство обмена текстовыми и голосовыми сообщениями через Интернет, что предельно сближает КПК со средствами мобильной связи и бытовыми электронными устройствами.

Производители компьютерной техники устремляются на рынок бытовых устройств. Вот лишь несколько примеров. Компания Epson, известный производитель принтеров, активно вторгается на территорию, занятую производителями фототехники, расширяя выпуск цифровых фотокамер.

Hewlett-Packard, в течение многих лет один из лидеров мирового рынка компьютеров, в этом году объявила, что частично меняет приоритеты и намерена сконцентрировать усилия на продукции для потребительского рынка. К традиционному ассортименту НР в этом году добавился широкий набор новых цифровых устройств — фотоаппаратов, МР3- и DVD-плееров, центров цифровых развлечений. В рамках реализации своих новых планов компания начала мощную рекламную кампанию под лозунгом «You+HP» с бюджетом 300 млн. долл.

Поставщики настольных ПК стремятся придать им новую функциональность, которая позволит использовать их как традиционные аудиоцентры и видеомагнитофоны. Примером могут служить многочисленные модели мини-ПК тайваньских компаний Elite Group, MSI, Shuttle и других. Рискнула пойти по этому пути и Fujitsu Siemens Computers, представив на выставке CeBIT’2004 два образца новых ПК: медиа-центр Activy «для гостиной» и мини-ПК серии Scaleo «для комнаты школьника». Все чаще трансформируется и внешний облик настольных ПК — изменяя дизайн, изготовители пытаются заменить «серые коробки» некими элегантными домашними устройствами, хорошо вписывающимися в интерьер гостиной или спальни современного дома.

В том, что настольные ПК становятся все более мощными, способными эффективно обрабатывать, хранить и воспроизводить аудио- и видеоинформацию, «набирая силы» для превращения в домашний центр развлечений, немалая доля заслуг принадлежит Intel. Достаточно вспомнить введенные ею расширения в системе команд процессоров х86 — MMX, SSE и SSEII, которые обеспечили «гладкую» обработку потокового видео- и аудиоконтента, а также технологию HyperThreading, позволившую одновременно обрабатывать два независимых потока информации. Intel была также одним из инициаторов разработки стандартов беспроводной связи BlueTooth, а затем Wi-Fi.

Но если раньше Intel делала все это «в интересах» только компьютерной индустрии, то в ноябре текущего года она заявила о намерении поработать и на индустрию бытовой электроники. В компании создано подразделение Consumer Electronics Group, которое займется разработкой процессоров для бытовой электроники. Как сообщил генеральный менеджер отделения настольных платформ Intel Луис Бернс, на первых этапах эти процессоры можно будет использовать в ТВ-адаптерах или цифровых видеорекордерах. Впоследствии Intel намерена предложить несколько моделей процессоров для разных типов бытовых устройств.

Однако Intel, возможно, запоздала. Компании IBM, Sony и Toshiba еще три года назад образовали консорциум для проведения совместных разработок и подготовки к производству семейства процессоров Cell для потребительской электроники. И недавно участники консорциума объявили о завершении этих разработок: процессоры Cell будут основаны на многоядерной архитектуре процессора IBM Power и оптимизированы для мультимедиа-приложений.
Уже в будущем году Sony планирует выпустить новую игровую приставку PlayStation 3 на базе Cell, а в 2006 г. совместно с Toshiba — телевизоры высокой четкости HDTV на базе Cell.

Хотя многие устройства бытовой электроники и приобрели возможности обработки и хранения цифрового контента, они до последнего времени, за редким исключением, не могли обмениваться медиа-данными между собой и домашними компьютерами. Ведь долгое время эти две отрасли — компьютерная и бытовая электроника — развивались на основе разных подходов и опирались на разные, несовместимые между собой технологии.

В поисках «общего языка»

Чтобы преодолеть барьер несовместимости, полтора года назад Intel и Sony выдвинули концепцию «цифрового дома», суть которой сводится к тому, чтобы, объединив с помощью ПК и сетевой инфраструктуры все устройства в доме, дать пользователю возможность обратиться к цифровому контенту в любое время, из любого места, с любого устройства. Одновременно Intel и Sony стали учредителями инициативной группы Digital Home Working Group (DHWG), в которую вошли многие производители потребительской электроники и вычислительной техники, включая Fujitsu, Gateway, Hewlett-Packard, IBM, Intel, Kenwood, Microsoft, NEC CustomTechnica, Nokia, Panasonic, Philips, Samsung, Sharp, Sony и Thomson.

DHWG поставила своей целью подготовку проекта рекомендаций, следуя которым производители смогут выпускать совместимые устройства, объединяемые домашней сетью, имеющие выход в Интернет и способные обмениваться цифровой медиа-информацией. После года работы стало ясно, что «камнем преткновения» в реализации этой идеи является отсутствие общих подходов и «общего языка», ведь большинство производителей бытовой техники использовали собственные стандарты и несовместимые фирменные протоколы. В связи с этим 22 июня 2004 г. группа DHWG была преобразована в альянс Digital Living Network Alliance (DLNA), к которому примкнули и новые производители.

Сейчас альянс насчитывает более 180 компаний на правах полноценных участников и занят выработкой единых стандартов и протоколов для обеспечения связи между ПК, бытовой электроникой и мобильными устройствами, а также подготовкой технических рекомендаций по разработке электроники для «цифрового дома».

«Основная цель альянса DLNA — создать универсально совместимые устройства, — подчеркивает Инесса Галактионова, брэнд-маркетинг-менеджер Philips Consumer Electronics в России. — Первый шаг — это применение известных стандартов: Internet Protocol (IP), стандартов беспроводных сетей Wi-Fi, стандартов подключения устройств UPnP 1.0 и других. Но сами по себе индустриальные стандарты еще не гарантируют совместимость. Схемы совместимости и рекомендации по проектированию, утвержденные DLNA, станут базой для создания продуктов и решений, которые смогут работать совместно. Впоследствии эти рекомендации будут определять и совместимость стандартов — вновь появляющихся или последующих версий существующих».

Первая версия рекомендаций DLNA 1.0, принятая в июле, предусматривала использование существующих спецификаций Ethernet, Wi-Fi, IPv4, передачу медиа-данных внутри домашней сети по протоколу HTTP, опознавание устройств и управление ими посредством UPnP. В качестве стандартных утверждены форматы JPEG для изображений, Liner PCM — для аудио, MPEG2 — для видео. Тогда же началась разработка новой версии DLNA 1.1, которая позволит расширить спектр форматов медиа-данных, используемых без перекодирования в отдельных устройствах. Для защищенной передачи медиа-данных по проводным и беспроводным сетям в «цифровых домах» рекомендован протокол DTCP-IP, разработанный Intel, Hitachi, Matsushita Electric, Sony и Toshiba на базе открытых стандартов.

Чтобы работа по выработке единых стандартов шла более продуктивно, Intel через подразделение Intel Capital создала фонд Intel Digital Home Fund в размере 200 млн. долл., финансирующий исследования и разработки для «цифрового дома».

Далеко ли до «цифрового дома»

«Цифровой дом» — это место, в котором люди смогут развлекаться, творить, общаться, обучаться и совершенствоваться» — записано в концепции Intel. В ее основе лежит возможность обработки и воспроизведения на ПК любого вида цифровой информации. Intel считает, что именно ПК должен стать тем центральным устройством «цифрового дома», которое позволит объединить в домашней беспроводной сети и/или заменить музыкальные центры, телевизоры и прочие электронные устройства. Кроме того, мощный ПК может стать хранилищем всех видов цифровой информации, позволяя создавать домашние библиотеки, фоно- и видеотеки, цифровые фотоальбомы.

Эту концепцию разделяет Microsoft, которая в начале октября анонсировала новую версию ОС Windows XP Microsoft Media Center Edition 2005, которая позволяет воспроизводить и записывать программы ТВ, просматривать фотоальбомы и фильмы на DVD, прослушивать музыкальные записи. Одновременно компании Dell, Gateway, Hewlett-Packard, Sony и Toshiba анонсировали развлекательные центры на базе ПК, оборудованные ТВ-тюнерами, снабженные функциями DVR и управляемые с пульта дистанционного управления. В новой ОС добавлена также возможность доступа к музыкальным Интернет-сервисам. В России первые развлекательные центры на базе ПК с Windows XP Media Center Edition 2005 выпустили Kraftway, Rover Computers и R-Style Computers.

Несколько иной подход исповедуют некоторые производители потребительской электроники. Так, Philips Consumer Electronics в основу своей концепции Connected Planet положила объединение в доме различных устройств серии Stremium на основе стандартов IEEE 802.11x и Plug&Play и обеспечение их широкополосным доступом в Интернет. В число таких устройств входят мультимедийные центры SL400i и SL300i, которые позволяют получать с ПК или из Интернета и воспроизводить медиа-контент на телевизорах или аудиосистемах; домашний развлекательный центр MX6000i, включающий DVD-проигрыватель, аудиосистему с 5.1-канальным звуком и каналом беспроводного доступа к информационным и развлекательным услугам; система Hi-Fi MCW770 для воспроизведения музыки с ПК при помощи USB Wi-Fi-адаптера.

Все аудио- и видеоустройства Stremium управляются с помощью универсального пульта дистанционного управления и объединяются в единую систему с помощью набора аксессуаров Wi-Fi.

Пока некоторые концепции только начинают претворяться в жизнь, в Южной Корее при активной поддержке правительства Samsung уже продала свыше 6 тыс. комплектов оснащения для «цифровых домов». Правительство страны поставило цель: к 2007 г. 10 млн. жилых домов должно быть оснащено компьютерными сетями. Это позволит создать в доме целый мир цифровых технологий — холодильники и СВЧ-печи, подключенные к Интернету, роботы-пылесосы, беспроводные медиа-центры, вмонтированные в стены ЖК-мониторы и ЖК-телевизоры, «мониторы здоровья» в ванной комнате, отправляющие врачу основные показатели состояния здоровья обитателей дома.

Правда, обходится все это недешево — базовый комплект сертифицированного «цифрового дома» Samsung с передачей данных по электропроводке стоит примерно 2 тыс. долл., а наиболее развитый вариант — около 1 млн. долл.

Samsung намерена экспортировать свои «цифровые дома» и уже испытывает их в Канаде, Австралии и странах Европы, а недавно заключила соглашение с двумя строительными фирмами об их испытаниях в США.
Но насколько востребованы будут предложения Samsung?

По оценкам зарубежных аналитиков, пользователи придают все большее значение созданию домашних сетей, которые расширяют возможности использования различных устройств. По прогнозам Forrester Research, к 2008 г. домашними сетями в Европе будут охвачены свыше 25 млн. семей, а в США — 40 млн. домашних хозяйств. Уже сейчас, по данным Forrester, 19% домов в США и 16% в Европе оборудованы средствами широкополосного доступа. К 2006 г. продажи услуг по загрузке музыки из Интернета составят примерно 10% общего оборота музыкальной индустрии (12,8 млрд. долл.), а к 2008 г. их доля вырастет до одной трети. Такие темпы роста потребностей в сетевых услугах не могут не стимулировать производителей.

За конвергенцией продуктов последует конвергенция каналов сбыта?

Определенная «конвергенция» наблюдается в каналах сбыта. Традиционные продавцы бытовой техники все чаще предлагают своим покупателям ПК и другие «компьютерные товары», а компьютерные салоны — мобильные телефоны и коммуникаторы, цифровые фотоаппараты, DVD- и МР3-плееры.

Как утверждают местные дистрибьюторы, первыми и наиболее успешными продавцами цифровых фотоаппаратов стали не фотомагазины, а компьютерные магазины — через них продавалось почти 60% всех импортируемых в Россию цифровых фотокамер. Компьютерные компании наряду с мониторами начинают продавать ЖК-телевизоры и плазменные панели, которые до недавнего времени можно было встретить только в магазинах бытовой электроники.

По данным американской дистрибьюторской компании D&H Distributing, за последний год перекрестные продажи между ее отделениями компьютерного оборудования и бытовой электроники увеличились более, чем на 10%.

По словам Андрея Андреева, директора по маркетингу компании Rover Computers, конвергенция продуктов приводит к смещению интересов покупателей, которые все чаще хотят приобрести, например, уже не ноутбук, а универсальное устройство, являющееся одновременно и компьютером, и развлекательным центром, не карманный компьютер, а коммуникатор, дающий возможность пользоваться услугами мобильной связи. Доля продаж продукции Rover Computers через крупные сети магазинов бытовой техники за три квартала этого года выросла с 16 до 28%.

Версия для печати (без изображений)