Обострение конкуренции приводит к слияниям компаний и сокращению числа крупных игроков на рынке ПО и услуг

Общее название для всех сделок, которые предусматривают передачу контроля одной компании над другой, — слияния и поглощения. Они могут преследовать различные цели, которые определяются менеджментом и владельцами. Но основная, по крайней мере официально декларируемая, состоит в том, чтобы улучшить положение компании, повысить ее прибыльность и устойчивость, сделать бизнес более конкурентоспособным. Главная причина таких сделок — это конкуренция, которая вынуждает участников рынка искать новые инвестиционные возможности, более эффективно использовать свои ресурсы, снижать издержки и противодействовать соперникам. Поэтому слияния и поглощения — естественная реакция на рыночную ситуацию.
Они служат важным механизмом приспособления к переменам. Неслучайно пики активности такого рода приходятся на периоды структурных изменений в экономике — промышленных кризисов и подъемов, инфляции, усиления технологических революций.

В последнее время, отмечают наблюдатели, число слияний и поглощений в мире растет. Основная причина в глобализации экономики — компаниям приходится укрупнять капитал ради более рационального его использования. В то же время мировой опыт показывает, что несмотря на, как правило, длительную и дорогостоящую подготовку с проработкой юридических, финансовых, технических и иных аспектов таких сделок, они зачастую не дают желаемого эффекта и не создают добавочную стоимость для собственников поглощающей фирмы. Так, по данным Mergers & Acquisitions Journal, 61% слияний не окупает вложенных в них средств, а согласно статистике PricewaterhouseCoopers 57% объединившихся компаний отстают в развитии от других субъектов рынка и через некоторое время вновь разделяются на самостоятельные предприятия.

Однако отсутствие гарантированной выгоды и невысокая вероятность успеха не всегда останавливают инициаторов таких сделок. Дело в том, что иногда их мотивы не связаны с прямой выгодой. Например, в данной рыночной ситуации у компании нет лучшей альтернативы, чем поиск союзника или партнера. И хотя объединение с другим игроком не обязательно окажется удачным, в случае отказа от подобной сделки компания может быть просто вытеснена с рынка. Вообще далеко не все преимущества и итоги слияния можно оценить сразу, однако иногда оно может способствовать росту фирмы в будущем. Кроме того, целью таких союзов нередко бывает желание руководства компаний создать иллюзию процветания в глазах акционеров и добиться роста курса акций на бирже. Это было особенно характерно для бума конца 90-х годов, когда акции ИТ-компаний росли как на дрожжах. Но затем этот «мыльный пузырь» лопнул, и те, кто строил стратегию на столь шатком основании, понесли серьезные потери.

Рынок побуждает к консолидации

За последние 20 лет центр тяжести в ИТ-индустрии сместился от аппаратного обеспечения к программному. Например, по данным РБК, в 2003 г. в Западной Европе доля оборудования в общей структуре рынка в зависимости от страны составляла 30—50%. В нашей стране она пока равна 63%, но постепенно снижается: доходы от услуг и ПО растут быстрее. Так, в 2003 г. их доля увеличилась с 35 до 42%. В целом в России наблюдаются те же тенденции, что и в более развитых странах, но с некоторым запозданием.

Что касается мирового рынка ПО, то, по оценке IDC, в 2003 г. его объем вырос по сравнению с 2002 г. на 5,1%, до 178 млрд. долл., а в этом году достигнет 189 млрд. долл. Это значит, что спад наконец закончился. Ожидается, что в ближайшие годы объем продаж будет увеличиваться ежегодно в среднем на 6,9%. Конечно, это меньше, чем двухзначные показатели роста, наблюдавшиеся в 90-е годы, но тоже неплохо. А самое интересное заключается в том, что более трети этого рынка принадлежит ведущей пятерке — Microsoft, IBM, Oracle, SAP и Computer Associates.

Компаниям все труднее находить простор для роста бизнеса. В этих условиях одним из главных инструментов, по мнению аналитиков, становятся слияния, а также создание союзов и коалиций. При этом наиболее привлекательной областью приложения их сил считаются услуги. Ведь рынок услуг тоже растет, причем даже быстрее рынка ПО, да и объем его гораздо больше. По данным IDC, предприятия и государственные учреждения потратят в этом году на услуги 553 млрд. долл., а в течение ближайших пяти лет эти расходы будут увеличиваться на 6,9% в год. В сфере услуг назревают серьезные перемены. Растет популярность аутсорсинга бизнес-процессов, на горизонте модель вычислений как услуги и другие новинки, заказчики пересматривают свои взаимоотношения с партнерами. Ведущие поставщики ПО и услуг делают ставку на слияния и поглощения, чтобы предоставлять сервис там, где работают заказчики. Поэтому аналитики уверены в дальнейшей консолидации отрасли и считают, что наиболее ярко эта тенденция будет проявляться в Европе.

Сделки по объединению компаний бывают двух типов: горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные — это объединение близких по профилю бизнеса игроков, принадлежащих к одной отрасли и производящих однотипные изделия. В этом случае цель союза — объединение технологий и экспертизы, увеличение рыночной доли, а также достижение экономии за счет расширения масштаба деятельности, снижения издержек и более эффективного использования ресурсов. С точки зрения планирования подобные сделки являются самыми простыми, поскольку могут дать очевидные преимущества.

Вертикальные слияния — это объединение компаний из смежных отраслей или сегментов. В этом случае основная задача фирмы-покупателя — расширение сферы деятельности, выход на новые рынки, привлечение нового круга заказчиков. Такие сделки требуют очень тщательной подготовки. Случается, что технически возможное объединение оказывается экономически невыгодным. Другая проблема — технологические изменения, которые могут сделать отдельные звенья объединенной компании ненужными или менее эффективными, чем предполагалось. Результаты вертикального слияния, как правило, проявляются значительно позднее, чем горизонтального.

Если сделка происходит с согласия и с учетом интересов обеих сторон, говорят о дружественном поглощении. Однако иногда она приобретает принудительный характер, и тогда говорят о враждебном поглощении. Например, «охотник» приобретает на бирже основную часть акций «жертвы» без ее согласия и становится ее хозяином. Обычно крупные сделки слияния и поглощения регулируются законом, и поглощаемая компания может попросить защиты в суде. Например, такую попытку предприняла компания PeopeSoft, не желающая продаваться Oracle.

По горизонтали — проще и понятнее

Большинство слияний в области ПО и услуг относятся к горизонтальному типу. Например, корпорация IBM в период 2001—2004 гг. купила 18 небольших софтверных компаний, специализирующихся в узких областях, с одной целью — укрепление позиций в области ПО путем расширения портфеля продуктов. Так, компании Green Pasture, Aptrix, Tarian Software и Venetica были куплены ради разработок в области управления контентом. IBM собирается использовать их в новой технологии Project Cinnamon, которая будет встроена в систему управления корпоративной информацией DB2 Content Manager.

Горизонтальным является и нашумевшее приобретение компании Rational Software, за которую в 2002 г. IBM пришлось выложить 2,1 млрд. долл. Но, видимо, сделка того стоила, так как открыла доступ к обширному набору средств управления жизненным циклом приложений. Они удачно дополнили созданную IBM технологию разработки Eclipse, позволив корпорации укрепить позиции в области приложений. Ведь в то время Microsoft готовила выпуск продуктов серии .Net, и IBM нужно было привлечь независимых разработчиков приложений к своим платформам, чтобы не дать им перейти к конкуренту.

Другие ведущие игроки также совершили в последние годы множество горизонтальных покупок. Так, Symantec в 2002 г. купила четыре фирмы, специализирующиеся на технологиях защиты: Recourse Technologies, RipTech, SecurityFocus и Mountain Wave, а в 2003 г. еще три: @stake, On Technology и SafeWeb. Все сделки направлены на увеличение доли на рынке систем защиты и сетевого управления. Мотивы Symantec понятны. Активность хакеров, спамеров и вирусописателей вызвала настоящий бум в области ПО для защиты. По данным IDC, в Западной Европе объем продаж такого ПО в 2003 г. вырос на 17% по сравнению с 2002 г. и достиг 2,5 млрд. долл. Предполагается, что в дальнейшем рост составит 15% в год, и к 2008 г. объем рынка удвоится.

По тому же пути идут и соперники Symantec. Так, Network Associates за последние пару лет купила двух поставщиков программ защиты (Entercept Security Technologies и IntruVert Networks) и разработчика антиспамовых продуктов Deersoft. А Computer Associates только в этом году приобрела две компании — Netegrity, выпускающую ПО для идентификации пользователей и управления сетевым доступом, и PestPatrol, поставляющую средства обнаружения программ-шпионов.

Hewlett-Packard навсегда вошла в историю слияний и поглощений благодаря своему сенсационному объединению с Compaq в 2001 г. Эту сделку стоимостью 19 млрд. долл. даже трудно классифицировать, настолько она грандиозна. Пока же ограничимся сферой ПО и услуг. В настоящее время HP активно продвигает концепцию адаптивного предприятия, главное место в которой принадлежит технологии OpenView. Чтобы расширить ее возможности, HP в прошлом и нынешнем году купила несколько небольших фирм, разрабатывающих ПО для управления Web-сервисами и информацией: Persist Technologies, Consera Software, Novadigm, Talking Blocks и TruLogica.

Особой активностью с точки зрения консолидации бизнеса в последнее время отличается сегмент систем ERP.
Так, в прошлом году Epicor Software купила компанию Scala Business Solutions, а Agilisys приобрела фирму infor business solutions AG. На этом список покупок Agilisys (теперь она называется Infor Global Solutions) не закончился — недавно она приобрела фирму Lilly Software Association. В середине минувшего года PeopleSoft поглотила J.D. Edwards. Сделка была громкой, так как оба ее участника входили в пятерку лидеров рынка, но прошла довольно гладко, поскольку продукты обеих сторон удачно дополнили друг друга. Однако ее последствия оказались очень серьезными и ощущаются до сих пор.

Вообще ситуация на рынке систем ERP сейчас способствует консолидации. Темпы роста продаж замедляются: в 2003 г. — 25 млрд. долл., в 2004 г. — 26,7 млрд. долл. (прогноз IDC), степень концентрации бизнеса повышается: в 2001 г. ведущей десятке поставщиков принадлежали 42% рынка, в 2002 г. — 44,5%, а в 2003 г. — 46%. В число лидеров входят SAP, PeopleSoft, Oracle, Microsoft и Sage. По мнению аналитиков, здесь следует ожидать дальнейших слияний и поглощений.

Список горизонтальных слияний можно продолжать долго, не проходит и месяца без пары-тройки таких сделок. Сейчас особым спросом пользуются компании, специализирующиеся на Web-сервисах.

По вертикали — на новые рынки, к новым клиентам

Вертикальные слияния обычно привлекают больше внимания, чем горизонтальные, поскольку они связаны с выходом компаний в новые сегменты или с переделом рынка. Достаточно вспомнить, сколько шума наделали покупки корпорацией Microsoft двух производителей систем ERP — Great Plains и Navision. Ничего удивительного! Конкурентам было о чем волноваться — аппетиты Microsoft всем давно известны. Поэтому мало кто удивился, когда в июне стало известно о ее попытке купить компанию SAP. Покупка не состоялась, но неизвестно, как поведет себя Microsoft, если Oracle все-таки проглотит PeopleSoft.

Следует отметить, что по части аппетита компания Oracle даже превзошла Microsoft. Так, недавно был обнародован датированный прошлым годом список ее потенциальных приобретений, в который помимо PeopleSoft входили еще восемь фирм: Sybase, BEA Systems, Lawson Software, Center, Business Objects, Documentum, STC и J.D. Edwards. Три последние к настоящему времени уже куплены другими игроками, но остальные пребывают в напряжении. Их можно понять — упорные атаки на PeopleSoft показали агрессивный характер Oracle. Нервы у возможных жертв не выдержали, и они перешли в контрнаступление. Так, руководители BEA заявили в прессе, что готовят специальные меры на случай попытки враждебного поглощения.

Среди сделок вертикального типа нельзя не отметить сенсационную покупку компанией IBM фирмы PricewaterhouseCoopers Consulting в 2001 г. за 3,5 млрд. долл. Благодаря этому корпорация вышла в перспективный сектор бизнес-консалтинга и закрепила свое положение лидера в сфере ИТ-услуг. Отчасти благодаря этой покупке предоставление услуг стало ведущим направлением в ее бизнесе — в 2003 г. на долю подразделения IBM Global Services пришлось 42,6% оборота (в 1996 г. — всего 28%). Своих конкурентов в области ИТ-услуг IBM опережает с большим отрывом — в 2002 г. она заработала 40 млрд. долл., а ее ближайший соперник EDS — 21 млрд. долл. (данные Gartner Dataquest).

Не стоит удивляться, что и другие ведущие игроки следуют примеру IBM, хотя и в меньших масштабах. Например, Hewlett-Packard в этом году купила двух провайдеров ИТ-услуг — немецкую фирму Triaton и английскую Synstar, цель покупок — расширение присутствия в европейских странах. Французский поставщик «тяжелых» САПР Dassault Systemes недавно купил у международного системного интегратора Rand Worldwide подразделения в Великобритании, Швеции, Германии, Швейцарии и России в надежде расширить европейский канал продаж продуктов для СМБ.

Яркий пример вертикальных сделок — выход компании EMC, выпускающей системы хранения данных, на рынок ПО для управления информацией. В прошлом году она купила сразу трех ведущих игроков в этой области — Legato Systems, Documentum и Astrum Software, потратив в сумме более 3 млрд. долл. По замыслу руководителей, EMC должна стать поставщиком полного портфеля аппаратных и программных средств для управления жизненным циклом информации.

Аналогичным образом действует и Novell на рынке Linux. В прошлом году она купила двух поставщиков — компанию SuSE, занимающую в области Linux второе место после Red Hat, и Ximian, разрабатывающую настольную версию этой ОС. Видимо, таким способом Novell готовит вторую атаку на Microsoft после того, как Windows потеснила ее NetWare на рынке сетевых ОС. Теперь она может вести наступление сразу на двух фронтах — настольных и серверных систем.

Развод и детей пополам

К сожалению, далеко не все слияния оказываются удачными. Конечно, компании не слишком охотно сообщают о своих проблемах и неудачах. Но даже те скудные сведения, которые просачиваются в прессу, показывают, что в «браках по расчету» расчет не всегда оправдывается.

Взять, к примеру, компанию Baan. Когда в 2000 г. она испытывала финансовые затруднения, ее купила английская компания Invensys, производитель средств и систем автоматизации, уплатив 708 млн. долл. наличными. На базе Baan планировалось создать софтверное подразделение с годовым оборотом 2 млрд. долл. Однако грандиозным планам не суждено было сбыться — в 2003 г. Invensys продала Baan группе инвесторов всего за 135 млн. долл. Дело в том, что в течение всего времени, прошедшего с момента приобретения, на рынке систем ERP царил спад, и продажи упали. К тому же у Invensys накопились долги, которые нужно было платить. Вот и пришлось продавать с явным убытком.

В 2001 г. компания Peregrine Systems, выпускающая ПО для управления складом и торговли, решила за 1,08 млрд. долл. купить фирму Remedy, поставщика систем CRM. Идея состояла в том, чтобы выйти на многообещающий рынок CRM, а также расширить портфель продуктов. Но прошло чуть больше года с тех пор, как Peregrine продала Remedy компании BMC Software, и всего за 355 млн. долл. Причина в том, что в это время компания Peregrine оказалась на грани банкротства и срочно проводила реструктуризацию.

В ноябре в прессе появилось сообщение, что французская сервисная компания Capgemini продает американское консалтинговое подразделение, купленное ею в 2000 г. у Ernst & Young за 11,1 млрд. долл. Но, по мнению аналитиков, теперь ей вряд ли удастся выручить больше 1 млрд. долл. Причина продажи — большие убытки. Наиболее вероятным покупателем считается Hewlett-Packard, в числе других претендентов называют EDS, EMC, Computer Sciences, Atos Origin и Tata Consultancy Services.

Опыт показывает, что особенно сложно протекают слияния очень крупных компаний. Достаточно посмотреть на трудную судьбу союзов HP с Compaq и AOL с Time Warner. Так, в сентябре HP сообщила, что в III и IV кварталах не достигнет прогнозировавшихся ранее финансовых результатов из-за не слишком успешной деятельности подразделения серверов и систем хранения данных. Наблюдатели считают главными источниками проблем внутренние трудности (последствия слияния с Compaq), проблемы во взаимоотношениях с клиентами и наступление сильных конкурентов, в частности Dell и IBM.

О сложностях взаимоотношений AOL с Time Warner говорит уже то, что хотя именно компания AOL в 2000 г. купила Time Warner за умопомрачительную сумму 166 млрд. долл. (правда, в акциях, которые тогда были сильно перегреты), теперь ее имя исчезло из названия объединенной корпорации и она является одним из слабейших ее подразделений. А Time Warner, хоть и стала самой крупной медиа-компанией в мире, не может похвастаться блестящими финансовыми результатами.

Заключение

Консолидация — естественный элемент развития рынка. Поэтому можно ожидать дальнейших слияний и поглощений в сфере ПО и услуг. Но консолидация — лишь один из инструментов конкурентной борьбы и реагирования на рыночные изменения. Не стоит забывать о других формах интеграции, например совместных предприятиях и альянсах, у которых есть определенные преимущества. Так, образование СП ограничивает риск инвесторов, альянс можно расторгнуть при изменении ситуации на рынке. Иногда такие союзы оказываются даже прочнее слияний. Например, 22 года назад IBM и Dassault заключили альянс на рынке САПР. Скоро «серебряная свадьба», а партнеры по-прежнему живут «душа в душу».

Выбор стратегии консолидации, форм и способов объединения и реструктуризации зависит от структуры рынка, инвестиционных целей участников сделок и других обстоятельств. Для успеха необходим тщательный анализ конкурентной среды и технологий, возможных действий конкурентов. Главное же — понять, почему, объединившись, две или несколько компаний окрепнут и будут стоить дороже, чем по отдельности, оценить возможные экономические выгоды и риски.

Поставщиков станет меньше

По прогнозу компании Gartner, до 2007 г. «доживет» не более семи из десяти ведущих поставщиков ПК. Аналитики полагают, что в 2006—2008 гг. спрос на ПК упадет, конкуренция усилится и начнется консолидация рынка.

Сейчас по количеству проданных ПК первые три места занимают Dell, HP и IBM, а за ними следуют Fujitsu, Fujitsu Siemens Computers, Toshiba, NEC, Apple Computer, Lenovo Group и Gateway. В период 2003—2005 гг., по мнению Gartner, рынок ПК будет ежегодно расти на 11,3% в натуральном и на 4,7% в денежном выражении. Но в 2006—2008 гг. темпы роста снизятся до 5,7 и 2% соответственно, так как завершится очередной цикл замены старых ПК на новые. Аналитики подсчитали, что в среднем пользователи меняют настольные машины раз в четыре года, а ноутбуки — раз в три года.

Предыдущий спад наблюдался в 2000—2002 гг. и привел к тому, что HP слилась с Compaq, компания Micron Technologies продала отделение Micron Electronics PC, а у Gateway начались финансовые проблемы, и она объединилась с eMachines. Gartner «обещает», что грядущее сокращение рынка будет не менее болезненным, но пока не называет кандидатов на вылет.

Неоконченное слияние

Эта драма началась в середине прошлого года, когда PeopleSoft купила фирму J.D. Edwards за 1,7 млрд. долл. В результате образовалась компания, выпускающая ПО как для крупных предприятий (системы PeopleSoft), так и для СМБ (программы J.D. Edwards). Предполагалось, что ее суммарный оборот достигнет 2,8 млрд. долл. и она займет на мировом рынке систем EPR второе место после SAP, обойдя корпорацию Oracle.

Но последней, видимо, такая перспектива не улыбалась, и сразу после объявления о сделке она заявила о желании купить PeopleSoft, предложив ее акционерам 5,1 млрд. долл. Одновременно глава Oracle Ларри Эллисон обещал свернуть продажи продуктов PeopleSoft, а их наиболее развитые функции использовать в собственном ПО. Руководство PeopleSoft ответило категорическим отказом, обвинив Oracle в попытке недружественного поглощения.

Акционеры PeopleSoft также отвергли предложение, и тогда Oracle подняла сумму сначала до 6,3, а затем до 7,25 млрд. долл. После этого PeopleSoft обратилась за защитой в суд, утверждая, что потенциальный покупатель пытается разрушить ее бизнес. В ответ Oracle подняла ставку до 9,4 млрд. долл. Но это не дало результата, так как в феврале 2004 г. Министерство юстиции США запретило сделку, посчитав, что она подрывает свободную конкуренцию. Oracle оспорила это решение, а затем снизила сумму сделки до 7,7 млрд. долл.

После этого PeopleSoft стала искать сильного союзника и нашла его в лице корпорации IBM, заключив с ней соглашение об интеграции технологий. Однако это не помогло, поскольку в сентябре суд принял сторону Oracle и отвел от нее обвинение в нарушении антимонопольного законодательства. В попытке окончательно добить противника Oracle увеличила предложение сначала до 8,8, а затем до 9,2 млрд. долл. И, похоже, добилась своего. В конце ноября акционеры согласились продать ей 60% акций PeopleSoft. Но история на этом не закончилась, так как PeopleSoft находится под защитой от враждебного поглощения. Впереди — борьба за контроль над компанией в ходе голосования на общем собрании, которое состоится в будущем году.

Версия для печати (без изображений)