В ближайшие годы потребительский сектор экономики будет расти быстрее, чем промышленность, а сфера услуг — быстрее, чем производство

Недавно инвестиционная компания «Ренессанс Капитал» представила результаты исследования особенностей потребительского спроса в России. «Частное потребление становится гораздо более важной частью экономики, и ориентированные на частных потребителей секторы будут расти более высокими темпами, чем ВВП в целом», — считают специалисты «Ренессанс Капитал». Это дает преимущества всем отраслям, которые обслуживают потребителей, а в наиболее выгодном положении оказываются поставщики услуг, так как производители товаров столкнутся с растущей конкуренцией со стороны импорта.

После падения, связанного с кризисом 1998 г., реально располагаемые доходы населения устойчиво росли в России с начала 2000 г.

В первой половине 2003 г. они увеличились на 14,6% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. Денежные расходы потребителей увеличились на 31% в рублевом выражении по сравнению с тем же периодом прошлого года, тогда как рублевая инфляция за первые шесть месяцев 2003 г. составила 7,9%. Номинальная средняя месячная заработная плата в России, по данным Госкомстата РФ, увеличилась втрое за последние три года — с 60 до 180 долл. Если в стране не произойдет серьезных экономических катаклизмов, то эта благоприятная тенденция сохранится.

В 2002 г. каждый процент роста дохода на душу населения генерировал 2,9% роста расходов на услуги связи, 3,1% роста продаж автомобилей и 2,5% роста расходов на жилье, тогда как увеличение расходов на продукты питания было незначительным. Это подтверждает предположение о том, что сектор услуг в наибольшей степени выиграет от изменения структуры потребления.

Для того чтобы соотнести уровень доходов в России с другими странами, прямое количественное сравнение не подходит — ведь очевидно, что на 100 долл. российский потребитель в России может приобрести больше потребительских товаров отечественного производства, чем американец на эти же 100 долл. в США. Поэтому все сравнения происходят на основе паритета покупательной способности (purchasing power parity — PPP) рубля и доллара по методике Всемирного банка и МВФ, применяемой для международных сопоставлений с учетом около 500 базовых товаров и услуг.

По показателю ВВП, скорректированному на PPP, Россия занимала 10-е место среди крупнейших экономик мира в 2002 г., тогда как по уровню ВВП на душу населения она находится лишь на 39-й позиции, оставаясь позади большинства стран Восточной Европы и всех стран Балтии и впереди Бразилии, Турции и Таиланда. Получается, что, хотя доходы нашей страны достаточно велики, с учетом населения России на каждого гражданина приходится не так уж много. Аналитики «Ренессанс Капитал» ожидают, что к 2010 г. по показателю среднедушевого ВВП (скорректированного на PPP) Россия приблизится к текущим позициям Польши или Южной Африки, и располагаемый доход на душу населения увеличится с 1023 номинальных долл. в год в 2002 г. (6875 долл. с учетом PPP-корректировки) до 2087 долл. (10 050 долл. с учетом PPP-корректировки) в 2010 г. То есть ВВП России и доходы ее граждан за следующие восемь лет должны стать вдвое больше.

В результате к 2010 г. распределение (профиль) расходов среднего потребителя в России изменится и будет похоже на текущий средний профиль, характерный для стран Европы (в особенности для стран Восточной Европы, таких как Польша, Чехия и Литва).

Ожидается существенное сокращение доли расходов на продукты питания и алкогольные напитки и почти двукратное увеличение расходов на транспортные услуги и услуги связи, а также на оплату жилья, включая коммунальные услуги и выплаты по ипотечным кредитам. Результатом экономической и политической стабильности станет также большая склонность к расходам. В то же время будут увеличиваться и сбережения россиян (так, по данным опроса IRG, касающегося оценки российскими потребителями своих возможностей по накоплению сбережений, 38% опрошенных считают, что в следующем году их сбережения увеличатся), но не в относительном, т. е. как процент от реально располагаемых денежных доходов, а в абсолютном выражении.

Однако все эти оптимистичные прогнозы осуществятся лишь в случае благоприятного развития событий в стране. Доходы граждан, напротив, могут и уменьшиться, если произойдет общее замедление экономического роста в результате устойчивого периода низких цен на нефть, кризиса банковской системы или отмены субсидирования тарифов на коммунальные услуги, жилье и т. п.

Последствия для рынков потребительского кредитования

Сейчас Россия значительно отстает от стран Восточной Европы в области потребительского кредитования и предоставления кредитов частным лицам. В 2002 г. общий портфель кредитов частным лицам в России составил лишь 4,5 млрд. долл. или чуть больше 31 долл. на душу населения, включая ипотечные кредиты.

Потребительские кредиты на покупку автомобилей в Москве составили только 60 млн. долл. в 2002 г. Например, это может означать, что в городе с населением 8 млн. человек только 5000 человек (или ничтожный процент) получили кредиты на покупку новых автомобилей на среднюю сумму 12 тыс. долл. Однако спрос на кредиты в России есть и он стремительно увеличивается.

Средние российские потребители не сильно отличаются от западных в отношении цели привлечения кредитов. Фактически перечень покупаемых в кредит товаров аналогичен перечню, характерному для других стран. Разница заключается в том, что в России большинство потребителей могут сейчас позволить себе брать кредиты на приобретение вещей, цены на которые не превышают 2000—2500 долл., например мебель, потребительские электротовары и бытовая техника. Крупные кредиты — на покупку автомобилей, образование или ипотечные кредиты — предоставляются только на 70—80% общей стоимости. Это говорит о том, что в ситуации, когда существует потребность в таких кредитах, все еще невелико число потребителей с достаточно высокими доходами для внесения начального взноса (обычно 20—30% от суммы целевого кредита) и последующих процентных выплат по крупным кредитам.

Частное потребление

Хотя в российской экономике начался медленный процесс экономического роста, который базируется уже на новых фундаментальных основах, и ключевыми элементами становятся секторы экономики, ориентированные на конечных потребителей, структура российского ВВП остается неоптимальной с точки зрения доли частного потребления — всего 50% (в США — 68%, в Германии — 59%, во Франции — 55%).

Очевидно, что с продолжением преобразований в экономике доля частного потребления в ВВП будет увеличиваться, т. е. расти более быстрыми темпами, чем ВВП. Это первая причина роста сектора услуг. Вторая причина более быстрого роста услуг по сравнению с потребительскими товарами заключается в следующем. С развитием экономики уровень производительности и привлекательность для зарубежных инвесторов должны возрасти. Это означает рост курса рубля по отношению к большинству основных валют. Результат — увеличение давления со стороны импорта, т. е. отечественные потребители станут потреблять больше, чем производится внутри страны. Однако не все можно импортировать, а услуги вообще не сталкиваются с конкуренцией со стороны импорта и получат все преимущества от растущего потребительского спроса.

Получается, что по мере развития российской экономики частное потребление сформирует большую часть ВВП, тогда как сектор услуг станет самой быстрорастущей частью ВВП, а в особенно выгодной ситуации окажутся производители товаров и услуг, которым не придется столкнуться с конкуренцией со стороны импорта.

Расходы физических лиц

Расходы физических лиц являются базой для многих промышленных секторов и сектора услуг в экономике. В России, где скорректированный на PPP годовой располагаемый доход на душу все еще более чем в 2,5 раза ниже среднеевропейского показателя и в 3,7 раза ниже, чем в Соединенных Штатах, эти расходы еще не играют лидирующей роли. Но авторы исследования ожидают увеличения расходов физических лиц, поддержанного быстроразвивающимся потребительским кредитованием, которое станет более доступным и менее затратным к 2010 г.

Наиболее заметная тенденция в расходах частных лиц, очевидная для России и для ряда других стран, заключается в сокращении расходов на продукты питания и алкогольные напитки (в процентах от общих расходов) и росте расходов на жилье, транспорт и услуги связи.

Ожидается, что к 2010 г. из всех денежных расходов частных лиц 7—8% будут составлять сбережения. Однако авторы полагают, что наблюдаемый в последнее время рост доли сбережений в расходах является прямым следствием расходования накопленных сбережений после финансового кризиса 1998 г., и этот рост носит чисто компенсационный характер — люди истратили за посткризисные годы все «запасы» и наконец начали вновь что-то откладывать. Если население сможет восстановить докризисный уровень сбережений, они стабилизируются на отметке, незначительно превышающей исторически средний уровень в 6,5%.

Средний российский потребитель

Как показывают последние исследования, наиболее часто встречающийся российский потребитель — это женщина 35—55 лет, мать-одиночка с одним ребенком, кошкой, мобильным телефоном, средним чистым ежемесячным доходом в размере 350 долл. или 4200 долл. в год, что существенно выше данных Госкомстата — 1023 долл. в год. Значительная часть россиян, как показывают результаты независимых опросов, испытывает серьезные финансовые трудности. В то же время до 6% населения имеют средний профиль потребления, сравнимый с западным, и сравнительную трудность для них представляет только приобретение квартиры или дома без внешнего финансирования.

По информации других источников, 54% респондентов считают свое финансовое положение тяжелым и борются за выживание. В то же время 43% респондентов считают, что имеют достаточно денег для удовлетворения личных запросов и достижения желаемого уровня жизни.

Означает ли это, что 43% населения России можно отнести к среднему классу? Вряд ли, учитывая, что личное и медицинское страхование, плата за образование, уровни сбережений, владение собственностью и прочие активы также должны приниматься во внимание как критерии принадлежности к среднему классу. С учетом этих параметров авторы исследования полагают, что российский средний класс составляет 12—15% населения.

Последние опросы, проведенные агентством РОМИР, показали, что 59—63% россиян, относящихся к среднему классу, удовлетворены своей работой и оптимистично оценивают перспективы карьерного роста. В то же время в среднем около 60% россиян полагают, что им недоплачивают за работу, и занимаются поиском лучшей работы. Тем не менее позитивно то, что даже по официальной статистике процент населения со средним доходом (номинальным ежемесячным доходом 50—125 долл.) стабильно рос за последние три года, тогда как процент населения с доходом ниже 50 долл. в месяц уменьшился с 51,7% во II квартале 2000 г. до 15,8% в I квартале 2003 г. Это подтверждает мнение о том, что средний российский потребитель сейчас находится в условиях большей стабильности, что вносит изменения и в структуру потребительских расходов.

Итоги

С ростом доходов и стоимости жизни повышаются и расходы населения. Авторы исследования считают, что доля населения с доходом на душу выше 125 долл. в месяц превысит к 2010 г. 50%, тогда как процент населения с доходами ниже 50 долл. в месяц сократится почти до нуля. В целом, по этим прогнозам, средние расходы семьи из трех человек с одним ребенком достигнут к 2010 г. 7200 долл. в год, а к 2020 г. — 15 тыс. долл. в год. Зажиточные семьи, которые составят до 20% населения к 2020 г., будут продолжать расходовать вдвое больше среднего — 30 тыс. долл. в год к 2020 г.

Растущая популярность домашних развлечений вызовет рост расходов на видеотехнику, цифровые камеры, системы DVD и другие аудио- и видеотовары и аксессуары. Расходы на жилье станут второй крупнейшей расходной статьей после продуктов питания.

Доля расходов на транспорт и связь увеличится с 8,8 до 16,0%; это произойдет в основном за счет увеличения расходов на мобильную связь, Интернет-услуги и передачу данных. Увеличится доля владения товарами длительного пользования, в основном компьютерами и электронным оборудованием.

В результате демографического сдвига, который должен произойти в предстоящие годы, в России вырастет число людей среднего и старшего возраста. На этих граждан будет приходиться большая часть потребительских товаров в долгосрочной перспективе. Их вкусы, предпочтения и стиль жизни, которые формируются сейчас, когда они находятся в возрасте примерно 20 лет, будут постоянно эволюционировать в связи с социально-экономическими изменениями и технологическим развитием. Когда произойдут эти изменения, соответственно изменятся структуры потребления населения. И компании, способные использовать предоставляемые этими изменениями возможности, смогут добиться успеха на продуктовых рынках, где наблюдается усиление конкуренции.

Структура денежных расходов населения в России

Годы Товары и услуги Обязательные платежи Сбережения Покупка иностранной валюты Наличность на руках
1998 77,7% 6,1% 2,5% 12,0% 1,7%
1999 78,4% 6,7% 5,3% 7,8% 1,8%
2000 75,4% 7,8% 7,6% 6,4% 2,8%
2001 74,4% 8,9% 9,0% 5,7% 2,0%
2002 72,8% 9,3% 10,5% 5,6% 1,8%

Источник: Госкомстат.

Основные характеристики населения России

В 2002 г. население России превысило 144,3 млн. человек. Прогнозируется, что к 2020 г. произойдет сокращение легального населения на 2,3% до 141 млн. человек, однако возможен большой приток незаконных иммигрантов.

В 2002 г., как и в 2001 г., уровень смертности превысил уровень рождаемости в 1,7 раза.

Примерно 73% населения живет в городах, 27% — в сельской местности. Доля трудоспособного населения увеличилась в 2002 г. до 60,6% по сравнению с 57,7% в 1998 г. Ожидаемая средняя продолжительность жизни составляет 65,3 г. С 1998 г. ожидаемая средняя продолжительность жизни мужчин снизилась с 61,3 до 58,5 лет.

Уровень безработицы в России существенно снизился с начала 2000 г. и остается достаточно низким (8,3% по состоянию на июнь 2003 г.); 69% всего трудоустроенного населения в России заняты в промышленности и сфере услуг, остальные 31% населения заняты в государственном секторе, финансируемом из федерального и региональных бюджетов.

Предпочтения россиян

Из-за низкого среднего дохода россияне весьма чувствительны к ценам на товары. Однако средний класс ориентирован на их качество, предпочитая дорогие одежду и обувь, мебель и автомобили.

Имидж является важным эмоциональным фактором для российского потребителя. Это создало основы для успеха фирменных товаров и услуг в более богатых регионах страны, таких как Москва и регионы Южной и Западной Сибири.

Россияне предпочитают расходовать, а не сберегать. Это результат комбинации факторов, связанных с последствиями кризиса 1998 г. и существенной недоразвитостью финансовой и банковской систем.

Население считает, что отечественные товары, в частности автомобили, одежда, обувь, косметика и потребительские товары длительного пользования (особенно электроника) имеют более низкое качество по сравнению с фирменными импортными товарами.

Доля населения, пользующегося сотовыми телефонами, составила 12% (17,3 млн. человек) в 2002 г.

С 2000 г. количество компьютеров в личном пользовании увеличивалось в среднем более чем на 1,5 млн. ПК ежегодно, и в 2002 г. этот показатель находился на уровне 7—8%.

Для каких целей россияне создают сбережения

Непредвиденные расходы 33%
Воспитание детей 27%
Для улучшения условий жизни 19%
Для покупки новых домашних технических средств/компьютера 15%
Для обеспечения старости 15%
Для покупки новой квартиры/дома 12%
Для проведения отдыха/туристической поездки 12%
Для покупки новой мебели 11%
Для покупки автомобиля 9%
Нет специальной цели 7%
Для покупки предметов роскоши 2%
Прочее 9%
Не знаю 3%

Источник: IRG.

Инвестиции и потребление

Можем ли мы ожидать, что динамично развивающиеся компании займутся первичным размещением акций (IPO) и развитием своего бизнеса до того размера, который является достаточным для рынка акций?

Российские банки, учитывая краткосрочный характер своих пассивов, предпочитают покупать корпоративные облигации, поскольку это более ликвидные инструменты, чем кредиты.

К тому же реалии российского рынка акций таковы, что компании с долей акций в свободном обращении менее чем на 150—200 млн. долл. считаются неликвидными для зарубежных и отечественных инвесторов в России, а потому стратегия выхода на фондовые рынки для таких компаний может быть не слишком успешной. Иными словами, компании с выручкой менее 500 млн. долл. и ожидаемой долей акций в свободном обращении около 25% являются недостаточно крупными для первичного размещения акций на открытом рынке.

Поэтому рост компаний в сфере потребительских товаров и услуг будет в ближайшее время финансироваться в основном за счет заемных средств, представленных в большей степени корпоративными облигациями. Некоторым производителям и провайдерам неизбежно придется обращаться на рынки акционерного капитала для привлечения средств на развитие, поскольку будет увеличиваться стоимость заимствований на долговых рынках. Тем не менее компании, которые являются потенциальными кандидатами на IPO, в настоящее время еще недостаточно велики по объему реализации продукции или услуг для сделок по IPO, и потому наиболее вероятны в кратко- и среднесрочной перспективе сделки с частными конвертируемыми облигациями или закрытые размещения акций. Поэтому в таких областях, как, например, розничная торговля и потребительское кредитование, инвесторы могут обратить внимание на возможности участия в закрытых размещениях акций, поскольку они, вероятно, станут основным инструментом доступа инвесторов к потребительским рынкам России.

Подготовила Маринэ Восканян


Версия для печати (без изображений)