После череды взлетов и падений в телекоммуникационной индустрии наступил период стабилизации. Одна из характерных примет сегодняшнего дня состоит в том, что почти все игроки отрасли выработали правила игры, которые вполне адекватно отражают рыночную конъюнктуру, расстановку сил среди вендоров и поставщиков услуг, а также в максимальной степени учитывают потребности клиентов. Благодаря этому бизнес в области телекоммуникаций получил хорошие шансы для динамичного роста в обозримом будущем.

Вместе с тем необходимо отметить, что сегодня компании должны предельно аккуратно и взвешенно формировать свои стратегии. Некоторым ведущим игрокам рынка, включая операторов связи, следовало бы сделать короткую остановку, чтобы осмотреться, трезво оценить положение дел и внести коррективы в свои финансово-экономические схемы и модели ведения бизнеса. Ведь существует немало фирм, которые завершают 2003 г., имея на вооружении методы работы, принятые еще в 1998—2000 гг., во время бума доткомов.

К счастью, большинство «законодателей мод» телекоммуникационного бизнеса смогли правильно интерпретировать основные тенденции рынка и пришли к единому мнению относительно того, в каком направлении следует двигаться дальше. Магистральный путь — это развитие конвергентных универсальных сетей, в основе которых будут лежать функции широкополосного доступа.

Сегодня можно смело утверждать, что дальнейшее развитие телекоммуникационной отрасли будет идти эволюционным путем. Операторам связи и корпоративным клиентам не стоит опасаться, что через несколько лет произойдет технологическая революция, в результате которой им придется полностью сменить все программные и аппаратные средства, чтобы кардинально обновить сетевую инфраструктуру. Разумеется, усиление конкуренции и более жесткие условия работы на рынке станут мощными стимулами, которые заставят всех игроков наращивать возможности сетей, но при этом средства будут вкладываться в развитие уже существующей инфраструктуры, и в большинстве случаев процесс модернизации будет проходить относительно плавно и безболезненно.

В последние годы почти все крупнейшие вендоры провели реорганизацию и реструктуризацию бизнеса. Компания Nortel Networks была одной из первых, кто преодолел последствия кризиса в телекоммуникационной индустрии и вышел на приемлемый уровень рентабельности. Мы отказались от концепции делать все для всех и сосредоточились на нескольких наиболее важных областях.

Один из основных приоритетов Nortel Networks — разработка решений для построения опорных сетей передачи данных с коммутацией пакетов. Сегодня мы являемся ведущим поставщиком в этой области — на базе продукции Nortel Networks построены сети крупнейших операторов США, Гонконга, Китая и других стран. Второе важнейшее направление, где мы также лидируем, — беспроводные технологии. Компания выпускает оборудование, которое пользуется большим спросом у операторов сетей стандартов GSM, CDMA и UMTS. Ключевой элемент этих беспроводных сетей — динамическая волоконно-оптическая база. К слову, в сегменте волоконно-оптических решений Nortel Networks также занимает первое место в отрасли.

Вот лишь несколько областей, в которых мы сосредоточили усилия, но это дает возможность нашим партнерам создавать универсальные интегрированные конвергентные сети. Следует помнить, что технология пакетной коммутации — это самый короткий и недорогой путь к сближению и объединению проводных и беспроводных сетей.

А благодаря наличию широкополосного доступа и оптических решений эти системы отвечают сегодня самым строгим требованиям операторов связи и корпоративных заказчиков.

Специализация в выбранных нишах и достижение технологического лидерства — это необходимое, но не достаточное условие успеха. Помимо этого, важно поддерживать партнерские отношения с другими игроками отрасли, которые в своих сегментах также достигли высоких результатов. Только в союзе с такими компаниями можно предложить заказчикам самые передовые решения. Сегодня Nortel Networks не специализируется в областях, имеющих невысокий порог вхождения. Наша финансово-экономическая модель подразумевает, что многие смежные технологии должны разрабатываться другими компаниями, а мы будем добиваться совместимости их решений с нашими.

Важное место в стратегии Nortel Networks занимает инновационная деятельность.

Поэтому компания, как и прежде, уделяет первостепенное внимание масштабным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам. В настоящее время более трети наших сотрудников работают в интересах создания перспективных изделий и технологий. Несмотря на то что исследования требуют огромных инвестиций, мы не сокращаем бюджет научных подразделений, поскольку сегодняшние вложения через несколько лет вернутся в виде многократно возросшей прибыли.

Несколько слов надо сказать и о такой важной тенденции наших дней, как усиление роли партнеров в канале сбыта. В решениях и системах передачи данных растет удельный вес программных компонентов, все больше функций реализуется с помощью программных средств. Например, в оптическом коммутаторе, одном из наших флагманских продуктов, объем аппаратных средств был сокращен более чем наполовину. Но его функциональные возможности расширились за счет нового ПО. Нечто похожее произошло и с устройствами цифровой коммутации. То, что мы предлагаем сегодня, это, по сути, сервер третьей фирмы, на котором установлены наши программные продукты.

Прошло то время, когда строились заводы, выпускавшие огромное количество различного оборудования. Сегодня бизнес крупнейших игроков телекоммуникационного рынка — это контракты с третьими фирмами, производителями оборудования. А главная ценность нашего труда заключается в том, чтобы наделить аппаратные средства нужным интеллектом. Так что Nortel Networks, впрочем, как и другие лидеры, превратилась в поставщика интеллектуальных решений.

Понятно, что внедрять такую продукцию, а тем более в полной мере реализовать заложенные в ней возможности смогут лишь квалифицированные, хорошо подготовленные партнеры. Поэтому в Nortel Networks особое внимание уделяют повышению уровня реселлеров. В том, чтобы они могли донести наши решения до конечных пользователей, заинтересованы все игроки рынка.

В последние годы в канале сбыта произошли серьезные изменения. Партнеры расширяют сферу деятельности, чтобы предоставлять услуги по передаче данных, голоса и видео. Так что можно констатировать: процессы, происходящие в канале сбыта, — это отражение общих технологических тенденций.

Хорошо известно, что продукция, которая совсем недавно считалась сложной и высокотехнологичной, со временем становится массовым товаром, ее стоимость резко снижается, а вместе с тем снижается маржа канала сбыта. Эта тенденция не только сохранится, но и станет в ближайшие годы более явной: время миграции новинок из категории высокотехнологичных товаров в категорию потребительских сократится до минимума. Уже сегодня в ряде случаев самое современное решение морально устаревает к моменту сдачи в эксплуатацию.

Но у этой тенденции есть и другая, положительная сторона — новые системы становятся более функциональными, дешевыми и простыми в установке. Если вчера телефонная станция представляла собой солидное сооружение, требующее для инсталляции и обслуживания большой штат квалифицированных специалистов, то в наши дни определенный класс этих устройств превратился в «коробочный» продукт.

К числу других изделий, которые скоро перейдут в категорию потребительских товаров и станут доступными для компаний СМБ, можно отнести системы передачи голоса, видео и данных — они станут более компактными и универсальными, простыми в инсталляции и обслуживании. А устройства для беспроводных ЛВС будут автоматически подключаться к сети и настраивать свои параметры.

Не останутся в стороне от прогресса и операторы связи — довольно скоро они начнут эксплуатировать единую сеть, где не будет деления на проводные и беспроводные сегменты. Сложное оборудование приобретет миниатюрные размеры и станет по-настоящему интеллектуальным. Например, появится такая функция, как самоинициализация, систему будет легче эксплуатировать и модернизировать. Вся отрасль движется именно в этом направлении.


Версия для печати (без изображений)