Наступающий 2004 г. будет для российских ИТ-компаний сложным, но результативным. Игроки рынка ожидают, что заметно вырастет спрос как на настольные ПК, так и на ноутбуки. Основными потребителями новой техники станут предприятия малого и среднего бизнеса. Тому есть вполне рациональное объяснение: многие фирмы обновляли парк компьютеров и программных средств накануне 2000 г. в рамках решения «проблемы 2000». За истекшие 4 года оборудование устарело, поизносилось и сегодня требует замены. Кроме того, появилось огромное количество новых программных продуктов и периферийных устройств, для нормальной работы которых нужны более мощные компьютеры.

Взрывного увеличения спроса со стороны крупных корпоративных заказчиков, вероятнее всего, не будет. В больших компаниях процессы обновления оборудования идут по своим законам, и мы видим, что ежегодные приросты объемов поставок в рамках тендеров и централизованных закупок более-менее постоянны и не подвержены большим колебаниям.

Разумеется, повышенный спрос на компьютерную технику, порождаемый предприятиями СМБ, станет мощным стимулом для развития отечественной ИТ-индустрии, но надо отметить, что жизнь поставщиков оборудования, игроков из канала сбыта и розничных продавцов едва ли будет легче. Одновременно с ростом спроса, а может быть, и опережая его, появятся новые участники рынка, что приведет к усилению конкуренции во всех нишах. Собственно говоря, уже сегодня мы чувствуем, что активность наших соперников возросла многократно. Поэтому можно прогнозировать, что следующий год пройдет под знаком борьбы всех со всеми.

К числу важных событий года уходящего стоит отнести слияния, альянсы и сделки по купле-продаже российских ИТ-компаний. Без сомнения, в результате этих действий сам ИТ-рынок и расстановка сил на нем претерпели некоторые изменения. Не исключено, что и в следующем году мы станем свидетелями подобных акций. Однако, как мне кажется, говорить о том, что наметилась тенденция к консолидации игроков и укрупнению бизнеса, пока преждевременно. Совершая такие сделки, компании решают текущие тактические задачи. Но эти действия не носят и в обозримом будущем не будут носить массовый характер, поскольку, на мой взгляд, на рынке еще не возникли объективные условия, подталкивающие компании к образованию альянсов. В этом пока нет особой необходимости и смысла.

Говоря о технологических и продуктовых тенденциях, хотел бы отметить увеличение доли ноутбуков по сравнению с настольными ПК. В некоторых наиболее развитых странах в этом году объемы продаж ноутбуков сравнялись с объемами продаж настольных компьютеров. В России спрос на блокнотные ПК растет гораздо быстрее, чем на настольные, но даже при самом оптимистичном прогнозе, согласно которому в нашей стране в следующем году объем продаж ноутбуков увеличится на 50%, доля этих изделий все еще будет меньше доли настольных ПК.

Быстрыми темпами растут продажи проекторов, цифровых фотоаппаратов и карманных ПК (КПК). И нет признаков, указывающих на то, что эта тенденция не сохранится и в следующем году. Однако у рынка проекторов есть одна особенность — практически все производство оптических устройств контролируется японскими изготовителями, и в ближайшее время китайские или корейские вендоры вряд ли смогут потеснить своих конкурентов, а следовательно, резкого снижения цен на эту продукцию не произойдет.

Ведущие поставщики проекторов планомерно уменьшают их стоимость, сегодня можно купить неплохой аппарат по цене менее 1000 долл., но взрыва продаж я не предвижу. Наука пока не может предложить новых революционных технологий, способных в разы уменьшить размеры устройств или их себестоимость.

Рынок цифровых фотоаппаратов также в немалой степени контролируется японскими компаниями. Правда, здесь большую долю удалось отвоевать вендорам из других стран.

Технологии продолжают развиваться, и мы ясно видим тенденцию к обновлению модельных рядов, повышению технических характеристик фотоаппаратов при сохранении средней цены устройств в каждой нише. Так, в недалеком будущем со сцены уйдут двухмегапиксельные камеры, их место займут трехмегапиксельные, но стоить они будут примерно столько же, сколько сегодня стоят двухмегапиксельные.

Все чаще слышны голоса, что характеристики цифровых фотоаппаратов уже начинают превышать потребности массового потребителя. Есть камеры с числом пикселов более 5 млн., но будут ли они пользоваться широким спросом, сегодня трудно сказать.

Неоднозначна ситуация и на рынке КПК. Существует несколько вариантов развития этих изделий. Мне кажется, что в процессе эволюции они превратятся в коммуникаторы с широким набором функций и возможностью использовать практически все технологии связи — GSM, GPRS, Wi-Fi и др. Во всяком случае, мы будем совершенствовать нашу продукцию именно в этом направлении. Думаю, что КПК без коммуникационных возможностей не имеют больших перспектив, поскольку круг их пользователей будет весьма ограничен. Эти устройства дешевыми не назовешь, к тому же человек должен иметь определенную квалификацию.

Некоторые производители из Юго-Восточной Азии делали громкие заявления о том, что скоро выпустят КПК, стоимость которого будет много ниже, чем у существующих моделей, но пока мы не видим радикального уменьшения цен.

Своим чередом идет замена ЭЛТ-мониторов на ЖК-устройства, причем темпы обновления парка мониторов выше, чем компьютеров. Заметная доля продаж ЖК-мониторов приходится на корпоративный рынок.

В числе важнейших мировых тенденций, оказавших большое влияние на развитие ИТ-индустрии, в том числе и в нашей стране, я бы назвал повсеместное внедрение беспроводных решений. Например, существует план, по которому через год вся территория Швейцарии будет покрыта сетями Wi-Fi.

Интерес к беспроводным технологиям стимулировал рост продаж ноутбуков и скоро увеличит объемы сбыта КПК. Теперь любой сотрудник может не только легко передвигаться в пределах офиса, постоянно имея при себе ноутбук или КПК со всеми данными и документами, но и во время командировки или отпуска не чувствовать себя оторванным от рабочего места.

Беспроводные технологии будут играть роль локомотива ИТ-отрасли во всем мире в течение многих лет.

Другая заметная мировая тенденция — усиление влияния корейской индустрии. Мы почувствовали сильное давление со стороны корейских конкурентов в сегменте ноутбуков, а в будущем в масштабах всего мирового ИТ-рынка произойдет серьезный передел сфер влияния.

Замечу также, что о своем намерении осваивать российский рынок заявили некоторые крупнейшие мировые поставщики электроники — в будущем году они собираются открыть заводы в нашей стране.

Но российским поставщикам не стоит опасаться за свой бизнес. Во-первых, потенциал нашего внутреннего рынка очень велик, а во-вторых, есть возможность для экспансии в страны ближнего зарубежья и Центральной и Восточной Европы. Сегодня крупнейшие зарубежные поставщики комплектующих готовы поддерживать и развивать российских производителей — их не очень-то устраивает перспектива остаться один на один с такими гигантами, как Hewlett-Packard, IBM и Dell, им нужны локальные партнеры.

В заключение хочу подчеркнуть, что в нынешнем году рынок вырос сильнее наших ожиданий и на будущий год прогнозы также хорошие. Но весь рынок охватить невозможно, и поэтому пришло время определиться, сделать выбор и работать в тех нишах, которые вам наиболее интересны.


Версия для печати (без изображений)