Если трактовать ИТ не в узком смысле — как компьютеры и сети, а более широко — как системы управления информацией, системы поддержки принятия решений и управления, то провести «водораздел» между ИТ и консалтингом почти невозможно.

Действительно, оглядываясь на последние десятилетия, можно увидеть две параллельные тенденции.

С одной стороны, многие ведущие компьютерные компании в ходе своего развития двигались от разработки и производства оборудования в сторону услуг, в частности консалтинга. Взять хотя бы IBM, которая начинала с производства больших универсальных компьютеров, затем взялась за разработку программных продуктов для них, а потом пришло понимание того, что простое сочетание компьютеров и ПО недостаточно для решения бизнес-проблем, стоящих перед пользователями.

Поэтому со временем некоторые ИТ-фирмы сделали следующий шаг — начали оказывать услуги в области автоматизации бизнес-процессов, их реинжиринга, внедрения бизнес-приложений и даже стратегического консалтинга. Наверное, не случайно крупнейшей в мире организацией по объему оказываемых услуг является подразделение IBM Global Services.

С другой стороны, наблюдается и встречная тенденция. Консалтинговые компании, которые первоначально занимались только бизнес-консалтингом, причем преимущественно вопросами стратегического характера, постепенно спускались на более конкретный уровень — реинжиниринга бизнес-процессов. А поскольку часть их рекомендаций сводилась к тому, что для повышения эффективности бизнеса надо заниматься автоматизацией бизнес-процессов, внедрять ИТ, то со временем они стали сами предлагать услуги по выбору и внедрению бизнес-приложений, создавая собственные ИТ-подразделения.

Очевидно, что конкуренция, снижение маржи и стремление к расширению бизнеса вынуждают компании развивать бизнес, в том числе и по вертикали.

Не остается в стороне от этой тенденции и российский ИТ-рынок. Речь идет прежде всего о крупных системных интеграторах. Естественно, без определенной «российской специфики» здесь не обходится.

Прежде всего отметим, что большинство ведущих системных интеграторов в нашей стране, в отличие от крупных западных ИТ-компаний, начинали в свое время как поставщики импортного оборудования. Поскольку тогда не было конкурентоспособных отечественных производителей компьютерной техники, пионерами продвижения современных ИТ у нас стали дистрибьюторы.

Отечественные компании, занимающиеся системной интеграцией, «воспитаны» на поставках оборудования, и эти поставки по-прежнему остаются ядром их бизнеса. В то же время для консалтинговых компаний, оказывающих услуги в области ИТ, бизнес на поставках оборудования — дело второстепенное.

Вторая особенность: бизнес в России находится на значительно более низкой стадии развития, чем на Западе. До тех пор пока экономика и предприятия развивались в основном экстенсивно, повышение эффективности не являлось императивом для менеджмента. Поэтому еще несколько лет назад консалтинговые услуги были востребованы лишь узким кругом заказчиков от нескольких крупнейших западных консалтинговых компаний. В то время для отечественных компаний предлагать свои консалтинговые услуги было бы бессмысленно, и претендовать на статус консалтинговых они не могли.

Термин «системная интеграция» в разное время трактовался по-разному и, по моему мнению, остается не очень понятным. Системная интеграция может выполняться на разных уровнях — компания Gartner Research называет их уровнем платформы (инфраструктуры), уровнем бизнес-приложений, уровнем бизнес-процессов. Самые крупные системные интеграторы работают на всех трех уровнях.

Очевидно, что и консалтинг бывает разным. Можно, например, рассказывать покупателю ПК, как их надо использовать. А можно объяснить ему, как наладить в компании систему бюджетирования, а заодно и порекомендовать внедрить соответствующее ПО и даже помочь в этом. Поэтому в первом приближении можно говорить о двух видах консалтинга — ИТ-консалтинге и бизнес-консалтинге.

Для меня ИТ-консалтинг является частью системной интеграции. Даже работая только на уровне инфраструктуры, интегратор продает услуги консалтинга в ИТ.

По сути, без консалтинговой составляющей невозможно осуществить проект ни в области АСУ ТП, ни по автоматизации финансово-бухгалтерской деятельности, ни по сопровождению таких программных систем, как «Галактика», Oracle Financial Applications и т. п.

Любого рода консалтинговый проект — это накопление знаний, ноу-хау внутри компании. В силу многих причин (некорректное управление проектом, изменение требований, внешних или внутренних условий в ходе реализации проекта и др.) эти знания нередко теряются, хотя на их приобретение затрачивается немало средств и времени. Поэтому, на мой взгляд, в крупных ИТ-компаниях должна быть сформирована структура, отвечающая за управление проектами и внутренний консалтинг.

Оказывая услуги в области ИТ-консалтинга, интеграторы постепенно движутся в направлении бизнес-консалтинга. Ведь заказчикам, особенно крупным, ИТ-решения сами по себе сейчас не нужны, им необходимы результаты, необходимо повышение эффективности бизнеса. И чтобы продать им ИТ, продать свои услуги, с ними нужно говорить на языке их бизнеса. Иначе говоря, сначала надо продать идею: вы сможете повысить эффективность вашего бизнеса с помощью таких-то ИТ, которые реализуют определенные принципы определенным образом.

Одна из очень перспективных возможностей для системных интеграторов — выход на уровень аутсорсинга бизнес-процессов, т. е. передачи отдельных бизнес-процессов и бизнеса компании в целом в управление сторонней организации. И эти услуги будут востребованы в ближайшем будущем.

При этом возникает несколько вопросов. Например, где будут границы консалтинговой деятельности ИТ-компаний? Будут ли они по-прежнему заниматься интеграцией — строить инфраструктуру, внедрять отдельные приложения, иначе говоря, «работать руками»?

Чтобы ответить на них, нужно обратить внимание на другое важное явление последних лет — развитие аутсорсинга. Ведь наряду с тенденцией к универсализации бизнеса — по этому пути пойдут преимущественно крупные интеграторы — сохранится и другая тенденция — специализация бизнеса, которая позволяет небольшим и средним компаниям повысить свою эффективность за счет сокращения издержек.

Для выполнения отдельных видов работ крупные компании будут нанимать специализированные, нишевые компании. Наверное, такие компании будут менее устойчивы, чем крупные игроки, их «жизнь» может быть короче, поскольку их судьба в значительной степени зависит от умения быстро осваивать новые технологии и быстро адаптироваться к изменениям условий на рынке. Но на услуги специализированных компаний всегда будет спрос.

На мой взгляд, самое неустойчивое положение — посередине, когда компании пытаются все делать сами, при этом проигрывая специализированным компаниям в эффективности и не имея возможности сконцентрировать ресурсы для продвижения «вверх» — к консалтингу. К сожалению, многие российские ИТ-компании сейчас находятся именно в этом состоянии.

Движение серьезных ИТ-компаний в сторону консалтинга, в том числе бизнес-консалтинга, можно считать исторически обусловленным, но, конечно, выход в этот сегмент — это принципиальное решение их руководителей, которые, естественно, действуют в условиях ограничений. Бизнес объективно стремится в те области, где выше прибыльность, и понятно, что в консалтинге она выше, чем, например, в дистрибуции, сетевой интеграции и т. д.

Разумеется, консалтинг — это «судьба» не всех системных интеграторов. Каждая компания выбирает свой путь. Поэтому я бы сказал так: тенденция общая, но, как именно она скажется на той или компании, предугадать нельзя. Если говорить о наиболее крупных компаниях, то они в той или иной степени в этом направлении идут.

Для компании «Сибинтек» — это продуманное решение.

То, насколько быстро и успешно отечественные ИТ-компании будут двигаться в сторону консалтинга, в значительной степени зависит от состояния экономики страны. Причем речь идет не только о темпах роста, но и о наличии рыночной конкуренции.

Сейчас, когда эффективность бизнеса выходит на первый план, интерес к консалтингу и спрос на консалтинговые услуги растут. В этой связи я бы отметил еще два важных фактора, которые могут оказать существенное влияние на этот рынок. Во-первых, активный выход российских предприятий на внешние рынки, где им придется конкурировать с сильными и эффективными зарубежными соперниками. Во-вторых, приход на отечественный рынок крупных международных компаний, которые, привнося свою культуру управления, могут стать катализаторами совершенствования корпоративного управления, в том числе применения современных ИТ на российских предприятиях.


Версия для печати (без изображений)