Ровно год назад в спецвыпуске CRN/RE «Тенденции и перспективы 2003» мы рассказали о результатах нашего исследования российского рынка ИТ-услуг и аутсорсинга, проведенного в начале 2002 г. В той статье речь шла о прогнозах относительно развития этого сегмента ИТ-рынка, а также об используемых нами подходах к анализу рынка.

В настоящей статье, помимо изложения других материалов, мы вновь рассматриваем вопросы методологии оценки рынка системной интеграции, так как многочисленные оценки объема этого рынка порой сильно разнятся.

Представленная здесь информация базируется на результатах нашего последнего исследования «Российский рынок системной интеграции, 2003», которое мы провели в I квартале этого года.

Все зависит от ракурса

Еще на подготовительной стадии исследования мы задались целью проанализировать, что же скрывается за оценками рынка системной интеграции, которые мы так часто встречаем. Не то чтобы этот вопрос сильно интересовал самих системных интеграторов (не говоря уже о конечных пользователях), с которыми мы обсуждали структуру и основные вопросы исследования. Нам самим хотелось понять (раз уж мы претендуем на объективность), чем наши оценки принципиально отличаются от оценок других аналитических компаний, чтобы это можно было внятно объяснить читателям нашего отчета.

С этой целью мы впервые включили в состав участников исследования как конечных пользователей, так и поставщиков услуг.

Мы попросили 10 крупных системных интеграторов, которые согласились принять участие в исследовании, оценить объем российского рынка системной интеграции в 2002 г.

Полученные результаты отличались значительным разбросом оценок — от 800 млн. до 2,5 млрд. долл. Проанализировав эти данные, а также ряд других материалов, мы оценили объем российского рынка системной интеграции в 2002 г. в 1,1—1,2 млрд. долл. при темпе роста 20—25%. Отметим, что в этот объем входит как стоимость «чистых» услуг, так и стоимость оборудования и ПО, поставленных в рамках проектов.

Большинство данных об объеме рынка системной интеграции, которые встречаются в открытых источниках, базируются на анализе оценок, сделанных игроками рынка, и/или их оборотов.

Попробуем «углубить» и проанализировать эту оценку. В какой степени она отражает реальный объем продуктов и услуг, поставленных в рамках проектов системной интеграции российскими поставщиками. То есть «системная интеграция», в том смысле, как этот термин понимается в России, — это синтезированное понятие, которое может быть использовано только само по себе. Было бы неправильно использовать его при оценке составляющих сегментов ИТ-рынка, наряду с рынком «железа» и программного обеспечения, так как в системной интеграции есть доля и того и другого.

Таким образом, реально оценивать в качестве составного элемента ИТ-рынка можно только «чистые» ИТ-услуги. «Так в чем же сложность», — скажет читатель, — уберите из оценки рынка системной интеграции объем проектных поставок «железа» и ПО и получите рынок чистых ИТ-услуг». Но, как говорится, это было бы просто, если не было бы так сложно.

У крупных системных интеграторов доля проектных поставок в обороте в среднем составляет 45—50%.

Но даже среди них есть компании, у которых доля проектных поставок составляет 60—70% оборота. У менее крупных системных интеграторов доля проектных поставок может достигать 80—90% оборота.

В среднем же, по нашим оценкам, доля проектных поставок аппаратного обеспечения и ПО в структуре рынка системной интеграции составляет порядка 60—70%.

Но и полученные оценки доли «чистых» ИТ-услуг — в 30—40% рынка системной интеграции не в полной мере отражают объем рынка ИТ-услуг, так как системные интеграторы не единственные игроки на этом рынке и, более того, не абсолютные монополисты.

Значительную долю рынка ИТ-услуг занимают поставщики аппаратного и программного обеспечения, оказывающие услуги поддержки, а также множество средних и малых поставщиков сервисных услуг.

Таким образом, оценивать объем рынка ИТ-услуг только на основании анализа информации от системных интеграторов не вполне корректно.

Поэтому с 2001 г. для оценки объема и структуры рынка ИТ-услуг Market-Visio применяет классификацию компании Gartner. Отличия этого метода от описанного выше заключаются в следующем:

  • для оценки объема и структуры рынка используется информация, полученная от конечных пользователей (предприятий, приобретающих внешние ИТ-услуги);
  • рынок ИТ-услуг оценивается только по «чистым» услугам, не включая поставки;
  • сам термин «ИТ-услуги» подразумевает не только услуги, приобретаемые у системных интеграторов, но и все возможные ИТ-услуги, приобретаемые предприятиями.

По классификации Gartner к внешним ИТ-услугам относят следующие:

  • Услуги по поддержке:
  • услуги по поддержке и сопровождению аппаратного обеспечения;
  • услуги по поддержке и сопровождению ПО.
  • Профессиональные услуги:
  • консалтинговые услуги;
  • услуги по разработке и интеграции;
  • услуги по обучению;
  • услуги по управлению ИТ;
  • услуги по управлению бизнес-процессами и транзакциями средствами ИТ.

По нашим оценкам, объем российского рынка ИТ-услуг составил в 2002 г. порядка 500—600 млн. долл., темпы роста этого рынка в ближайшие два года составят около 30%.

Отметим, что рынок ИТ-услуг растет быстрее, чем рынок системной интеграции. Это связано с высокой долей аппаратного обеспечения в структуре последнего, а темпы роста корпоративного рынка «железа» значительно ниже, чем рынка сервиса.

Таким образом, следует подчеркнуть: рынок ИТ-услуг и рынок системной интеграции — не одно и то же. ИТ-услуги являются составной частью рынка ИТ и анализируются наравне с другими сегментами рынка — аппаратным обеспечением, ПО и т. д. Термин «системная интеграция» относится к рынку продуктов и услуг, поставляемых определенной категорией компаний — системными интеграторами. Однако такое понимание этого термина существует в основном только в России. Gartner, например, понимает под системной интеграцией категорию «разработка/интеграция», которая является составной частью рынка ИТ-услуг.

Несмотря на популярность, термин «системная интеграция» сейчас становится менее актуальным. Многие крупные поставщики ИТ-услуг (например, IBS и TopS BI) сейчас пытаются изменить свое позиционирование и выступают в качестве поставщиков решений для бизнеса. Ярлык «системный интегратор» сильно сужает профиль деятельности многих поставщиков ИТ-услуг в глазах потенциальных заказчиков, особенно в наиболее динамичных сейчас сферах ИТ-консалтинга и бизнес-консалтинга.

Спрос на решения

Начиная исследование в регионах, мы не предполагали, что за пределами Центрального и Северо-Западного регионов будет так сложно найти предприятия, которые в 2002 г. привлекали для реализации проекта системной интеграции внешнего поставщика. В Москве осуществляли такие проекты почти 40% опрошенных нами крупных предприятий, в Санкт-Петербурге — около 20%. В регионах же, по нашим данным, только 5% предприятий среднего или крупного бизнеса осуществляли ИТ-проект и согласились предоставить информацию о нем.

Несмотря на то что сейчас «в моде» комплексные решения для автоматизации бизнеса, большинство предприятий все же ориентированы на решение частных, конкретных задач.

Более половины предприятий, осуществлявших проект в области системной интеграции в 2002 г., внедряли приложения для автоматизации отдельных бизнес-процессов. На втором и третьем местах по популярности проекты по внедрению отечественных и зарубежных систем ERP.

Решения в области электронного бизнеса — аутсайдеры по степени распространенности.

Это еще раз подтверждает тот факт, что бум «доткомов» — дело рук биржевых спекулянтов, он не отвечал реальным потребностям предприятий.

Интересно, что сравнительно много предприятий, осуществлявших проекты в 2002 г., планируют приступить в 2003—2004 гг. к интеграции имеющихся приложений. Кстати, вред «зоопарка» приложений сильно преувеличен (в основном поставщиками комплексных систем). Несмотря на, казалось бы, очевидные преимущества комплексных решений, умеющие считать деньги ИТ-директора давно знают, что на многих крупных предприятиях (особенно добывающих и машиностроительных с АСУ ТП советских времен) стоимость перехода от множества используемых приложений к единой системе может, мягко говоря, пошатнуть их и без того не очень твердое финансовое положение. «Если я попытаюсь заменить АСУ ТП предприятия на современное комплексное решение, то замена только 486-х компьютеров, на которых они, кстати говоря, вполне исправно работают, увеличит минимум в два раза стоимость проекта по внедрению», — сказал нам ИТ-директор крупнейшего российского металлургического холдинга. Лидер автомобильной индустрии «Форд» на заводах в Великобритании также имеет «зоопарк» приложений, которые неплохо между собой интегрированы. И так у многих крупных компаний. Не зря Gartner в последнее время активно агитирует ИТ-директоров считать стоимость каждого перехода с имеющейся системы на новую. Эта тема сейчас актуальна в свете растущей популярности Linux в качестве альтернативы MS Windows.

Всем участникам нашего исследования мы предложили указать, какие именно бизнес-процессы были автоматизированы в рамках проекта в 2002 г.

Как и ожидалось, автоматизация бухгалтерии и финансов — обязательная часть почти всех проектов по автоматизации бизнес-процессов. Большинство остальных функций примерно одинаково популярны.

Значительно более интересны планы этих предприятий на 2003—2004 гг., так как почти 1/3 из них намерены внедрять системы планирования/бюджетирования.

Что касается предприятий, которые в 2002 г. не осуществляли проекты по системной интеграции, но планировали их в 2003 г., то наиболее распространенными будут проекты по автоматизации бухгалтерии/финансов, управления складами/запасами и документооборота. Планирование/бюджетирование, кстати, намерены автоматизировать немногим менее половины предприятий.

А вот средства электронной коммерции по-прежнему наименее востребованы. Чаще всего это направление развивают предприятия торговли и телекоммуникаций.

Затрагивая популярную сейчас тему аутсорсинга в области поддержки ИС, можно отметить некоторые положительные тенденции. Так, если доля предприятий, осуществлявших проект системной интеграции в 2002 г. (а почти 80% начали проект до 2002 г.) и передавших поддержку своей ИС интегратору, составляет чуть более 20%, то среди планирующих проект в 2003 г. доля предприятий, намеренных прибегнуть к аутсорсингу, составляет уже более 40%.

Мнение заказчика о проекте и что по этому поводу думают поставщики

Наверное, всем понятно, почему представители предприятий так мало открыто высказываются о том, что наболело у них при работе с поставщиками ИТ-услуг. Чаще можно встретить вполне позитивный доклад о проекте из разряда best practice, с которым выступает ИТ-директор, приглашенный самим поставщиком.

В наших исследованиях мы часто пытаемся сравнить мнения поставщиков и заказчиков по одним и тем же вопросам, в частности о факторах выбора поставщика: что действительно важно для заказчика и что по этому поводу думают сами поставщики. Мы опрашиваем тех и других по отдельности, поэтому каждый может сказать все, что думает.

В последнем нашем исследовании мы задали и заказчикам, и поставщикам один провокационный вопрос: «Какие трудности возникали в ходе реализации проекта на предприятии?».

Понятно, что представители предприятий чаще всего не хотели говорить нам о своих проблемах, поэтому средние оценки для них значительно меньше, чем для поставщиков. Тем не менее эти данные отражают определенный «рейтинг» проблем.

И предприятия, и поставщики ИТ-услуг согласны, что наиболее важная проблема в ходе реализации проекта — это реорганизация бизнес-процессов на предприятии. Далее предприятия чаще жалуются на перерасход бюджетов и несоблюдение сроков проекта, тогда как поставщики в основном сетуют на нечеткое понимание целей и задач проекта руководством предприятия.

Тут явно просматривается желание заказчика и поставщика переложить ответственность друг на друга. Но если поставщики будут позиционировать себя как поставщиков бизнес-решений, то ссылка на нечеткое понимание целей и задач проекта руководством предприятий больше не пройдет. Задача консультантов и состоит в том, чтобы помочь заказчику четко осознать, что именно нужно предприятию и какими средствами этого можно достичь.

В заключение хотелось бы поблагодарить компании, принявшие участие в нашем проекте: «Инфосистемы Джет», «Би-Эй-Си», R-Style Group, НЭТА, «Аквариус Консалтинг», IBS, «Информационно-вычислительные системы», «УСП КомпьюЛинк», КРОК и «Микротест».

Сейчас уже очевидны тенденции к консолидации рынка ИТ и интерес инвесторов (в том числе и зарубежных) к российским поставщикам. А как только придет время размещать акции на бирже, придется стать открытыми перед всеми.

Кстати, за рубежом сейчас наблюдается интересная тенденция: если раньше работа консультантов оплачивалась исходя из почасовой ставки (и заказчик часто переплачивал огромные деньги за не вполне понятную ему деятельность), то сейчас даже консалтинговые проекты компании пытаются «упаковать» и сделать более прозрачными для клиента.

База опроса

В рамках исследования проводился опрос предприятий различных сфер деятельности, которые в 2002 г. осуществляли проект системной интеграции силами стороннего поставщика услуг или планировали такой проект в 2003 г. Опрос проводился в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске. Всего было опрошено 109 респондентов, в качестве которых выступали руководители ИТ-подразделений, ИТ-директора или лица, ответственные за ИТ на предприятии. Кроме того, в исследовании приняли участие 10 крупных российских системных интеграторов.

Рынок микросхем на подъеме

По данным американской Ассоциации полупроводниковой промышленности (Semiconductor Industry Association, SIA), в мире отмечается стабильный рост спроса на ПК как со стороны корпоративных заказчиков, так и домашних пользователей, что стимулирует производство полупроводниковой продукции — объем ее продаж вырос в октябре этого года до 15,4 млрд. долл. Таким образом, показатели аналогичного периода 2002 г. превышены на 23%.

Аналитики особо подчеркивают, что текущей осенью был зарегистрирован самый высокий рост производства в мировой индустрии полупроводников за последние 13 лет. Главными потребителями этой продукции (в основном процессоров и модулей памяти) стали компании, выпускающие ПК и мобильные телефоны. Своими успехами производители полупроводников во многом обязаны Китаю — там число абонентов мобильной связи ежемесячно увеличивается примерно на 5 млн. человек. Однако следует отметить, что рост продаж микросхем зарегистрирован во всех странах мира. Как считают специалисты SIA, в следующем году рост производства полупроводниковых микросхем составит не менее 10%.

А эксперты компании STMicroelectronics, европейского производителя микрочипов, уверены, что подъем продлится не менее двух лет, причем в 2004 г. главным потребителем микросхем будут предприятия США, выпускающие ПК, а в 2005 г. — европейские компании, работающие на рынке телекоммуникаций. Ожидается, что первая половина следующего года будет довольно успешной, в III и IV кварталах возможно замедление бизнеса, но затем вновь последует его рост.

Cтоимость изделий останется на прежнем уровне или, в худшем случае, немного увеличится.


Версия для печати (без изображений)