Прошедший 2003 год некоторыми исследователями российского ИТ-рынка был признан «годом ноутбуков». По данным аналитической компании ITResearch, несмотря на то, что продажи этой техники составляют пока около 7% отечественного рынка компьютеров (в состав которого помимо портативных устройств принято относить ПК и серверы), сегмент показывает феноменальную динамику роста. За последний год продажи ноутбуков практически всех производителей выросли на 100%. И это в условиях снижения темпов роста всего российского компьютерного рынка!

«Практически все игроки знали, что в этом году продажи вырастут, — комментирует Елена Жуплатова, вице-президент по развитию бизнеса компании Rover Computers. — Предпосылки были хорошо видны. Правда, производители рассчитывали на определенную скорость развития рынка, и предугадать заранее, что к концу года мы увеличим продажи не на 40% (как закладывалось изначально), а почти на 100%, было довольно сложно». По словам Михаила Резникова, менеджера по продукции Atlantic Computers, в компании начали задумываться над корректировками планов производства, когда в конце II квартала вместо привычного сезонного «провала» почувствовали рост.

Большинство вендоров окончательно признали «ошибку» только в начале осени, а следовало бы гораздо раньше. Ведь в подобной ситуации для каждого производителя есть не только явные плюсы, но и минусы. Так, по словам Александра Панько, руководителя отдела маркетинга «НКА-Групп», проблемы, вызванные взрывным ростом продаж, вендор ощутил уже «по факту», когда складские запасы продукции растаяли, а партнеры стали выстраиваться в очереди.

Что же произошло? Почему стал возможен подобный рост продаж?

По мнению вендоров, в этом году на рынке произошел некий качественный скачок, поскольку все действующие тенденции привели к эффекту резонанса.

«Нельзя назвать только одну причину, — считает Елена Жуплатова. — Такое развитие рынка — это целый комплекс объективных и субъективных факторов, которые в совокупности к осени по спирали быстро разогнали процесс».

Пожалуй, одна из самых весомых причин — повышение в последнее время уровня жизни населения в России. На фоне несомненной политической и экономической стабильности это позволяет не только откладывать средства на «черный день», но и тратить их, в том числе и на компьютерную технику.

Кроме того, практически все производители, как российские, так и зарубежные, в начале осени «сыграли в цены». Кто-то просто снизил их для конечных покупателей, кто-то провел маркетинговые акции, но так или иначе «ценовые ходы» сделали все, и рынок не мог не откликнуться. В сочетании с повышением уровня доходов населения эти шаги сделали ноутбуки заметно более доступными.

«Цены на портативную технику и доходы населения сейчас в большей степени, чем когда-либо ранее, соответствуют друг другу, — считает Владимир Колин, менеджер по маркетингу компании Fujitsu Siemens Computers. — Это и привело к бурному росту рынка. Похожую ситуацию можно было недавно наблюдать и в сегменте мобильных телефонов».

Подтверждает эту оценку и тот факт, что, по данным вендоров, сейчас большинство ноутбуков продается в розницу. Хитами продаж в этом сезоне стали представители трех семейств ноутбуков: модели, приходящие на смену настольным ПК; самые дешевые машины, относящиеся к экономклассу; практически самые дорогие модели — компактные, легкие и быстрые. И хотя эту технику покупают совершенно разные категории клиентов (первые приобретаются чаще всего частными пользователями для домашнего применения; самые дешевые модели приобретаются для менеджеров среднего уровня, а самые дорогие предпочитает высшее руководство компаний), представители вендоров считают, что в настоящее время рынок ноутбуков в России — практически целиком розничный.

«Я считаю, что этот рынок все еще не повзрослел, как, например, сегмент настольных систем с четким разделением на розничные и корпоративные продажи, — объясняет Владимир Колин. — Нам же пока приходится смешивать эти два вида продаж».

Действительно, корпоративный рынок по отношению к ноутбукам пока ведет себя примерно так же, как розничный: он еще не дорос до массовой закупки портативных устройств под штатные рабочие места, а не под персоналии. В отличие от западных стран, где приобретение ноутбуков даже на небольших предприятиях нередко регламентируется корпоративными стандартами, российские фирмы, если и принимают у себя таковые, то очень легко соглашаются на их изменения.

«Пока мобильных устройств для делового применения покупают не так много, как настольных систем, контракты на поставку которых исчисляются тысячами единиц», — считает Колин. Например, в уходящем году был объявлен всего один крупный тендер на поставку полутора тысяч ноутбуков. Поэтому продажи ноутбуков носят преимущественно «единичный» характер — очень удачной считается сделка от 100 машин.

В этом году вендоры почувствовали интерес к ноутбукам как к товару и со стороны дистрибьюторов. Практически впервые в нашей стране одним из лидеров продаж портативной техники стал именно этот канал.

Кроме того, осенью 2003 г. в роли продавцов ноутбуков удачно выступили и розничные сети магазинов по продаже бытовой техники и электроники. «Эти компании давно пытались продавать портативную технику, но долгое время делали это не очень эффективно, — рассказывает Елена Жуплатова. — Практически у каждого производителя были к ним претензии. Но осенью продажи через этот канал выросли в разы».

По наблюдениям вендоров, розничные сети, почувствовав «вкус денег, приносимых этим товаром», стали более гибко подходить к формированию цен на ноутбуки. Александр Панько считает, что существенную роль сыграли маркетинговые программы для конечных пользователей, проводимые совместно вендором и розничными сетями.

«Помимо прямого увеличения объемов продаж, эти шаги имели и косвенный результат: они показали покупателям, что ноутбуки доступны, их можно приобрести не только в специализированной компании или на компьютерном рынке, а в обычном магазине как бытовую технику».

Именно в этом году ноутбуки по сути перешли в класс потребительских товаров. При этом, как отмечают вендоры, ноутбуки становятся потребительским товаром гораздо быстрее, чем это в свое время происходило с ПК. «Я помню, сколько сил тогда тратили Intel совместно с производителями настольных ПК, объясняя потребителям, что компьютеры надо покупать домой, — рассказывает Елена Жуплатова. — Сейчас же, даже при отсутствии такой пропаганды, ноутбук становится для потребителя очень приятным, удобным и желанным продуктом. И происходит это гораздо быстрее, чем в случае с ПК».

В новой ситуации производителям и продавцам наряду с явным приобретением — в виде большой потребительской аудитории приходится сталкиваться и с некоторыми проблемами. «Работая на корпоративном рынке, мы четко знаем, чего нам ожидать: сезонности, личностного фактора, давления со стороны властных структур и пр., — объясняет Елена Жуплатова. — Потребительский рынок совсем другой. Здесь иные виды конкуренции — с другими бытовыми устройствами, конкуренция за бюджет частного лица».

Вендоры считают, что осенний бум может сыграть и отрицательную роль. Слава растущего и прибыльного рынка заставит активизироваться новых игроков, что может привести к ценовым войнам, падению маржи и перераспределению сил.

В 2003 г. на рынке уже появились новые вендоры, которые вошли сразу в два сегмента. Именитые корейские производители предложили компактные и дорогие модели, а наши российские — технику экономкласса. «Надо отметить, что российские компании смогли очень хорошо показать, что цена имеет значение», — считает Владимир Колин.

Поэтому, скорее всего, ценовые войны между производителями будут продолжаться, хотя ни средняя, ни нижняя цена на ноутбуки уже не будет опускаться с такой скоростью, как это было еще год-полтора назад. «Раньше каждые полгода цена сильно падала, — рассказывает Елена Жуплатова. — Теперь же никто из игроков не станет через полгода предлагать машину за 500 или 400 долл. Потому что в этом случае просто невозможно заработать».

Появление новых отечественных игроков, даже с достаточно дешевыми моделями, не стало для старожилов «смертельным».

А вот выход компаний LG и Samsung в сегмент дорогих моделей заставил остальных игроков задуматься о возможном перераспределении сил на рынке. Выход на рынок ноутбуков в сегменте hi-end — это очень сильный ход с точки зрения имиджа, а вот для реального увеличения объемов продаж нужна техника экономкласса. По мнению ряда отечественных компаний, определяющим станет первое полугодие 2004 г. «Если за это время они смогут представить удачные модели этого класса, то нам придется задуматься о том, как дальше вести себя на рынке», — считает Елена Жуплатова.

В одном игроки со стажем уверены точно — недооценивать «новичков» нельзя: это очень известные компании, которые хотят и умеют влиять на умы конечных пользователей. С другой стороны, возникший в связи с просчетами вендоров дефицит ноутбуков ясно показал, что у покупателей пока нет четкого отношения к торговым маркам. Этой осенью портативная техника покупалась с явным безразличием к маркам: клиенты легко «переключались» с одной на другую.

На рынке сложилась ситуация (в том числе и по названной только что причине), благоприятная для появления новых игроков. Но пока назвать их трудно. Некоторые компании делали заявления о продвижении собственной марки портативных устройств, но дальше заявлений дело не пошло.

Серьезная борьба за потребителя, по мнению действующих игроков, может разгореться, только если процесс производства ноутбуков перестанет «быть искусством» и станет доступным для мелких российских сборщиков. Тогда нынешним производителям придется очень серьезно задуматься... Только тогда станет понятно, есть ли на этом рынке реальные брэнды, чем они различаются и в чем превосходят дешевые ноутбуки, собранные «на коленках». Можно предположить, что ситуация будет схожей с рынком ПК, на котором живут и безымянные сборщики, и мировые брэнды, и российские марки. Но полной аналогии не будет — большинство отечественных настольных ПК уходит в корпоративный сектор, в то время как ноутбуки пока продаются в основном в розницу.

Но в ближайший год, по оценкам участников рынка, появление большого числа новых игроков не грозит. Пока этот бизнес достаточно сложен: нет единого стандарта, надо хорошо понимать рынок, надо иметь хорошие отношения с поставщиками, необходимы большие оборотные средства, чтобы закупать то, что надо, а не то, что продают. При входе на рынок российскому сборщику придется играть не только рекламой, но и адекватной ценой. Но сразу заработать имидж хорошей качественной марки и продавать только за счет этого практически невозможно.

Есть только один способ резкого снижения порога «вхождения» на рынок для новых компаний — создание «платформы», подобной той, которую некоторое время назад Intel предложила для серверов. «Как только появляется платформа, играть становится намного легче, и тут же появляются новые производители», — объясняет Григорий Низовский, коммерческий директор по работе с партнерами компании Acer.

Кстати, стоит отметить, что одна из новинок Intel — технология Centrino, представленная в этом году, вызвала у производителей ноутбуков неоднозначную реакцию. С одной стороны, совместные рекламные усилия, потраченные на ее популяризацию, дали определенный результат. Покупатели стали более «просвещенными» и, приходя в магазины за стильными тонкими ноутбуками, задают гораздо меньше вопросов. И все же вендоры считают: большая часть усилий пропала даром, так как были расставлены неверные акценты (основное внимание уделяется возможности беспроводного выхода в Интернет). По их данным, покупателей ноутбуков на основе Centrino могло бы быть гораздо больше, если бы в нашей стране существовала должная инфраструктура, прежде всего, большое число пунктов беспроводного доступа. Остальные же преимущества, которые предполагает новая технология, рекламируются не так широко.

И все же производители ноутбуков смотрят в ближайшее будущее с оптимизмом, считая, что этот рынок еще далек до насыщения, даже в столице. Скорее всего, в ближайшие три года при условии сохранения благоприятной экономической ситуации он будет устойчиво расти.

Правда, к количественным прогнозам они стали относиться осторожнее. «Самое главное — не строить иллюзий, — считает Владимир Колин. — Легкой жизни, как в 2003 г., уже не будет. Сейчас этот рынок по уровню маржи лучше многих других, и он действительно привлечет новых игроков, с которыми придется делить наш пирог».

В статье использованы материалы «круглого стола»,
проведенного редакцией CRN/RE


Версия для печати (без изображений)