Продвигая концепцию ERP, ИТ-компании подтолкнули клиентов к автоматизации бизнес-процессов. Теперь они пропагандируют идею детализации и специализации

Концепция ERP имела, помимо прочего, важную маркетинговую составляющую, напоминает Павел Плахотный, вице-президент компании «Сибинтек» по развитию бизнеса. Не сговариваясь, ИТ-компании, ратуя за концепцию ERP, внушали своим клиентам более серьезное отношение к автоматизации бизнес-процессов, пропагандировали комплексный подход и вводили моду на внедрение систем управления предприятием. Сегодня эти идеи на рынке уже прижились. Как говорит Игорь Леляков, генеральный директор компании «ПрограммЛайн», заказчики теперь находятся под мощным давлением сформированного общественного мнения: ERP — это престижно, это лучшие практики, это правильно, серьезно, технологично.

Говорить о том, что бум внедрения ERP-систем на российских рынках уже прошел, рано, вряд ли он закончится и в обозримом будущем. Пока эти системы используются ничтожно малым числом предприятий, а полномасштабного внедрения, как утверждают российские поставщики, пока нет вовсе. «Эпоха ERP у нас еще не наступила, — говорит генеральный директор компании «Аквариус-Консалтинг» Алмаз Рахматуллин. — Скорее, стало приходить понимание, что ERP — необходимый элемент ведения бизнеса, но не панацея от всех болезней».

Но в качестве маркетинговой идеи ERP в общем виде свое отжила. «Это как в общении с противоположным полом, — иллюстрирует этот тезис Павел Плахотный. — Чтобы не стать скучным, всегда нужно придумывать что-то новенькое. Чтобы интерес к автоматизации не пропал, ИТ-компании предлагают все новые и новые концепции автоматизации». Какая же маркетинговая идея сменит в ближайшее время идею ERP?

Аналитическая компания Gartner, придумавшая в свое время понятие ERP, утверждает, что эту концепцию на рынке сменит ERP II — аналогичная концепция, но на новом витке развития. Правда, пока еще она не до конца проработана, да и российские клиенты, как отмечают компании, специализирующиеся на внедрении систем управления предприятием, смещают свои акценты с комплексного внедрения на решение отдельных задач. Так что, скорее всего, до ERP II (а может быть, и вместо нее) на рынке появятся другие маркетинговые идеи, выдвинутые с целью оживить интерес предприятий к процессу автоматизации.

«Та же Gartner ищет точки, где ИТ-компании могут приложить свои силы, куда направить энергию, где лучше всего предлагать свои услуги, — говорит Павел Плахотный. — Изменение концепции — это, прежде всего, изменение фокуса нашего бизнеса».

ERP не умрет

ИТ-компании уже не рассматривают концепцию ERP как основной маркетинговый инструмент для продвижения идеи автоматизации бизнес-процессов. Сегодня клиента не заинтересовать просто внедрением ERP-системы, считает Андрей Краснопольский, директор по консалтингу Консультационной группы АТК. «Клиент стал намного образованнее и ставит задачи более конкретно, — поясняет он. — Теперь продаются прежде всего решения, а не просто набор модулей».

Против концепции ERP играет и накопленная масса негативного опыта по внедрению систем этого класса. Игорь Леляков обращает внимание на то, что внедрение ERP-систем обычно сталкивается с большими проблемами: «Чаще всего компании начинают с внедрения финансовых модулей, и уже на этом этапе возникают определенные трудности, а наиболее остро обстоит дело с производственными модулями».

Тем не менее компании, специализирующиеся на внедрении ERP-систем, уверены, что концепция эта будет востребована на рынке еще довольно долго, хотя точка зрения на системы этого класса изменится. Произойдет лишь переход к новому качественному уровню их внедрения, а клиенты будут тщательнее отбирать для этого команды, анализируя их отраслевой опыт.

Наталья Светушкова, директор отделения развития готовых решений IBS, считает, что сама маркетинговая идея ERP претерпела изменения вслед за спросом, сложившимся на рынке. «Теперь компании не хотят просто внедрения такой системы, а ищут решение, учитывающее их отраслевую специфику, а также легко интегрируемое в существующую ИС и с другими специфическими отраслевыми ИС, которые находятся на нижнем уровне», — поясняет она. IBS отвечает на эти запросы, предлагая преднастроенные отраслевые решения на базе SAP R/3.

Нина Новикова, директор департамента SAP-систем компании TopS BI, считает, что, рассматривая возможности ERP, следует обращать больше внимания не на «вертикальные» аспекты, а на «горизонтальные», т. е. на возможности оптимизации отношений предприятия с партнерами, поставщиками материалов и услуг, которые работают на тех же ERP-системах. По ее словам, российские предприятия возможности этих систем для оптимизации такого рода взаимодействий вообще не используют.
Павел Плахотный тоже верит в светлое будущее концепции ERP: «Будет еще вторая волна, ренессанс ERP-подхода».

Мыльный пузырь CRM

Пожалуй, вторая после ERP наиболее популярная сейчас на рынке аббревиатура — CRM. С приходом систем этого класса ИТ-компании надеялись раскрутить очередной виток автоматизации предприятий, тем более что внедрение CRM предполагало автоматизацию не финансовых подразделений, а отделов продаж, непосредственно приносящих прибыль. Сегодня на рынке сложилось мнение, что эта маркетинговая идея с треском провалилась. Много шума, никаких внедрений — так выглядят плоды концепции CRM. Представители большинства компаний, внедряющих системы управления предприятием, считают, что идея CRM была выдвинута на рынок несколько преждевременно.

Алмаз Рахматуллин полагает, что концепция CRM не стала популярной в России, поскольку многие компании пока не считают улучшение отношений с клиентами приоритетным направлением.

Владимир Соркин, директор департамента Microsoft-бизнес-приложений компании TopS BI, отмечает несколько иные аспекты проблемы продвижения CRM. «Если в компании нет понимания важности клиента и нет ориентации всех служб компании, внедрение любой CRM-системы обречено на неудачу. Но это только полбеды, — говорит он. — Многие компании не отдавали себе отчета, что предпосылкой ее внедрения является интеграция приложений. Пока у компании нет единого взгляда на клиента, пока информация о нем разбросана по разным службам, значительного эффекта от внедрения CRM добиться не удастся». Маркетинговый вброс идеи CRM был сделан раньше, чем рынок оказался готов к ней, считает Соркин. Тем не менее он уверен: время этой концепции еще придет.

Павел Плахотный отмечает рост интереса к таким решениям со стороны своих клиентов. Более того, он уверен, что идея CRM определенным образом сработала, поскольку способствовала изменению взгляда на внедрение системы, которое из вопроса ИТ превратилось в вопрос бизнеса. Концепция CRM, очевидно, способствовала появлению у ИТ-компаний нового класса клиентов, для которых внедрение ERP не является эффективным решением.

Аналитические системы

«После разговоров наступает этап эффективного использования ERP», — говорит Майк Горский, партнер компании «МАГ Консалтинг». По его мнению, компаниям еще предстоит научиться извлекать пользу от внедренных систем такого класса. Майк Горский считает, что ERP-система будет полноценно работать, когда ее возможности сможет использовать руководитель предприятия. Извлечь эту выгоду от внедрения системы позволяют, например, система класса BMP, внедренная «поверх» настроенной транзакционной системы. Наиболее крупные ERP-системы и сами обладают аналитическими модулями. Сегодня «МАГ Консалтинг» стремится привлечь внимание клиентов к аналитическому модулю SAP — SAP SEM. Облегчает принятие решения о внедрении этого модуля, по мнению Горского, тот факт, что большинство компаний приобрели его в составе стандартного пакета mySAP Business Suite.

Павел Плахотный считает, что аналитические системы очень важны, поскольку выводят задачи автоматизации на самый верхний уровень принятия решений в компании и обеспечивают комфортную работу руководителя, снабдив его полезной информацией. Однако он предупреждает, что внедрение аналитических систем может больно ударить по бизнесу компании, которая не готова к такому внедрению, где не налажен автоматический сбор информации на нижнем уровне, т. е. не внедрена та же самая ERP.

По мнению Андрея Краснопольского, аналитические системы, особенно ориентированные на бизнес-прогнозирование, будут востребованы лишь спустя некоторое время, поскольку компании еще не накопили достаточно данных для эффективной работы таких решений. Тем не менее о системах бизнес-аналитики много говорят уже сегодня. Не грозит ли этой концепции, обозначаемой часто английской аббревиатурой BI (Business Intelligence), судьба CRM?

Владимир Соркин не склонен осуждать преждевременность кампании по продвижению концепции BI. «Общаясь с клиентами, мы чувствуем рост интереса к этим системам, — говорит он. — Разговор об аналитических возможностях способен заинтересовать руководство компании в автоматизации вообще».

Дискретный подход

Концепция ERP предполагает максимально полный охват всех бизнес-процессов на предприятии. Почти все существующие на рынке ERP-системы включают сегодня и CRM-, и BI-модули, и многие другие подсистемы, предлагаемые также и другими поставщиками как самостоятельные решения. Тем не менее Андрей Краснопольский отмечает существование некоторых пробелов в структуре ERP-системы, мешающих использовать ее для решения всех поддающихся автоматизации задач.

«Стандартность ERP-систем приводит к тому, что мало каким компаниям они подходят полностью и без доработок», — говорит он.

Остающиеся «пробелы» дают возможность компаниям, специализирующимся на внедрении ИС, продолжить процесс автоматизации даже после внедрения ERP или сосредоточиться на автоматизации наиболее критичных участков.

Такие проблемы существуют, в частности, в области бюджетирования. Как правило, эти задачи решаются с использованием других специализированных программных продуктов и методик, интегрируемых с ERP-системой.

Другой пробел — системы документооборота. Процессы движения документов на предприятии некоторым образом отслеживаются и в рамках ERP-системы, но крупной бюрократизированной компании без специализированной системы не обойтись.

Компании, бизнес которой связан с содержанием больших складов и сложными процессами логистики, необходимо внедрять специализированные системы управления складом.

Еще одно направление дополнения ERP — автоматизация технологических процессов в производственной компании, в том числе системы САПР, АСУ ТП и др. Андрей Краснопольский считает очень важным интегрировать все эти разрозненные части в единую систему.

По мнению Игоря Лелякова, недостатки ERP-подхода — сложность настройки с вытекающими отсюда большими затратами на внедрение, неполное использование функциональности внедренной системы — делают актуальной маркетинговую идею дискретного подхода к автоматизации. По его словам, для решения наиболее важных задач предприятия придутся специализированные и ограниченные по функциональности компоненты ИТ. Поиск таких точек приложения сил и интеграция таких компонентов — наиболее актуальные, по мнению Лелякова, направления работы. «Известно, что 20% функциональности системы дают 80% эффекта от ее внедрения, — говорит он. — Внедрение наиболее важного модуля может принести как раз эти 80% эффекта».

Что после ERP?

Конкуренция между консультантами, ориентированными на внедрение ИТ, заметно обострилась. Сегодня компании уже не склонны работать на рынок, продвигая общую идею информатизации, а предпочитают сосредоточиться на собственных интересах. Учитывая и тот факт, как много точек входа к клиенту выделяют представители ИТ-бизнеса, можно сказать, что в ближайшее время такой глобальной маркетинговой идеи, какой в свое время была ERP, на рынке не появится.

«Раньше компании продвигали на рынок типовые стратегии, теперь каждая стремится разработать собственную концепцию», — отмечает тенденцию Павел Плахотный. Владимир Соркин говорит также о необходимости индивидуальной работы с клиентом.

«Компании не нужно решение, которое есть у всех, она получает свои преимущества за счет уникальности бизнеса, — говорит он. — Кроме того, в последнее время появились серьезные промышленные платформы, позволяющие использовать индивидуальный подход, проводить дополнительные настройки для каждого клиента».

Новое время на рынке корпоративных ИС — это время взвешенного отношения к ИТ и избавления от эйфории, вызываемой теоретическими возможностями ИС. «Но CRM, ERP, BI и другие подобные системы сыграли свою роль, — считает Павел Плахотный. — Теперь, разговаривая с клиентом, можно пользоваться этими понятиями, объясняя, что это лишь совокупность инструментов, которые при правильном подходе, грамотном внедрении могут действительно придать импульс развитию бизнеса компании».


Версия для печати (без изображений)