Перед вами, дорогие читатели, наш очередной спецвыпуск «ИТ-бизнес в российских регионах». Между прочим, уже третий.

Утверждение о том, что ИТ-бизнес в России прирастает регионами, стало уже почти аксиомой. Руководители столичных компаний, и отечественных и зарубежных, произносят его многократно уже в течение многих лет. И, что гораздо важнее, подкрепляют реальными действиями — многочисленные бизнес-туры, специальные программы по привлечению региональных партнеров, льготные для них условия и т. д.

И эти усилия приносят плоды. Темпы роста ИТ-бизнеса в регионах, как сообщают многие вендоры и дистрибьюторы, выше, чем в столицах. Правда, его объемы в значительной части регионов по-прежнему не могут радовать.

Казалось, ничего нового из этой аксиомы извлечь уже нельзя. Ан нет, целый ряд ведущих зарубежных вендоров, видимо, придя к выводу, что для дальнейшей экспансии в России наличие развитой партнерской сети уже недостаточно, начали создавать собственные плацдармы в регионах, назначая там своих представителей и открывая офисы. Конечно, отдельные прецеденты такого рода случались и раньше, в 90-е годы, но в последние пару лет это приобретает характер явления. Может быть, начинается следующий виток борьбы за регионы?

В то же время мы наблюдаем все больше признаков и другого «движения в регионы».

Растет число региональных ИТ-компаний, которые развивают бизнес за пределами своего города, области или края. О масштабах этой региональной экспансии и серьезности намерений компаний свидетельствует, в частности, то, что они открывают все больше филиалов в других регионах, чаще всего соседних. А иногда и в столицах (в большинстве случаев это закупочные офисы). Правда, выход региональных ИТ-компаний на общероссийский уровень бизнеса — пока, скорее, исключение.

О движении в регионы можно говорить и в связи с начавшейся в 2002 г. ФЦП «Электронная Россия». Эта программа, несомненно, взбудоражила страну, по крайней мере, всех тех, кто профессионально связан с ИТ, привлекла к высоким технологиям внимание армии чиновников на всех уровнях власти, которые по долгу службы обязаны заботиться о развитии страны, своего региона или своей отрасли, о повышении эффективности собственной деятельности.

К сожалению, координаторы программы (Минсвязи и Минэкономразвития РФ) проигрывают на федеральном уровне борьбу за увеличение ее финансирования (или хотя бы его сохранение на ранее намеченном уровне). В этом году бюджет ФЦП сокращен вдвое, причем преобладающая часть средств должна поступать не из центра, а из региональных бюджетов и внебюджетных источников.

И многие регионы изыскивают средства и реализуют интересные и важные проекты информатизации.

Однако создается впечатление, что активность регионов застала координаторов программы врасплох.

С одной стороны, они эти начинания поощряют, понимая, что «рубить» инициативу на местах — значит действовать вопреки духу «Электронной России» и по сути похоронить ее, а с другой — координаторы ФЦП пока так и не обеспечили координацию проектов, выполняемых на региональном и ведомственном уровнях. В результате создаваемые системы и информационные ресурсы оказываются несовместимы между собой.

В этих условиях самой неотложной задачей является принятие на федеральном уровне необходимых стандартов, электронных регламентов и процедур обмена данными, иначе дальнейшие разрозненные усилия энтузиастов «Электронной России» и ее добросовестных исполнителей в регионах могут привести лишь к «электронному сепаратизму».


Версия для печати (без изображений)