Рынок ИТ в Приволжском федеральном округе

Приволжский федеральный округ (ПФО) — один из наиболее густонаселенных и развитых регионов Российской Федерации. В прошлом году ПФО был лидером по выпуску как промышленной, так и сельскохозяйственной продукции. Однако заметного положительного влияния на экономику округа это не оказало, средний уровень его экономического развития невысок. Одна из особенностей ПФО заключается в том, что в этом регионе благополучные, по российским меркам, области и республики соседствуют с одними из наиболее отсталых субъектов федерации. Тем не менее во всех крупных городах ПФО рынок ИТ растет.

Потенциал ПФО велик, и состояние этого региона привлекает внимание всех игроков ИТ-индустрии. В прошлых спецвыпусках CRN/RE были опубликованы подробные обзоры ИТ-рынка Нижнего Новгорода (см. CRN/RE №3/2001) и Республики Татарстан (см. CRN/RE №3/2002). В этом году редакция решила познакомить читателей с положением дел в ряде крупных городов округа. Мы лишь попытались получить общую картину и понять, в каком направлении будут развиваться ИТ-рынки городов Приволжья.

Для этого мы попросили поделиться своими оценками и мнениями руководителей крупных ИТ-компаний, полагая, что эти люди лучше, чем кто-либо, знают ситуацию в своих городах, областях и республиках. По понятным причинам точных цифр, характеризующих состояние ИТ-рынков, не существует, поэтому к оценкам наших экспертов следует относиться как к весьма приблизительным.

Итак, начнем с самого близкого к Москве субъекта ПФО — Нижнего Новгорода. По мнению Олега Измайлова, директора нижегородской компании «ОнЛайн», за последние два года объем ИТ-рынка в его городе увеличился более чем в два раза.

Руководители других ИТ-компаний из Нижнего Новгорода полагают, что рынок растет на 35% в год, причем этот рост они связывают с притоком средств в оборонную промышленность. Повышение спроса на продукцию и услуги сопровождалось усилением конкуренции и падением маржи — стремясь получить большие заказы от корпоративных клиентов, многие компании сильно снижали цены, а то и вовсе демпинговали.

Евгений Степанов, руководитель производственно-коммерческого центра компании ICL-КПО ВС, оценивая годовой оборот ИТ-рынка Казани, говорит, что он составляет от 80 до 120 млн. долл., а ежегодный прирост достигает 50%. Одна из главных примет экономики Татарстана — рост промышленного производства, что в свою очередь порождает спрос на ERP-системы. Эту точку зрения в целом разделяют специалисты компании «Абак». Правда, они дают другие оценки местного ИТ-рынка. По их словам, за последние два года он вырос в 1,8—2 раза, а его объем достиг 60 млн. долл.

Как уже отмечалось выше, точных данных об обороте ИТ-рынка ПФО или его отдельных субъектов нет. Разные эксперты используют различные методики подсчета. Этим объясняется, почему у полученных оценок бывает очень большой разброс.

Владимир Нитенко, генеральный директор компании «Форт Диалог», приводит несколько оценок, полученных с помощью разных методик. В одном случае оценка годового объема ИТ-рынка Татарстана составляет 85—95 млн. долл., в другом — порядка 140 млн. долл. Владимир Нитенко говорит также, что в регионе растут все сегменты ИТ-рынка, причем темпы роста в 2002 г. были не очень большими — от 10 до 12%, а в нынешнем году они достигают 20—25%. Но опережающими темпами увеличиваются объемы продаж частным пользователям. Причиной этого является не только и не столько рост доходов населения, сколько, главным образом, доступные и выгодные формы кредитования потребителей.

О сильном влиянии кредитования на рост продаж ПК населению упоминает и Олег Басыров, генеральный директор нижегородской компании «Центр компьютерных технологий «Май». А Олег Измайлов рассказал, что сегодня кредит на сумму до 50 тыс. руб. получить довольно просто. Покупатели пользуются такой возможностью, и это приносит свои плоды — обороты магазинов растут. В частности, благодаря кредитам розничный оборот компании «ОнЛайн» увеличился на 25%.

Области и республики ПФО сильно отличаются друг от друга по уровню развития экономики. Поэтому нет ничего удивительного в том, что оценки темпов роста ИТ-рынка в различных городах, которые дают эксперты, совершенно не похожи друг на друга.

Например, специалисты самарского филиала компании OCS считают, что за последние два года ИТ-рынок в их городе вырос на 15—20%. По словам Андрея Осина, генерального директора саратовской компании «Техносерв», за тот же период объем продаж ИТ-компаний в Саратове и области увеличился в 2—3 раза и достиг 20 млн. долл.

Игорь Ветлугин, генеральный директор компании «Мехатроника» из Оренбурга, оценивает годовой оборот ИТ-рынка своей области в 20—23 млн. долл., а годовой рост в 25—30% в год.

По мнению Николая Григорова, генерального директора фирмы «Бионт» из Перми, за два года ИТ-рынок города вырос на 40—50%.

Кто же является в ПФО основным потребителем ИТ-решений и услуг, оборудования и программных продуктов? По-прежнему в числе главных клиентов ИТ-компаний остаются крупные промышленные предприятия всех форм собственности, государственные учреждения и организации, а также финансовые структуры. Замыкают этот список предприятия малого и среднего бизнеса и частные пользователи.

По словам Олега Измайлова, на нижегородском ИТ-рынке доля корпоративных клиентов составляет примерно 60%, а 40% — розничный рынок. Причем число домашних пользователей в городе быстро растет. Олег Басыров считает, что за последние два года население по объему закупаемой техники обогнало предприятия среднего масштаба.

В Казани также наиболее динамичным сектором называют розницу, но по объемам закупок лидируют госструктуры и АО со 100%-ным участием государства. Доля этих заказчиков в нынешнем году в обороте ИТ-рынка Татарстана составит, по предварительным прогнозам, 65—70% (два года назад она была больше примерно на 5%). За эти годы доля бюджетных организаций увеличилась с 10 до примерно 15% и частных лиц с 15 до 25%.

В Самаре, по данным представительства OCS, структура ИТ-рынка выглядит иначе.

Там на долю госструктур приходится 15%, коммерческих фирм — 60%, а конечных пользователей — 25%. Основные тенденции самарского рынка — снижение доли госструктур и рост доли конечных пользователей. К слову, удельный вес частных пользователей в Казани и Самаре примерно одинаков.

Своя картина на саратовском ИТ-рынке. По данным Андрея Осина, доля госсектора и крупных компаний составляет 50%, фирм среднего размера — 30%, остальное делят малый бизнес и конечные пользователи. За последние два года выросла доля средних фирм и конечных пользователей.

В Перми доля госструктур колеблется в пределах 20—30%, вклад конечных пользователей в оборот ИТ-рынка составляет 5—7%, остальную продукцию приобретают коммерческие предприятия. В этом городе самым быстрорастущим потребителем являются госструктуры.

На рынке Оренбурга доминируют госструктуры — на их долю, по оценкам Игоря Ветлугина, приходится примерно 60% объемов продаж. Далее следуют коммерческие фирмы (20% рынка), областные и муниципальные образования (10%) и частные предприниматели и физические лица (10%).

За последние два года доля госструктур на оренбургском рынке выросла на 60—70%, а доля коммерческих фирм сократилась на 25—30%.

Несмотря на разнообразие цифр, у субъектов ПФО есть некоторые общие черты и тенденции. Впрочем, они характерны и для других федеральных округов России.

Пожалуй, к числу главных тенденций, оказывающих непосредственное влияние на ИТ-бизнес в регионах, можно отнести продолжающееся укрепление вертикальных структур власти. Все больше финансовых и управленческих решений в государственных и крупных коммерческих структурах принимается в Москве, а не в регионе. Это приводит к перераспределению финансовых и товарных потоков, централизации разработок решений и поставок техники. В результате у региональных компаний стало меньше возможностей для участия в тендерах, поставках оборудования и реализации крупных проектов.

Во всех крупных городах ПФО работает довольно много компаний, что приводит к сильной конкуренции. При этом число серьезных игроков невелико, львиную долю составляют небольшие ИТ-фирмы, которые были созданы для того, чтобы обслуживать одного, как правило, не очень крупного заказчика. Например, в Нижнем Новгороде 90% общего числа компьютерных компаний приходится на долю именно таких «карманных» фирм. Как рассказал Олег Измайлов, в городе всегда было много «ИТ-компаний одного клиента», большинство из них просуществовало недолго, но с течением времени их количество тем не менее растет. Новички стараются «держать» низкие цены, но, не располагая финансовыми резервами, первыми не выдерживают ими же навязанных правил игры.

Другая характерная особенность ИТ-рынка ПФО состоит в том, что небольшие игроки доминируют также в розничном секторе — разветвленных торговых сетей, продвигающих компьютерную технику, в округе практически нет. У крупных локальных компаний имеется не более 2—3 магазинов. Зато число мелких торговых точек растет как на дрожжах. По словам Олега Басырова, в Нижнем Новгороде их количество в течение последних двух лет удвоилось: в 2001 г. их было 210, а в нынешнем — 430.

Крупные торговые сети, как считают специалисты, могут появиться в недалеком будущем в ряде городов ПФО. Причем, по мнению представителей местных компаний, в регион придут московские фирмы, которые располагают большими деньгами и имеют готовую стратегию работы. Уже сегодня, по словам сотрудников фирмы «Абак», «заметен приход московских денег в розницу».

Но в ПФО есть немало и таких городов, где торговые сети вряд ли появятся. И это не только мелкие населенные пункты, но и центры ряда областей и республик. В некоторых городах складывается катастрофическая ситуация — смертность в два раза превышает рождаемость, а большая часть населения — это люди пенсионного и предпенсионного возраста. И таких городов в ПФО, да и по всей России, немало.

В последнее время в отдельных городах ПФО стали появляться оптовые фирмы. Они работают как субдистрибьюторы и предлагают продукцию (как правило, комплектующие) по ценам, нередко более привлекательным, чем у московских фирм.

Правда, не везде они смогли достичь успехов на этом поприще. По словам Андрея Осина, саратовские фирмы предпринимали неоднократные попытки заняться субдистрибуцией, но успешных проектов практически не было.

Несколько слов надо сказать и о взаимоотношениях столичных компаний с региональными. Главная арена, где разворачивается борьба, — рынок крупных корпоративных заказчиков. Там сталкиваются интересы московских системных интеграторов и региональных. Москвичи по-прежнему составляют сильную конкуренцию местным фирмам, и по-прежнему на долю локальных игроков достается малооплачиваемая работа. В лучшем случае, региональным фирмам доверяют заниматься сервисным обслуживанием уже поставленной техники. Другими словами, столичные компании готовы поделиться с партнерами только тем, что сэкономят на командировках. Хотя исключения из этого правила все же есть. По словам Олега Басырова, москвичи доверяют фирме «Май» большой фронт работ — от проектирования и инсталляции СКС до внедрения программно-аппаратных комплексов и сервисного обслуживания.

Теоретически региональные компании могли бы более успешно конкурировать со столичными интеграторами. Но для этого нужно располагать большими финансовыми ресурсами и научно-техническим потенциалом. Увеличить возможности фирмы за счет «естественного роста» можно, но на это потребуется слишком много времени. Поэтому один из путей, по которому неизбежно пойдут компании, чтобы повысить конкурентоспособность, — это консолидация. Причем воспользуются этим рецептом как столичные, так и местные игроки. Но последние в силу особенностей менталитета рискуют упустить свой шанс. Никаких предпосылок к объединению региональных фирм пока не наблюдается. Зато есть немало противоположных примеров, когда «группа товарищей» покидает фирму и открывает свой, точно такой же бизнес. До тех пор пока компании остаются «авторскими», пока в отрасли командуют не инвесторы, а менеджеры, персональные амбиции будут превыше прибыли, считает Владимир Нитенко.

Обратим внимание еще на одну особенность ИТ-бизнеса в ПФО. Это экспансия сильных региональных компаний в соседние области. Масштабы данного явления пока невелики, но некоторые фирмы уже почувствовали, насколько реальна угроза их бизнесу со стороны соседей. Легче всего выходить на соседние рынки компаниям, специализирующимся в узких нишах. Например, во многих городах существует спрос на биллинговые системы, решения в области защиты информации, технологии штрихового кодирования и т. п. Специалисты не исключают, что те игроки, которые вовремя освоят перспективные ниши, со временем станут региональными лидерами и смогут контролировать большую часть рынка на довольно большой территории.

Приволжский федеральный округ

В состав Приволжского федерального округа (ПФО) входит 15 субъектов Федерации. Площадь ПФО составляет 6,1% территории России, в округе проживает 22% населения страны.

В 2002 г. в округе произведено 22,8% продукции от общего объема промышленного производства России. Доля ПФО в общем объеме сельскохозяйственной продукции РФ составила 26,3%. По этим показателям округ занимает первое место в стране.

Среднемесячная зарплата в ПФО одна из самых низких по стране — 3423 руб. Меньше получали только в ЮФО — 3054 руб. Доход на душу населения в ПФО — 2940 руб. (в среднем по России — 3889 руб.). Задолженность по заработной плате в ПФО была самой высокой по стране — 6377 млн. руб. Численность безработных в ПФО также самая высокая — 1217 тыс. человек. Объем инвестиций в ПФО составил 16,3% всех инвестиций по России.

Примечание: цифры даны по состоянию на 1 января 2003 г.
Источник: Государственный комитет РФ по статистике.


Версия для печати (без изображений)