Столичные учебные центры расширяют бизнес в регионах

России основные центры авторизованного обучения в области ИТ сосредоточены прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге, в регионах же многие пользуются услугами так называемого серого тренинга, что зачастую не дает должного результата.

Очевидно, что недостаточная квалификация сотрудников может нанести серьезный ущерб бизнесу компании, в которой они работают. Поэтому спрос на высококачественное обучение в регионах есть, и столичные учебные центры не оставляют без внимания этот обширный, потенциально выгодный рынок.

Формы работы столичных учебных центров в регионах различны. Основываясь на ответах их специалистов на вопросы редакции, можно выделить несколько основных форм: партнерские отношения с региональными центрами, создание филиалов и дочерних структур, выезд преподавателей к заказчикам, дистанционное обучение (см. таблицу). Бывают и особые случаи. Например, учебный центр «Микроинформ» практикует создание в регионах временных филиалов — для обучения больших групп слушателей по запросам крупных заказчиков.

Следует отметить, что большинство учебных центров используют одновременно несколько форм, и лишь некоторые отдают предпочтение какой-то одной из них.

Так, учебный центр «Специалист» при МГТУ им. Н. Э. Баумана предпочитает работать через партнерскую сеть. Партнерами, как рассказывает директор центра Дмитрий Гудзенко, становятся образовательные учреждения и некоторые коммерческие организации (центры дополнительного образования, школы, институты, компьютерные клубы, Интернет-провайдеры).

У учебного центра «Микротест» (компания занимается в основном реализацией проектов в различных регионах России) есть партнеры в пяти городах, а также один филиал.

В последние годы активно создает партнерскую сеть учебный центр Redcenter. Если в 2001 г. у него был только один партнер, в 2002 г. — пять, то в этом году их уже восемь. В числе партнеров Redcenter образовательные учреждения или учебные центры ИТ-фирм. По мнению специалистов компании, инфраструктура именно таких организаций (наличие компьютерных классов на 10—12 человек с должным техническим оснащением, налаженное питание обучающихся и др.) обеспечивает необходимые условия для организации авторизованного обучения. Хотя в принципе, партнером может быть предприятие какой-либо отрасли, заинтересованное в компьютеризации, или, скажем, госучреждение.

Партнерской сетью располагает и учебный центр «САМАН-МАТИ», причем его партнеры — это в основном высшие учебные заведения, поскольку, как говорит директор центра Сергей Гуснин, «САМАН-МАТИ» изначально был «близок к академической среде, сложились дружественные отношения с многими российскими вузами», а последние, как правило, имеют необходимое оборудование, помещения, высоквалифицированных преподавателей.

Но в последнее время этот учебный центр начал привлекать в качестве партнеров ИТ-компании. И причина очень простая — через них можно выйти на большое число потенциальных клиентов.

А вот с точки зрения ректора «Академии АйТи» Игоря Морозова, наиболее удобная форма работы в регионах — это собственные филиалы. «АйТи» так и действует. Игорь Морозов полагает, что в этом одно из основных отличий «Академии АйТи» от других столичных учебных центров. Сеть филиалов действительно немалая — их 19. Все филиалы организованы «с нуля» (не на основе, скажем, лаборатории вуза или небольшой компании) после проведения маркетинговых исследований для оценки спроса на услуги по обучению, ознакомления с возможностями специалистов местных ИТ-компаний и образовательных учреждений; привлечены наиболее квалифицированные преподаватели. Выбор региона для организации филиала был обусловлен его экономическим потенциалом.

Игорь Морозов полагает, и, наверное, его коллеги с этим согласятся, что присутствие учебного центра в регионах выгодно не только специалистам на местах, но и работающим в России зарубежным ИТ-компаниям, заинтересованным в продвижении своих продуктов и решений на отечественном рынке. В частности, именно благодаря наличию сети филиалов «Академия АйТи» получила авторизацию Sun Microsystems, которая ранее сотрудничала только с Redcenter.

Все вышеперечисленные формы выхода в регионы, в зависимости от стоящих задач, в той или иной степени использует учебный центр «Форс».

По мнению специалистов, филиальная форма действительно имеет ряд преимуществ организационного характера. В частности, можно составить единое для всех филиалов фиксированное расписание, ориентируясь на которое клиенты могут планировать свое обучение на длительный срок, удобно и наличие единого прайс-листа на услуги по обучению, появляется возможность обмена преподавателями. Конечно, иметь в каждом региональном филиале штатного инструктора по учебным курсам, необходимость в которых возникает один или два раза в год, экономически нецелесообразно, но если крупный корпоративный заказчик закажет подобный курс, то можно пригласить преподавателей из Москвы или другого филиала, где эти курсы пользуются более высоким спросом.

Учебный центр «Микроинформ» традиционно придерживается особой позиции в отношении работы в регионах — не создает стационарных филиалов и не привлекает постоянных партнеров — из опасения, что не удастся обеспечить достаточно высокий, аналогичный достигнутому в Москве уровень преподавания. Директор учебного центра Олег Литвин подчеркивает: «Открытие филиалов в регионах мы не практикуем в первую очередь из-за низкой управляемости процессом формирования учебных групп и самим обучением и, следовательно, отсутствия гарантий качества обучения».

«Микроинформ» открывает только временные филиалы под конкретные крупные заказы. Так, в 2000—2001 гг. были открыты филиалы в Нижнем Новгороде и Волгограде под проект Всемирного банка реконструкции и развития по обучению персонала Министерства по налогам и сборам (МНС). В 2003 г. «Микроинформ» осуществляет управление (по определенным направлениям обучения) работой центра подготовки персонала МНС в Нижнем Новгороде и учебного департамента вычислительного центра МНС в Обнинске, а также 30 учебными классами в региональных управлениях МНС. По мнению Олега Литвина, это в определенной степени также можно назвать работой с филиалами.

Однако у других учебных центров партнерские и филиальные сети — структуры стационарные, требующие определенных накладных расходов — постоянный персонал, в том числе обслуживающий, арендная плата, бухгалтерия.

Поэтому практически все учебные центры используют более гибкую (и дешевую) форму — выезд преподавателей к клиентам. Это позволяет обеспечить удобные условия прохождения курсов — в частности, варьировать время проведения занятий, что делает возможным обучение достаточно больших групп сотрудников без отрыва от производства.

Так, инструкторы учебного центра «Микроинформ» проводят курсы для партнеров компаний 3Com и Lexmark и их крупных заказчиков на территории последних. Выездные курсы «Микроинформ» регулярно организует и для различных целевых групп, например, в 2003 г. для сотрудников управления МНС в Улан-Удэ, для специалистов табачной компании BAT в Саратове, для сотрудников «Тюменьэнерго».

Постоянно практикует выезд преподавателей к клиентам и учебный центр NTC (корпорация ЮНИ).

Для клиентов, разумеется, это удобно. Но как быть, если у клиента нет оборудования, необходимого в учебном процессе?

Здесь на помощь может прийти дистанционное обучение. В частности, в системе дистанционного обучения RedCLASS, разработанной учебным центром Redcenter, существует модуль «Виртуальные лаборатории», который дает возможность выполнять в рамках тренинга лабораторные и практические работы с использованием удаленного доступа к реальному оборудованию и ПО.

В настоящее время дистанционное обучение уже довольно широко используется в учебном процессе, хотя и не заняло таких позиций, на которые некоторые энтузиасты рассчитывали два-три года назад.

По мнению специалистов учебного центра «Микротест», такое обучение пользуется спросом в основном у корпоративных заказчиков. Но они надеются, что в ближайшем будущем эти технологии смогут быть использованы и для индивидуальных занятий.

В «Микроинформе» дистанционное обучение — часть учебного процесса, причем важным аспектом становится дистанционное тестирование.

Если слушатель обучается дистанционно и также дистанционно тестируется, то сертификат об успешном завершении обучения он может получить по почте. В частности, такую возможность предоставляет «Академия АйТи».

Во многих учебных центрах, являющихся партнерами «Сетевой академии ЛАНИТ», и ее филиалах открыты центры тестирования Thomson Prometric или VUE, выдающие сертификаты по авторизованным учебным курсам, а в регионах, где такого постоянного центра нет, возможна организация мобильного тестового центра.

Примерно также действует и учебный центр «Форс» — слушатели в регионах имеют возможность сдать экзамены в своем городе и получить соответствующий сертификат. Как сообщают представители Redcenter, обучающимся в регионах слушателям предоставляется весь спектр услуг, связанных с авторизованным обучением, в том числе и возможность сдачи сертификационных экзаменов и получения сертификатов международного образца. «САМАН-МАТИ» в тех регионах, где нет центра тестирования, организует выездные сессии по тестированию; при достаточном количестве желающих получить сертификат в регионе может быть открыть филиал центра тестирования «САМАН-МАТИ».

Продвигаясь в регионы, учебные центры сталкиваются с немалыми проблемами.
Пожалуй, главная из них — это незрелость многих региональных рынков образовательных услуг, что проявляется в неготовности платить за качественное обучение. Как полагает директор санкт-петербургского центра Bigone Владимир Княжицкий, руководители в регионах просто не отдают себе отчета в том, насколько существенно невысокая квалификация специалистов может снизить эффективность работы их компаний.

Как отмечают в «Сетевой академии ЛАНИТ», несмотря на острую нехватку квалифицированных специалистов в регионах, спрос на услуги авторизованного обучения не так уж и велик, и значительную его часть формируют крупные заказчики, имеющие развитую региональную структуру с достаточной степенью самостоятельности филиалов.

Многим филиалам и партнерам столичных учебных центров весьма непросто комплектовать классы — часто невозможно собрать 10—12 человек одновременно. В том числе и потому, что местные специалисты иной раз не хотят учиться у себя в городе и стремятся для этого попасть в Москву.

Но основная причина — высокие по региональным меркам (хотя и более низкие, чем в столице) цены на авторизованное обучение.

Как отмечают в «Сетевой академии ЛАНИТ», за качественное авторизованное обучение в регионах пока платят значительно меньше, чем в Москве, но динамика цен соответствует общей тенденции — они постепенно растут.

Несмотря на проблемы (и перечисленные выше, и неназванные в этой статье), все столичные учебные центры планируют дальнейшее расширение своего присутствия в регионах. Вектор развития — более разнообразный «ассортимент» курсов по изучению новейших технологий, повышение качества услуг (в том числе квалификации преподавательского состава), наращивание объемов бизнеса партнерами и филиалами столичных учебных центров.

Обучение в регионах

Учебный центр Формы работы в регионах Формы работы в регионах Формы работы в регионах Формы работы в регионах Формы работы в регионах Число филиалов и/ или партнеров* Доля прошедших обучение в регионах (%) Всего прошедших обучение в регионах Всего прошедших обучение в регионах Города, в которых находятся наиболее крупные филиалы и/или партнеры в России
партнеры филиалы выезд преподавателей дистанционное обучение иные формы 2002 г. 2003 г., первое полугодие
Академия АйТи - + + + - 19 60 3500 2200 Санкт-Петербург, Красноярск, Иркутск, Уфа
Bigone (lANKc, Санкт-Петербург) - + - - - 1 ** ** Самара
Микротест + + + + - 6 50 ** ** Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Иркутск и Хабаровск
Микроинформ - - - + +*** 90 (по проекту
МНС)
40 иные
400 7150 Нижний Новгород, Волгоград, Обнинск (в рамках выполнения проектов)
Redcenter + - + + - 8 10 ** В 2,4 раза больше, чем в 2002 г. Новосибирск, Владивосток, Санкт-Петербург
САМАН-МАТИ + + + + - 17 40 800 450 Ростов, Нижний Новгород, Владивосток, Новосибирск, Казань, Краснодар
Сетевая Академия ЛАНИТ + + - - - 19 20**** ** ** Нет данных
Специалист + - - + - 19 4,3 600 350 Орехово-Зуево, Иркутск, Набережные Челны, Астрахань
Форс + + + + - 4,3 10 ** ** Санкт-Петербург, Новосибирск

+ используется; - не используется

* В России и других странах СНГ.
** Компании данные не предоставили.
*** Без учета слушателей, обучающихся у партнеров.


Версия для печати (без изображений)