В настоящее время рынок ИТ-услуг (мы имеем в виду ИТ-услуги, оказываемые внешними поставщиками) — наиболее динамично развивающийся сегмент отечественного ИТ-рынка. Однако информация об этом рынке (его объемах, структуре, динамике) носит неполный и противоречивый характер. Действительно, маркетинговых агентств, специализирующихся на изучении российского ИТ-рынка, немного, а компаний, регулярно проводящих исследования его ключевых сегментов, вообще единицы.

Наше первое исследование рынка ИТ-услуг мы провели в середине 90-х, будучи известными как агентство маркетинговых исследований Dator. В 2000 г. в отчете «Российский рынок ИТ-услуг, системная интеграция 2000» мы обобщили и структурировали информацию о поставщиках услуг в области системной/сетевой интеграции в России. Однако рынок конечных потребителей ИТ-услуг по-прежнему оставался неизученным. Это и побудило нас в начале 2002 г. провести маркетинговое исследование «Российский рынок ИТ-услуг и аутсорсинга, 2002», в котором мы проанализировали состояние рынка и перспективы его развития исходя из текущих и будущих потребностей российских предприятий.

Вопросы терминологии

Прежде чем приступить к изложению основных результатов исследования, необходимо подробнее остановиться на вопросах терминологии и классификации. Разные подходы к сегментации рынка ИТ вообще и ИТ-услуг в частности приводят к разному пониманию результатов маркетинговых исследований. Кроме того, сами ИТ-компании зачастую используют собственную сегментацию ИТ-рынка.

Являясь эксклюзивным поставщиком информационных продуктов и услуг компании Gartner в России, мы имеем возможность использовать наработанный опыт и методологию исследований и анализа мировых рынков. Одинаковые подходы к изучению рынков позволяют нам сравнивать структуры и динамику рынков разных стран и прогнозировать дальнейшее развитие российского ИТ-рынка.

В исследованиях мы используем следующую сегментацию рынка ИТ и ИТ-услуг, за основу которой приняты основные статьи расходов предприятий на информационные технологии.

Рынок ИТ-услуг, согласно классификации Gartner, состоит из двух основных сегментов: рынок услуг по поддержке продуктов (поддержка аппаратного и программного обеспечения) и рынок профессиональных услуг (услуги по разработке/интеграции, ИТ-обучению, ИТ-консалтингу, управлению ИТ и управлению бизнес-процессами).

Необходимо отметить, что в классификации отсутствует, казалось бы, ключевой сегмент — системная интеграция. Отсутствие этого сегмента в классификации Gartner можно объяснить тем, что системная интеграция — это комплекс услуг, в который входят как услуги в области консалтинга и интеграции, так и услуги по обучению и поддержке.

Кроме того, продолжительный опыт маркетинговых исследований на рынке ИТ убедил нас в том, что руководители ИТ-департаментов предприятий зачастую включают в понятие «проект системной интеграции» поставку оборудования и/или ПО. Поэтому в ходе исследования объем сегмента «системная интеграция» может быть рассчитан неверно, и в полученный объем рынка будет включена часть рынка аппаратного/программного обеспечения. Используемая нами сегментация рынка ИТ-услуг позволяет избежать этого.

Немного статистики

По данным Gartner, объем рынка ИТ-услуг Западной Европы в 2002 г. составит около 620 млрд. долл., а расходы на эти услуги в таких странах, как Франция, Германия и Великобритания, достигнут 30 млрд. долл.

Согласно результатам исследования, в 2002 г. объем российского рынка ИТ-услуг составит около 400—500 млн. долл., или примерно 10% общих расходов российских предприятий на ИТ.

Несмотря на относительно небольшую долю (совокупная доля расходов на программное и аппаратное обеспечение — около 60%), ежегодный темп роста этого сегмента рынка до 2004 г. предположительно составит 30%. Это наиболее высокая динамика среди всех остальных сегментов российского ИТ-рынка. К 2004 г. доля расходов на внешние услуги в ИТ-бюджетах российских предприятий, по нашим прогнозам, должна увеличиться до 12%. Хотя потенциально российские предприятия среднего и крупного бизнеса в среднем готовы тратить на приобретение внешних ИТ-услуг до 30% своего бюджета.

Региональная неоднородность уровня развития ИТ оказывает влияние и на структуру ИТ-бюджетов предприятий. Так, средняя доля расходов на ИТ-услуги предприятий Москвы примерно на 5% больше, чем региональных предприятий.

Внутренняя структура российского рынка ИТ-услуг характеризуется высокой долей услуг по поддержке продуктов (около 60%).

В отличие от России, расходы на профессиональные услуги предприятий Западной Европы составляют более 85% расходов на ИТ-услуги.

В дальнейшем доля расходов российских предприятий на профессиональные услуги будет возрастать, так как темпы роста рынка услуг по поддержке продуктов в 2002 г. составят около 24%, а темпы роста рынка профессиональных услуг в 2002 г. — около 34%.

Одной из причин снижения темпов роста рынка услуг по поддержке продуктов является высокая степень насыщенности этого рынка. Почти 87% средних и крупных российских предприятий уже приобретают услуги по поддержке продуктов, тогда как профессиональные услуги приобретают немногим более 50%. Кроме того, большинство предприятий предпочитают увеличивать скорее расходы на профессиональные услуги, чем на услуги по поддержке продуктов.

Наиболее значимыми сегментами рынка профессиональных услуг являются услуги по разработке/интеграции и услуги по ИТ-обучению.

Приобретение ИТ-услуг: от дискретного к аутсорсингу

Высокие темпы роста рынка ИТ-услуг связаны прежде всего с возрастающей ролью ИТ на российских предприятиях. ИТ превращаются в объект стратегического планирования и средство достижения конкурентных преимуществ. Почти половина опрошенных нами предприятий считает, что ИТ-менеджмент будет играть все более активную роль в разработке бизнес-стратегии предприятия. Несмотря на это, приобретение ИТ-услуг у большинства российских предприятий носит дискретный характер. Почти половина опрошенных нами ИТ-директоров считают, что привлекать поставщиков внешних ИТ-услуг следует в основном в рамках ИТ-проектов, и их взаимоотношения, следовательно, носят временный характер.

В ходе исследования мы выяснили интересный факт: абсолютное большинство российских предприятий не считают, что внешние ИТ-услуги экономически более выгодны, чем услуги собственного ИТ-департамента. По нашему мнению, это может быть связано как с отсутствием практики оценки эффективности ИТ на российских предприятиях, так и с тем, что в силу российской специфики собственные ресурсы предприятия иногда использовать более выгодно, чем внешние.

По мнению западных аналитиков, в современных условиях важную роль в бизнесе играет стратегия планирования ресурсов предприятия (в том числе и ИТ-ресурсов). Так, по прогнозам Gartner, к 2008 г. 80% решений, связанных с ИТ, будут приниматься высшим руководством компании как часть стратегии управления бизнес-ресурсами.

Сейчас становится очевидным, что полностью обслуживать ИТ-ресурсы компании собственными силами становится неэффективно.

Однако полная передача в аутсорсинг ИТ-функций также может оказаться неэффективной. Так, передача функций во внешнее управление одному поставщику услуг аутсорсинга может привести к полной зависимости от него, тогда как распределение ИТ-функций между несколькими поставщиками может привести к значительному увеличению расходов и снизить уровень взаимодействия различных ИТ-функций предприятия. В этой связи для эффективного управления ресурсами Gartner рекомендует предприятиям разрабатывать модель управления ресурсами — Resource Mix.

Цель этой модели — определить ИТ-функции предприятия, которые выгоднее обслуживать самостоятельно, а какие передать во внешнее управление, а также осуществлять эффективное управление ИТ-функциями.

В России рынок услуг ИТ-аутсорсинга находится еще на стадии зарождения. И хотя почти половина средних и крупных российских предприятий пользуется услугами внешних поставщиков по управлению ИТ, в основном речь идет об отдельных ИТ-функциях, большинство из которых традиционно обслуживаются внешними поставщиками (поддержка сетей, Web-решений, сложных информационных систем управления).

Основным барьером для развития услуг аутсорсинга в России являются опасения потери контроля за ИТ и безопасность данных. Кроме того, значительную роль также играет низкий уровень организации бизнес-процессов на большинстве предприятий.

Тем не менее перспективность этого рынка очевидна, и дальнейшее его развитие будет зависеть от того, позволит ли использование услуг аутсорсинга предприятиям реально улучшить качество и эффективность управления ИТ и снизить общие ИТ-расходы.

Такие разные подходы

Недавно компания Market-Visio подготовила презентацию о состоянии российского рынка ИТ-услуг и консалтинга для крупной консалтинговой компании. Названный нами объем рынка ИТ-консалтинга за 2002 г. вызвал недоумение у представителей заказчика, так как, по их мнению, объем этого рынка должен быть в несколько раз больше. В дальнейшем мы выяснили, что под рынком ИТ-консалтинга эта компания понимает блок из нескольких сегментов рынка ИТ-услуг (который мы называем «профессиональные услуги»), включающий и сегмент ИТ-консалтинга.

В 2005 г. объем рынка ИТ-услуг достигнет 696 млрд. долл.

2003* 597
2004* 644
2005* 696

Примечание: данные приведены в млрд. долл.
*Прогноз. Источник: Gartner Dataquest.

По прогнозу, объем мирового рынка ИТ-услуг вырастет в 2002 г. по сравнению с прошлым годом на 7%, и аналитики Gartner Dataquest предупреждают, что фирмам пора готовиться к работе в условиях, когда темпы роста, измеряемые двузначными показателями, будут скорее исключением, чем правилом. «Основным двигателем роста в отрасли ИТ-услуг в среднесрочной перспективе будет стремление предприятий «быть подключенными» как к Интернету, так и в более широком смысле слова. Сейчас мы находимся только на ранних этапах перемен, которые создаст Всемирная сеть и ее последующие производные», — заявил Бен Принг, главный аналитик группы IT Services фирмы Gartner Dataquest.


Версия для печати (без изображений)