Рынок автоматизированных систем управления предприятием весьма разнороден, используемые здесь решения значительно отличаются друг от друга как по функциональности, так и по цене, что серьезно затрудняет сравнительный анализ результатов исследований и оценок, взятых из различных источников. IDC придерживается определений, которые используются компанией при проведении исследований во всех странах, поэтому начать лучше именно с терминологии.

Очень часто системы управления предприятием называют ERP-системами (Enterprise Resource Planning). IDC пользуется более широким понятием — EAS (Enterprise Application Suite) — интегрированные системы управления предприятием (ИСУП). К ним относятся только те, которые содержат как минимум три функциональных блока: «Финансы», «Управление материальными ресурсами» и «Производство». Все они должны быть интегрированы между собой. В ежегодных исследованиях IDC рассматриваются только системы, отвечающие таким требованиям. Если же не придерживаться этого определения, то к рынку систем автоматизации управления предприятием вполне можно отнести, к примеру, популярные решения фирмы «1С», объем продаж которых сопоставим с данными для рассматриваемых IDC решений.

Российский рынок ИСУП развивается довольно устойчиво, но по темпам роста несколько отстает от рынка ИТ в целом. Умеренная динамика вполне объяснима, более того, укладывается в общемировую тенденцию: после периода бурного роста спрос на ИСУП стабилизировался, однако их доля в общем объеме российского рынка ИТ всего 1,3%, в то время как мировой показатель — 2,3%. Этот разрыв, по мнению IDC, отражает структуру предпочтений корпоративных клиентов: многие отечественные предприятия все еще ориентированы на покупку «железа», программное обеспечение и услуги для них пока на втором плане.

Хотя окончательные итоги 2002 г. еще не подведены, по результатам трех кварталов можно предположить, что доходы от продажи лицензий и сопровождения ИСУП составят около 63 млн. долл., что на 16% больше, чем в 2001 г., когда объем этого рынка в России оценивался в 54,29 млн. долл. (прирост по сравнению с 2000 г. — 15,1%).

По оценкам IDC, на российском рынке ИСУП работает порядка 20 фирм, 15 из них — иностранные. Лидирующее положение, с большим отрывом от конкурентов, сохраняет SAP. Второе место по объему продаж лицензий (в денежном выражении) по-прежнему занимает корпорация «Галактика». На долю этих двух компаний приходится около 60% российского рынка ИСУП. Основной объем продаж обеспечивают иностранные поставщики. Доля российских разработок стабилизировалась на уровне 20% (более половины из них приходится на «Галактику»), и, вероятно, в ближайшем будущем этот показатель не изменится. Каждый из поставщиков ИСУП работает в определенной нише, ориентируясь на «своих» клиентов.

Главной тенденцией на рынке ИСУП в уходящем году можно назвать рост интереса поставщиков к предприятиям среднего бизнеса. Другая ощутимая тенденция — спрос на модули, обеспечивающие расширение функциональности «классических» ИСУП, в частности приложений по автоматизации взаимодействия с клиентами CRM (Customer Relationship Management) и управлению цепочками поставок SCM (Supply Chain Management). Объемы их продаж пока невелики, но растут очень быстрыми темпами.

Рынок интегрированных систем управления предприятием консервативен и в отличие, например, от рынков ПК и серверов с заметным опозданием реагирует на колебания макроэкономических показателей российской экономики. Такая инертность во многом определяется длительностью внедрения ИСУП. Можно сказать, что быстрых взлетов, связанных с ростом экономики, не ожидается. Зато здесь вряд ли возможны резкие падения, ведь даже в период кризиса 1998 г. на рынке ИСУП, единственном из всех рынков ИТ, которые IDC исследует в России, зафиксирован рост.

Влияние экономики сказывается не на изменениях объема, а скорее на структуре продаж функциональных блоков. Так, примерно год назад многие поставщики сообщили о значительном увеличении спроса на модули, автоматизирующие производство, что подтверждает соответствующие тенденции, наблюдаемые сегодня в России. Тем не менее основным источником прибыли по-прежнему остаются модули бухгалтерского учета, на долю которых приходится более 40% доходов от продаж.

Особенность российского рынка ИСУП — проведение большого числа проектов для очень крупных заказчиков. Именно они на протяжении всей истории этого рынка обеспечивают основную часть оборота. Основными заказчиками ИСУП в России по-прежнему остаются ориентированные на экспорт крупные компании добывающей и перерабатывающей отраслей, транспортные, телекоммуникационные и энергетические корпорации. Они приносят поставщикам примерно две трети доходов, и в ближайшее время такое положение сохранится. В то же время на российском рынке ИСУП остается незанятой весьма емкая ниша недорогих решений для предприятий среднего уровня.

По прогнозам IDC, в долгосрочной перспективе акцент сместится именно в сторону предприятий среднего бизнеса (с числом сотрудников от 100 до 500 человек), которым уже не хватает функциональности простых программ типа «1С», но заказчиков, готовых уже сегодня внедрить полноценную ИСУП, среди них пока немного. Нельзя сказать, что они не хотят тратить деньги на ИТ, просто сейчас цена одного рабочего места в ИСУП среднего уровня (даже российской разработки) — 2,0—2,5 тыс. долл., а спросом будут пользоваться системы с более низкой стоимостью.

Занять пустующую нишу хотели бы все поставщики ИСУП, и многие из них (в том числе SAP) уже объявили о разработке сравнительно недорогих решений, отличающихся упрощенным и сокращенным процессом внедрения. Разработчики рассматривают и другое направление — создание специализированных вертикальных отраслевых решений, внедрение которых обходится дешевле за счет сокращения настроек под конкретное предприятие. Вероятно, заполнение ниши будет идти именно этими двумя путями, поскольку появление новых игроков с недорогими изделиями маловероятно из-за значительных затрат на разработку ИСУП.

Тем не менее в целом расходы предприятий на внедрение ИТ растут гораздо быстрее, чем на приобретение лицензий. Такое перераспределение расходов — прямое следствие «взросления» рынка. Если несколько лет назад, когда ИСУП только завоевывали свое место на российском рынке, затраты на внедрение составляли примерно 30% стоимости приобретенных лицензий, то сегодня объем рынка услуг по внедрению и консалтингу сопоставим с доходами, которые получают поставщики от продажи лицензий и сопровождения.

По прогнозам IDC, в ближайшие пять лет российский рынок ИСУП будет стабильно развиваться, среднегодовой темп роста составит 15,9% (в сложных процентах,
CAGR) и при сохранении темпов к концу прогнозируемого срока должен удвоиться.

Развитие будет сопровождаться расширением функциональности систем и бурным ростом спроса на такие приложения, как автоматизация взаимодействия с клиентами, управление цепочками поставок, электронная торговля, управление знаниями. Можно говорить и о значительной трансформации самих систем в результате развития функциональности, усложнения, интеграции. Мы предполагаем, что уже в ближайшее время, возможно, потребуется пересмотреть и само определение «интегрированная система управления предприятием».


Версия для печати (без изображений)