Создавая крупные сборочные производства, российские компании думают не только о компьютерах

Объем рынка ПК является одним из основных индикаторов рынка ИТ, особенно в нашей стране, где доля ПО и ИТ-услуг пока сравнительно мала*.

В очередной раз приходится констатировать, что достоверных данных об объеме рынка ПК нет. Оценки, которые дают работающие в России исследовательские компании, используя те или иные методики расчета и коэффициенты (например, доля ПК no name), существенно расходятся, и не все участники рынка с ними соглашаются.

Так, по данным IDC, в 2001 г. было продано более 1,8 млн. настольных ПК.

Более оптимистично оценивает объем рынка компания ITResearch. По ее данным, в 2001 г. было продано 2,3 млн., а в текущем году — уже 2,8 млн. ПК. С учетом же ноутбуков и серверов объем продаж компьютеров превысит 3 млн. штук. По словам директора ITResearch Юрия Бонкарева, его эксперты исследуют параллельно и независимо несколько сегментов рынка периферийного компьютерного оборудования, и получаемые там оценки довольно хорошо коррелируются с приведенными выше данными по продажам ПК.

По оценкам компании Gartner Dataquest, продажи ПК в текущем году также должны составить около 3 млн. штук.

«Наверное, истина где-то посередине, и объем рынка в 2002 г. — между 2 и 3 млн. штук», — считает Марина Тыщенко, начальник департамента продаж подразделения персональных систем в московском представительстве компании НР.

По степени компьютеризации Россия далеко отстает не только от развитых стран мира, но и от многих из тех, кого еще недавно было принято относить к категории развивающихся стран. Судя по опубликованным данным, к началу 2002 г. в нашей стране было установлено около 11,2 млн. компьютеров, т. е. примерно 75 на 1000 жителей. Для сравнения аналогичный показатель в США превышает 600, а в Германии близок к 400. По данным общероссийского опроса, проведенного недавно Фондом общественного мнения, лишь 7% жителей страны имеют дома ПК и всего 9% хотя бы раз в жизни пользовались Интернетом.

Компьютеров в стране не только мало, весьма значительная их часть это устаревшее оборудование. Пока обновление парка идет медленно. Так, по данным Минсвязи РФ, в 2001 г. темпы обновления в целом по стране составляли всего 10%, что значительно ниже, чем в развитых странах Запада (в последние пару лет в связи с неблагоприятной ситуацией в экономике темпы обновления парка там, правда, несколько снизились).

Ускорение темпов замены устаревшего оборудования должно стать важным фактором роста спроса на ПК в России.

«Мы не знаем, во сколько раз может вырасти российский рынок ПК, будь то корпоративный или домашний, но мы видим, что его потенциал огромен. Например, чтобы только выровнять степень проникновения домашних ПК в Москве и в регионах, надо было бы продавать в 3 раза больше компьютеров, — считает Алексей Стромов, региональный брэнд-менеджер компании Intel в России, Казахстане, странах Центральной Азии и Закавказья. — А если попробовать довести этот показатель до уровня, например, Эстонии, где 49% семей имеют ПК»?

Потенциал рынка огромен — наверное, с этим мнением можно согласиться, если иметь в виду долгосрочные перспективы и стратегию работы крупных компаний. Однако в краткосрочном плане на «огромные» темпы роста рассчитывать не следует.

Период бурного роста (после августа 1998 г.), измерявшегося десятками процентов, уже позади, наступил период стабильного развития. Исходя из этого (и оставляя за скобками непредсказуемые катаклизмы экономического или политического характера), большинство экспертов и строят прогнозы на ближайшие годы. «В качественном плане наступил период стабилизации, — считает Юрий Бонкарев. — Сейчас рост продаж ПК за полугодие составляет примерно 20%. Если такая динамика сохранится в 2003 г., то мы ожидаем снижение темпов роста до 17—18% в год, а может быть, и до 15%.

Следовательно, в будущем году рынок ПК вырастет до 3,5 млн. штук. Если, конечно, что-то резко не повысит или не понизит благосостояние наших потребителей». «Строя в НР планы нашей работы в России до 2005 г., «революции» мы пока не видим, — говорит Марина Тыщенко. — Мы тоже ожидаем снижение темпов роста до 15%».
Более 90% настольных ПК на отечественном рынке — это продукция российских фирм-сборщиков (в том числе примерно треть приходится на 10 ведущих поставщиков). Соответственно им и придется «отработать» практически весь прирост продаж ПК.

В этом году сразу несколько известных компаний объявили о планах резкого наращивания выпуска ПК и создания новых, иногда довольно крупных по меркам России, сборочных производств.

Так, компания «Крафтвэй» в июне сообщила о намерении построить на территории технопарка в Обнинске (Калужская обл.) складской, производственный и логистический центр с линиями сборки электронного оборудования (в том числе ПК).

По словам Алексея Кудрявцева, генерального директора компании «Крафтвэй», этот комплекс, рассчитанный на 1,5 млн. единиц хранения и производства, будет пущен в эксплуатацию в 2004 г. Стоимость проекта составляет 12 млн. долл.

Интересно, что руководство компании строит свои инвестиционные планы на основании преимущественно собственных оценок рынка, считая данные и прогнозы аналитиков далекими от реальности. «Главное для нас — это динамика роста бизнеса нашей компании в тех нишах, в которых мы работаем. Мы растем на 20—30% в год. Поэтому в 2004 г., когда запустим этот завод, мы сможем выпускать 200 тыс. ПК», — говорит Алексей Кудрявцев. В компании рассчитывают также, что новое современное предприятие позволит значительно снизить себестоимость продукции, а также выполнять крупные заказы в короткие сроки (сейчас «Крафтвэй» может собрать не более 30 тыс. ПК в месяц).

В октябре группа компаний «Аквариус», уже имеющая два сборочных производства (одно в Ивановской области мощностью 120 тыс. ПК в год, существующее уже более 10 лет, второе, новое на арендованных площадях в Москве), объявила о планах строительства за пределами Москвы нового завода по сборке компьютерной техники площадью 40 тыс. кв. м. Его планируемая производительность 180 тыс. ПК и 15 тыс. серверов в год. «Сейчас продажи наших настольных ПК растут на 45—60% в год, загрузка производства близка к 100%, и нам не хватает производственных мощностей, — говорит председатель совета директоров группы «Аквариус» Леонид Гольденберг. — Мы строили наш план развития, опираясь на расчеты Минэкономразвития и Минсвязи РФ, немного скорректированные нашими службами, и исходя из того, что через год-два объем рынка ПК составит 4—4,5 млн. Мы претендуем на 10% этого рынка». По данным «Аквариус», планируемый объем инвестиций в это предприятие составит 11,2 млн. долл.

Два других объявленных проекта гораздо скромнее по масштабам. Екатеринбургские компании АСК, «Диджитек» и «Корус АКС» создали совместное предприятие, которое, по словам Александра Сибирякова, генерального директора компании «Диджитек», будет выпускать не более 20 тыс. ПК в год под собственной маркой УЗВТ и другими торговыми марками. Дистрибьюторская компания «Дилайн» приступила к выпуску ПК DEPO. Правда, о своих амбициях — каковы будут объемы выпуска и на какие позиции на рынке ПК она претендует — компания пока не сообщает.

Планируя создание крупных сборочных мощностей, лидеры отечественного рынка ПК не намерены браться за производство комплектующих. Этот бизнес сейчас сосредоточен в странах Юго-Восточной Азии и Китая, именно там находится большинство специализированных фирм, у которых изготовители конечных изделий закупают необходимые компоненты и с которыми фирмы из других стран, в том числе и России, конкурировать не способны.

«Мы тоже будем закупать комплектующие у других и вкладывать деньги в брэндинг, маркетинг, сервис и т. д., — говорит Алексей Кудрявцев. — Производство компонентов, при котором велика доля ручного труда, в нашей стране всегда будет невыгодным бизнесом: у нас нет таких рабочих, которые работают 6 дней в неделю по 10 ч, получая за это 80 долл. в месяц, как в Таиланде или 100—110 долл., как в Китае».

Несколько лет назад за массовый выпуск системных и графических плат взялась компания «Формоза», однако последователей у нее пока нет.

И все же некоторое продвижение в сторону производства (а не только сборки) заметно.

Так, компания Rolsen создала в подмосковном Фрязино крупносерийное производство корпусов для ПК, а также пластмассовых деталей для мониторов (наряду со сборкой ряда конечных изделий — телевизоры, мониторы, кондиционеры и др.).

«Мы производим то, что стоит дешево в расчете за кубометр или килограмм. Например, 1 кубометр корпусов стоит примерно 100 долл., а вот их доставка из стран с дешевой рабочей силой стоит дорого, — поясняет Сергей Белоусов, директор направления в компании Rolsen. — В этом году мы выпустим 500 тыс. корпусов для ПК, а в следующем — от 700 тыс. до 1 млн. корпусов — в зависимости от ожидаемого объема продаж ПК».

По заявлениям руководителей компаний, сделавших ставку на сборку, их производственные проекты должны довольно быстро (за 2—4 года) окупиться. Даже в том случае, если максимальные запланированные объемы сборки ПК и не будут достигнуты.

«Сейчас себестоимость сборки ПК (с учетом хранения и т. д.) составляет у меня 8—10 долл. при объеме выпуска около 100 тыс. в год, а в Обнинске она будет всего 2 долл., как в Венгрии, — объясняет Алексей Кудрявцев. — Даже если выпускать 200—300 тыс. компьютеров в год, то новое производство окупится за 2—3 года». Хотя его максимальные возможности, признает он, скорее всего, не будут востребованы никогда, «это резервы».

Амбициозные планы компаний «Аквариус» и «Крафтвэй» некоторыми игроками рынка воспринимаются скептически.

«Я не очень понимаю, как у этих компаний будет окупаться производство ПК, но, видимо, им нужны пиковые мощности... К тому же ПК — быстро дешевеющий товар и долго хранить их нельзя», — говорит Сергей Белоусов.

«Пора вводить новый показатель объемов бизнеса компании — площадь в квадратных метрах, — шутит Василий Васин, президент группы компаний R-Style.

Понятно, что сборка ПК под собственной маркой (о чем чаще всего говорится) не единственный способ загрузки создаваемых предприятий и что авторы этих проектов рассчитывают и на сборку по заказам других компаний как международных, так и отечественных. При этом речь может идти не только о ПК, но и о другом оборудовании — компьютерной периферии, а также бытовой технике и электронике, сборка которой на отечественных предприятиях при участии зарубежных компаний в последнее время быстро растет.

Если говорить о ПК, то, как известно, крупнейшие мировые поставщики отказываются не только от изготовления комплектующих, но и от сборки ПК, передавая ее специализированным фирмам-сборщикам**. При современных масштабах производства это выгодно для обеих сторон, и на Западе преимущества такого разделения труда уже не оспариваются. Можно ожидать, что у контрактной сборки будет появляться все больше сторонников и у нас.

К переносу сборки в Россию зарубежные компании подталкивает прежде всего стремление обойти предпринимаемые властями меры по поддержке отечественных производителей при поставках компьютеров в госсектор. Некоторый опыт (увы, не всегда удачный) уже есть: например, сборка компьютеров IBM на арендованной линии завода «Квант» в середине 90-х годов, в последнее время — сборка компьютеров HP в компании «Аквариус».

Единственное крупное специализированное предприятие по сборке ПК в России — это завод «Квант» в Зеленограде, построенный еще в конце 80-х годов и принадлежащий сейчас компании ИВК. По словам Владимира Фурса, исполнительного директора ИВК, завод готов выпускать до 800 тыс. электронных устройств в год и располагает большими свободными мощностями — собирая ПК для нескольких отечественных компаний и сезонно телевизоры, он загружен всего на 20—25% (при односменной работе).

У других российских производителей ПК современных, экономически эффективных сборочных производств нет.

Некоторые компании, похоже, уже готовы передавать сборку ПК в «чужие, но надежные руки». Даже компания «Аквариус» намерена вложить миллионы долларов в свои новые производственные проекты.

«Я бы отдал свое производство с удовольствием, — заявляет Леонид Гольденберг. — Мы сохраняем за собой дизайн, маркетинг, сбыт и сервис, а сборку поручаем специализированным фирмам. Правило простое: платишь N долл. за единицу продукции и голова не болит: есть контракт, все регулирующий».

Другие компании не устраивает не столько контрактная сборка в принципе, сколько российская практика такого сотрудничества: исходя из опыта (своего или чужого) взаимодействия с отечественными внешними сборщиками, они опасаются возможной «неблагонадежности» последних — неудовлетворительного качества сборки или каких-либо иных подвохов. «Для нас главное — канал сбыта, все остальное — столько, сколько нужно — можно покупать или производить, но не на чужих предприятиях, поскольку там есть риск, а на своих аффилированных сборочных предприятиях, это более надежно», — считает Василий Васин. Напомним, что именно так поступила в прошлом году компания R-Style Computers, организовав совместное сборочное производство на площадях ПО «Контур» в Томске.

Необходимое условие доверия к внешнему сборщику — его независимость от поставщиков ПК. Ни одного независимого сборочного производства в России пока нет.

Наверное, таких производств должно быть не одно, а два-три, чтобы у заказчиков был выбор. Как полагает Леонид Гольденберг, если ведущие российские компании смогут объединить свои производственные мощности в независимую структуру, то они сильно выиграют. Поэтому не исключено, что через пару лет, когда планируемые предприятия начнут обретать реальные очертания, их статус может измениться.

Однако суть проблемы — целесообразность создания крупных сборочных производств — серьезнее и не сводится только к наращиванию мощности или повышению эффективности. Ее четко сформулировал генеральный директор компании «Дилайн» Сергей Эскин: «Либо мы вложим деньги и будем заниматься этим бизнесом, либо не вложим и, значит, не будем им заниматься».

* По данным Market-Visio/Gartner, объем российского рынка ИТ-услуг в 2002 г. составит около 400—500 млн. долл. или примерно 10% общих расходов российских предприятий на ИТ. По данным IDC, расходы на ИТ-услуги в 2001 г. измерялись суммой около 850 млн. долл.
** «Профессиональные сборщики», обслуживающие мировых вендоров ПК, в Россию пока не пришли. Придут ли они в ближайшие годы — на этот счет мнения участников рынка расходятся.

Консолидация рынка настольных ПК

По мнению директора ITResearch Ю. Бонкарева, в последнее время заметна тенденция к консолидации российского рынка ПК и усилению позиций ведущих российских компаний. Об этом говорит, в частности, заметное увеличение за последние 2 года суммарной доли группы ведущих компаний, состоящей почти исключительно из российских производителей. При этом доля ведущей пятерки увеличилась не так значительно, что означает усиление позиций «второго эшелона» российских сборщиков. Интересно также отметить, что суммарное падение рыночной доли зарубежных брэндов примерно соответствует увеличению доли ведущей пятерки игроков рынка ПК, состоящей сейчас из российских производителей*. Это может означать увеличение конкурентоспособности продукции российских компаний на рынке крупных проектов. В то же время «второй эшелон» российских компаний, по всей вероятности, отнимает долю рынка у мелких сборщиков.

* В 2002 г. компания ITResearch рассматривает показатели продаж ПК с торговыми марками Compaq и HP раздельно.

В статье использованы материалы «круглого стола»,
проведенного в рамках IT-Форума’2002
«Перспективные технологии и успешный бизнес».


Версия для печати (без изображений)