Корпоративные порталы — один из быстрорастущих сегментов рынка ИТ. Аналитики предсказывают, что объемы продаж здесь будут увеличиваться на 60% в год

Идея портала как универсального средства доступа к корпоративной информации не нова. Технологии, на базе которых построены эти решения, были разработаны еще в начале 90-х годов. Но всплеск интереса к порталам (специалисты различают такие их виды, как специализированный, корпоративный, универсальный, торговый, общедоступный, портал знаний и др.) пришелся на конец прошлого века и совпал с ажиотажем вокруг Интернета и электронной коммерции. Сегодня трудно однозначно сказать, каким образом это повлияло на бизнес компаний, специализирующихся на создании и внедрении порталов — ускорило его рост или, напротив, затормозило? Ясно одно — пройдя через неизбежный этап «шумихи и пены», продукты заняли свое место на рынке, став уделом прагматичных профессионалов.

Многоликий продукт

Несмотря на то что порталы довольно давно, по меркам ИТ-индустрии, прописались в инфраструктуре предприятий, четкого и однозначного определения этого продукта нет. Возможно, потому что решения разных вендоров, имея идентичную в общих чертах функциональность, различаются в деталях.

По словам Кирилла Кибалко, генерального директора компании «Кворум», портал — это больше чем Web-сайт и больше чем корпоративная почта. В первую очередь, портал — это средство интеграции разнородных приложений и данных, используемых в организации. Причем, как подчеркивают специалисты, доступ к корпоративной информации и приложениям должны иметь не только сотрудники предприятия, но также его партнеры и потенциальные клиенты.

Теоретически можно было бы обойтись и без порталов. До сих пор некоторые ИТ-менеджеры возвращаются к красивой идее — разработать или приобрести корпоративную информационную систему (КИС), которая изначально позволяла бы предоставить пользователям доступ ко всем нужным данным и приложениям. Но, как показывает практика, это нереально.

Один из ключевых признаков портала — не просто интеграция данных и приложений, но и интеграция различных видов доступа к корпоративной ИС.

«В нашей трактовке понятие «портал» в первую очередь связано с созданием единого информационного пространства, объединяющего взаимодействующих с системой людей (будь то сотрудники компании, ее клиенты или бизнес-партнеры) с различными элементами корпоративной системы, — говорит Владислав Дмитриев, заместитель технического директора российского представительства компании Sybase. — При разработке портала сразу же возникает проблема комплексной интеграции всех имеющихся или разрабатывающихся информационных подсистем и обеспечения удаленного доступа к корпоративной информации. Понятно, что для полноценной работы системы потребуются шлюзы для WAP-телефонии, подключения беспроводных устройств различных стандартов, интерфейс с «тонкими» и «толстыми» клиентами».

Еще одна отличительная черта портала — возможность работы как со структурированной, так и с неструктурированной информацией. Последнее особенно важно, учитывая, что в любой компании основной массив данных — до 85% — это неструктурированные документы.

Характеристика портала будет неполной, если не упомянуть о том, что он должен обеспечивать унификацию пользовательского интерфейса, гарантировать быстрый поиск информации, а также включать функции разграничения и персонализации доступа. Кроме того, портал должен строиться на базе открытых решений и стандартов, быть легко масштабируемым и совместимым с программными модулями третьих фирм. И это далеко не полный перечень требований, предъявляемых к порталу.

Учитывая такое многообразие требований, специалисты утверждают, что невозможно провести четкую границу, отделяющую порталы от других функционально близких продуктов. По этой причине они предпочитают говорить не о едином решении, а о наборе технологий. Очевидно, что при построении конкретного портала будет востребован свой уникальный набор технологий, необходимых для решения поставленных задач. Впоследствии, по мере роста потребностей предприятия, количество используемых технологий может быть расширено.

При всех своих несомненных достоинствах порталы пока не пользуются в нашей стране большим спросом. Неужели крупным компаниям не нужен интегрированный доступ к приложениям и данным? Или причина прохладного отношения к этим системам объясняется банальным отсутствием денег?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо разобраться, какую выгоду и за какие деньги получит предприятие, создав портал.

Следует отметить, что здесь и далее мы будем говорить только о корпоративных порталах. Основная цель их создания — предоставление сотрудникам предприятия универсального доступа ко всей корпоративной информации. Как утверждают специалисты, такие порталы не являются универсальным средством, гарантирующим успех и процветание любой фирме. Они помогут только тем компаниям, которые смогут извлечь выгоду из накопленных знаний, из той информации, которая хранится в корпоративных архивах. Поэтому в первую очередь пользу от построения портала смогут извлечь те организации, чья деятельность связана с обработкой и тиражированием знаний и информации, предоставлением квалифицированных интеллектуальных услуг. К числу таких предприятий можно отнести консалтинговые компании, финансовые институты (банки), страховые фирмы и др.

По мнению Станислава Макарова, генерального директора фирмы HBS, дистрибьютора компании Hummingbird в России, основной мотив, который движет компанией, решившей приобрести и внедрить портал, — это желание извлечь максимальную выгоду из накопленных знаний. Как правило, об этом задумываются предприятия, уже имеющие большие корпоративные архивы, постоянно пополняемые данными, поступающими из функционирующих систем ERP и CRM, финансовых и аналитических программ.

Опыт свидетельствует, что сегодня наиболее успешны те организации, которые лучше других используют интеллектуальные активы. В последние годы размерность и сложность задач многократно возросли. Если раньше в каждой компании был свой «живой справочник», способный ответить практически на любой вопрос, то сегодня уже вряд ли можно найти сотрудников, способных удержать всю информацию в голове. «Настоящих «умных» мало, — подчеркнул Станислав Макаров. — Поэтому фирмам приходится быстро тиражировать имеющийся опыт, чтобы поскорее включить новых сотрудников в работу». Лучшей иллюстрацией этому утверждению могут быть консалтинговые компании. Их основной капитал — люди, аналитики. Фирмы зарабатывают деньги, продавая время своих экспертов. Чтобы расширить бизнес, нужно увеличить число специалистов. Но тратить время опытных сотрудников на обучение новичков слишком накладно. Компромиссный вариант — создать портал, который аккумулирует весь накопленный опыт предприятия. Вот почему порталы пользуются популярностью даже в небольших консалтинговых фирмах.

В кильватере у Запада

За рубежом рынок портальных решений — один из наиболее быстрорастущих. Правда, не так давно и в отношении этих продуктов у многих игроков отрасли был излишний оптимизм и завышенные ожидания. Но после спада в ИТ-индустрии специалисты и инвесторы стали более трезво оценивать потенциал и перспективы технологий. Надо сказать, что драматических изменений на рынке порталов не произошло — продукты сохранили свои позиции и продолжают развиваться.

Ссылаясь на отчеты аналитической компании Gartner, Александр Мамаев, менеджер по развитию бизнеса SAP в СНГ и странах Балтии, отметил, что к 2005 г. оборот на мировом рынке порталов должен вырасти до 1,8 млрд. долл., в то время как в 1999 г. он составлял лишь 200 млн. долл. «Порталы — одно из стратегических направлений для нашей компании, — подчеркнул он. — В 1999 г. количество инсталляций исчислялось единицами, а в настоящее время их насчитывается несколько тысяч. Все решения SAP интегрированы с порталом».

Сходные прогнозы делают специалисты и других компаний. Так, Глеб Ладыженский, менеджер по техническому консалтингу представительства Oracle, приводит данные компании IDC, по расчетам которой в 2003 г. объем мирового рынка порталов составит 1,2 млрд. долл., в 2004 г. — 1,7 млрд. долл., а в 2005 г. достигнет 2,4 млрд. долл.

Еще более оптимистичные оценки приводит Butler Group: рынок портальных решений будет расти примерно на 60% в год и к 2005 г. составит 4 млрд. долл. Резких скачков аналитики не предвидят, полагая, что рост будет практически линейным. Рынок услуг, связанных с порталами, будет расти более быстрыми темпами — примерно на 75% в год, и к 2005 г. его оборот приблизится к 20 млрд. долл.

Расхождения в оценках аналитиков отчасти можно объяснить тем, что трудно провести четкие границы и однозначно определить, что относится к корпоративным порталам, а что нет. Одни вендоры специализируются только в области портальных технологий, другие предлагают порталы как модули расширения базовой архитектуры, не выделяя их отдельной строкой в финансовых документах, что затрудняет анализ рынка.

По словам Станислава Макарова, компания Hummingbird продает в среднем по два портала в неделю. Ее годовой оборот составляет более 200 млн. долл., причем около 50% этой суммы приходится на бизнес, связанный с порталами. Впервые Hummingbird предложила рынку свой портал в январе 2000 г. С тех пор вендор продал около 180 решений.

Сейчас практически все поставщики делают ставку на крупных заказчиков — транснациональные корпорации и правительственные учреждения. Поэтому за рубежом стоимость среднестатистического портального проекта превышает 1 млн. долл. Но есть и другие неосвоенные ниши. По словам аналитиков компании Ovum, «нет никакого смысла игнорировать огромный платежеспособный спрос на недорогие проекты с бюджетом менее 100 тыс. долл.».

А как обстоят дела в России? По словам Кирилла Кибалко, в отечественных компаниях уже четко представляют, что такое портальные технологии и на какой эффект от их внедрения можно рассчитывать. «Фирмы охотно идут на контакт, на выставках подолгу расспрашивают наших специалистов о технических и бизнес-аспектах внедрения.

Интерес у потенциальных заказчиков большой, — подчеркивает он. — В том числе у клиентов из банковской сферы».

«Российский рынок порталов только начинает формироваться, — говорит Владислав Дмитриев. — Мы присутствуем при его рождении. Зато отдельные портальные технологии, такие как серверы приложений, пользуются широким спросом на рынке, позволяя уже сегодня решать большинство проблем интеграции и удаленного доступа к корпоративным системам за разумные деньги». Как и во многих других областях, Россия идет с некоторым отставанием от западного рынка. Лишь немногие крупные отечественные фирмы достигли того уровня, когда их руководители стали задумываться о таком ресурсе, как технологии корпоративных порталов.

По мнению Александра Мамаева, в нашей стране пока преждевременно говорить о бизнесе на рынке корпоративных порталов. Поставщики могут рассказать лишь о единичных инсталляциях, да и заказчики, приобретая порталы, пока не готовы делать большие инвестиции в них и проводят в основном исследовательскую работу.

Примерно также обстоят дела у фирмы HBS — в России ей удалось продать два портала Hummingbird. Один из них купил федеральный заказчик, второй — PR-агентство «Михайлов и партнеры» (проект находится в стадии развертывания).

Как отмечает Станислав Макаров, у многих российских заказчиков портал до сих пор прочно ассоциируется с Web-сайтом организации, а это совсем не так. Ведь корпоративные порталы ориентированы в первую очередь на решение внутренних потребностей предприятий. И это отражается как на технических требованиях, так и на общем подходе к проекту. Например, при построении корпоративного портала следует учесть, что наплыва десятков и сотен тысяч пользователей не будет — это не публичный ресурс, число сотрудников в компании ограничено.

Но несмотря на огромное отставание от стран Запада и преимущественно теоретический интерес к порталам, поставщики верят в российский рынок и вкладывают деньги в развитие бизнеса.

Так, компания «Кворум» недавно закончила русификацию портала Plumtree, самостоятельно профинансировав этот проект, и начала маркетинговую и рекламную кампании для продвижения продукта на рынок. В представительстве Sybase делают акцент на распространение отдельных портальных технологий, оценивая полномасштабные портальные проекты как дело пусть ближайшего, но все же будущего. Тем временем Sybase рассматривает свои расходы и усилия сотрудников по продвижению портала как коробочного продукта как инвестиции в российский рынок.

«Мы стараемся сделать продукт максимально доступным для широкого применения и рассчитываем, что в течение года бизнес порталов как коробочного продукта станет прибыльным», — сказал Владислав Дмитриев.

Серьезным препятствием для продвижения порталов является, по мнению Станислава Макарова, консерватизм корпоративных заказчиков. «Мы провели переговоры с рядом клиентов, и если в будущем году сможем продать 4—5 порталов, это будет неплохим результатом», — заметил он.

Интерес вендоров к нашему рынку понятен. Россия — единственная европейская страна, где объем продаж порталов может многократно вырасти за короткое время. К тому же серьезных игроков здесь пока не много и заметной конкуренции между ними нет, да и в ближайшее время, если рынок начнет расти, не предвидится. Как считают представители поставщиков, в нашей стране они работают в «тепличных условиях», и поэтому у всех есть хорошие шансы со временем захватить большую долю рынка.

Сегодня в России можно насчитать не более полутора десятка крупных игроков, предлагающих порталы и портальные технологии мирового уровня, а в Англии, к примеру, за кошелек клиента борются 160 вендоров.

Как отмечалось выше, сегодня за рубежом стоимость среднего портального проекта превышает 1 млн. долл., но существует и большой спрос на недорогие проекты с бюджетом менее 100 тыс. долл. Можно с уверенностью сказать, что в российских условиях недорогие и компактные решения, не содержащие лишних модулей, но позволяющие при необходимости масштабировать систему, будут наиболее востребованными. Компания Hummingbird вовремя уловила эту тенденцию и уже двинулась в нужном направлении. Так, стартовая цена на Hummingbird Enterprise (полноценный портал на 10 рабочих мест, содержащий комплект приложений для работы с корпоративной информацией как структурированной, так и неструктурированной) составляет 30 тыс. долл. В HBS считают, что для решения подобного класса это символическая цена. При развитии системы ее стоимость будет расти пропорционально числу рабочих мест.

Кто возьмется за внедрение и поддержку?

Внедрение портала — ответственный шаг для клиента. По меткому выражению одного из зарубежных специалистов, портал — это проект на всю жизнь. Поэтому заказчики предъявляют высокие требования к компаниям, занимающимся консалтингом и внедрением. Возникает извечный вопрос: кому довериться? Вендору или системному интегратору? И может ли заказчик какую-то часть работ выполнить своими силами?

По мнению специалистов, технология внедрения порталов мало отличается от технологий внедрения других решений масштаба предприятия, например ERP- или CRM-систем, баз данных или серверов приложений. И формы взаимодействия вендора с заказчиком могут быть любыми. Использовать опыт поставщика, привлечь системного интегратора или воспитать своих специалистов — все зависит от того, какой модели придерживаются игроки рынка и насколько та или иная модель эффективна с экономической точки зрения.

Но в любом случае следует помнить, что корпоративный портал — не «коробочное» решение и требует индивидуальной настройки под нужды клиента. Тем не менее в ряде случаев, не требующих глубоких технических знаний и опыта программирования, заказчик сможет самостоятельно справиться с адаптацией системы. Разумеется, его специалистам придется прослушать специальный учебный курс. Зато полученных знаний будет достаточно для того, чтобы с помощью визуального интерфейса так сконфигурировать систему, чтобы она наилучшим образом решала возложенные на нее задачи.

«Россия большая, и очевидно, что многие предприятия будут внедрять портальные технологии своими силами, — говорит Кирилл Кибалко. — Но бизнес, связанный с внедрением крупных порталов, с числом рабочих мест более 100, компания «Кворум» хочет оставить за собой». Это понятно, ведь стоимость услуг на ИТ-рынке обычно в несколько раз превышает стоимость самих продуктов.

Правда, услуги по внедрению порталов нельзя отнести к числу самых дорогих. По оценке Butler Group, стоимость услуг по внедрению портала примерно в 5 раз превосходит стоимость продукта, в то время как при внедрении системы SAP R/3 это соотношение достигает величины 10:1 или даже 12:1.

По-своему решают задачу взаимодействия с клиентами в компании Oracle. Как рассказал Глеб Ладыженский, при продвижении портальных технологий она опирается на широкую партнерскую сеть. Как правило, потенциальные пользователи портальных технологий уже имеют базу данных Oracle, внедрили или готовы внедрить сервер приложений. Следующий логичный шаг — приобретение портальных технологий.

«Ключевой этап внедрения портальных технологий — это консалтинг, — подчеркнул Глеб Ладыженский. — Практически весь объем работ по консалтингу выполняют партнеры». В исключительных случаях, когда заказчик — крупная государственная организация, к работе подключается вендор.

В круг обязанностей компании HBS входят адаптация продукта, техническая поддержка и обучение партнеров. Работы по продвижению и внедрению порталов возложены на партнеров. Портал — это не столько технологический, сколько бизнес-проект. Поэтому HBS сотрудничает с ведущими системными интеграторами, которые могут предоставить заказчику весь комплекс услуг.

«Партнеры нужны не только на стадии внедрения, но и на стадии донесения идеи до клиента, — заметил Станислав Макаров. — Системные интеграторы знают специфику многих вертикальных рынков. К тому же не стоит забывать, что портал — это комплексный продукт, требующий интеграции с такими корпоративными системами, как ERP и CRM. Здесь нужны системные и бизнес-аналитики, которые могут спроецировать наши инструменты, технологии и идеи на потребности заказчика. Поэтому все работы по внедрению порталов мы доверяем нашим партнерам. Соответственно, они получают свою долю прибыли. За собой мы оставляем только обучение и технический консалтинг».

Но внедрив портал, рано ставить точку. Наоборот, все только начинается. Как любая ИС, портал требует постоянного внимания и выполнения определенных регламентных процедур. И здесь заказчик снова оказывается перед выбором: кому доверить сопровождение и поддержку системы? Кто будет администратором портала?

Дело усложняется тем обстоятельством, что процесс администрирования портала имеет две составные части — техническое обслуживание и мониторинг бизнес-процессов организации. Причем вторая часть является наиболее ответственной и трудоемкой. С техническим обслуживанием все более-менее ясно, в этом плане портал мало отличается от других КИС. Другое дело — мониторинг бизнес-процессов и оперативное внесение изменений, которые происходят в организации. «Если портал перестанет соответствовать бизнес-процессам организации, он довольно быстро превратится в свалку устаревших материалов и документов», — утверждает Глеб Ладыженский.

Мониторингом бизнес-процессов должны заниматься системные и бизнес-аналитики, являющиеся сотрудниками компании, причем в отличие от технического обслуживания, бизнес-составляющую отдавать на аутсорсинг нельзя — здесь слишком много внутрикорпоративной и конфиденциальной информации.

Еще один аспект обслуживания портала — постоянное обновление контента. Эти задачи вполне по силам обычным пользователям. От них не потребуется специальных технических знаний или навыков программирования. Для размещения новых документов и удаления старых существует графический интерфейс, работать с которым не сложнее, чем с пакетом Microsoft Office. Надо лишь не забывать вовремя обновлять информацию. Парадоксально, но именно такие простые вещи таят в себе большую угрозу для эффективной работы системы. Известны случаи, когда из-за небрежного отношения к обновлению контента портал превращался в бесполезную надстройку.

При подготовке статьи использованы
материалы «круглого стола»,
проведенного редакцией CRN/RE.


Версия для печати (без изображений)