Одно из самых важных событий этого года — изменение отношения к Интернету как к бизнесу. Инвестиционный ажиотаж и надежда на быстрые сверхприбыли ушли, остались серьезные игроки с реальными доходами, компании, которые доказали свою жизнеспособность. Основная модель бизнеса в Интернете — рекламная. Но надо понимать, что реклама не сводится только к баннерам. В широком смысле реклама — это показ нужной информации нужной аудитории.

Вместе с тем существуют огромные резервы в другой, так называемой «справочной» модели, на базе которой сейчас построен бизнес нашей компании. Благодаря Интернету пользователи могут получить доступ практически к любой информации, Сеть стала огромной справочной системой. Суть «контекстной рекламы», благодаря которой «Яндекс» получает главную часть доходов, проста. Ежедневно «Яндексу» задают более трех миллионов запросов, а каждый запрос — это потребность, сформулированная пользователем. Например, за месяц из шести миллионов посетителей 5% послали запрос на определенный вид продукции. Это — целевая аудитория для производителей и продавцов.

Вообще, реклама в Интернете — быстрорастущий рынок. В России формирование рекламного рынка еще не завершено. И доля Всемирной паутины как средства размещения информации коммерческого содержания постоянно увеличивается. Понятно, что рекламные бюджеты всегда будут делиться между традиционными, так называемыми оффлайновыми средствами (телевидением, прессой, наружной рекламой) и Интернетом. Но сегодня доля всех рекламных бюджетов, которая отводится на Всемирную паутину, неразумно и несправедливо мала. Интернет еще явно недооценен, его аудитория заслуживает большего внимания со стороны рекламодателей. В эпоху бума ИТ в Америке бюджет, отпускавшийся на Интернет, составлял 4–5% всего рекламного бюджета страны. Сейчас этот показатель снизился до 2–3%. А у нас он пока что едва достиг 0,5%, так что перспективы для роста имеются неплохие.

Надо отметить, что еще одна тенденция развития российского Интернета в 2002 г. — процесс «портализации». Другими словами, трафик порталов растет быстрее, чем трафик малых ресурсов. Общий объем рекламы увеличился, реклама в Интернете растет, и доля порталов в рекламе тоже выросла, так что горизонты рекламной модели широки и ее хватит надолго.

Естественно, всегда найдутся желающие разделить лакомый рекламный пирог. И в «медийной» (широковещательной) части Интернет-рекламы претендовать на свою часть может любой информационный ресурс: порталы, маленькие сайты, специализированные Web-страницы.

Со временем новые игроки, без сомнения, появятся и на рынке «контекстной рекламы» Но для того, чтобы в этом сегменте захватить достаточную долю, новому игроку недостаточно просто повторить уже имеющиеся разработки, надо придумать что-то новое. Поэтому серьезный конкурент у «Яндекс» появится, только тогда, когда вырастут новые российские игроки или придут компании из-за рубежа.

Как еще можно зарабатывать деньги в Интернете? Теоретически существует модель платных сервисов (дополнительный объем почтового ящика, дополнительные функции хостинга и т. д.). Мы думаем об их внедрении, но пока не видим заметного рынка подобных услуг в России.

Кроме того, в 2002 г. стал широко обсуждаться вопрос: «начнут ли провайдеры платить за трафик?». Лет пять назад Интернет в России в основном использовался для доступа к западным сайтам. Сейчас доля зарубежного трафика в российском Интернете сократилась примерно в 5–6 раз. При этом за рубеж уходит гораздо больше информации, чем поступает оттуда. Распределение трафика примерно таково: Украина — около 6%, все остальное ближнее зарубежье — около 4% и примерно 10% — дальнее зарубежье. Остальной трафик (почти 80%) циркулирует в пределах России.

Изменения в структуре трафика предполагают и изменения в структуре его оплаты.

Раньше деньги компаний-провайдеров, полученные с потребителей, уходили на оплату западных каналов, а сейчас провайдеры должны как-то распределять деньги между собой и, возможно, делиться с ресурсами — генераторами трафика. Окончательное решение о том, кто, кому и за что должен платить, еще не выработано, хотя все игроки рынка уже понимают, что в структуре распределения денег надо что-то менять. Какие-то процессы (вызванные, правда, совсем другими причинами) уже начались на исходе этого года.

Все это не касается конечных пользователей — цены на доступ в Интернет, скорее всего, останутся на том же уровне или уменьшатся. В нашей стране этот рынок очень диверсифицирован.

Провайдеры — это не только техническая (канальная) инфраструктура Интернета. Это еще и платежная инфраструктура. Новым системам электронных платежей нужно расти и расти, чтобы добиться того 100%-ного покрытия, которое сегодня уже реально есть у провайдеров. Ведь каждый пользователь уже ежемесячно платит как минимум одному из них.

Поэтому я думаю, что вторая коммерческая модель Интернета (не рекламная) лежит где-то на стыке между системой распределенного биллинга провайдеров и современной платежной системой вроде нашей «Яндекс.Деньги».

Но для системы «Яндекс.Деньги» хватит работы и без этого. Если занятым людям предоставить возможность осуществлять платежи не отходя от рабочего места, платежной системе уже сегодня гарантирован успех. Ведь в первую очередь люди платят за такие услуги, как мобильная связь, домашний телефон, спутниковое телевидение, Интернет. Стартовав на обсуживании этих потребностей, платежная система постепенно будет вовлекать и другие услуги — электронную подписку, покупку нематериальных товаров (ПО, музыкальные записи, информация), пересылку денег, в том числе междугородные и международные платежи. При своем пока небольшом объеме система «Яндекс.Деньги» показала хороший результат — за первые пять месяцев работы обороты выросли в шесть раз.

Кстати, раз речь зашла о пользователях, надо отметить, что в 2002 г. Интернет рос не только как бизнес, но и как сервис — существенно увеличилось количество людей, имеющих доступ в Интернет и активно им пользующихся. В сентябре, по данным опроса, проведенного Фондом общественного мнения, в России было 8,8 млн. пользователей Интернета в возрасте от 18 лет и старше. При этом в Москве живут 1,7 млн. пользователей, в Санкт-Петербурге — 800 тыс. И темпы прироста не снижаются. Объемы продаж сетевого оборудования в 2002 г. на 25–30% превысили годовой объем 2001 г.

Даже если судить только по трафику «Яндекса», видно, что этой осенью посещаемость растет быстрее, чем в прошлом году.

Меня часто спрашивают, что такое Интернет — торговый центр, рекламная площадка, средство коммуникации? Я люблю сравнивать Интернет с Ленинским проспектом.

Что такое Ленинский проспект в Москве? Транспортные потоки, а также места для встреч и общения людей (кафе, офисы) характеризуют эту улицу как «средство коммуникации». Огромное количество магазинов позволяет назвать ее «торговым центром», а наружная реклама делает проспект «рекламной площадкой». Интернет тоже похож на город. Там есть большие улицы (порталы), магазины, офисы компаний, домашние странички. Практически все, что происходит в жизни, имеет свое отражение во Всемирной паутине. Делить Интернет на отдельные самостоятельные кусочки невозможно и бессмысленно — он сразу становится неполным. Кроме того, в Сети есть и то, что практически не встречается в реальной жизни — с появлением Интернета возникла глобальная «живая» справочно-информационная система, позволяющая получить ответ на любой интересующий вопрос.

Автор — генеральный директор
компании «Яндекс»

На всех парусах к VoWLAN

Поставки карманных беспроводных устройств стандарта 802.11x (прогноз, тыс. шт.)

По мнению аналитической компании In-Stat/MDR, потребность в беспроводных приложениях на таких вертикальных рынках, как образование, здравоохранение, розничная торговля и логистика, будет в течение ближайших четырех лет подстегивать рынок средств беспроводной телефонии Voice-over-WLAN (VoWLAN). Ожидается, что объем поставок телефонов VoWLAN превысит 400 тыс. шт. в 2005 г. и 500 тыс. шт. в 2006 г.

2002 183
2003 264
2004 365
2005 442
2006 530

Версия для печати (без изображений)