Оглядываясь на уходящий год и подводя его итоги, однозначно можно сказать, что кризис, затронувший ИТ-отрасль в 2000 г. и связанный, прежде всего, с девальвацией доверия к Интернет-начинаниям, полностью миновал. В то же время темпы развития ИТ-отрасли в России, тенденции и перспективы, наметившиеся в 2002 г. на рынке, выглядели более привлекательными, чем на Западе.

Российский рынок ИТ идет в гору вслед за экономикой страны. ИТ-услуги и высокие технологии развиваются настолько, насколько они востребованы другими отраслями, настолько предприятия готовы перераспределять свои бюджеты в сторону автоматизации производства, в сторону внедрения новых технологий. Стабильный экономический рост, наблюдавшийся на протяжении уходящего года, дал повод крупным игрокам российского рынка вернуться к проектам автоматизации, замороженным в 2001 и 2000 гг. Спрос на ИТ, в свою очередь, спровоцировал рост ИТ-рынка, составивший, по нашим оценкам, в 2002 г. не менее 20%.

В минувшем году перспективы развития российского hi tech выглядели довольно оптимистично. Но это вовсе не значит, что наметившаяся положительная тенденция долгосрочна и устойчива. России стоило бы воспользоваться удачной динамикой ИТ-бизнеса и экономики в целом и предпринять определенные шаги, направленные на формирование в нашей стране ИТ-индустрии, поскольку говорить о ней как о сложившейся отрасли на сегодня пока еще рано.

Определенные надежды ИТ-сообщества на поддержку отрасли hi tech давала широко разрекламированная Федеральная целевая программа «Электронная Россия». Но надежды эти оказались тщетными. Более того, опасения по поводу реальности намеченных планов, высказывавшиеся при утверждении программы, полностью подтвердились. Финансирование проектов «Электронной России» началось только осенью. Соответственно выполнить намеченные мероприятия большинство ведомств просто не успевало. В результате выделенные на «Электронную Россию» средства и без того скудные, так и не были полностью освоены. Тем не менее даже просто декларируемое этой программой понимание того, что необходимо развивать ИТ, является отрадным фактом.

Сегодня вряд ли найдется человек, серьезно отрицающий необходимость использования ИТ. Промышленность прекрасно информирована о том, какие выгоды и преимущества может дать ей автоматизация. Но здесь стоит обратить внимание на другой аспект влияния ИТ на работу компаний.

ИТ, как ни один другой инструмент, позволяют акционерам, инвесторам или западным партнерам избавиться от сомнений в чистоте бизнеса. На сегодня российские корпорации, даже самые крупные и известные, например ЮКОС, «Лукойл» и др., недооценены и во многом именно потому, что инвесторы не могут наблюдать полную картину их деятельности. А информационная прозрачность, добиться которой можно только за счет автоматизации информационных процессов, контроля и учета (конечно, наряду с переходом на международные стандарты финансовой отчетности), дает акционерам возможность видеть, как работают их деньги, не происходит ли вывод активов или размывание доходов компании. В результате даже внедрение ИС само по себе способно в разы повысить капитализацию российских компаний только за счет того, что будет дан некий четкий сигнал: отныне этот бизнес прозрачен.

Россия — это тоже крупная корпорация. И внедрение ИТ может принести ей немалый экономический эффект. ИТ в состоянии стать стимулом для более активного роста экономики. Индустрия hi tech способна со временем превратиться в довольно заметное направление российского экспорта. Информатизация дает возможность сделать более эффективными различные государственные социальные программы. И наконец только ИТ способны заставить двигаться огромную бюрократическую машину.

При этом особенно важно, что информатизация позволяет говорить о совершенно новом уровне информационной открытости общества и государства. Огромная работа, связанная с прохождением различных документов, может быть автоматизирована. Ведь сегодня даже на уровне первых лиц государства то и дело раздаются заявления о том, что государственная система подвержена коррупции и реформа ей просто необходима.

Чиновник сегодня в состоянии влиять на принятие решений. Информатизация же даже на обывательском уровне поможет решить проблемы недовольства властью. Внедрение ИТ обещает нам новое качество жизни, новое восприятие гражданского общества и власти.

Информатизация России позволит интегрировать наше государство в единое мировое информационное пространство. А информационная открытость нашего государства способна в корне изменить имидж России на мировом уровне, что опять же принесет стране дополнительные дивиденды.

Возьмем, к примеру, опыт Индии, государства, на которое принято смотреть, анализируя перспективы российского hi tech. Всем известен Бангалор — успешный проект создания альтернативы Силиконовой долине. Обсуждая вопрос, может ли наша страна повторить этот успех, стоит обратить внимание на то, что у Индии было большое преимущество по сравнению с Россией: очень хорошие продавцы и лоббисты в лице индийской диаспоры за рубежом. Именно этой sales force, а не налоговым льготам, которые на самом деле достаточно иллюзорны, и не инвестиционным потокам со стороны государства обязана Индия продвижением своего ПО за рубежом.

Взаимоотношения же русской диаспоры с родиной далеко не столь эффективны. Наши бывшие граждане уезжали в свое время с большим разочарованием, и они по-прежнему не хотят работать с Россией. И одна из задач информационной политики России в том, чтобы изменить старые стереотипы, в том числе и в глазах своих бывших граждан.

В общем, очевидно, что для России, как и для любой корпорации, сегодня просто необходимо решать проблемы информационного обеспечения всех сторон ее деятельности. Однако в этом глобальном проекте внедрения ИТ у нас больше неудач, чем успехов.

И как показывает, в частности, первый год действия «Электронной России», основная наша проблема — отсутствие единого центра координации. Параллельно «Электронной России» действует несколько других программ, в той или иной мере затрагивающих вопросы информатизации. Это специальные программы в сфере образования, в медицине, более мелкие проекты автоматизации в других областях. Все они дополняют друг друга. Но есть и некоторые пересечения... Один из чиновников, имеющих отношение к «Электронной России», как-то сказал, что у России нет CIO (Chief Information Officer) — директора по ИТ. А он России необходим. Это должен быть некий координирующий орган, который позволит избежать накладок и пересечений параллельно действующих программ, сформировать структурированный подход к различным аспектам информатизации.

На сегодня основная проблема состоит в том, что в России не выработана государственная политика в области информатизации.

Очевидно, что государство, особенно в 2003 г., на который приходится пик выплат по внешним долгам, вряд ли найдет возможность инвестировать в формирование и развитие ИТ-индустрии. С другой стороны, бремя затрат по выстраиванию отрасли и внедрению высоких технологий в производство и не должно лежать на его плечах. Государство должно стимулировать процессы, которые уже идут в обществе, создать благоприятные условия для внедрения ИТ, стать неким мотиватором развития индустрии ИТ.

Простой пример того, как государство может мотивировать развитие ИТ-бизнеса. Сейчас на различных уровнях много говорят о целесообразности проведения электронных торгов. До сих пор решение о том, использовать ли эту технологию, остается на усмотрение каждого конкретного руководителя, и выбор чаще всего делается в пользу неавтоматизированной процедуры, ведь рабочая сила в нашей стране все еще довольно дешевая. А если государство выступит инициатором в этом процессе и примет решение о том, что все госзакупки осуществляются только посредством систем электронных торгов, это привлечет огромный слой компаний, ориентированных на поставку товаров и услуг в государственный сектор к информатизации своей деятельности. Таким образом государство может задавать правила игры, следуя которым российский бизнес и общество придут к широкому использованию hi tech.

Возможен и другой подход, когда государство посчитает возможным предоставить определенные налоговые льготы, направленные на стимулирование сектора ИТ. Причем вовсе не обязательно стимулировать поставщиков и производителей hi tech. Более перспективный путь — стремиться сделать более интеллектуальным российское производство. Сегодня производственные фонды российских предприятий изношены на 60%. В такой ситуации внедрение нового оборудования, поощрение автоматизации предприятий должно стать одной из основ промышленной политики государства. Вполне приемлемо такое решение (и в мире есть положительные примеры), когда государство может снизить, например, налог на добавленную стоимость или ввести другие льготы для тех компаний, которые внедряют автоматизированные системы управления, перестраивают производство в соответствии с современными требованиями. При этом надо стимулировать не только обновление производственных фондов, но и замену устаревшего оборудования.

Для гармоничного развития ИТ-отрасли на данном этапе очень важно начать процесс консолидации действующих на рынке структур. Возможно, уже в следующем году произойдет некоторое укрепление компаний на ИТ-рынке, причем даже не за счет поглощений мелких компаний крупными, а путем объединения нескольких средних.

Произойдет объединение потенциалов, объединение клиентской базы, объединение ресурсов. Более мощные ИТ-фирмы смогут выполнять масштабные проекты, получат возможность активно захватывать внешние рынки.

Государство может стимулировать и этот процесс. Оно могло бы предоставлять некоторые льготы и гарантии ИТ-коллективам, имеющим определенный уровень, причем даже не оборота, а творческого потенциала.

Сегодня перед нашей страной стоит множество задач. И люди, далекие от ИТ-отрасли, могут считать, что информатизация — вопрос далеко не первой важности. Думаю, нам в любом случае нельзя забывать, что ИС — это очень важный элемент развития национальной экономики. Конечно же, ИТ — не панацея, сами по себе они не возродят производство, не станут магнитом для инвестиций. Однако использование ИТ позволит вывести макроэкономические процессы в стране и бизнес-процессы на предпритиях на более высокий уровень.

Автор — генеральный директор
компании «РосБизнесКонсалтинг»


Версия для печати (без изображений)