Цифровая трансформация бизнесов, о необходимости которой сейчас говорят практически все, от главы государства до первых лиц компаний, предполагает среди прочего изменение способов взаимодействия сотрудников. Как по вертикали (то есть руководителей и подчиненных), так и по горизонтали (работников, находящихся на одной ступени иерархической лестницы).

Сведутся ли к минимуму живые раз­говоры между сотрудниками компании? ­Будут ли коммуникации осуществляться посредством различных мессенджеров? Уменьшится или увеличится популярность корпоративных социальных сетей? В каком направлении пойдет развитие коммуникации с внешними контрагентами? Эти и другие вопросы активно обсуждались в Иннополисе за «круглым столом», состоявшимся в рамках крупномасштабного форума DIF 2017, проведенного OCS для своих партнеров.

В нем приняли участие топ-менеджеры компаний, ставших участниками рейтинга CRN/RE «25 лучших региональных компаний — 2017»:

  • Станислав Винников (директор компании «Абак-2000», Волгоград); 

  • Максим Афонасьев (основатель и владелец ГК «Аксус», Самара); 

  • Кирилл Полетаев (генеральный директор компании «Форт Диалог», Уфа); 

  • Дмитрий Афремов (директор по развитию компании АБАК, Казань); 

  • Алексей Бормотов (директор департамента продаж ЗАО «ЦКТ „МАЙ“», Нижний Новгород); 

  • Сергей Кузнецов (коммерческий директор ООО «Максофт», Пенза).

Вел «круглый стол» вице-президент OCS Алексей Рудым. Рассматривались три основных вопроса:

  1. Как изменились ваши внутрикорпоративные коммуникации за последние два ­года? Есть ли в вашей компании подразделение, отвечающее за то, чтобы внутрикорпоративные коммуникации становились эффективнее? 

  2. Как лично вы чаще всего общаетесь с сотрудниками своей компании? 

  3. Какие новые средства коммуникации с внешним миром вошли в вашу практику за последние два года?


Участники регионального корпоративно-коммуникационого «круглого стола», прошедшего в рамках DIF 2017

Внутрикорпоративные коммуникации

Вот как ответил на первую группу вопросов Станислав Винников: «Мы отказались от мессенджеров внутри компании и оставили только два канала коммуникации: ­неcрочная почта и срочный голос. На наш взгляд, для эффективного ведения бизнеса этих двух каналов вполне достаточно. Другие средства общения создают шум и снижают эффективность. Разумеется, под телефонной связью мы понимаем не только связь посредством стационарного проводного аппарата. Благодаря IP-телефонии теперь телефонная связь доступна сотруднику в любом месте... Специального подразделения, отвечающего за развитие внутрикорпоративных коммуникаций, у нас нет. На наш взгляд, оно и не требуется. Если в каком-то отделе или в компании в целом что-то назрело, то это необходимо и развивать. Если же коммуникационная система навязывается сверху, она вызывает отторжение у пользователей».

«Мы применяем все современные средства общения, в том числе и мессенджеры, — рассказал Дмитрий Афремов. — При этом данный вид связи не является корпоративным стандартом для поддержки».

Однако есть и другой подход. «Наши сотрудники используют различные мессенджеры, — говорит Сергей Кузнецов. — Но в качестве стандарта внутрикорпоративного общения мы выбрали Telegram. В том числе потому, что он считается наиболее безопасным и удобным. Кроме того, мы ­используем различные системы видеоконференцсвязи. Есть очень удобные современные облегченные ВКС, которые позволяют без лишнего оборудования организовать полноценное, качественное взаимодействие с удаленным персоналом и нашими партнерами. Также в нашей компании активно используется и развивается сквозная CRM-система, которая обеспечивает эффективную автоматизацию, начиная с первичного контакта с клиентом и заканчивая выпиской бухгалтерских документов и подписанием договоров. Помимо этого мы экспе­риментируем и включаем в нашу работу передовые инновационные решения, которые позволяют упростить и ускорить выполнение различных бизнес задач. Последний раз с помощью такой системы мы ­полностью автоматизировали приглашение на наш ежегодный ИТ-форум IT Credo более 300 клиентов. С каждым годом рутинный человеческий труд становится всё более автоматизированным и роботизированным и мы, как компания, доносящая эти ИТ-решения до наших клиентов, обязаны апробировать их на себе, что мы успешно и делаем».

Максим Афонасьев добавляет: «Наши ­сотрудники не против использования мессенджеров. Однако они считают, что для успешного ведения бизнеса одного онлайн-общения мало. Так, например, члены совета директоров раз в неделю проводят встречи в формате видеоконференцсвязи и не реже одного раза в квартал — в очной форме... Огромный плюс месcенджеров состоит в том, что они позволяют организовать ­общение в группах. Оперативно собрать участников групп в одном месте и в одно время иногда очень сложно, а порой просто невозможно. Также эффективной мы считаем трансляцию конференций, когда представитель компании в тезисах и фото транслирует основные смыслы и выводы с конференции остальным сотрудникам, тем, кто физически не может там присутствовать. Таким образом экономится время, но при этом больше сотрудников находятся в одном информационном поле».

«Мессенджер-общение не всегда экономит время, — полагает Кирилл Полетаев. — Так как собеседник нередко начи­нает задавать уточняющие вопросы типа того, а что вы имели в виду, правильно ли я вас понял и так далее. Поэтому живая беседа в ряде случаев может оказаться ­эффективнее».

Алексей Бормотов призывает к осторожности и следованию принципу «Доверяй, но проверяй». Он говорит: «Мы приветствуем новые технологии, однако перед тем как предлагать их своим заказчикам, по возможности внедряем и тестируем их у себя. Например, у нас есть подраз­деление, которое занимается внедрением различных информационных бизнес-систем, и сейчас оно реализует проект по переходу нашей компании на электронный документооборот».

Станислав Винников отмечает: «Практика показывает, что при общении по электронной почте сотрудники выражают свои мысли более четко, чем при контактах посредством ­мессенджеров».

Вполне естественно, что после слов об электронном ­документообороте на «круглом столе» тут же зашел разговор о системах управления взаимоотношениями с клиентами (Custo­mer Relationship Management, CRM). Ведь на ИТ-рынке едва ли найдутся значимые ­игроки, которые не использу­ют информационные системы с таким функционалом. Однако Алексей Рудым — видимо, для повышения градуса дискуссии — заявил: «Я не знаю ни одной компании, сотрудники которой с удовольствием встретили бы внедрение CRM-сис­темы. Так как необходимо ­отчитываться перед данной ­системой о каждом контакте с клиентом».

Станислав Винников пояснил: «СRM-система у нас, конечно, есть. Однако она была успешно внедрена лишь с третьей попытки. Не буду называть тор­говые марки, но отмечу, что первые две CRM-системы, ­внедряемые „как нужно руководству“, у нас не прижились. Потом мы начали отталкиваться от проблем продавцов. И лишь когда менеджеры по продажам поняли, что система облегчает их труд и помогает им соблюдать сроки, они начали поль­зоваться ею не для галочки, а реально».

Дмитрий Афремов не скрывает название используемой в своей компании CRM и сис­темы управления проектами. Это Vtiger. В Википедии поясняется, что данная CRM относится к категории систем с открытым кодом (Open ­Source). Она написана PHP и предназначена для малых и средних предприятий, вовлеченных в бизнес типа B2B с длительным циклом продаж.

В компании «Форт Диалог» сделали ставку на «Битрикс24». «Мы используем именно эту систему и как соцсеть, и как СЭД, и как CRM, и как портал, — рассказал Кирилл Полетаев. — Очень удобно для коллективной работы с документами. Традиционные СЭД, как правило, тяжелые и регламентированные, а эта более открытая и дружелюбная».

А вот в «Абак-2000» внутренней соцсети нет. «Сотрудникам неинтересно туда что-то постить и она мгновенно уми­рает, — отмечает Станислав Винников. Гораздо интереснее что-то выкладывать во внешние сети, где гораздо больше подписчиков и живее общение... „Битрикса“ у нас нет ни в каком виде, существуют более удобные для нас системы».

С ним солидарен Максим Афонасьев: «В ГК „Аксус“ ­корпоративной соцcети также нет. Опыт показывает, что она неэффективна, сотрудники охотнее общаются в обычных соцсетях или мессенджерах. Как средство документооборота и управления проектами используем и MS Sharepoint, и Bitrix24 в разных компаниях».

Не столь категорично мнение Алексея Бормотова: «В ЦКТ „МАЙ“ корпоративной социальной сети сейчас нет. Мы преимущественно общаемся лично, у нас отлично развиты горизонтальные и вертикальные связи. Однако есть понимание, что корпоративная соцсеть — ­полезный инструмент, и мы рассматриваем ее создание в будущем».

Впрочем, все зависит от решаемых задач и поставленных целей. Что у одних будущее, то у других настоящее. И наоборот. «В „Максофт“ давно и успешно работает корпоративный портал, который решает ряд важных коммуникационных и организационных задач, — сообщает Сергей Кузнецов. — Помимо внутренней социальной сети и внутрикорпоративного общения по проектам данный портал используется как официальное и единственное место хранения всей наиболее важной рабочей документации: приказы, инструкции, договора, примеры документов, обучающая информация и многое другое. Кроме того, на портале мы реализовали некоторые моменты, связанные с нематериальной мотивацией сотрудников».

Личный опыт и средства коммуникации с внешним миром

«Как лично вы чаще всего общаетесь с сотрудниками своей компании?» — так сформулировал Алексей Рудым второй основной вопрос «круглого стола».

Вот как ответил на него Кирилл Полетаев: «Понятно, что в зависимости от обстоятельств все сотрудники общаются друг с другом самыми различными способами. Мне, например, чтобы вызвать сотрудника к себе для обсуждения того или иного вопроса, удобнее всего написать ему сообщение по WhatsApp. На это уходит минимум времени. Это даже проще и быстрее, чем позвонить ему на сотовый телефон. Ну и сотрудник, если ему нужно поговорить со мной, не стучится в дверь, а спра­шивает разрешение через WhatsApp. Иными словами — мессенджеры удобны для того, чтобы договориться о встрече. А вот личного общения (и возникающей при этом энергетики) они не заменяют».

«При переходе к цифровой экономике трансформация должна происходить прежде всего в головах людей, а использование самых современ­ных средств коммуникации не может стать самоцелью, — добавляет Дмитрий Афремов. — Они (самые современные средства коммуникации) должны быть лишь способом достижения конкретных бизнес-целей. Я, к примеру, обща­юсь с сотрудниками своей компании в основном лично или по те­лефону».

Третий основной вопрос «круглого стола» звучал так: «Какие новые средства коммуникации с внешним миром вошли в вашу практику за последние два года?».

Вот как ответил на него Алексей Бормотов: «При взаимодействии с заказчиками и партнерами мы активно используем вебинары и системы видеоконференцсвязи. Однако от классических средств межкорпоративных коммуникаций уйти не удается. К примеру, практически невозможно согласовать договор только посредством мессенджеров. Так как любой бизнес-процесс должен оставлять след».

Кирилл Полетаев добавил: «В процессе проектирования ИТ-инфраструктуры здания мы создали рабочую группу, в которую включили не только своих сотрудников, но и представителей заказчика. В результате многие вопросы были решены значительно быстрее, чем при использовании только традиционных методов согласования документации». Это лишний раз показывает, что подходы Agile и SCRUM во многих случаях работают хорошо. С этим тезисом соглашается Сергей Кузнецов: «Данные направления интересы и, на наш взгляд, очень эффективны. Правда, есть небольшие сложности, связанные с определенным консерватизмом мышления наших заказчиков, которые привыкли работать по старым шаблонам. Тем не менее мы на собственном примере пытаемся продемонстрировать более гибкий и быстрый подход к решению тех или иных задач и стараемся вовлекать представителей заказчика в данный процесс. Особенно пристально мы следим за выполнением принципов Agile и SCRUM в работе с подрядчиками. С помощью данного подхода мы сейчас завершаем создание обновленного корпоративного сайта „Максофт“, на разработку которого потратили чуть больше месяца. При использовании старых способов мы бы и за три месяца не уложились».

По словам Максима Афонасьева, в ГК «Аксус» концепции Agile применяют для реализации проектов и создания новых продуктов.

Справедливости ради необходимо отметить, что не все предприятия, ставшие участниками рейтинга CRN/RE «25 лучших региональных компаний — 2017», используют в своей прак­тике широко распространенные на Западе подходы Agile и SCRUM. Вот, к примеру, что говорит по поводу Agile-команд Станислав Винников: «Мы ­формируем проектные группы для решения разных задач, но пользуемся классическим ­системным подходом. Я пока не увидел преимуществ Agile. Возможно, это сработает в какой-то творческой задаче без дедлайнов. У нас это не про­ходит». Не формируют Agile-команды для решения тех или иных проблем и в ЗАО «ЦКТ „МАЙ“».

А вот еще одно новое — и весьма эффективное — средство коммуникации с внешним миром. Кирилл Полетаев рассказывает: «Cейчаc появилось много аналитических систем, которые анализируют резуль­таты конкурсов и аукционов и позволяют практически мгновенно получить много информации о потенциальных заказчиках. Даже, к примеру, сведения о том, сколько и каких судебных исков они предъявили своим подрядчикам. Информация от таких аналитических ­систем в ряде случаев была нам очень полезна. И мы ­пользуемся этими системами постоянно».

«Аналогичная процедура оценки контрагентов применяется в нашей компании, это помогает снижать риски», — говорит Максим Афонасьев.

Сергей Кузнецов добавляет: «Без подобных систем сейчас никуда. В первую очередь мы используем такого рода системы для всестороннего анализа контрагентов, с которыми планируем начать работать. Причем речь идет как о заказчиках, так и о компаниях, которые оказывают нам какие-либо услуги и поставляют определенные ­товары. Все выше и выше оценивается стабильность и надежность компаний, минимизация различных финансовых и юридических рисков. Поэтому мы со своей стороны пристально следим за нашими репутационными рисками, ведь наши клиенты также используют ­подобные системы, и мы должны соответствовать всем их критериям, если хотим с ними работать. Кроме аналитических систем проверки контрагентов активно используем системы для поиска, анализа и систематизации деятельности, связанной с участием в госторгах. Это уже стало определенным стандартом деятельности».

Активно применяют аналитические системы (СБИС, «Контур экстерн» и т. п.) и в компании «Абак-2000». «Это очень помо­гает в бизнесе», — отмечает Станислав Винников.

DIF 2017

25–26 октября 2017 г. в Иннополисе прошел VI Межрегиональный форум инфраструктурных решений DIF 2017: EMOTION!, организованный компанией OCS Distribution. Форум ежегодно проходит при поддержке Правительства Республики Татарстан (РТ) и Министерства информатизации и связи РТ. О зна­чении мероприятия для развития экономики республики говорит тот факт, что участников форума с главной сцены приветствовали первый заместитель министра информатизации и связи РТ Дмитрий Вандюков, заместитель министра информатизации и связи Булат Исмагилов, мэр Иннополиса Руслан ­Шагалеев.

DIF 2017 прошел при поддержке 65 мировых производителей ИТ-оборудования, российских разработчиков из разных сфер ИТ-индустрии, которые представили решения в областях: ин­фраструктура и ЦОДы; безопасность; коммуникации и мобильность; автоматическая идентификация и Интернет вещей; печать и сканирование.

В третий раз «платиновым» партнером форума стала компания Cisco. Также премиальными партнерами DIF 2017 выступили компании Schneider Electric и Ricoh («золотые»), APC by Schneider Electric, Intel и Nokia ­("серебряные«).

В экспозоне площадью 3 тыс. м2 на протяжении двух дней вендоры ­демонстрировали технологические ­разработки и устанавливали деловые контакты с дилерами и заказчиками. В этом году их было на 20% больше по сравнению с предыдущим — DIF 2017 посетили 950 человек из 53 городов России.

Нововведением DIF 2017 стали тематические панельные дискус­сии, в которых участвовали представители вендоров, ИТ-компаний и их клиентов, а также специальные гости.

Как отмечают организаторы, DIF — это не только коммуникационная среда, обмен мнениями и идеями, но и образовательный проект DIFaculty, направленный на повышение профессиональных компетенций представителей ИТ-компаний и заказчиков. В рамках форума для технических специалистов и коммерсантов были ­организованы специализированные мастер-классы Cisco, Ricoh, Schneider Electric, APC by Schneider Electric и Intel.

Итоги дискуссии

Как же правильно выстроить «внутренние» и «внешние» ­бизнес-процессы с помощью мессенджеров, корпоративных порталов и прочих современ­ных инструментов организации межкорпоративных коммуни­каций? Алексей Рудым совершенно справедливо отмечает, что на данный вопрос нет ­общих правильных ответов. У каждой компании свои ­особенности.

К примеру, есть бизнесы, в которых электронная почта использоваться не может. Многое зависит и от ситуации. Если вы едете в машине, то едва ли будете принимать участие в чатах. Однако вы можете в реальном времени слушать аудиотрансляцию интересного вам мероприятия и даже время от времени вставлять реплики. В то же время очевидно, что традиционные формы внутрикорпоративных коммуникаций в обозримом будущем никуда не исчезнут.

Разумеется, молодые со­трудники, которые привыкли к смартфонам еще в детстве и которым разного рода смайлики и аббревиатуры типа Ok и BR привычнее, чем предложения, содержащие десять, а то и более слов, будут использовать мессенджеры и соцсети активнее, чем люди старшего поколения, которые роскошь живого человеческого обще­ния ценят выше общения виртуального. Впрочем, одно другому не мешает.

Напомним: «круглый стол», главными действующими ли­цами которого были топ-менеджеры компаний, вошедших в рейтинг CRN/RE «25 лучших региональных ИТ-компаний», проводился и в рамках про­шлогоднего DIF 2016. Тогда ­региональные ИТ-передовики высказывали свое мнение об ИТ-бизнесе.


Версия для печати (без изображений)