В отличие от некоторых прошлых лет в этом году какого-то одного безусловного победителя в данной номинации мы не увидели. Поэтому выбрали две сделки — правда, не самые крупные, но важные для тех сегментов рынка, в которых задействован канал сбыта, а их участники хорошо известны партнерам.

В среду, 1 ноября, компания HP Inc. закрыла сделку по приобретению принтерно­го бизнеса Samsung за 1,05 млрд. долл. — крупнейшую на рынке систем печати. Компании анонсировали ее в сентябре 2016 г.

По условиям соглашения HP Inc. получает все активы Samsung Printing Business Unit — 6 тыс. сотрудников (в т. ч. 1,3 тыс. разработчиков и инженеров), 6,5 тыс. патентов, научно-исследовательскую базу и завод в Китае, а также 50 офисов продаж по всему миру.

По итогам 2015 г. это подразделение принесло Samsung выручку в размере 1,8 млрд.

Кроме того, в рамках соглашения Samsung обязуется инвестировать в HP Inc. от 100 до 300 млн. долл. путем приобретения ее ценных бумаг.

Как ожидается, HP Inc. не будет увольнять служащих этого подразделения в те­чение пяти лет. Предполагается создать ­новую компанию, включающую все купленные активы. В течение двух лет продукты Samsung будут продаваться под старым брендом и только затем перейдут под торговую марку HP.

Для Samsung продажа принтерного подразделения, дающего единицы процентов выручки, — очередной этап сосредоточе­ния на основных направлениях бизнеса: мобильные устройства, полупроводники, дисплеи и ТВ.

Приобретение принтерного бизнеса Samsung должно прежде всего расширить присутствие НР на мировом рынке копиров/МФУ формата А3, объем которого оценивается в 55 млрд. долл. Цель сделки — не просто устранить одного из конкурентов, но — главное — потеснить доминирующих здесь Canon, Konica Minolta, Ricoh, Xerox.

Сделка может вызвать существенные перемены на этом давно сложившемся рынке. Многие считают его слишком консервативным как в технологическом, так и в маркетинговом отношении, здесь давно уже не появлялись действительно инновационные продукты. И продолжать конкурировать, предлагая устройства, созданные по традиционным технологиям, было бы не очень продуктивно для НР.

В связи с этим наиболее интересной для этого вендора может стать именно ­линейка цифровых копиров Samsung формата А3, имеющих ряд преимуществ перед традиционными аппаратами, прежде всего более низкие эксплуатационные издержки и более высокий коэффициент готовности. Как отмечают в НР, они обладают скоростью копиров, простотой и надежностью принтеров и имеют всего несколько деталей, которые необходимо заменять.

В компании НР также рассчитывают, что сделка позволит расширить ее глобальный бизнес по продаже лазерных принтеров и укрепить взаимоотношения с клиентами. В результате будут открыты новые направления, новые источники дохода.

В настоящее время в портфеле HP присутствует более десятка собственных МФУ формата А3 семейства LaserJet и несколько струйных МФУ линейки PageWide, и компания не собирается продавать наряду с ними копиры/МФУ Samsung. Вендор намерен объединить технологии с использованием опыта Samsung и создать новое поколение МФУ формата А3 на базе принтерной лазерной технологии, способное конкурировать по стоимости отпечатка с цифровыми копирами/МФУ.

По данным IDC, в III квартале 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года мировой рынок устройств hardcopy вырос на 1% в количественном выражении, но сократился на 4,9% в стоимостном. НР сохраняет свое традиционное доминирование — 38,7% по количеству проданных устройств (рост на 3,3%), доля Samsung — 3,5% (рост на 6,5%).

Как эта сделка повлияет на OEM-сотрудничество HP? Соглашение с Samsung позволяет ей производить у себя печатающие узлы для лазерных принтеров, которые Samsung разрабатывала для собственных устройств. До сих пор HP всегда использовала эти компоненты внешних производителей.

Что касается компании Canon, которая в течение многих лет поставляет HP печатающие узлы, то, как явствует из заявлений представителей HP, совместная работа по линейке лазерных принтеров и МФУ формата А4 продолжится. Менее определенной представляется судьба OEM-соглашения между Samsung и Xerox (корейская компания изготавливала для Xerox принтеры и МФУ нижнего уровня производительности). Продолжит ли HP поставлять эти устройства своему конкуренту?

Вторая сделка (о ее закрытии было объявлено всего через несколько дней, 7 нояб­ря) — приобретение компанией Lenovo контрольного пакета (51%) бизнеса Fujitsu по производству ПК. Покупка обошлась в 269 млн. долл., в т. ч. 157 млн. наличными сразу. Совместное предприятие получит название Fujitsu Client Computing. Решение было принято после того, как Lenovo отчиталась о самом значительном росте выручки за последние два года, а также с учетом признаков оздоровления рынка ПК.

В феврале 2016 г. на фоне спада продаж компания Fujitsu решила выделить производство ПК в отдельное предприятие. А в октябре того же года сообщила о заключении соглашения с Lenovo о стратегическом сотрудничестве в производстве ПК, начиная с исследований и заканчивая сборкой.

Сделка с Fujitsu поможет Lenovo в напряженном соперничестве с НР за лидерство на рынке ПК, где борьба идет за доли процента «пирога» и с переменным успехом. Так, по данным IDC, по итогам 2016 г. на мировом рынке ПК лидировала компания Lenovo с долей 21,3%, НР была на втором месте с долей 21%.

Однако в III квартале этого года НР вырвалась вперед с долей 22,8%, а Lenovo стала второй — 21,6%.

К сожалению, этот «пирог» усыхает, хотя в последнее время аналитики видят признаки улучшения ситуации. Если в 2016 г. мировые поставки ПК, как подсчитала IDC, сократились на 5,7% (по количеству) по сравнению с предшествующим годом, то в I квартале текущего года они увеличились на 0,6% по срав­нению с аналогичным периодом прошлого года, а в III квартале (последние данные) они хоть и вновь снизились, но всего на 0,5%.

Обе эти сделки, конечно, важны для соответствующих сегментов рынка, но масштабы их не очень-то впечатляют. Особенно если вспомнить недавнюю (пару лет назад) рекордную сделку Dell-EMC за 67 млрд. долл.

А на горизонте новый рекорд! Компания Broadcom сделала предложение о покупке компании Qualcomm за 130 млрд. долл.

В настоящее время Qualcomm самый крупный в мире производитель чипов для мобильных устройств. Приобретя ее, Broadcom превратилась бы в третьего по величине игрока на всем рынке полупроводников, после Intel и Samsung.

Правда, Qualcomm не намерена принимать это предложение — в компании считают, что Broadcom хочет воспользоваться испытываемыми Qualcomm трудностями и купить ее дешевле настоящей цены. Дело в том, что наиболее прибыльное подразделение Qualcomm, которое лицензирует мобильные технологии, сейчас несет потери от санкций со стороны регулирующих органов по всему миру и ведет тяжбу с Apple.

К тому же Qualcomm улаживает с регуляторами масштабную сделку по покупке компании NXP Semiconductors за 38 млрд. долл.

Тем временем Broadcom приобрела за 5,5 млрд. долл. компанию Brocade Communications Systems.

А если покупка Qualcomm все же состоится, то она затмит и сделку Dell-EMC и станет самой крупной за всю историю отрасли высоких технологий. 



Версия для печати (без изображений)