Настольные ПК, ноутбуки и серверы стандартной архитектуры принято объединять в единое семейство компьютеров, но динамика развития каждого из сегментов этого семейства различна, что в очередной раз подтвердили аналитики.

По данным ITResearch, объем продаж компьютеров всех трех групп на российском рынке за прошлый год увеличился на 28% по сравнению с 2005 г. и составил свыше 6,8 млн. шт. В то же время аналитики отметили снижение доли самой большой группы — настольных ПК. В 2005 г. она составляла 81%, а в 2006 г. сократилась до 75%.

Настольные ПК

Данные аналитиков за 2005–2006 гг. показывают, что темпы прироста продаж настольных компьютеров в России продолжают оставаться на уровне 14–18%, что в несколько раз выше, чем в США и Западной Европе.

Однако эту динамику многие компании, в том числе указанные ITResearch* в числе лидеров нашего рынка в 2006 г. — DEPO Computers, Hewlett-Packard, Kraftway, К-Systems, «Формоза», — оценивают по-разному. Так, Марина Тыщенко, генеральный директор группы персональных систем «НР Россия», считает, что рост российского рынка компьютеров начал замедляться, а продажи настольных ПК росли существенно медленнее, чем в сегменте ноутбуков, темпы роста которого также снизились. А Ольга Двойнина, директор департамента прямых розничных продаж и директор по маркетингу DEPO Computers, заявляет, что ее компания отметила существенное снижение темпов роста продаж настольных ПК.

Эту точку зрения не разделяет Алексей Алексеев, директор по маркетингу R-Style Computers, который полагает, что если и было некоторое локальное снижение темпов роста в отдельных секторах, то кратковременное. Отметила такие спады и K-Systems. Ее директор Эдуард Воронецкий говорит, что в I квартале 2006 г. темпы продаж сократились, однако это было перекрыто значительным ростом в III и IV кварталах, и в целом за год компания увеличила поставки настольных систем на 15% по сравнению с 2005 г., что близко к средним показателям рынка. В «Аквариусе», по словам его старшего вице-президента Владимира Шибанова, не было замечено даже сезонных колебаний, и тем более снижения темпов роста продаж.

Другие игроки также утверждают: сбыт ПК заметно увеличился. Например, Юрий Томашко, коммерческий директор Kraftway, подчеркивает, что в 2006 г. продажи ПК с маркой Kraftway превысили среднерыночные показатели и выросли на 27%: «Могло быть и больше, основным ограничением стала мощность нашего производства. В 2007 г. мы вводим в эксплуатацию новый завод в Обнинске и рассчитываем, что прирост продаж ПК будет больше 28%».

Различные оценки динамики российского рынка настольных ПК связаны как с условиями работы конкретных компаний, так и с их ориентацией на разные группы потребителей — корпоративных заказчиков, компании среднего и малого бизнеса (СМБ) и домашних пользователей, что может приводить к неоднозначным результатам и противоречивым оценкам.

Многие производители считают, что по-прежнему большая часть настольных систем продается в корпоративный сегмент рынка, где в качестве крупных потребителей выступают коммерческие структуры и государственные организации. Абулферз Абачев, исполнительный вице-президент компании «Формоза», приводит конкретные оценки: «По нашим расчетам, продажи ПК на российском рынке распределились в 2006 г. следующим образом: 50% составили поставки в госсектор и корпоративным заказчикам, 30% — розничные продажи, 20% ПК продано клиентам СМБ».

Вячеслав Назаров, менеджер представительства Acer в России, высказывает прямо противоположную точку зрения, считая, что соотношение продаж настольных ПК розничным и корпоративным клиентам составляет 2,5:1. Возможно, он относит к розничным покупателям предприятия СМБ, что до некоторой степени объясняет столь сильное расхождение его оценок с мнением других вендоров.

Многие поставщики настольных ПК обращают внимание на заметно возросший в 2006 г. спрос на компьютеры домашних пользователей. Александр Бобков, директор по продажам компании USN, считает это сложившейся тенденцией, которую объясняет прежде всего повышением уровня доходов населения. Рост продаж компьютеров в розницу позволил, по словам Абулферза Абачева, его компании избежать влияния определенного снижения темпов прироста продаж настольных ПК в сегменте корпоративных заказчиков. А некоторые компании стали быстро набирать обороты за счет продаж настольных ПК домашним пользователям. «Мы сконцентрировали усилия на продвижении своих ПК в рознице, создали программу для дилеров, позволяющую им зарабатывать, и в 2006 г. зафиксировали трехкратный рост оборота», — заявляет Сергей Суворов, генеральный директор компании «Фронт ПК» (входит в холдинг Ultra Electronics), которая два года назад начала продавать ПК под маркой «ФРОНТ».

Успех своей компании он связывает не только с ростом доходов покупателей и развитием потребительского кредитования, но и с активной позицией всех крупных игроков рынка бытовой электроники, включая федеральные розничные сети, где настольные ПК стали неотъемлемой частью ассортимента. Не отрицая заметного влияния крупных продавцов на покупательский спрос, Владимир Шибанов считает, что рост продаж в розничном сегменте рынка объясняется еще и тем, что теперь домашние пользователи предпочитают недорогим «самосборным» ПК компьютеры более высокого качества, обеспеченные сервисом производителя.

Зато в DEPO Computers, по словам Ольги Двойниной, практически не наблюдали роста продаж компьютеров в рознице.

«Вытеснение «самосборных» ПК продуктами ведущих поставщиков стало в 2006 г. заметной тенденцией российского рынка», — утверждает Сергей Янычев, менеджер по маркетингу настольных ПК Fujitsu Siemens Computers. Его мнение разделяет Вячеслав Назаров, по словам которого, заказчики, ранее «баловавшиеся» самостоятельной сборкой ПК, оценив свои текущие и отложенные расходы, все чаще делают выбор в пользу готовых решений надежных вендоров. Он отмечает, что даже розничные сети избавляются от собственных линий сборки ПК и закупают их у известных производителей.

Отказ от «самосбора», по мнению Сергея Суворова, привел к другому явлению — увеличению продаж компьютеров ведущих компаний в регионы: «Потребители там стали больше внимания обращать на продукты федеральных производителей. Ведь региональным компаниям стало выгоднее продавать ПК федеральных брендов, тем более что последние подкреплены выгодными условиями сотрудничества для дилеров». Причем он считает, что если в столицах еще возможно насыщение рынка и замедление темпов роста продаж настольных систем, то в регионах потенциальный спрос на ПК будет удовлетворен не ранее чем через 10–15 лет.

Дополнительным стимулом к росту поставок компьютеров в регионы, как полагает Михаил Лящ, президент группы компаний «КомпьюЛинк», стала государственная региональная политика: «Поставки ПК в регионы выросли, это вполне закономерная тенденция, являющаяся частью общего курса на экономическое развитие регионов. Например, реализация федеральной программы «Компьютер в каждый дом» позволила жителям на местах приобретать ПК по доступной цене, заказывая и получая их по почте».

Еще одну причину роста продаж ПК российских компаний в регионах называет Валерия Лаврова, директор по маркетингу Desten Computers, ориентированной на обслуживание клиентов корпоративного рынка: «Не стоит забывать, что экономический рост последних лет дал стимул к развитию корпоративной информационной среды, да и отечественный сектор СМБ пока далек от насыщения, — подчеркивает она. — Увеличение продаж в регионы ведущих производителей связано с тем, что крупные заказчики развивают свои филиальные сети, плюс к этому многие клиенты вынуждены обновлять парк устаревших ПК». А Алексей Алексеев добавляет: «Далеко не все, что куплено в Москве, останется здесь».

В то же время, как считает Марина Тыщенко, кардинальных изменений в соотношении объемов закупок в столицах и остальных регионах России в 2006 г. не произошло: «Вне столиц растет доля продаж оборудования известных торговых марок и сокращается доля мелкосерийного местного производства. У производителей, наблюдающих этот процесс из Москвы, может создаваться впечатление роста доли регионов».

Прошедший год ознаменовался кардинальным изменением в технологической политике Intel, объявившей о переходе к выпуску платформ для ПК, а также заметной активизацией AMD, выпустившей новые двухъядерные ЦП. Нашли ли эти инициативы отклик на российском рынке?

По словам Владимира Шибанова, компания «Аквариус», в продуктовом портфеле которой есть настольные ПК на процессорах Intel и AMD, не отметила повышения спроса в связи с выходом новых платформ, что объясняется преобладанием поставок более консервативным корпоративным заказчикам. Зато, как утверждает Сергей Янычев, увеличение доли настольных компьютеров с ЦП AMD в 2006 г. произошло в секторе домашних пользователей — почти до 50%. И безусловно, прошедший год, по мнению Михаил Ляща, стал годом перехода на двухъядерные процессоры.

В оценке дальнейшей динамики этого сегмента российского рынка все производители единодушны — в ближайшие год-два он будет прирастать на 12–18%, поскольку есть объективные причины увеличения спроса на настольные ПК со стороны всех трех групп потребителей — домашних пользователей, корпоративных заказчиков и клиентов СМБ. Однако, по мнению Юрия Томашко, наиболее продаваемыми останутся «самосборные» ПК, хотя их доля будет уменьшаться при возрастании доли крупных российских производителей. Но в целом на нашем рынке, как считает Абулферз Абачев, сохранится лидерство последних: «Чтобы выйти на лидирующие позиции на этом высококонкурентном рынке, зарубежным вендорам нужно инвестировать значительные средства, которые они с большим успехом потратят на продвижение своих ноутбуков».

Если Россия вступит в ВТО, зарубежные вендоры с учетом их значительных финансовых возможностей получат заметные преимущества по сравнению с российскими производителями. В связи с этим Александр Бобков не исключает возможности отсева определенной части игроков нашего рынка. Однако он, как и Эдуард Воронецкий, уверен, что две-три наиболее крупные компании не потеряют своих лидирующих позиций, и именно они будут определять лицо компьютерного рынка страны. Однако, по мнению Вячеслава Назарова, им необходимо будет эффективно и грамотно сформировать актуальные ценовые и канальные стратегии и следовать им.

«Уже сейчас заметны результаты действий крупных российских производителей, направленных на консолидацию и укрепление своих позиций, что позволяет им контролировать самый объемный сегмент настольных ПК нашего рынка», — отмечает Михаил Лящ. Но в то же время он признает, что в сегменте мобильных ПК, где значительную роль играют технологии, качество, надежность и бренд, зарубежные производители остаются вне конкуренции.

Мобильные ПК

Стоит напомнить, что начиная с 2003 г. сегмент мобильных ПК российского рынка стремительно развивался. Именно тогда, по оценкам аналитиков, количество проданных ноутбуков возросло за год почти на 100%, а в 2004 г. еще на 120–150%. Но далее темпы роста начали падать — по данным ITResearch**, продажи мобильных ПК в 2005 г. возросли «только» на 84%, а в 2006 г. отгрузки ноутбуков за год увеличились «всего» на 69%.

«В период 2004–2005 гг. российский рынок ноутбуков превращался из «нишевого» в массовый, — считает Марина Тыщенко. — Он окончательно сформировался в 2006 г., поэтому происходящее замедление темпов роста вполне закономерно, и дальнейшее развитие этого сегмента в основном будет определяться ростом платежеспособного спроса потребителей».

Аналитики ITResearch подсчитали, что в общем объеме поставок компьютеров доля ноутбуков вплотную приблизилась к показателям рынков Западной Европы и составила почти 23%. По мнению Владимира Шибанова, четко прослеживается тенденция «вытеснения» настольных ПК мобильными, хотя она менее заметна в корпоративном секторе, поскольку корпоративным пользователям по-прежнему удобнее работать на настольных ПК.

В пятерку лидеров этого сегмента аналитики включили Acer, ASUSTek, Fujitsu Siemens Computers, Rover Computers и Toshiba, на долю которых пришлось 69,9% всех продаж мобильных ПК. По мнению Александра Будилова, директора по продажам и маркетингу ELKO Moscow, среди этих компаний наиболее заметными на рынке были Асеr, ASUS и Toshiba благодаря своим активным, подчас агрессивным маркетинговым акциям и рекламе, а также решительному выходу на розничный рынок, в первую очередь в федеральные сети.

Сергей Ильюшин, менеджер группы бизнеса информационных систем Samsung Electronics в России относит к достоинствам первых двух вендоров «широкий продуктовый ряд, где имеются модели, привлекательные для начинающих пользователей, но есть также высокотехнологичные имиджевые ноутбуки, такие, как Acer Ferrari и ASUS Lamborghini, которые способствовали укреплению брендов и позиций компаний».

Как утверждает Григорий Низовский, коммерческий директор по работе с партнерами российского представительства Асеr, его компания, лидирующая с начала 2005 г. на нашем рынке ноутбуков, в прошлом году столкнулась с попытками других международных поставщиков отнять у нее пальму первенства: «По-видимому, некоторые из них осознали, что «проспали» начало формирования российского рынка мобильных ПК и пытались наверстать упущенное. Это давление на бизнесе Acer не отразилось, и «отстающим» вендорам удалось увеличить свое присутствие на рынке только за счет вытеснения мелких поставщиков». При этом он отмечает, что в условиях жесткой ценовой конкуренции Acer сохранила лидерство за счет развития каналов сбыта и обеспечения доступности продуктов для партнеров в России.

Но вот как оценивают проходившие «ценовые войны» другие участники рынка. Шу-Фей Янг, директор по маркетингу представительства MSI в России, заявляет: «Наиболее активно действовала компания Acer, предлагая для захвата рынка продукты по самым низким ценам». Игорь Снытко, генеральный менеджер по странам СНГ и Балтии Toshiba Europe GmbH, также обвиняет ведущих игроков — Acer и ASUSTeK — в демпинге: «Эти компании стабильно занимают лидирующие позиции во многом благодаря достаточно агрессивной ценовой политике». Правда, по его признанию, в 2006 г. Toshiba значительно расширила свое семейство ноутбуков, в котором появились бюджетные модели стоимостью 18 тыс. руб., хотя ранее компания утверждала, что не будет снижать цены ниже 900 долл.

Однако Андрей Леонтьев, старший менеджер по продажам мобильного департамента ASUSTek, утверждает, что залогом успешной работы его компании стали не низкие цены, а тесные взаимоотношения с партнерами, оперативная реакция на их потребности и развитие сервиса, который считается одним из лучших в России. Ну и, конечно, маркетинговая политика.

Аналитики отмечают результативную работу Toshiba, которая во II квартале 2006 г. увеличила свою долю на нашем рынке до 8,7% (в том же квартале 2005 г. она составляла 4,8%), а к концу года повысила ее до 11% (по данным международных аналитических агентств). Игорь Снытко считает, что таких результатов компании удалось достичь за счет усиления команды московского офиса, развития каналов сбыта и «особого отношения» к ключевым партнерам, которым оказывалась маркетинговая поддержка.

По признанию Екатерины Золотаревой, менеджера по маркетингу продуктов Fujitsu Siemens Computers, в 2006 г. укрепить свои позиции на российском рынке компании помогла не только мощная реклама, но и активная работа с розничными сетями.

Действительно, выход в российскую розницу стал одним из наиболее радикальных путей продвижения мобильных ПК для многих производителей. Как говорит Шу-Фей Янг, MSI, новичок в этом сегменте рынка, именно в 2006 г. начала сотрудничество с федеральными торговыми сетями, реализуя вместе с ними активную рекламную кампанию, что позволило ей завоевать долю рынка, сопоставимую с долей Dell.

О том, насколько заметными были в 2006 г. усилия многих производителей по продвижению ноутбуков в рознице, свидетельствует Геннадий Сочилин, директор по развитию Tenfold Group: «Во-первых, стоит выделить действия крупных федеральных торговых сетей — «М.видео», «Техносила» и «Эльдорадо», которые значительно расширили свои предложения мобильных ПК. Во-вторых, все активнее действуют сети компьютерных магазинов — «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ», «Поларис» и «СтартМастер». Кроме того, появился новый агрессивный конкурент в лице Ultra Electronics, специализирующейся на онлайновых продажах. Наконец, нельзя обойти вниманием усилия самих вендоров — Apple, Acer, Toshiba и Sony, которые в 2006 г. начали создание фирменных моновендорных бутиков».

Говоря об усилении позиций зарубежных компаний на рынке ноутбуков, Александр Будилов напоминает, что в 2006 г. произошло изменение таможенных правил, приведшее к сокращению разницы стоимости доставки готового изделия и компонентов для сборки ноутбука. По поводу этих перемен Лада Белан, директор по маркетингу российской Rover Computers, сумевшей закрепиться в числе лидеров, заявляет: «Специфика российского рынка такова, что ввозить продукт зачастую выгоднее, чем производить его внутри страны. Причем никакой помощи от государства производители не получают и преимуществ перед зарубежными брендами не имеют». По ее словам, Rover Computers смогла сохранить свои позиции только благодаря «точечному» маркетингу в регионах, развитию канала продаж и качественному сервису.

Поскольку наши производители уступают зарубежным и по финансовым возможностям, и по известности марки, и даже в технологиях, то, как утверждает Лада Белан, поставщики мобильных платформ зачастую предлагают им морально устаревшие модели. Поэтому отечественные компании «уходят» в определенные ниши. Так, Desten Computers сосредоточила свои усилия на выпуске доступных (стоимостью 1–1,3 тыс. долл.) «защищенных» ноутбуков, поскольку зарубежные аналоги стоят в 2,5 раза дороже. Основный объем ноутбуков компании «Аквариус», по словам Владимира Шибанова, продается в составе решений, например, мобильного компьютерного класса AquaCart.

По утверждению практически всех производителей, в 2006 г. был отмечен существенный рост продаж ноутбуков в регионах России. Так, по мнению Александра Будилова, этот рост составил более 50%, чему способствовало снижение цен на мобильные ПК и повышение благосостояния жителей. В свою очередь Шу-Фей Янг считает, что насыщение рынков двух столиц естественным образом привело к росту поставок в регионы: «Здесь конкуренция весьма остра, поэтому в надежде достичь большего роста многие вендоры и дистрибьюторы стали смещать фокус в продвижении своих продуктов на рынки регионов, не столь насыщенные и избалованные».

«Неизбалованные» потребители в регионах, как утверждает Екатерина Золотарева, в основном приобретали ноутбуки начального уровня, которые в 2006 г. стали массовым продуктом. Это мнение разделяют Игорь Снытко, который говорит, что в регионах в основном покупают именно такие модели, и Андрей Леонтьев, связывающий рост продаж мобильных ПК за пределами столиц с падением цен, что и обеспечило большую доступность ноутбуков для конечных потребителей.

Хотя, по словам того же Леонтьева, ASUSTeK строила свою политику продвижения мобильных ПК, акцентируя внимание покупателей на их высоком качестве и использовании передовых технологий, например новых двухъядерных процессоров. 2006 г. был богат на технологические новинки: в ноутбуках, кроме двухъядерных процессоров, стали использоваться память DDR2, мощная графика, жесткие диски с интерфейсом SATA, что позволило довести их производительность до уровня, сопоставимого с настольными системами. Кроме того, как отмечает Сергей Ильюшин, появившиеся в начале 2006 г. мобильные ПК с широкоформатными дисплеями к концу года практически вытеснили модели с традиционными экранами 4:3. Однако так ли уж заметно повлияло появление всех этих новшеств на рост продаж портативных ПК?

«Выход новых платформ оказал определенное влияние на структуру спроса, но говорить о том, что технологические новинки спровоцировали быстрый рост продаж ноутбуков, неправильно — этот сегмент рынка продолжает расти, потому что людям нужна мобильность. И вряд ли отсутствие тех или иных новаций в 2006 г. отразилось бы на продажах ноутбуков», — считает Лада Белан.

По мнению Григория Низовского, стимулировать спрос на мобильные ПК в 2006 г. приходилось скорее самим производителям и поставщикам ноутбуков. «Выход новых платформ привел к снижению цен на ноутбуки на базе процессоров предыдущего поколения, что положительно отразилось на продажах», — отметил Снытко.

Однако практически все участники рынка считают, что в ближайшие год-два темпы роста продаж ноутбуков будут снижаться. Генеральный менеджер Toshiba считает, что если до настоящего времени российского покупателя привлекали мобильные ПК нижнего ценового сегмента, то в 2007 г. и в последующие годы следует ожидать смещения спроса в средний ценовой сегмент. Это, естественно, приведет к снижению количества продаваемых устройств, хотя уже в этом году, по его мнению, наш рынок преодолеет рубеж в 2 млн. мобильных ПК.

По мнению Сергея Ильюшина, важным фактором, который может существенным образом повлиять на развитие рынка и его конъюнктуру, станет выход на наш рынок крупных европейских розничных продавцов. «Первой ласточкой» были открытые в конце 2006 г. магазины сети Media Markt, где ноутбуки продавались по откровенно демпинговым ценам. Менеджер Samsung полагает, что укрупнение розничных сетей в регионах, а также появление новых франчайзинговых сетей также может положительно сказаться на дальнейшем развитии рынка мобильной техники. А реформирование таможенной политики позволит обеспечить более быструю доставку товаров и избежать недобросовестных схем ввоза.

«Темп роста, несомненно, снизится, хотя по-прежнему будет превышать темпы роста рынка в целом, — полагает Александр Будилов. — Розничные продажи ноутбуков замедлят рост, но на очереди корпоративный рынок, где пока их доля невысока. В среднем в ближайшие два года рынок должен увеличиться на 55–60%».

Серверы стандартной архитектуры

По данным ITResearch***, серверы в общей структуре продаж компьютеров в 2006 г. заняли около 2%, сохранив достаточно высокие темпы роста, близкие к среднерыночным — от 25 до 28% (для сравнения мировой рынок серверов стандартной архитектуры прирастает на 5–8% в год). При этом первые пять производителей в сегменте серверов — «Аквариус», DEPO Computers, Hewlett-Packard, IBM и Kraftway — контролировали почти 70% отгрузок этой продукции.

Аналитики прямо не указывают соотношения количества проданных серверов х86 зарубежными и российскими компаниями. Сами производители дают разные оценки своих долей на российском рынке. Так, Сергей Бугрин, директор по продажам аппаратных средств IBM EE/A, ссылаясь на IDC, говорит, что в 2006 г. изменений в соотношении между поставками российских и зарубежных вендоров не произошло, и последние сохранили за собой более половины рынка серверов стандартной архитектуры. По-видимому, основываясь на опыте Kraftway, Юрий Томашко утверждает, что доля поставок зарубежных компаний растет: «Увеличивается спрос, который опережает возможности производственных мощностей российских компаний». Он полагает, что в течение следующих двух-трех лет это соотношение изменится.

Однако Виктор Городничий, руководитель подразделения серверов стандартной архитектуры «НР Россия», считает, что на нашем рынке сохраняется паритет — к 2006 г. продукция иностранных поставщиков заняла около 50%, но и российские сборщики свою долю за прошлый год не увеличили. Такого же мнения придерживается Анна Островская, менеджер по системам х64 Sun Microsystems в СНГ, полагая, что в своих оценках зарубежные вендоры часто недооценивают долю российских производителей, особенно поставки в регионы. О паритете между зарубежными и российскими производителями говорит и Эдуард Воронецкий: «Соотношение сохраняется в пропорции 50:50. Это связано с тем, что, пока иностранные вендоры пытаются отвоевать долю у крупных российских производителей, последние активно вытесняют мелких региональных сборщиков серверов».

В то же время, оценивая соотношение продаж в денежном выражении, Владимир Шибанов считает, что международным вендорам на нашем рынке принадлежит большая доля (порядка 60–70%): «Безусловно, мощные финансовые ресурсы, которыми располагают вендоры, играют существенную роль. Хотя есть секторы рынка, которые являются сферой компетенции исключительно российских поставщиков: оборонная промышленность, силовые структуры».

По всей вероятности, работа в определенных секторах рынка, предпочитающих технику отечественных марок, позволила Алексею Алексееву, директору по маркетингу R-Style Computers, заявить, что наши производители увеличивают свою долю. Он обосновывает это тем, что российские компании предоставляют заказчикам большее количество сервисов по сравнению с мировыми брендами при паритете качества продукции. С ним согласен Александр Бобков, который считает, что объем продаж серверов стандартной архитектуры отечественных производителей ежегодно возрастает на 2–3%.

Здесь стоит прислушаться к мнению Acer, которая выходит на серверный сегмент в качестве нового, агрессивного игрока. «Сегодня в этом сегменте российские производители обладают определенными преимуществами, — говорит Вячеслав Назаров. — Как правило, их заказчики — компании СМБ, которые созрели для покупки сервера, но еще не готовы к приобретению высокопроизводительных решений. А серверные устройства начального уровня российских производителей дешевле импортных».

Со своей стороны Валерия Лаврова отмечает, что к числу достоинств серверов российской сборки относится не только более привлекательное соотношение цена/качество, но и возможность за короткое время (до двух недель) спроектировать, протестировать и запустить в производство систему, конфигурация которой отвечает требованиям заказчика. Кроме того, отечественные компании предлагают клиентам более экономичные варианты модернизации серверов, а также услуги технической поддержки и сервисного обслуживания по более доступным ценам. По словам Алексея Алексеева, российским производителям серверов играют на руку отечественные разработчики ПО, которые стали выпускать повсеместно используемые клиентами СМБ программы бухучета в виде многопользовательских продуктов.

Наибольшей популярностью у российских заказчиков пользуются 1–2-процессорные серверы. Если клиенту впоследствии потребуется перейти к использованию 4–8-процессорной системы, то с большой долей вероятности это будет система зарубежного вендора. Как считает Владимир Шибанов, «международные поставщики доминируют в поставках «тяжелых» систем, зато отечественные компании занимают лучшие позиции в сегменте серверов среднего и начального уровня». Он объясняет это тем, что местные заказчики стремятся к постепенному наращиванию инфраструктуры ИТ, где последовательно внедряют 1–2-процессорные серверы. А компаниям сегмента СМБ вообще не нужны «тяжелые» решения — зачастую они заменяют сервером начального уровня ранее использовавшийся мощный ПК.

Сергей Бугрин напоминает, что на основе технологий Enterprise X-Architecture IBM разработала и предлагает «тяжелые» серверы IBM System x3950, в которых может использоваться до 32 процессоров. Однако он признает, что в прошлом году IBM продавала в большем объеме двухпроцессорные серверы. Аналогичная картина наблюдалась и в канале Sun Microsystems, у которой, как говорит Анна Островская, доля 4–8-процессорных систем (в штуках) составила немногим больше 10% в общем объеме продаж систем архитектуры х86.

Оценивая результаты НР в 2006 г., Виктор Городничий утверждает, что доля четырехпроцессорных систем (в штучном исчислении) продолжает сокращаться, а доля «легких» систем — увеличиваться, чему в немалой степени способствует заметный рост продаж серверов компаниям СМБ: «Продажи небольшим компаниям росли опережающими темпами по сравнению с поставками крупным заказчикам. А так как большинство заказчиков СМБ расположены в регионах, то здесь нужно отдать должное дистрибьюторам, которые научились продавали «легкие» серверы со своих складов». По мнению Александра Бобкова, росту спроса на серверы х86 со стороны российских региональных клиентов способствует стабильное развитие экономики, регионы интенсивно развиваются, процесс информатизации там только набирает обороты.

Кроме того, продажи «легких» серверов стимулировали новые серверные технологии. Так, в системах стали применять более производительные жесткие диски и сетевые подсистемы. Кроме того, выпуск в 2006 г. новых двух- и четырехъядерных процессоров также позитивно сказался на росте продаж 1–2-процессорных серверных систем. Сергей Бугрин напоминает, что в 2006 г. IBM расширила семейство серверов IBM System x, выпустив новые машины на основе процессоров AMD.

До 2007 г. Sun продавала системы исключительно на платформе AMD Opteron и по сравнению с 2005 г. смогла увеличить их поставки за год на 78%. Правда, как утверждает Виктор Городничий, если в первой половине года росла доля серверов на базе процессоров AMD, то во второй половине заметно стало больше систем на основе новых процессоров Intel.

Стоит напомнить, что НР и IBM были одними из первых производителей, предложивших рынку системы сверхплотной компоновки — блейд-серверы. Но, как говорит руководитель НР, продажи этого вида систем на российском рынке пока еще в разы отстают от показателей Западной Европы, да и темпы роста поставок этих устройств здесь невелики. «Они не пользуются таким спросом, какой прогнозировали некоторые вендоры. Причина — высокая стоимость первоначальных вложений и некоторая консервативность, свойственная нашему рынку», — считает Владимир Шибанов.

Кроме того, по мнению Эдуарда Воронецкого, сектор рынка заказчиков блейд-систем ограничен — большинству клиентов, которым нужны 2–3 сервера, не имеет смысла покупать такие машины по экономическим соображениям. Те же заказчики, которые готовы приобрести блейд-серверы, рассматривают исключительно предложения зарубежных поставщиков, так как для них на первый план выходят проблемы поддержки и совместимости.

Стоит также отметить, что в последний год наряду с применением многоядерных процессоров на рынке стали активно внедряться технологии виртуализации, которые позволяют повышать степень использования ресурсов серверов при одновременном сокращении (не увеличении) числа систем в инфраструктуре ИТ заказчиков. Это дало основание IDC уменьшить на 4,5 млн. шт. свой прогноз количества серверов х86, которые будут проданы в течение следующих пяти лет.

В связи с этим Сергей Бугрин предположил, что отечественный рынок серверов х86, несомненно, будет расти, но темпы его роста могут замедлиться: «Традиционный подход «один сервер — одно приложение» уже сейчас сменяет новая парадигма «один сервер — несколько приложений». Это позволит в ближайшем будущем оценивать затраты на приобретение и эксплуатацию не отдельных систем, а создаваемых виртуальных машин». Виктор Городничий считает, что зарубежные производители опережают российских в области разработки и внедрения новых технологий — виртуализации и консолидации серверных ресурсов, блейд-серверов. Он прогнозирует в 2008 г. увеличение доли известных вендоров на нашем рынке до 60%.

В свою очередь представители российских компаний склоняются к мнению, что они смогут быстрее и полнее удовлетворять запросы клиентов СМБ и тем самым сохранить существующий паритет. Во всяком случае, полагает Александр Бобков, российские производители в состоянии побороться за заказчиков этого сектора рынка.

* Полные данные исследования рынка ПК за 2006 г. приведены в журнале «Бестселлеры IT-рынка», № 1/2007.

** Полные данные исследования рынка ноутбуков за 2006 г. приведены в журнале «Бестселлеры IT-рынка», № 1/2007.

*** Полные данные исследования рынка серверов за 2006 г. приведены в журнале «Бестселлеры IT-рынка», № 1/2007.


Версия для печати (без изображений)