Исследованием российского рынка устройств печати занимаются по крайней мере две аналитические компании — IDC и ITResearch. Несмотря на некоторое расхождение в цифрах, они практически одинаково обрисовывают его динамику. На некоторые различия в оценках, по всей видимости, влияют расхождения в методиках анализа и расчетов. Так, IDC в основном ориентируется на данные об отгрузке оборудования в нашу страну, и эти цифры несколько «опережают» результаты фактических продаж.

Цифры и тенденции

Год назад, оценивая развитие рынка принтеров в 2005 г., компания ITResearch констатировала его стагнацию — количество проданных устройств по сравнению с 2004 г. практически не изменилось, наблюдался еле заметный рост (чуть более 1%). В то же время IDC впервые за время проведения исследований сообщила о заметном падении поставок — по ее данным, объем рынка в натуральном выражении снизился на 7%. При этом обе компании дали практически одинаковую оценку объема рынка — около 3,2 млн. штук. А в сегменте МФУ, где в 2005 г. рост измерялся «в разах», по данным IDC, продажи увеличились в 2,5 раза, а по данным ITResearch — в 2,7 раза.

Подводя итоги 2006 г., ITResearch* впервые за последние годы зафиксировала уже не просто стагнацию, а падение — количественное снижение продаж (которое, по оценкам IDC, наблюдалось еще в позапрошлом году). По данным ITResearch, в прошлом году в России было продано чуть больше 3 млн. принтеров — почти на 5% меньше, чем в 2005 г. IDC считает, что поставки сократились аж на 16%. И если аналитики ITResearch утверждают, что при этом денежный объем принтерного рынка немного увеличился (до 620 млн. долл.), то их коллеги из IDC, напротив, утверждают, что он упал на 6%.

Что касается роста поставок МФУ, то, по мнению IDC, в натуральном выражении они выросли на 30%, а их доля на рынке устройств печати увеличилась почти на 10%. По данным ITResearch, в прошлом году объем продаж настольных МФУ вырос в полтора раза, превысив 1,6 млн. штук. Оценки роста этого рынка в денежном выражении совпадают — 40% (по расчетам ITResearch, его объем составил около 360 млн. долл.).

Все же, несмотря на некоторые расхождения в замерах динамики отдельных сегментов, данные IDC и ITResearch об объеме рынка hardcopy (принтеры, МФУ и цифровые копиры, без сканеров, факсов и расходных материалов) не слишком различаются. По оценкам IDC, в прошлом году было поставлено 4,4 млн. этих устройств (на 3,6% меньше, чем в 2005 г.). Если суммировать данные, представленные ITResearch по сегментам, получится порядка 4,7 млн. штук. Величина денежного объема рынка практически совпадает — примерно 1,2 млрд. долл. (по мнению IDC, он вырос на 7,5%). Аналитики IDC утверждают, что IV квартал прошлого года стал самым «результативным» за все время исследований.

В целом с учетом различий в методике расчетов игроки рынка соглашаются с аналитиками. «Если ориентироваться на данные IDC (по сути, в них отражаются отгрузки в страну), то надо также иметь в виду значительные запасы, созданные на складах дистрибьюторов в конце 2005 г., которые разошлись только к весне 2006 г. и блокировали новые отгрузки», — утверждает Константин Киммельман, директор департамента устройств печати и цифровой обработки изображений московского представительства НР.

По мнению Сергея Кантаржи, директора департамента информационных систем московского представительства Sharp Electronics (Europe), одним из факторов прошлогоднего замедления темпов роста рынка устройств печати является ситуация с таможенным прохождением товара.

«В 2006 г. рынок принтеров и МФУ в целом был достаточно стабильным и его объем существенно не изменился относительно 2005 г.», — считает Анатолий Скляревский, руководитель отдела маркетинга продукции (малая офисная техника) компании «Ксерокс Россия». Он приводит оценки, которые, по его словам, «основаны на собственном анализе и анализе рынка некоторых независимых аналитиков» — рынок принтеров уменьшился примерно на 10% как в штучном, так и в денежном исчислении, а рынок МФУ развивается высокими темпами, его рост составил около 40% как в штуках, так и в деньгах.

Прощай, принтер?

По мнению аналитиков и участников рынка, одна из основных тенденций — существенное смещение потребительских предпочтений в сторону МФУ. «Доля принтеров (Single Function) сокращается, она поглощается МФУ средней и нижней ценовой категории», — считает Антон Долотов, менеджер по продукции московского представительства Lexmark. С этим соглашаются практически все игроки.

«Существенным фактором стагнации (или замедления роста) рынка принтеров является их частичное замещение многофункциональными устройствами», — говорит Наиль Гималиев, директор по развитию бизнеса представительства Brother.

По мнению Евгения Коликова, генерального директора компании «Фан Дистрибьютор», особенно сильно от экспансии настольных МФУ пострадали монохромные принтеры производительностью до 20 стр./мин, большая часть которых используется как персональные. «Именно эти модели чаще всего заменяются на МФУ нижнего ценового класса», — говорит он. Как утверждает Константин Киммельман, если в 2005 г. эта тенденция наблюдалась преимущественно в сегменте струйных устройств печати, то в прошлом году она в полной мере проявилась и в сегменте лазерных аппаратов и МФУ. Тем не менее, как отмечает Анатолий Скляревский, хотя сегмент МФУ стремительно растет, но его объем в штучном исчислении пока вдвое меньше объема рынка принтеров. Между тем, по оценкам экспертов, в сегменте струйной печати соотношение числа проданных принтеров и МФУ приближается к 50:50.

Если говорить о принтерах, то, по данным ITResearch, спрос увеличился лишь на лазерные устройства — по сравнению с 2005 г. их продажи выросли на 6%, однако этого не хватило для того, чтобы компенсировать спад в струйном (на 18%) и матричном (на 15%) сегментах.

По мнению Ильи Сиротина, главы московского представительства компании Oki, падение спроса наблюдается и на монохромные лазерные аппараты стоимостью до 250 долл., при этом предпочтения покупателей сместились в сторону более дорогих устройств: «Можно отметить рост продаж лазерных принтеров с производительностью от 21 до 30 стр./мин, говорящий об «утяжелении» потребностей заказчиков». С этим согласен и Сергей Ольшанский, менеджер по маркетингу устройств печати представительства компании Samsung. Он считает, что рост этого сегмента обусловлен прежде всего большим количеством тендерных заказов.

По мнению Елены Жуплатовой, генерального директора компании АРТ, еще одним фактором роста является переориентация пользователей в сторону рационализации документооборота и соответственно более профессиональных решений в области офисной печати. В частности, это отказ от большого количества небольших устройств в пользу более производительных и экономичных систем с большим количеством функций.

Как отмечают аналитики IDC, на российском рынке во всех пользовательских сегментах снизился спрос на технику начального уровня и выросла доля поставок более дорогих устройств средней и высокой производительности, что является признаком завершения начальной стадии формирования рынка.

«Потребитель уже не ищет самого дешевого варианта, он точно знает, что за видимой дешевизной могут скрываться большие последующие траты», — уверена Ирина Корзун, менеджер по продуктам московского представительства Epson Europe B.V.

«Клиенты (в нашем случае это компании СМБ и крупные корпоративные пользователи) уделяют больше внимание такому показателю, как стоимость владения приобретаемым устройством», — утверждает Сергей Кантаржи.

А по мнению Ильи Сиротина, это характерно не только для корпоративных клиентов. «Если раньше цена устройства играла главную роль для пользователей сегмента SOHO, то теперь они начинают задумываться и о других факторах, а именно о стоимости и скорости печати, а также о большем количестве функций. Все это заставляет их отказываться от дорогой в эксплуатации и ограниченной по возможностям струйной техники и переходить на лазерные принтеры и МФУ», — отмечает он.

По данным IDC, объем сегмента лазерных принтеров и МФУ в денежном выражении в прошлом году вырос на 16%. Как отмечают аналитики, увеличение доли оборудования, использующего лазерные технологии, связано с ростом спроса на устройства с низкой стоимостью печати.

Вместе с тем далеко не все вендоры согласны с тем, что струйные аппараты теряют привлекательность. «Сегмент струйных принтеров и многофункциональных устройств в стоимостном диапазоне от 100 до 200 долл. значительно вырос за прошлый год и, более того, продолжает расти», — утверждает Антон Долотов. С ним соглашается Ирина Корзун — по ее словам, доля струйных МФУ заметно увеличивается, и компания Epson уделяет особое внимание продвижению домашних фотопринтеров и многофункциональных устройств на их основе (этот сегмент быстро растет), а также профессиональных фотопринтеров.

Усилить свои позиции в сегменте струйной печати намерена и компания Canon. «На российском рынке прогнозируется стабильный спрос на струйные принтеры, особенно на модели начального класса при правильном их позиционировании. Поэтому даже на фоне уменьшения этого рынка в компании считают, что объемы продаж на нем останутся сравнительно большими», — говорит Юхо Лейкас, менеджер по продуктам Canon North-East Oy. По его мнению, этот фактор, а также увеличение спроса на струйные МФУ со стороны корпоративных пользователей приведут к росту сегмента струйных устройств печати.

Не споря с тем, что в целом наблюдается стагнация российского рынка принтеров, некоторые вендоры тем не менее уверяют, что не ощутили этого на себе.

«По результатам продаж принтеров Kyocera подтвердить этот факт мы не можем», — говорит Елена Жуплатова. То же самое утверждают и в представительстве Brother.

Что касается устройств печати, которые можно отнести к «нишевым», то, по данным IDC, поставки матричных принтеров в прошлом году сократились на 13% в штуках, но в денежном выражении объем этого технологического сегмента остался на прежнем уровне. Потребители приобретают все более скоростные и, следовательно, дорогие устройства. Матричные аппараты, как правило, используются там, где требуется непрерывная дешевая печать в больших объемах или же печать нескольких копий документа (в частности, в билетных кассах).

По данным аналитиков, в России около 90% сегмента матричных принтеров принадлежит компании Epson (в штучном выражении). Интересно, что в подсегменте принтеров с линейно-матричной технологией печати наблюдается небывалый всплеск спроса — количество проданных устройств увеличилось на 31%, а в деньгах — на 40%. Илья Сиротин охарактеризовал эту ситуацию такими словами: «Динозавры возвращаются».

«Цветные революции»

Вспоминая не столь отдаленные времена, когда все мониторы были монохромными, руководитель департамента дистрибуции малой офисной техники компании «Ксерокс Россия» Игорь Богачев предполагает, что подобный повсеместный «переход к цвету» ожидается и на рынке устройств печати. По прогнозам Xerox, лет через пять стандартом станет полноцветная офисная печать, а монохромные принтеры будут поставляться для нишевого использования — так же, как это произошло в свое время с мониторами. На значительный рост сегмента цветных устройств печати обращают внимание многие игроки.

«В течение года активно развивался рынок полноцветного оборудования. Рост экономики и увеличивающийся поток информации обусловили повышение потребности не только в большем объеме, но и в качестве документов. Цвет помогает офисным работникам активнее развивать их творческий потенциал и применять его в работе», — считает Ко Хасегава, глава московского представительства компании Konica Minolta Business Solutions Europe GmbH.

«В прошлом году в ассортименте практически всех производителей появились цветные МФУ для малых рабочих групп», — констатирует Евгений Коликов. По мнению Сергея Ольшанского, основным событием 2006 г. на российском рынке устройств печати можно назвать появление более доступных по цене цветных лазерных принтеров и МФУ. Антон Долотов также обращает внимание на заметное снижение цен в нижнем сегменте лазерных принтеров. По его мнению, популярность таких аппаратов продолжает расти несмотря на то, что стоимость комплекта картриджей порой сравнима со стоимостью нового устройства.

С этим согласен и Константин Киммельман: «В сегменте цветной лазерной печати была преодолена планка критической стоимости устройства, и этот сегмент, наконец, становится массовым. В России цветная печать в офисе все более востребована». По мнению Елены Жуплатовой, массовый переход на цвет связан не только с появлением более дешевых аппаратов, но и со снижением себестоимости цветной печати: «Для многих пользователей печать монохромных документов на цветном принтере уже не является табу».

Аоуми Есихиро, генеральный директор ООО «Мицуи-Рико СНГ», считает, что основной тенденцией прошлого года можно назвать смещение интереса пользователей от цветных струйных к цветным лазерным принтерам и МФУ.

По мнению Анатолия Скляревского, сегмент цветных лазерных принтеров в настоящее время является самым быстрорастущим: «Они вышли за рамки категории устройств для профессиональных графических приложений и начинают широко использоваться в офисной среде в качестве устройств для рабочих групп, а также как персональные устройства в домашних условиях». Этому способствовало существенное снижение цен — сегодня цветной лазерный принтер можно купить вдвое дешевле, чем три года назад.

На фоне общего роста продаж цветных лазерных устройств Илья Сиротин особо выделяет увеличение сегмента принтеров формата А3. По его мнению, это свидетельствует не только о том, что такие аппараты стали более доступными по цене, но и о росте «благосостояния» бизнес-пользователей, которые не скупятся, когда речь заходит о качестве отпечатка.

Несмотря на стагнацию, до насыщения далеко...

Принимая во внимание данные аналитиков о количественном снижении продаж, многие игроки уверены, что насыщения российского рынка устройств печати не произошло. Рынок струйных и монохромных лазерных принтеров уже приблизился к насыщению и не растет. Что же касается МФУ и цветных лазерных устройств печати, то напротив, здесь рост продолжится», — считает Анатолий Скляревский.

«Если сопоставить число принтеров и МФУ на 1 тыс. человек в Западной Европе и в России, то у нас устройств печати примерно в 10 раз меньше», — утверждает Дмитрий Гречанников, менеджер по продукции представительства Lexmark. Причина этого — низкая покупательная способность россиян. Вместе с тем, по мнению Елены Жуплатовой, снижение цен на устройства печати делает их доступнее для тех групп пользователей, которые раньше откладывали покупку по материальным соображениям.

Константин Киммельман считает, что в сегменте офисной печати наблюдается другая тенденция — число новых рабочих мест, впервые оснащаемых печатным устройством, в настоящее время невелико, преобладает замещение устаревшей техники новой. Таким образом, считают в НР, рынок теперь попадает в зависимость от трехгодичных циклов замены оборудования. «При этом конкуренция между производителями происходит не на уровне рекламных лозунгов, а, по сути, на уровне опыта общения пользователей с техникой конкретной марки и желания/нежелания купить новое устройство той же фирмы», — убежден Константин Киммельман.

По данным ITResearch, состав первой пятерки вендоров рынка принтеров не изменился — как и прежде, это компании Canon, Epson, НР, Samsung и Xerox (здесь и далее перечисляются в алфавитном порядке). Лидерами сегмента лазерных МФУ оставались компании Canon, Samsung и Xerox, а сегмента струйных МФУ — Canon, Epson и НР.

Может ли измениться расклад сил на рынке устройств печати? Мнения игроков разделились...

«Список ведущих поставщиков уже сложился и вряд ли существенно изменится в ближайшее время», — убежден Сергей Ольшанский. С этим утверждением соглашается и Анатолий Скляревский: «Лидеры рынка не отдадут инициативу». Он уверен, что на горизонте нет новых компаний, которые способны повлиять на ситуацию на уже сформировавшемся рынке, поскольку для этого нужны огромные инвестиции и время. Более вероятным ему представляется перераспределение игроков в отдельных подсегментах: «Производители могут менять точки приложения усилий и соответственно развивать новые приоритетные направления».

«На рынке принтеров компания HP останется лидером. Конечно, ситуация может постепенно измениться, если другие игроки предложат новые технологические решения с учетом требований рынка», — считает Ко Хасегава. Вместе с тем, по его мнению, применительно к копирам и многофункциональным устройствам положение легко может измениться в любой момент. С этим согласна и Ирина Корзун: «Ведущие компании прочно занимают свои позиции на принтерном рынке, в меньшей степени это касается относительно нового рынка МФУ. На нем соотношение сил еще не стабилизировалось, и здесь мы стремимся закрепить свое положение».

У Елены Жуплатовой другое мнение на этот счет: «Расклад сил может стать другим в любой момент. Различия в партнерской политике, отношение к рынку, состояние склада — любой фактор в состоянии сыграть «за» или «против». Изменения в канале тотчас меняют ситуацию на рынке, склоняя чашу весов в сторону того или иного производителя».

Сергей Кантаржи убежден, что в условиях жесткой конкуренции производители вынуждены ориентироваться на добавленную стоимость продукта, предлагая не просто «железо», а решения на базе своего оборудования.

По мнению Александра Голощапова, ведущего аналитика IDC, в ближайшие годы в корпоративном сегменте сохранится тенденция замены существующих принтеров на более дорогие высокопроизводительные и экономичные устройства, легко интегрируемые в ИТ-инфраструктуру. «Возрастет интерес крупных компаний и организаций к новой, сравнительно малораспространенной в нашей стране услуге по предоставлению печатного оборудования с оплатой фактически напечатанных страниц и сделанных копий», — утверждает аналитик. По его мнению, эта услуга привлекательна тем, что отпадает необходимость инвестировать в дорогое оборудование и обеспечение его бесперебойной работы — эти задачи берут на себя поставщики.

По словам Константина Киммельмана, в прошлом году впервые услуга постраничной оплаты оказалась востребована со стороны крупных корпоративных клиентов. В структуре отдела НР по работе с такими заказчиками была выделена группа, которая занимается подобными проектами.

Некоторые игроки утверждают, что их партнеры, сотрудничающие с крупными заказчиками, уже предлагают такую услугу, и часть их клиентов переходит на такой режим печати (или по крайней мере задумывается об этом). «Наши партнеры продают контракты с оплатой по фактическому объему отпечатанных или откопированных документов. Как правило, это характерно для заказчиков, имеющих большой парк оборудования или дорогостоящие специализированные устройства печати-копирования, при этом производство печатных документов является не основой их бизнеса, а частью бизнес-процесса», — утверждает Анатолий Скляревский.

По мнению Сергея Кантаржи, доля заказчиков, ориентированных на услуги такого рода, будет расти, но более важное значение имеет возможность создавать условия для передачи оборудования печати в лизинг.

*  *  *

По прогнозам IDC, в 2007 г. положительная динамика поставок устройств печати восстановится и в течение следующих нескольких лет объем рынка будет уверенно расти.

* Полные данные исследования по рынку устройств hardcopy приведены в журнале «Бестселлеры IT-рынка», № 1/2007.


Версия для печати (без изображений)