Подводя итоги первого рейтинга «Чемпионы российского ИТ-канала», мы отмечали, что рынок настольных ПК — один из наиболее «густонаселенных», наряду с международными компаниями в этом сегменте работает множество отечественных производителей как федерального, так и локального уровней. Понятно, что последние не делают погоду в нашем рейтинге, но все же.

За четыре года на этом рынке произошло немало событий. Изменился состав лидеров. Некоторые компании ушли с рынка, появились новые.

В 2002 г. на звание «Чемпиона российского ИТ-канала» в номинации «Настольные ПК» претендовали 17 компаний, но в итоговый протокол попали только семь — «Аквариус», «Р. и К.», «Формоза», Fujitsu Siemens Computers, HP/Compaq, IBM и R-Style
Computers.

В этом году число претендентов еще больше — 19: Acer, Apple, Asus, Dell, Depo Computers, Desten Computers, Fujitsu Siemens Computers, HP, Imango, Kraftway, Lenovo, NEC, Rover Computers, R-Style Computers, Samsung, «Аквариус», «К-Системс», УЗВТ и «Формоза». Причем семь из них не входили в первоначальный список и были добавлены реселлерами по ходу голосования.

И не важно, что не все из этих компаний предлагают персональные компьютеры. Просто у некоторых реселлеров они до сих пор ассоциируются с таким оборудованием.

Несмотря на обширный стартовый список, на победу претендовали всего пять компаний (из них лишь три участвовали в первом рейтинге): Dell, Depo Computers, Fujitsu Siemens Computers, HP и «Аквариус».

Представляем победителей

На этот раз тройка победителей была не столь очевидна, как в 2002 г. Из компаний, попавших в зачетную пятерку, пожалуй, только у одной было мало шансов на победу. Труднопредсказуемой казалась и расстановка вендоров на «пьедестале почета».

Участники голосования, как и в 2002 г., на третье место, с результатом 32,22 балла, поставили компанию «Аквариус» (правда, с несколько худшей оценкой: -0,422). Второе место принадлежит еще одному российскому вендору — Depo Computers (32,587). Четыре года назад этой компании не существовало, а ее место в нашем рейтинге занимала IBM с результатом 41,468. Сегодня ее преемница — Lenovo — в финальную группу не попала. Победитель все тот же — НР. Изменилась лишь оценка: в 2006 г. этот вендор «заработал» 34,649 балла, а в 2002 г. его результат составил 42,353.

Согласитесь, разница существенная. Чуть позже мы расскажем о том, как была оценена работа вендоров по каждому из критериев, а сейчас хочется остановиться на другом.

Комментируя результаты прошлого рейтинга, мы отмечали, что НР обладала на тот момент, возможно, одним из лучших на ИТ-рынке каналом сбыта продукции. Поэтому оценки ее были высокими. Так что же произошло? Разницу почти в шесть баллов сложно объяснить одним лишь изменением веса критериев. Очевидно, что лидер сдал некоторые позиции.

Вместе с тем логично предположить, что конкуренты улучшили работу с каналом и это ощутили участники нашего опроса.
Не может не радовать и то, что на призовых местах оказались две российские компании. Но посмотрите, насколько они разные. Если «Аквариус» долгое время формировала классический канал продаж, набив при этом немало шишек, то в Depo Computers решили сконцентрироваться на одноуровневой схеме продаж. Похоже, пока эта схема больше устраивает российских реселлеров.

Критерии и оценки

Из восьми предложенных нами критериев оценки работы поставщиков настольных ПК реселлеры назвали наиболее важным «качество продукции», а наименее значимым — «обучение и сертификацию партнеров». На этот раз «качество» оказалось важнее «прибыльности продукции», а к «обучению» респонденты по-прежнему (как и в 2002 г.) относятся сдержанно.

Качество продукции

Максимальная оценка, которую мог получить вендор по этому критерию, — 8,2 (-0,6) балла. Разница между наибольшим и наименьшим результатами составила 1,926 балла, что меньше, чем в 2002 г., когда она достигала 3,028. Судя по весу критерия, для реселлеров он наиболее важный (второе место в 2002 г.).

Почему же, несмотря на то, что вес критерия упал, «качество» все равно вышло на первое место по предпочтениям дилеров? Вероятно, сказалась тенденция постепенного отказа от собственной сборки в пользу федеральных и международных брендов, реселлер хочет быть уверен в надежности поставляемого оборудования. Три вендора — речь идет об HP, Fujitsu Siemens Computers и Dell — получили достаточно высокие оценки: 6,771, 6,26 и 6,117 соответственно. Правда, справедливости ради стоит отметить, что первые два вендора потеряли 0,571 и 0,699 балла соответственно.

Увы, среди победителей нет российских компаний. Выходит, подтверждается расхожее мнение о том, что качественными могут быть только ПК мировых брендов. Нестабильное качество одного из наших финалистов уже стало притчей во языцех.

Соотношение цена/производительность

Максимальная оценка, которую мог получить вендор по этому критерию, — 7,9 балла (-0,8). Разница результатов первой и последней компаний составила 0,809 балла (в 2002 г. — 1,518). Этот критерий реселлеры поставили на одну ступеньку выше: он стал вторым по важности.

В дискуссиях о том, как определить соотношения цена/качество или производительность, сломано немало копий. Действительно, можно собрать мощный компьютер из дешевых комплектующих и попытаться обеспечить работоспособность этой системы. Можно пойти другим путем и установить в ПК только проверенные дорогие компоненты (что, к слову, тоже не гарантирует высокого качества), а потом ломать голову над тем, как снизить цену. Конструктор, каким по сути является ПК, открывает большие возможности для поиска компромисса. Судя по небольшому разбросу оценок, вендоры такой компромисс находят.

Немного улучшив показатель четырехлетней давности (с 5,618 до 5,689), лучшей по этому критерию стала «Аквариус», которая в прошлый раз показала второй результат. В этом году ее место заняла Dell (5,117), а на третье вышла Fujitsu Siemens Computers (4,926), которая в прошлый раз не вошла в тройку лидеров по этому критерию.

Активность в продвижении продукции

Максимальная оценка, которую мог получить вендор по этому критерию, — 6,1 балла (-0,8). Разница результатов первой и последней компаний составила 1,271 балла (в 2002 г. — 1,879). Этот критерий также увеличил свою значимость на одну ступень и занял шестое место. В целом реселлеры не слишком высоко оценивают продвижение торговой марки вендора на рынке. Конечно, бывают исключения, когда, например, речь заходит о новой компании или о поставщике, вышедшем в новый для себя сегмент. Тогда любая реклама идет на пользу.

Посмотрим на полученные оценки. Наверное, мало кого удивит, что наилучший результат (4,12) получила Depo Computers. Во многом эта оценка заслуженна. За относительно короткий срок второй проект по собственной сборке, инициированный внутри «Дилайн», завершился созданием крупного поставщика ПК с большой дилерской сетью и значительным кругом клиентов. Безусловно, это заслуга команды, которая разработала концепцию продвижения торговой марки и воплотила ее в жизнь. Пусть это было не в прошедшем году, но, учитывая некоторую инертность нашего рейтинга, этот результат закономерен.

Уступив первую позицию Depo Computers, два других победителя по этому критерию опустились на строчку ниже.

Второй результат НР (3,514; -1,158) тоже не должен вызывать удивления. Во-первых, этот вендор периодически проводит имиджевые рекламные кампании с привлечением практически всех рекламоносителей. Кроме того, предлагая большой спектр различного оборудования, НР продвигает свою марку более эффективно.

Третье место принадлежит «Аквариусу» (3,454; -0,881). За этим вендором не было замечено массовых акций, направленных на продвижение своей торговой марки (не путать с обычной маркетинговой активностью). В то же время компания сумела закрепиться в тройке лидеров по этому критерию.

Прибыльность продукции

Максимальная оценка, которую мог получить вендор, — 7,7 балла (-1,3). Разница результатов первой и последней компаний составила 0,846 балла (2,752 в 2002 г.). Если в прошлый раз реселлеры посчитали этот критерий самым важным, то сейчас он опустился на третье место.

Таким образом, по результатам рейтинга 2006 г. «прибыльность» ни разу не была названа самым важным критерием. Будем считать, что реселлеры научились зарабатывать деньги на чем-то ином (не на простой перепродаже оборудования), хотя, конечно, это не всегда так.

Согласно результатам опроса, самыми прибыльными признаны ПК Dell (5,091). Это вполне закономерный результат, если учесть, что у вендора пока нет по-настоящему широкого канала продаж, а значит, и уровень конкуренции в нем ниже. Кроме того, во многом ПК Dell закупаются под корпоративные поставки и интеграционные проекты. Да и вообще этот бренд можно назвать «свежим» и «не убитым». А значит, реселлеры имеют возможность заработать.

На этом фоне относительно высокий результат «Аквариуса» (4,44) несколько удивляет. О том, что канал продаж этого вендора избыточен, а в рамках одного и того же тендера могут конкурировать между собой сразу несколько дилеров поставщика, говорилось не раз. Но при этом компания выходит на второе место, тогда как в проекте 2002 г. по «прибыльности» она не попала в тройку лучших.

На третьем месте НР (4,438; -1,049). Как и Dell, этот вендор востребован корпоративным рынком. Кроме того, поставка ПК НР — не просто продажа компьютеров, но и возможность дополнительного заработка на услугах.

Маркетинговая поддержка партнеров

Максимальная оценка, которую мог получить вендор по этому критерию, — 5,8 балла (-2,2).

Разница результатов первой и последней компаний составила 1,541 балла (в 2002 г. 2,739). Этот критерий потерял в весе больше всего и опустился с четвертого на предпоследнее место.

Итоги наших рейтингов позволяют сделать вывод, что наиболее низкие оценки вендоры получили за «обучение и сертификацию партнеров». Да и по весу этот критерий, как правило, стоит на последнем месте. Однако в номинации ПК самый низкий балл — 1,929 — был выставлен за «маркетинговую поддержку».

Конечно, реселлеры редко бывают довольны тем, что им предлагают вендоры. И оценки за «маркетинговую поддержку» еще ни разу не были высокими, но и не настолько низкими. НР, которая, как и четыре года назад, стала лучшей по этому критерию, получила лишь 3,094 балла (-2,059). Второй и третий результаты у новичков рейтинга: Depo Computers (3,47) и Fujitsu Siemens Computers (2,871).

Техническая поддержка партнеров

Максимальная оценка, которую мог получить вендор по этому критерию, — 6,6 балла (-0,4). Разница результатов первой и последней компаний составила 1,245 балла (в 2002 г. 2,826). Реселлеры посчитали техническую поддержку пятым по важности критерием, что на одно место выше, чем в 2002 г.

Несмотря на то что ПК не такой уж сложный товар, ценность технической поддержки возросла. Связать это можно с тем, что ряд реселлеров отказались от собственной сборки и, соответственно, менее тщательно вникают в спецификации поставляемых компьютеров. Кроме того, поставка ПК с предустановленным ПО тоже иногда требует определенных консультаций. Есть и другие факторы, связанные с более тесным взаимодействием реселлера и вендора в рамках подготовки тендерной документации.

Первое место в этой категории заняла НР (4,151; -0,313). В прошлый раз она уступила IBM, но теперь, как известно, этого вендора уже нет на рынке ПК. Второе место заняла Depo Computers (3,78). А «Аквариус», как и четыре года назад, довольствовалась третьим местом с результатом 3,674 балла (+0,586).

Сервисное обслуживание заказчиков

Максимальная оценка, которую мог получить вендор по этому критерию, — 7,6 балла (на 0,1 меньше, чем в 2002 г.). Разница результатов первой и последней компаний составила 1,254 балла (ранее 3,514). Этот критерий также поднялся на одну ступеньку и занял четвертое место. О важности отлаженной сервисной поддержки говорилось не раз. Поэтому просто посмотрим на то, как оценили работу вендоров реселлеры.

Как и четыре года назад, лучшую оценку получила НР (4,654; -1,1). Второе место у Depo Computers (4,477): это свидетельствует о том, что вендор сумел создать работающую сервисную сеть. На третью ступень опять поднялась компания «Аквариус», оценка которой повысилась с 3,829 до 4,006 балла.

Обучение и сертификация партнеров

Максимальная оценка, которую мог получить вендор по этому критерию, — 5,7 балла (-0,3). Разница результатов первой и последней компаний составила 1,111 (в 2002 г. 2,545 балла). Это наименее важный, по мнению партнеров, критерий. НР не уступила свои позиции на поле обучения партнеров и в очередной раз получила лучшую оценку — 3,14. Конечно, это меньше, чем 4,008 балла, полученных в 2002 г., но все равно лучше, чем у конкурентов.

Второй результат принадлежит компании «Аквариус» (2,869; +0,516), которая поднялась на одну ступеньку вверх. Третья позиция у новичка рейтинга — Depo Computers (2,77).


Версия для печати (без изображений)