В последнее время на розничном рынке России происходят серьезные изменения, и нужно внимательно следить за тем, как они влияют на компьютерный бизнес и как эволюционируют более развитые рынки, которые мы через какое-то время будем копировать. Сегодня я вижу три фактора, которые определят дальнейшее развитие компьютерной розницы.

Первый, и самый важный, — это бурное развитие сетей бытовой техники и электроники («Эльдорадо», «М.видео» и др.). Второй — уверенное, хотя и не очень быстрое развитие Интернет-торговли. Пока этот сегмент рынка у нас еще очень мал, но в развитых странах уже занимает довольно заметную долю. Третий — изменения тех продуктов, которыми мы торгуем (скажем, ноутбуки, настольные ПК, мониторы, принтеры), которые превращаются в товары бытовой электроники и все чаще появляются на прилавках неспециализированных магазинов. Кроме того, вероятен приход на наш рынок зарубежных сетей — «Медиамаркт», «Сатурн», возможно, других, которые в силу своего масштаба обладают очень большим влиянием на производителей. И это усугубит уже идущие процессы. Продукты «коробочного» типа будут все больше уходить в такие сети. И доля этих продуктов будет постоянно расти. Естественно, участники ИТ-рынка чувствуют давление, оказываемое сетями бытовой электроники, понимают, что эти большие компании съедают их рынок, и пытаются так или иначе сопротивляться. Создание оптовыми ИТ-компаниями собственных розничных сетей — это защита своих партнеров и всего ИТ-рынка. Тем региональным ретейлерам, которые не примкнут ни к одной из сетей, будет очень трудно сохранить свой бизнес.

За счет чего выигрывают федеральные сети? Первое — профессионализм. Они гораздо лучше знают, что такое розница, правильный ассортимент, грамотный сервис. Кроме того, у них громадные маркетинговые преимущества: имея контролируемые полки, они могут получать от вендоров гораздо большие маркетинговые фонды. Напротив, компьютерная розница пока не структурирована, поэтому вендор далеко не всегда может быть уверен, что ИТ-фирмы способны управлять полками. Наш проект «Позитроника», первая федеральная сеть специализированных компьютерных магазинов, как раз помогает вендорам найти место на полках магазинов наших партнеров. Владельцы магазинов, в свою очередь, получают средства на дополнительную рекламу точек продаж.

Компьютерные магазины есть во всех странах мира и, естественно, никуда не денутся — существует масса людей, которые будут по-прежнему следить за новинками, за самыми продвинутыми товарами, требующими консультаций продавца. Важная особенность компьютерной розницы и ее отличие от сетей бытовой электроники — в том, что она частично обслуживает сектор СМБ и SOHO. И хотя ассортимент компьютерных товаров в гипермаркетах электроники растет, этот сектор все равно останется нашим — здесь другой спектр вендоров, другая модель дистрибуции, и прямые продажи вряд ли будут популярны.

Так, в США есть большие торговые сети с магазинами по 5—7 тыс. кв. м, где главный продукт — компьютер, а бытовая электроника — это сопутствующий товар. Там уже выросло «поколение с клавиатурой» (keyboard generation), для которого воспринимать и передавать любую информацию уже привычнее с помощью компьютера — в отличие от предыдущего поколения (remote control generation), для которого главным в доме был телевизор с пультом дистанционного управления. Наша страна, конечно, сильно отстает — поколение, которое пойдет в магазин покупать «компьютер и все к нему», у нас еще только растет.

Доля компьютерных магазинов в общем объеме розничных продаж компьютерной техники будет падать. А вот каким образом товары разделятся между компьютерной и «обычной» розницей, в каких пропорциях, каким станет формат магазинов, будет зависеть от рынка конкретной страны.

Формат магазина — это, как правило, функция двух переменных: логистических возможностей населения (ходят люди только пешком или имеют машины) и доходов на душу населения, иначе говоря, от того, сколько и каких товаров находится в его «зоне доступности». Компьютерным магазинам труднее всего выжить в городах-миллионерах, поскольку именно там, как правило, разворачиваются сети бытовой электроники, поэтому им нужно искать ниши с высокой долей сервиса и консалтинга. А вот в городах поменьше компьютерные магазины могут захватывать гораздо более широкий ассортимент товаров. В рамках проекта «Позитроника» мы хотим охватить в первую очередь города с населением менее 500 тыс. жителей.

Сегодня доминирует ярко выраженный тренд в сторону общего роста торговых площадей, хотя формат магазина, конечно, зависит от размера города. Мы считаем, в большом городе, «миллионере», нужно строить компьютерные магазины площадью 1,5—2 тыс. кв. м, в городе с населением 100 тыс. человек, наверное, 150—200 кв. м. За меньшие форматы мы не хотим браться: по опыту наших партнеров знаем, что все магазины площадью менее 100 кв. м закрываются. Стандартный размер магазинов в проекте «Позитроника» — 150—350 кв. м.

Безусловно, Интернет-торговля никогда не победит традиционную розницу, даже на самых развитых рынках, например в США, потому что покупателям нужен живой контакт с товаром, нужно потрогать товар. Шопинг как удовольствие тоже никто не отменял. Развитие Интернет-торговли будет определяться тремя факторами: наличием удобных платежных систем, логистического пространства (возможности быстро и удобно получить купленный товар) и, разумется, уровнем проникновения Интернета. На мой взгляд, в нашей стране для тех людей, которые в состоянии что-то покупать, в ближайшие годы это не будет проблемой. Здесь вопрос скорее не технических возможностей, а готовности потребителей. Конечно, в небольших городах дело может обстоять иначе, но и приходящаяся на них доля рынка невелика. Мы уже присматриваемся к некоторым интересным проектам в этой области. Если появятся люди, способные обеспечить доступную цену и богатый ассортимент, а это те, кто имеет хорошие отношения с вендорами, то, возможно, в следующем году Merlion возьмется за Интернет-торговлю.

Версия для печати (без изображений)