Нефть и газ — вот что прежде всего приходит на ум, когда разговор заходит о Тюменской области. И действительно, объемы и темпы роста добычи углеводородов определяют сегодня экономический ландшафт региона: Тюмень переживает инвестиционный бум, причем деньги отечественных и иностранных инвесторов вкладываются не только в добывающую промышленность.

В области создан солидный машиностроительный комплекс, появились предпосылки для построения крупнейшего в стране нефтесервисного центра. Разумеется, возникновение и развитие такого центра невозможно без интенсивного внедрения высоких технологий во всех экономических сферах. А значит, есть где развернуться и обеспечивающим информационные нужды таких производств ИТ-компаниям.

Разноплановый рынок

Специфика различных сегментов тюменского ИТ-рынка определяет особенности их развития. Так, Сергей Пильков, генеральный директор компании «Галактика Софт», отмечает, что в различных областях рынка программного обеспечения наблюдаются как застой (для ПО управления предприятием), так и бурный рост (для ПО антивирусной защиты, а также продуктов Microsoft — вследствие нарастающей тенденции к их повсеместной легализации). Застой, впрочем, в данном случае означает отсутствие роста количества, но не стоимости заказов: рост наблюдается, но он связан с развитием предприятий и с переходом части из них на дорогие западные программные разработки. Зато Анатолий Николенко, директор ориентированной прежде всего на «железный» ИТ-рынок компании «Новаком-Тюмень», куда более оптимистичен, оценивая динамику своего сегмента как достаточно бурную. Вторит ему и Андрей Станкевский, генеральный директор компании «CAT LTD»: «Динамику развития — и рынка, и компании — в настоящее время можно смело обозначить как рост, сезонно переходящий в бурный рост».

Среди наиболее прибыльных сейчас сегментов опрошенные нами представители тюменского ИТ-бизнеса указывают на системную интеграцию, хотя всего несколько лет назад по прибылям лидировала компьютерная розница, — и это также свидетельствует об укреплении ИТ-рынка Тюмени.

Всего в городе, по оценкам местных игроков рынка, действуют до полусотни локальных ИТ-компаний; имеются филиалы екатеринбургских и московских фирм, в рознице весьма заметно присутствие федеральных торговых сетей («Эльдорадо», «Техносила», «Позитроника» и др.). Периодически появляются новые ИТ-игроки, поскольку простор для их «расселения» на развивающемся рынке имеется. Примерная стоимость входа на рынок, по оценке Андрея Станкевского, с которой в основном согласны его коллеги, — 50 тыс. долл., если даже не меньше. Конечно, одного стартового капитала мало: надо уметь бороться за место под солнцем. Анатолий Николенко оценивает интенсивность конкуренции в «железном» и сервисном ИТ-сегментах на уровне «выше среднего», и стоимость вхождения на рынок за последние пять лет, по его мнению, заметно выросла. Причина — в том, что на рынке появились и уверенно работают федеральные компании и фирмы из соседних регионов, федеральные розничные торговые сети. Да и существующие местные компании также укрупнились, наработали компетенции.

Среди ведущих ИТ-компаний Тюменского региона несомненным лидером, по мнению опрошенных нами представителей местного ИТ-рынка, является «Арсенал+», неоднократный (в том числе и нынешнего года, см. CRN/RE № 15/2007) лауреат нашего смотра «25 лучших региональных ИТ-компаний». Среди клиентов «Арсенала+» — авиакомпания «ЮТэйр», «Уралсвязьинформ», «Сибнефтебанк», «Гипротюменнефтегаз», ТюмГНУ, Управление делами Тюменской областной думы и многие другие предприятия и фирмы. В числе лидеров назывались также тюменские компании «ТюмБИТ», «ТКК», «Инэкс-техника», ICS, а также екатеринбургские «Новаком» и «АСК», имеющие в городе филиалы.

Насыщенность ИТ-рынка Тюменского региона активными игроками неравномерна, особенно в секторах «железа» и программного обеспечения. Сергей Пильков высказывается о тюменском рынке ПО так: «В целом рынок насыщен, и новой компании крайне сложно отвоевывать себе клиентов, за исключением возможной интервенции со стороны иностранных фирм. В случае вступления в ВТО это обязательно произойдет». Вход новой компании на этот сегмент рынка, по его мнению, будет существенно затруднен тем, что каждый из действующих на нем игроков закрепился в своей сравнительно узкой нише — и, утвердившись в ней, полностью удовлетворяет все возникающие у потенциальных клиентов потребности. Местные компании — разработчики ПО решают, как правило, свои специализированные задачи (небольшие разовые заказы) и серьезной системной интеграцией — а тем более внедрением тяжелых программных решений — не занимаются, отдавая эти сектора на откуп федералам.

В отношении ИТ-розницы региона Александр Крысанов, коммерческий директор компании «МКТ Тюмень», отмечает заметное усиление конкурентной борьбы вследствие не столь давнего (около двух лет назад) появления в области крупных розничных сетей: «Сейчас тяжелее стало реализовывать мелкую оргтехнику — из-за прихода федеральных розничных сетей, продающих коробки. Мы стараемся теперь брать на себя больше решений, которые не способны поднять «коробочники», и плотнее работать с корпоративным сектором».

Местные игроки ИТ-рынка отмечают, что давление федеральной розницы вымывает из числа их клиентов в первую очередь «вершки и корешки»: те покупатели, кто не считает деньги, берут с полок коробки не глядя; тех, кому трудно набрать необходимую сумму, привлекает кредит, развитый в федеральных сетях. А вот средний сегмент потенциальных покупателей, которые и деньги считают, и хоть как-то разбираются в технике, остаются по большей части клиентами местных компаний. «Им требуется квалифицированная консультация, хотя бы умная подсказка, но в магазине, который торгует и холодильниками, и компьютерами, он вряд ли ее получит», — замечает Александр Крысанов.

Приход федеральных сетей в тюменскую розницу заставляет местные компании искать адекватный ответ — учиться на их опыте и осваивать их формат. Это прежде всего значительные выставочные площади, на которых товар показывается лицом; магазины в центральных районах города — чтобы регулярно попадались на глаза всем, кто там бывает. Понятно, что бюджеты, которые тратят федеральные сети на свой экстерьер, местным компаниям недоступны, однако при верном выборе целевой аудитории они и не нужны — ИТ-розница Тюмени знает своего клиента в лицо. «Наша ниша, — говорит Александр Крысанов, — специализированный ИТ-магазин (никаких чайников и электробритв на соседних полках) плюс качественный сервис. Снижать цену, проводить шумные маркетинговые акции — не наш путь».

Ведущий менеджер компании «Арсенал+» Владимир Прибытков убежден, что уступать натиску федералов на розничный рынок Тюмени, ища спасения в переориентации на обслуживание нужд СМБ, ни в коем случае не стоит: «Создавать широкое предложение и обеспечивать грамотную консультацию — это, мне кажется, верный путь развития ИТ-розницы. Надо также расширять рынки сбыта, осваивая небольшие северные города — с населением и в сто, и в тридцать тысяч человек». В рознице более низкая прибыльность, зато высокий оборот — и это делает ее привлекательной.

Тюменская область

Тюменская область расположена в центре Евразии и занимает большую часть Западно-Сибирской равнины. Территориально область относится к Сибири, но входит в состав Уральского федерального округа. По размерам территории (1453,2 тыс. кв. км) она уступает лишь двум субъектам РФ — Республике Саха (Якутия) и Красноярскому краю. В состав области входят Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. На территории области насчитывается 29 городов, 38 районов, около 1,6 тыс. населенных пунктов.

В области проживают около 3,4 млн. человек, на долю городского населения приходится 79%. Административный центр — Тюмень, в городе 580 тыс. жителей (17% населения области).

Новый этап в истории Тюмени (в прошлом году городу исполнилось 420 лет) и области начался в 1964 г., после открытия уникальных месторождений нефти и газа. В рекордно короткие сроки регион становится главной энергетической базой страны. Население области увеличилось в десятки раз. Возникли новые города — Новый Уренгой, Надым, Ноябрьск и др. К концу 80-х в области ежегодно добывалось 400 млн. тонн нефти и 570 млрд. кубометров газа.

Создавались новые предприятия, специализирующиеся на обслуживании нефтегазовой индустрии. Под нужды отрасли были также переориентированы многие НИИ и проектные институты областного центра. В настоящее время в городе действуют более 40 крупных и средних машиностроительных предприятий, выпускающих нефтепромысловое, буровое, геологоразведочное, нефтеперерабатывающее оборудование, тракторные прицепы, деревообрабатывающие станки, бетоносмесители, аккумуляторы и т. п. Наиболее крупные промышленные предприятия — Тюменский аккумуляторный завод, завод автотракторного оборудования, «Тюменьнефть», «Нефтемаш», опытный завод «Электрон».

По объему ВРП на душу населения область не имеет себе равных в России. В 2006 г., по сравнению с 2005 г., индекс промышленного производства в Тюмени вырос на 8,9% (по области — на 4,3%, в среднем по России — на 3,9%). Стоимость товаров, работ и услуг, произведенных предприятиями города, превысила 26,6 млрд. руб. Высокие темпы развития экономики сохраняются и в 2007 г., прирост промышленного производства в области по итогам первого полугодия составил 10,1% (в среднем по России — 7,7%).

Инвестиции в основной капитал предприятий области в прошлом году выросли на 14% по сравнению с 2005 г. и составили 541 320,4 млн. руб. Объем иностранных инвестиций — 1423,27 млн. долл. (рост на 19,2%).

Тюмень стала одним из семи регионов, где в соответствии с госпрограммой создается технопарк, специализирующийся на разработке инновационных технологий для нефтегазовой отрасли. Программа по созданию технопарка рассчитана до 2011 г. На его территории (200 га в районе озера Алебашево) будут также построены новый жилой микрорайон, гостиничный центр, рекреационная зона. Бюджетное финансирование проектных работ и развития базовой инфраструктуры тюменского технопарка в этом году составит 600 млн. руб. Всего на этот проект в ближайшие годы предполагается выделить около 3 млрд. руб.

Тюмень занимает выгодное географическое положение, город находится на пересечении крупных транспортных потоков. Через него проходит железнодорожная магистраль Москва — Владивосток, к ней примыкает линия Тюмень — Новый Уренгой, по которой осуществляются перевозки товаров для северных регионов. Территорию города пересекают четыре федеральные автодороги. Прорабатывается проект строительства в Тюмени крупного торгово-транспортного терминала для обеспечения северных поставок.

Тюменская область наряду с Москвой и Санкт-Петербургом является одним из наиболее проблемных регионов с точки зрения обеспечения электроэнергией. Энергодефицит может затормозить промышленный рост и развитие новых производств. Чтобы этого не допустить, разрабатываются проекты строительства и реконструкции предприятий электроэнергетики. В частности, недавно администрация области и совместное предприятие «E.ON—СТС-Энергия» подписали соглашение о строительстве газотурбинной электростанции мощностью 3000 МВт. Инвестиции в этот проект превысят 1 млрд. долл.

Тюменская область — достаточно благополучный регион по сравнению с другими субъектами РФ. Среднемесячная номинальная начисленная зарплата в 2006 г. составила 23 854 руб. (в автономных округах, входящих в состав области, она еще выше: в Ханты-Мансийском — 26 937 руб., в Ямало-Ненецком — 32 930 руб.).

Оборот розничной торговли в прошлом году по области вырос на 19%. В Тюмени он увеличился на 22,9% и достиг 71,1 млрд. руб. Доля непродовольственных товаров в структуре розничных продаж занимает 56%. Вклады населения области (включая инвалютные) в отделениях Сбербанка в прошлом году увеличились на 26% и на начало этого года достигли 14,4 млрд. руб.

В Тюмени зарегистрировано 19,8 тыс. малых предприятий и 15,2 тыс. индивидуальных предпринимателей. Численность занятых в малом бизнесе — 81,7 тыс. человек, 22% общего количества работающих.

Потребности и потребители

Помимо розницы и динамично развивающегося сегмента СМБ в числе активных заказчиков ИТ-оборудования, услуг и решений региона выступают и государственные организации. Управление государственных закупок Тюменской области регулярно объявляет о проведении открытых конкурсов самых различных масштабов; как непосредственно для властных структур (например, аппарата губернатора Тюменской области), так и для прочих бюджетных организаций (таких как Департамент образования и науки Тюменской области). Суммы, выделяемые из бюджета на поставку торгово-технологического, компьютерного, сетевого, мультимедийного оборудования, программного обеспечения и оргтехники, могут исчисляться десятками миллионов рублей (в частности, лот для удовлетворения нужд Департамента образования и науки Тюменской области, выставленный на конкурс в середине прошлого года, начальной ценой контракта устанавливал сумму 30 380 тыс. руб.). А в августе нынешнего года Тюменская государственная сельскохозяйственная академия объявила о проведении открытого

конкурса по закупке оборудования для комплектования единого автоматизированного информационного отдела с начальной ценой контракта 4200 тыс. руб. (финансирование осуществляется за счет средств регионального бюджета).

За такие контракты, понятно, есть смысл посостязаться, — тем более что в их условиях часто особо оговаривается, что поставка должна осуществляться со склада в самой Тюмени и производиться в достаточно сжатые сроки (20–30 суток с момента проведения оплаты). При этом от участников конкурсов ожидается выполнение целого ряда обязательных условий: компьютерное оборудование должно быть непременно сертифицировано (включая сертификаты соответствия Росстандарта для оборудования и сертификаты совместимости системных блоков с установленными на них операционными системами, а также санитарно-эпидемиологические заключения); для него необходимо наличие авторизированного сервисного центра. Локальные игроки ИТ-рынка часто обладают в этом отношении определенными преимуществами в сравнении с пришельцами из федерального центра или соседних регионов, так что активное совершенствование собственной ИТ-инфраструктуры бюджетными организациями можно считать положительным фактором развития именно местных ИТ-компаний.

Впрочем, по замечаниям самих представителей тюменских ИТ-фирм, с которыми мы общались, время от времени на конкурсах и тендерах преимущество все же остается за федеральными либо крупными екатеринбургскими компаниями. В этом случае для тюменцев тем не менее нередко появляется возможность принять участие в обслуживании уже заключенного контракта — в качестве субподрядчиков, например. Для выигравших конкурс за счет снижения стоимости контракта крупных компаний оказывается чрезвычайно важной минимизация издержек, и передоверить непосредственное исполнение принятых на себя обязательств местным компаниям часто оказывается выгоднее, чем в авральном порядке задействовать собственные производственные мощности, складские помещения и сервисные центры.

Ориентируются тюменские компании прежде всего на заказчиков из среднего и малого бизнеса: хотя для экономики региона в целом локомотивом являются предприятия ТЭК. Для ИТ-компаний Анатолий Николенко называет наиболее интересными строительство, торговлю и прочий местный бизнес: «Предприятия ТЭК крупные закупки любят делать в Москве, напрямую. Для нас же основной заказчик — СМБ-сектор».

Просвещенность руководства предприятий-заказчиков в отношении собственных ИТ-потребностей в Тюмени растет, значит, у ИТ-сектора появляется хорошая возможность дальнейшего роста. Опрошенные нами участники тюменского ИТ-рынка отмечают, что все меньше и меньше руководителей пытаются силами своего ИТ-персонала решать не свойственные для него задачи — такие как проектирование и монтаж новых систем и целых решений. Впрочем, тут многое зависит от уровня доверия заказчика к потенциальному подрядчику: одно дело — потратить время и средства на построение собственной ИТ-инфраструктуры, другое — фактически передоверить сохранность и цельность всей своей бизнес-информации сторонней фирме.

И тем не менее тюменский рынок систем хранения и обработки данных его активные участники, такие как Андрей Станкевский, характеризуют как «живой» — на нем сейчас достаточно выгодно работать. Помимо СМБ повышенное внимание аутсорсингу начинают уделять госструктуры. И поскольку бюджет, выделяемый муниципальными органами на ИТ, увеличился за последние годы в два-три раза, это заметно повысило привлекательность госзаказов для ИТ-компаний.

Инвестиционный климат Тюмени

Поток инвестиций в область, отражающийся и на ИТ-рынке, отмечается практически всеми игроками. Силами местных компаний, в основном, строятся сейчас в Тюмени коммуникационные сети, соединяющие государственные и муниципальные учреждения города и области. Успешно реализуются (а частично и реализованы) национальные проекты по информатизации и созданию коммуникационной инфраструктуры учебных и медицинских учреждений. Оснащаются техникой и информационными системами прочие госучреждения, подразделения объединяются в общее информационное пространство.

Свидетельством здорового состояния тюменской экономики можно считать такое нечастое для постсоветского пространства явление, как основание первого в области венчурного фонда, который планируется окончательно сформировать до конца нынешнего года. Конкурс по отбору управляющей компании венчурного фонда выиграла фирма «Пиоглобал Эссет Менеджмент», входящая в группу компаний «Антанта Пиоглобал». Как отметил глава инвестиционной группы Евгений Коган, «в первую очередь специалисты нашей управляющей компании сформируют закрытый паевой инвестиционный фонд «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Тюменской области». В него войдут денежные средства, которые будут направлены в высокотехнологичные проекты, связанные с традиционной нефтегазодобывающей специализацией региона. Также работа будет проводиться с высококонкурентными изобретениями для потребительского рынка и маркетинговыми инновациями.

В 2007 г. правительство Тюменской области выделило субвенции для малого бизнеса в размере 177 млн. руб., а в целом на поддержку предпринимательства будет направлено более 289 млн. (разумеется, в число претендующих на эти суммы компаний входят в первую очередь производственные фирмы, однако и ИТ-компаниям такой источник поддержки сбрасывать со счетов не следует). Как подчеркивает Вадим Шумков, директор областного департамента инвестиционной политики, речь идет не о раздаче денег, а о построении инфраструктуры поддержки: областное правительство, в частности, компенсирует бизнесменам процентную ставку по кредиту, лизингу и рекламе. Один из основных инструментов областных властей — Фонд развития и поддержки предпринимательства Тюменской области. Основной вид его деятельности — это выдача займов предпринимателям и консультации. Заем выдается на срок до двух лет с возможностью пролонгации, в сумме от 50 тыс. руб. по ставке 4–6% годовых. В приоритете — бизнесмены, осуществляющие производственную деятельность, работающие в сфере услуг и агропромышленном комплексе.

Вездесущие федералы

Тема присутствия федеральных компаний самой разной направленности на рынке Тюмени звучит в устах местных представителей ИТ-бизнеса постоянно (как, впрочем, почти везде). По мнению Владимира Прибыткова, в розничном сегменте доли местных компаний и федеральных сетей примерно равные — 50 на 50. Однако порываться кардинально исправлять ситуацию местные компании не спешат, ведь это значит вкладывать огромные средства в конкурентную борьбу, не имея при этом никаких гарантий результата. Тюменские ИТ-фирмы, занимающиеся розницей, предпочитают искать к потребителю свой подход — и, судя по тому, что половина рынка все-таки остается за ними, преуспевают в этом.

В отношении же «тяжелого» оборудования для корпоративного сектора Андрей Станкевский отмечает, что собственно аппаратную часть его вполне способны поставлять и местные компании. Однако если говорить о комплексных решениях, таких как внедрение ERP на большом предприятии, то здесь преимущество — за теми, у кого больше опыта в такого рода деятельности. И это, как правило, как раз те самые вездесущие федералы.

Анатолий Николенко согласен с тем, что местные ИТ-компании серьезно отстают от федералов именно в области «тяжелых» решений, уровень компетенции тюменцев здесь, по его словам, невысок. К тому же предприятия, внедряющие у себя «тяжелые» решения, как правило, сами являются федеральными компаниями, имеющими головной офис в Москве,— и потому поставщика выбирают также в Москве.

Владимир Прибытков считает, что года четыре назад Тюмень сильно отставала от того же Екатеринбурга в плане динамики развития, однако сейчас вполне способна работать на равных. «Если дело касается крупных проектов (построение кластеров, центров обработки данных, частично — «умных» домов), мы сильнее всего ощущаем давление московских фирм. Особенно — если у клиента уровня областного университета или крупной нефтяной фирмы очень высокие запросы, четкое представление о том, чего именно он хочет, и соответствующие деньги. И если на такого клиента выходит системный интегратор, у которого одних только программистов в штате тысяча человек, — тут нам, конечно, ловить нечего».

Проводимые в Тюменской области тендеры и конкурсы, на взгляд принимающих в них участие компаний, не отличаются чем-то особенным от тех, что организуются в других регионах страны. Самые крупные аукционы и тендеры обычно уходят к федералам; просто крупные, средние и небольшие делятся обычно между местными и екатеринбургскими компаниями. Преимущество местных компаний — близость к заказчику, более высокая скорость реакции на его запросы. Недостаток — ограниченные финансовые возможности, в чем-то, может быть, меньший уровень компетенции. Впрочем, победа в тендере за счет бездумного снижения стоимости заказа — путь, неприемлемый для местного ИТ-бизнеса. «Если речь заходит о тендерах, — отмечает Владимир Прибытков, — тут очень часто побеждают именно пришельцы из Екатеринбурга. Рассуждают они при этом, похоже, так: «Тюмень рядом, надо поучаствовать; давайте-ка побольше с цены контракта скинем». Нам же понижать прибыльность сделки не с руки — для нас лучше в два раза меньше конкурсов выиграть, зато получить с них приблизительно те же деньги».

Характерный пример победы федеральной фирмы в масштабном ИТ-состязании — выигрыш московской компанией Rainbow Technologies, дистрибьютором известного производителя UTM-решений WatchGuard Technologies, тендера на защиту локальных вычислительных сетей администрации Тюменской области. Правда, в этом случае в плюсе оказалась и компания «Ай-Си-Эс», партнер Rainbow Technologies, — именно она стала фактическим поставщиком оборудования WatchGuard. Именно сочетание мощного федерального ресурса и локальной оперативности позволили тандему «Ай-Си-Эс» — Rainbow Technologies полностью выполнить условия тендера, в число которых входили непременные гарантии качества, стоимости, сроков поставки, монтажа и настройки. Как отмечает директор «Ай-Си-Эс» Виктор Глухих, «высококвалифицированная техническая поддержка и консультации со стороны специалистов компании-производителя оказывают неоценимую помощь в нашей работе». Такого рода сотрудничество федералов с регионалами в подавляющем большинстве случаев оказывается эффективным и выгодным для всех сторон — считая, разумеется, и заказчика.

И если оставить в стороне крупные тендеры и все более распространяющиеся сейчас в ИТ-сфере аукционы с игрой на понижение, то, по мнению Александра Крысанова, в корпоративном сегменте имеется огромное поле для деятельности местных компаний. Однако с корпоративным клиентом работать сложно: подать заявку на поставку оборудования и выиграть конкурс — это одно, а вот разместить оборудование у клиента, наладить, обеспечить сервис — совсем другое. Здесь преимущество остается на стороне местных компаний. Именно осознание клиентом своих потребностей в поддержке оборудования в течение всего срока его работы заставляет его обращать больше внимания на местные фирмы.

Локальным ИТ-компаниям трудно состязаться с представителями федеральных и международных компаний в области «тяжелых» решений, связанных с разработкой и внедрением специализированного программного обеспечения. Так, в конце прошлого года компания StatSoft Russia выиграла тендер на разработку программного комплекса для администрации Тюмени, который позволяет экспертам аналитического отдела администрации планировать социологические исследования и анализировать их результаты на современном уровне. Очевидно, что для разработки программных комплексов такой степени специализации и сложности требуются серьезные инвестиции и мощная (хотя бы потенциальная для начала) клиентская база — что в условиях одной отдельно взятой области, даже такой обширной, как Тюменская, вряд ли реально.

Точки роста, линии развития

Востребованность услуг ИТ-сектора в регионе растет — это отмечают все участники рынка. Однако рост этот не настолько стремителен, насколько хотелось бы самим ИТ-компаниям. По словам Сергея Пилькова, закладывать 3–5% от годового дохода компании на развитие ИТ-технологий заказчики не желают: «По-видимому, частично поможет решить эту проблему лишь обязательная легализация программного обеспечения». В любом случае именно местные фирмы сектора СМБ остаются наиболее привлекательными клиентами для тюменских ИТ-компаний. Среди преимуществ взаимодействия с ними — возможность достучаться до собственника (главного руководителя) непосредственно, а не контактировать первым делом с главой ИТ-подразделения; вполне прозрачный и предсказуемый процесс переговоров и принятия решений. В СМБ меньше уровень бюрократии — и соответственно выше скорость принятия решений.

Владимир Прибытков так говорит об эволюции местного заказчика: «Если сегодня человек покупает себе на фирму один сервер, то года через три он не просто его сменит, — он купит и систему хранения данных, и коммуникационный узел, и шкаф — источник бесперебойного питания, и систему порошкового пожаротушения на всякий случай, и программное обеспечение для всего этого «железа» — мы готовы такие полноценные решения поставлять прямо сейчас. Если раньше люди платили за железки и вздыхали, как это дорого, то теперь они ищут решения своих проблем. И именно за полноценные решения готовы платить деньги, оценивая стоимость именно решения в целом, а не «железа», ПО и обслуживания по отдельности».

ИТ-образование и кадры

Извечный региональный кадровый голод, о котором мы не раз уже писали на страницах CRN/RE, со всей остротой ощущается и тюменскими участниками ИТ-рынка. Олег Яшин, коммерческий директор компании «Мастер», сетует: «Одна из важнейших проблем — нехватка инженерных кадров. Приходится самим подбирать людей, учить, отправлять куда-то для повышения квалификации... Вузы не готовят специалистов по сервисному оборудованию, по широкоформатной печатающей технике. Готовят математиков, программистов, но не «железячников». Приходится брать человека с потенциалом, сажать его за реальную технику — и учить. И не факт, что «готовое решение» после курса обучения вернется именно к тебе. Можно было бы волевым решением прямо завтра расширить сферу своих интересов, начать осваивать новые рынки; однако начинаешь думать, кто будет этим заниматься, — и оказывается, что некому. Со стороны вендоров идет протекционистская политика: защита своих устоявшихся партнеров, блокирование новых игроков. Например, обучить специалиста по аппаратуре Canon — пусть малой и средней, не крупной — при имеющемся уже в регионе авторизованном партнере, — проблема, поскольку обучение вендор организует прежде всего именно для партнеров. В Москве, насколько я понимаю, проблему кадров можно решить, повышая стоимость предложения, однако у нас и на большую зарплату кого-то найти крайне сложно».

Судя по сайтам, предназначенным для размещения и поиска рабочих мест, спрос по вакансиям в разделах «ИТ-руководители», «системные администраторы», «веб-специалисты» и прочих подобных превышает иногда предложение в два-три раза. По данным с официального портала администрации Тюмени, по состоянию на август 2006 г. на каждый установленный в школах компьютер приходится 32 (!) ученика — что, конечно, вряд ли можно расценивать положительно. Однако власти осознают проблему и работают над ней. В городе действует муниципальное учреждение «Комитет по информатизации и связи», созданный с целями планомерного проведения городской политики в сфере информатизации, формирования автоматизированных информационных ресурсов для эффективного и качественного управления городом на основе информационных технологий, формирования информационной культуры населения. В прошлом году началась реализация проекта «Создание единой информационной сети образовательных учреждений в составе единой компьютерной сети Администрации города»; сейчас доступ к ресурсам Интернета имеют 73% тюменских школ. «В конце марта 2007 г., — отметил Владимир Якушев, губернатор Тюменской области, — подведены итоги конкурса среди субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. По его результатам Тюменская область, наравне с Москвой и Санкт-Петербургом, признана регионом — лидером российского образования и базовой площадкой по распространению передового опыта».

Александр Крысанов убежден, что в будущем интересы тюменского ИТ-бизнеса в корпоративном и розничном секторах будут балансировать половина на половину: прибыльность по-прежнему останется большей в корпоративном секторе, а розница обеспечит стабильный оборот. Риски и затраты на работу с розницей выше, поскольку много товара замораживается на полках, и аренда площадей под эти полки — дело накладное. Такой вариант минимизации розничных затрат, как интернет-торговля, по мнению игроков тюменского ИТ-рынка, подходит скорее для крупных городов. «В наших условиях народ предпочитает приехать лично, потрогать, повыбирать. Интернет-торговля будет плюсом как раз для корпоративных клиентов, которые нас уже знают, нам доверяют и просто хотят сделать очередной рутинный заказ без дополнительных разъездов», — говорит Александр Крысанов.

Алексей Беляев, генеральный директор компании «Техносити», видит главную выгоду от совмещения корпоративного и розничного бизнесов в том, что это позволяет сберечь прямой контакт с клиентом. Розничный салон дает хорошую обратную связь, позволяет сделать название компании более известным. Главное, что нужно для привлечения клиента, — проявить к нему максимум внимания, то есть улучшить работу отдела продаж. С ним согласен Владимир Прибытков: «Один и тот же клиент может приходить к нам по обоим каналам — сегодня вечером он в нашем магазине купит ноутбук дочке, а завтра придет заключать контракт на поставку оборудования для своей фирмы. Мы сейчас диверсифицируем свой бизнес, стараясь уменьшать даже в корпоративном сегменте долю самого крупного клиента, которая для самого большого нашего заказчика у нас сейчас составляет всего 8% оборота компании. Это прибавляет устойчивости бизнесу».

Перспективный технопарк

По данным геологических изысканий, минимум на ближайшие два-три десятилетия Тюменская область останется ведущим поставщиком российских углеводородов. Однако базовый сектор экономики — нефтедобыча — не способен в современных условиях эффективно развиваться сам по себе. Именно поэтому в Тюменской области в рамках подготовки стратегии развития региона до 2020 г. разрабатывается проект «Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа», который в перспективе, по словам заместителя губернатора региона Сергея Дегтяря, должен стать национальным проектом.

Инновационный центр — или, если восполь зоваться более модным сейчас наименованием, технопарк, — будет строиться с участием федеральных и региональных бюджетных инвестиций общим объемом до 7 млрд. руб. Его основная специализация — инновации в нефтегазовом секторе, включая все элементы технологической цепочки: разведка месторождений, добыча, транспортировка, хранение и переработка нефти и газа. Другие перспективные направления развития областной экономики, которыми будут заниматься разместившиеся в технопарке компании, — разработка новых технологий и материалов, строительство, энергетика, ЖКХ, лесной комплекс.

Одним из ключевых партнеров Тюменской области в планировании и создании технопарка стала компания Cisco с проектом «Первая миля», предусматривающим организацию беспроводной связи на нефтяных месторождениях. Недавно компании Cisco Systems, Schlumberger и Intel объявили о совместной разработке первой в мире беспроводной системы связи для нефтегазовых компаний, и «Первая миля» станет первым случаем практического применения этой системы в странах СНГ. В ее основе — комплексная беспроводная сеть для нефтедобычи, которая будет построена на базе надежной, отказоустойчивой инфраструктуры, включающей функции идентификации, физической и сетевой безопасности, а также упреждающего управления, необходимого для обеспечения непрерывного бесперебойного функционирования новой сети.

Для частных инвесторов, пожелавших принять участие в проекте, предусмотрены условия льготного налогообложения, схожие с теми, которые существуют в рамках особых экономических зон. Возможно, в перспективе, по словам Сергея Дегтяря, технопарк в Тюменской области и станет полноценной особой экономической зоной. Ожидается, что бюджет области сможет получить от реализации проекта в 2007–2020 гг. до 36,3 млрд. руб. доходов.

Первый этап создания технопарка заключается в предоставлении и переоборудовании для его нужд уже существующего здания площадью 14 тыс. кв. м в центре Тюмени (нынешний ДК «Геолог»). Там предполагается разместить информационный центр, бизнес-инкубатор для отбора перспективных идей и проектов, учебный центр для реализации программ обучения и повышения квалификации в интересах компаний-резидентов и партнеров. Второй этап предусматривает выделение земельного участка площадью 75 га, расположенного в непосредственной близости от центра города, в районе озера Алебашево, где планируется выстроить бизнес-центр, опытно-производственный центр, производственные мощности, демонстрационно-испытательный полигон, центр сертификации и метрологии, сервисные службы.

Равномерное развитие розницы и корпоративного сектора повышает стабильность компании, но и усложняет управляемость бизнесом в целом. И, в свою очередь, требует от ИТ-компаний выхода из традиционной ситуации «сапожник без сапог» — примером чему опять-таки является компания «Арсенал+». «Мы долгое время развивались интуитивно, — говорит Владимир Прибытков, — под потребности рынка, ставя на первый план удовлетворение пожеланий клиента. Но вот уже два года уделяем значительное внимание бизнес-планированию, которое, в свою очередь, неотделимо от экономического анализа. А значит — надо было внедрить систему управления предприятием, и мы сделали это. Где-то с полгода нас сильно трясло, пока мы все бизнес-процессы переводили на плановые рельсы, вводили систему управления предприятием, перестраивали под нее стиль своей работы. Зато теперь мы начали использовать оперативную информацию, причем крайне детализованную по множеству параметров».

В целом перспективы тюменских ИТ-фирм их представители оценивают вполне позитивно. Сергей Пильков будущее собственной компании видит в развитии отношений с крупными игроками из нефтегазовой отрасли, энергетики, деревообрабатывающей промышленности, уже установившими на своих предприятиях систему «Галактика» и нуждающимися в дальнейшем ее развитии в соответствии с ростом своих потребностей. Имеются у компании и обширные планы по освоению банковского сектора.

Владимир Прибытков в качестве важнейшего фактора успеха для местного ИТ-бизнеса отмечает индивидуальный и гибкий подход к каждому клиенту: «Мы не опускаем руки и ищем свой путь к сердцу заказчика. И находим: на наших решениях крутится вся финансовая аналитика юга Тюменской области, вся финансовая система Тюмени; по различным предприятиям проинсталлировано множество систем хранения данных... Неплохие перспективы и у собственной розничной сети — и в Тюмени, и по соседним городам; проектного бизнеса, которым мы занимаемся и сейчас, но нуждаемся в переводе его на современные рельсы. В корпоративе тоже есть куда расти. Собираемся строить большой логистический центр на 5 тыс. м2 с заводом по производству ПК, с подведенными туда железно- и автодорожными путями, с офисными помещениями. Хотим добиться того, чтобы клиент мог с нами общаться по Интернету на всех этапах оформления заказа и приезжать лично только один раз — сразу за документами и товаром».

Будущее тюменского ИТ-рынка видится его игрокам как в развитии клиентского потенциала, так и в совершенствовании своей собственной деятельности. «Глобализация, интеграция, уход от самопальных, «наколенных» решений к более правильным, более «фирменным», более интеллектуальным. Захват новых клиентских рынков, пополнение портфеля решений и специалистов, постепенное смещение в сторону консалтинговых услуг» — такой план развития намечает для своей фирмы Анатолий Николенко.

Редакция благодарит компанию RSI за предоставленную возможность посетить регион и помощь в подготовке материала.


Версия для печати (без изображений)