Нефтяной фонтан не пролился «золотым дождем» на компьютерные рынки Сургута, Нижневартовска и Ханты-Мансийска.

Бытует мнение, что в регионах, где добывают нефть или газ, уровень жизни заметно выше, чем в других субъектах Российской Федерации, и любой бизнес, а уж тем более компьютерный, должен расти там как на дрожжах. В прошлые годы, во время подготовки региональных спецвыпусков, не раз приходилось слышать от руководителей ИТ-компаний слова сожаления о том, что в их краях нет черного золота.

Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО), или, более традиционно, Югра, — безусловный лидер отечественной нефтегазовой отрасли: здесь добывается, по словам губернатора Александра Филиппенко, 57% всей российской нефти. И в отличие от некоторых соседних нефтеносных регионов Югра не находится на положении пассивного донора ресурсов. Активная работа ТЭКа в сочетании с серьезным притоком инвестиций, развитой финансово-банковской инфраструктурой и энергетической независимостью делает ХМАО привлекательной площадкой для ведения бизнеса.

Города Сургут и Нижневартовск выросли вблизи крупнейших месторождений нефти и газа. Тем не менее Западная Сибирь не превратилась в оазис благополучия, подобно Норвегии, Кувейту, Саудовской Аравии или Арабским Эмиратам.

ИТ-рынок Сургута

Еще несколько лет назад игрокам ИТ-рынка Сургута завидовали коллеги из других городов. Спрос на компьютерную технику был настолько большим, что реселлерам с трудом удавалось его удовлетворить. Бюджеты города и компаний-заказчиков регулярно пополнялись благодаря нефти и газу — главным источникам финансовых поступлений.

Как вспоминают ветераны рынка, маржа при поставках компьютерной техники доходила до 40, а порой даже до 70%. Отдельные новинки удавалось продавать по цене, почти на порядок превышающей реальную стоимость товара.

В таких условиях на свет не могло не появиться множество мелких компаний, которые, не обладая практически никакой квалификацией и опытом, тем не менее зарабатывали неплохие деньги. ИТ-бизнес оказался простым и не очень затратным. Фирме достаточно было найти двух-трех заказчиков, чтобы обеспечить себе безбедное существование. Не требовалось никакой рекламы, никакой публичности. Правда, качество услуг в начале нынешнего десятилетия оставляло желать лучшего.

С каждым годом объемы добычи нефти и газа увеличивались, но при этом бюджетные и налоговые поступления сокращались. Все больше денег уходило в Тюмень, Ханты-Мансийск и, разумеется, в Москву.

Чтобы повысить эффективность нефтедобывающих предприятий, из их состава вывели непрофильные вспомогательные подразделения — строительство, транспорт, энергетику, связь, ремонтные службы и др. Но на информационной инфраструктуре нефтяников эти изменения никак не отразились: заказы крупных компаний, таких как «ТНК-ВР» или «Сургутнефтегаз», всегда шли через Москву. Со многими вендорами были и есть прямые договора на поставку техники.

Преобразования ударили по благосостоянию муниципальных структур и вспомогательных фирм, обслуживающих нефтедобычу: в результате перераспределения финансовых потоков у города и компаний заметно «похудели» бюджеты, что сразу же сказалось на бизнесе игроков ИТ-рынка. Резко обострилась конкуренция, возможности небольших компьютерных компаний по участию в тендерах сократились. Они и в лучшие-то времена не часто могли рассчитывать на победу в серьезном конкурсе, довольствовались, как правило, поставками небольших партий товаров. Но в те годы заказчик, по крайней мере, гарантировал 100-процентную предоплату, что позволяло небольшим фирмам участвовать в тендерах. Теперь же предоплату никто не обещает, а своих свободных средств на закупку оборудования у большинства ИТ-компаний нет. Кроме того, нынешняя финансовая политика заказчиков создает большие препятствия для участия неаффилированных фирм в тендерах. Клиент говорит: «Ты сначала поставь оборудование, а потом мы тебе заплатим». Как утверждают представители сургутских ИТ-компаний, своих денег приходится ждать месяцами, да еще постоянно напоминать о долге. Сегодня маржа сургутских реселлеров при работе с корпоративными клиентами составляет 5–7%, а в тендерных поставках редко превышает 2%. Не удивительно, что за последние годы довольно много небольших и средних компьютерных фирм, работающих, как правило, с ограниченным числом клиентов, было вынуждено уйти с рынка.

Сколько ИТ-компаний работает сегодня в Сургуте — сказать сложно. По мнению ряда специалистов, в городе остались фирмы, которые нигде «не светятся» и продолжают поставлять оборудование и решения своим клиентам. Правда, таковых не много. Крупных игроков, которые у всех на виду, наберется не больше двух десятков.

Не смогли местные эксперты хотя бы приблизительно оценить и годовой оборот своего ИТ-рынка. Доходы компаний отличаются в разы: по неофициальным данным, крупные игроки зарабатывают несколько миллионов долларов в год, выручка фирм помельче исчисляется сотнями тысяч долларов. Следует отметить, что в Сургуте, как, впрочем, и во всех других российских городах такого масштаба, практически нет компаний, которые фокусировались бы исключительно на работе на компьютерном рынке. Помимо поставок ПК, периферии, аксессуаров, оказания услуг в области системной интеграции почти все фирмы занимаются продвижением оргтехники, бытовых устройств, компьютерной мебели, климатического оборудования, охранных систем (противопожарной, видеонаблюдения) и др. Выделить компьютерную составляющую в этом «коктейле» не представляется возможным.

Несмотря на «всеядность», ИТ-компании предпочитают специализироваться либо на работе с корпоративными клиентами, либо на розничной торговле. Но при этом часто пробуют силы на «чужом поле»: игроки розничного рынка пытаются налаживать связи с корпоративными клиентами и, наоборот, поставщики решений и техники для корпоративных заказчиков развивают розничные продажи. Самое поразительное — почти все говорят о том, что рост в их основной сфере деятельности затруднен, резервы практически исчерпаны, а вот альтернативный бизнес еще может принести какую-то прибыль.

Корпоративный рынок Сургута очень неоднороден. Как уже отмечалось выше, все крупные местные предприятия, располагающие большими средствами, — это компании нефтегазовой индустрии. Но таких фирм не много. И в области ИТ они работают с ведущими российскими (читай — столичными) системными интеграторами и дистрибьюторами. Кроме того, значительная часть компьютерной техники закупается напрямую у вендоров. Местные компании могут рассчитывать на участие в серьезных проектах только в качестве субподрядчиков. Московскому интегратору просто невыгодно монтировать СКС на 50 рабочих мест. Такая же ситуация и с поставками. Основные многомиллионные контракты заключаются в столице, а у местных фирм закупают всякую мелочевку — расходные материалы, например, или небольшие партии оборудования, которое забыли включить в основной контракт.

Есть в Сургуте и другая, более массовая категория клиентов — компании СМБ, государственные учреждения, муниципальные предприятия. Они-то и являются основными заказчиками для местных ИТ-игроков. Но на большие проекты тут рассчитывать не приходится. Обычно фирмам требуется смонтировать локальную сеть на полтора десятка рабочих мест, организовать доступ в Интернет, обеспечить работу электронной почты да установить бухгалтерские программы.

Возможно, поэтому на сургутском ИТ-рынке практически незаметна активность компаний из других городов. Как вспоминают сотрудники местных фирм, несколько лет назад в город приезжали представители ведущих системных интеграторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Тюмени. Но оценив объем рынка и убедившись, что основной бизнес идет в Москве, потеряли к нему интерес. Тем не менее кое-какую активность на местном уровне они проявляют, иногда сталкиваются с сургутскими компаниями в тендерах, однако серьезными конкурентами иногородних пока не считают.

Сургут

Сургут расположен в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (входит в состав Тюменской области, в среднем течении реки Оби). По климатическим условиям этот район приравнен к Крайнему Северу, зима здесь длится около семи месяцев. По численности населения (290,2 тыс. человек) город занимает первое место в автономном округе и второе в Тюменской области.

Сургут был основан еще в конце XVI в., но вторым рождением обязан открытию в 60-х годах крупных нефтегазовых месторождений в Среднем Приобье (в этом году исполняется 50 лет со дня высадки в этом районе первой геологоразведочной партии). Город был объявлен ударной комсомольской стройкой, его население с 1960 г. выросло в 40 раз.

Основой экономики города является топливно-энергетический комплекс: геологоразведочные, нефтегазодобывающие, трубопроводные предприятия, электростанции, нефтегазоперерабатывающие заводы. В общем объеме промышленного производства автономного округа доля Сургута в 2006 г. составила более 36%, в том числе в добыче нефти — 21%, в добыче газа — 50%, в производстве электроэнергии — 83%.

Главное градообразующее предприятие — ОАО «Сургутнефтегаз», численность его работников превышает 80 тыс. человек. По добыче нефти компания занимает четвертое место в России и первое место в автономном округе (в прошлом году она добыла 65,5 млн. тонн нефти, ее выручка составила 500,5 млрд. руб., чистая прибыль — 77 млрд. руб.). Важную роль в экономике города играют также построенные в 70-х годах теплоэлектростанции ГРЭС-1 и ГРЭС-2, работающие на попутном нефтяном газе. Они считаются одними из самых мощных в мире.

Объем товаров, работ и услуг, произведенных предприятиями Сургута, в 2006 г. достиг 584,4 млрд. руб., доля продукции промышленного производства — 83,9% (491,3 млрд. руб., на 2,2% больше, чем в 2005 г.). Объем добычи полезных ископаемых оценивается в 438,6 млрд. руб.

Общая сумма налогов, уплаченных в прошлом году предприятиями города, составила 195,5 млрд. руб. (из них 70,5% — налог на добычу полезных ископаемых). При этом около 80% всех поступлений перечислены в федеральный бюджет, в окружной и областной бюджеты поступили соответственно 11,7 и 6,6%. В бюджете города остается 1,8% от всех налоговых поступлений.

Рост объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2006 г. составил 12,2%. В частности, в реконструкцию и модернизацию сургутских ГРЭС было инвестировано более 400 млн. руб.

Сургут отличается высоким уровнем благосостояния и сравнительно высоким качеством жилищной и коммунальной инфраструктуры. Обеспеченность населения жильем составляет 20,3 м2 на человека (в среднем по России — 20,2 м2, по округу — 17,5 м2). В прошлом году реальные денежные доходы населения выросли по сравнению с 2005 г. на 7%. Доход на душу населения составил 22,3 тыс. руб. в месяц, среднемесячная зарплата — 31,7 тыс. руб.

По потреблению товаров на душу населения город занимает первое место среди муниципальных образований. На начало года в городе насчитывалось 854 магазина общей торговой площадью 184 тыс. м2. Услугами сотовой связи пользуются более 280 тыс. абонентов, а Интернетом — всего 16 тыс. пользователей.

В городе зарегистрировано около 1,6 тыс. малых предприятий, их количество в 2006 г. увеличилось на 33,8%. Численность работающих в малых предприятиях — 7,8 тыс. человек. Кроме того, в городе насчитывается 15,9 тыс. индивидуальных предпринимателей. Всего в малом бизнесе занято 23,8 тыс. человек.

В 2006 г. 1236 малых и средних предприятий участвовали в конкурсах по размещению муниципальных заказов, из них 584 заключили договоры на сумму 2,3 млрд. руб. (примерно 30% общего объема муниципальных заказов).

В то же время руководители местных компаний в неофициальных беседах заявляли, что их позиции довольно уязвимы. Если в Сургут придет любой из крупных известных столичных или даже региональных системных интеграторов и откроет в городе офис, который будет укомплектован квалифицированными кадрами, то многим местным интеграторам придется искать другую работу. Но, по словам руководителей сургутских фирм, поскольку работа на ИТ-рынке с каждым годом становится более сложной и менее прибыльной, нашествия варягов можно не опасаться.

На розничном рынке работают как местные игроки, так и федеральные сети. Доминирующее положение занимают сургутские компании «Техсоюз», которой принадлежит компьютерный супермаркет «Первый», и «Техноцентр». Глава одной из вышеупомянутых компаний, пожелавший остаться неизвестным, сообщил, что в прошлом году оборот увеличился на 50%. Создан задел для будущего роста, однако в ближайшие несколько лет объем продаж уже не будет расти столь же быстро, как прежде.

Большим спросом в последнее время пользовались ноутбуки. В 2005 г. соотношение продаж ПК и ноутбуков было 70/30, а сейчас — 50/50. Популярны плееры, цифровые фотоаппараты. Ассортимент товаров в крупных компьютерных супермаркетах Сургута насчитывает несколько тысяч наименований. Считая розницу своим основным направлением, эти игроки говорят, что нельзя не замечать корпоративный сегмент. Там есть немало интересных сфер и рынков сбыта, где им хотелось бы работать.

Руководители компьютерных фирм отмечают, что для Сургута характерны ярко выраженные сезонные колебания продаж. Город северный, и летом добрая половина жителей уезжает в отпуск. На три месяца жизнь в Сургуте замирает.

В корпоративном секторе число тендеров вырастает к концу весны — началу лета, а в розничной торговле две наиболее заметные точки подъема — в конце августа — начале сентября, что связано с началом учебного года, и в конце декабря.

С приходом в Сургут федеральных торговых сетей, таких как «Эльдорадо», «М.видео», «Мир», конкуренция в рознице обострилась. Выжить удалось не всем местным фирмам, некоторые из них отказались от этого бизнеса, сосредоточившись на работе с корпоративными клиентами.

Не исключено, что в будущем в Сургут пожалуют крупные розничные игроки из соседних городов. До сих пор этого не происходило, но, как считают специалисты, экспансию соседей сдерживают большие сибирские расстояния. По их оценкам, у местных фирм есть в запасе два-три года для относительно спокойного развития, в течение которых количество конкурентов не увеличится.

Один из заметных игроков сургутского рынка, работающих в корпоративном сегменте, — компания «Эр-Лан». Она специализируется на комплексном оснащении офисов всеми необходимыми для полноценной работы товарами и оборудованием. Как рассказал Эдуард Лебедев, руководитель направления вычислительных систем, несколько лет назад у фирмы было розничное направление, приносившее определенный доход. Но когда федеральные сети открыли свои магазины, от розницы пришлось практически отказаться. Лебедев добавил, что «Эр-Лан», имея прочные позиции в Сургуте, пытается начать работу в Ханты-Мансийске. «Однако это оказалось непростой задачей, — сообщил он. — Денег там много, заказчики богатые, но ИT-рынок очень плотный, и пускают на него осевшие там конкуренты очень неохотно».

Справедливости ради надо отметить, что рынок Сургута также считается закрытым, сюда практически невозможно прийти извне. Город небольшой, и между местными игроками и заказчиками за много лет сложились весьма тесные отношения, как дружеские, так и родственные. Практика показала, что шансов у сторонних компаний практически нет.

Из-за экспансии федеральных сетей распрощалась с розницей и сургутская фирма «Технотрейд». Конкурировать с их ассортиментом небольшому местному игроку было не под силу. По словам руководителей «Технотрейда», компания не могла позволить себе делать большие закупки, поскольку существовала опасность накопления неликвида. Фирма и сейчас старается работать с постоянными клиентами по схеме «заказ — поставка».

Вообще, как отмечают в сургутских компаниях, на корпоративном рынке большое значение имеют личные связи и лояльность старых клиентов, которые ценят не рейтинг дилера, а удобство работы и индивидуальный подход к заказчику.

ИТ-составляющая в бизнесе «Технотрейда» достигает сегодня примерно 40%. В структуре ИТ-продаж 50% приходится на долю ПК и мониторов, 20% — на долю принтеров и 10% — на долю ноутбуков. Темпы роста продаж компьютерной техники — от 5 до 10% в год. Другое важное направление деятельности компании — поставка кондиционеров.

Еще один достаточно крупный игрок сургутского корпоративного рынка — фирма «ПроНет». Область ее специализации — предоставление доступа в Интернет по коммутируемым линиям, а также по линиям ISDN и ADSL. Кроме того, «ПроНет» занимается разработкой, размещением и продвижением сайтов, проектированием и монтажом охранно-пожарной сигнализации и систем видеонаблюдения, обслуживает сети передачи данных, проектирует, монтирует и обслуживает СКС. По словам Игоря Борового, директора компании, за минувший год оборот увеличился на 15%. Во многом этот прирост получен благодаря тому, что фирма развивает кабельное телевидение. Причем свои услуги «ПроНет» предлагает не в Сургуте, а у соседей — в городском поселении Федоровский и городе Лянтор.

В самом Сургуте основную борьбу за клиента ведут два крупнейших оператора связи — «Югрател» и «Уралсвязьинформ».

Как рассказал Николай Курносов, директор Cургутского филиала «Югрател», компания предоставляет на территории ХМАО — Югры широкий спектр телекоммуникационных услуг: от традиционной телефонной связи до IP-телефонии и цифровых пакетов кабельного телевидения, а в недалеком будущем и HD-телевидения. Кроме того, Сургутский филиал «Югрател» на сегодня, пожалуй, является единственным на территории ХМАО оператором связи, который предоставляет услуги передачи данных и доступа в Интернет по технологии Docsys, широко применяемой в Европе.

В будущем, по словам Курносова, планируется провести оптику в каждый дом, что позволит абонентам получать целый комплекс интерактивных телекоммуникационных услуг.

Сегодня компания работает как с физическими лицами, так и с корпоративными клиентами. Доля последних в бизнесе предприятия занимает 30–40%. Жители Сургута в большинстве своем являются абонентами сети кабельного телевидения и пользуются пакетами телепрограмм не только аналогового, но и цифрового формата.

Не более 5% абонентов кабельного телевидения пользуются доступом в Интернет по сети кабельного ТВ. Ожидается, что за год их количество вырастет на 5–10%. Этому способствует гибкая тарифная политика компании, которая учитывает интересы и горожан, и субъектов малого и среднего бизнеса.

Несколько слов надо сказать о сервисе. На протяжении многих лет в городе не хватало авторизованных сервис-центров, и это создавало серьезные трудности для дилеров, поскольку им приходилось нести расходы, связанные с заменой неисправного оборудования, а это, в свою очередь, отражалось на цене устройств. Но сейчас этот вопрос уже не стоит столь остро.

Другая проблема сургутского рынка, более серьезная, — дефицит квалифицированных кадров. Спрос на специалистов высок, практически на все должности требуются люди с высшим техническим образованием. Поэтому и зарплаты в компьютерных компаниях примерно в полтора раза больше, чем в других фирмах. Официальная же статистика утверждает, что средний заработок в Сургуте на 1 января 2007 г. составлял 28,5 тыс. руб. в месяц.

Миграция кадров из фирмы в фирму существует, но она невелика. Как правило, специалисты из компьютерных компаний уходят в ИТ-департаменты нефтяных фирм. Там и зарплаты выше (в районе 60 тыс. руб.), и профессиональный рост обеспечен, и хороший социальный пакет гарантирован.

У кадровой проблемы есть и положительная сторона. Поскольку специалистов не хватает и стоят они дорого, компании СМБ вынуждены обращаться к профессионалам, предлагающим услуги аутсорсинга. От них требуется немного — администрирование небольшой ЛВС, установка и сопровождение программных пакетов, регулярное обновление ПО. Для ИТ-фирм это хорошая возможность заработать дополнительные деньги в условиях растущей конкуренции и снижающейся маржи.

ИТ-рынок Нижневартовска

До недавнего времени Сургут был самым богатым городом в Уральском федеральном округе. Сейчас он, по мнению некоторых экспертов, занимает 3-е или 4-е место, на том же уровне находится Тюмень. Лидируют в этом списке Екатеринбург и Челябинск. Нижневартовск помещен на 6-ю позицию, но, судя по имеющимся тенденциям, город скоро сможет претендовать на 5-е место, и даже, возможно, перейти на 4-е, вытесняя Сургут.

Денег в Нижневартовске меньше, чем в Сургуте, но потребности заказчиков быстро растут. Уже в следующем году большинству компаний потребуется обновлять парк компьютеров и офисной техники. Корпоративные рынки обоих городов похожи, им присущи одни и те же тенденции и проблемы. Но есть и различия. Нижневартовск меньше Сургута, а количество ИТ-фирм — больше. Разумеется, за счет мелких компаний. Также в отличие от Сургута Нижневартовск считают более открытым городом, его ИТ-рынок до конца еще не поделен и у игроков из других регионов есть реальные шансы начать здесь свой бизнес.

Крупнейший розничный магазин Нижневартовска — «Ланкорд». Собственно говоря, «Ланкорд» — это торговый дом, продающий радиотовары, отделочные материалы, мебель, оргтехнику, товары для дома и дачи, косметику и парфюмерию. Как рассказал Олег Колган, генеральный директор, доля ИТ в обороте торгового дома составляет 20%. В прошлом году был отмечен значительный рост продаж по сравнению с 2005 г. — на 45%. Правда, это связано не только с развитием местного ИТ-рынка, но и с расширением ассортимента и торговых площадей магазина. Еще одна особенность, которую подметили в «Ланкорде», — восприимчивость местной молодежи к рекламе, желание приобрести бренд. Можно смело закупать продукцию, которую рекламируют по центральным каналам и в других популярных СМИ.

Колган добавил, что рынок компьютерной и оргтехники в Нижневартовске очень насыщен, в городе работает много мелких розничных фирм. Присутствуют также федеральные сети — «Эльдорадо» и «Техношок» из Санкт-Петербурга. По словам игроков местного рынка, их появление поначалу вызвало обеспокоенность нижневартовских компаний, но вскоре выяснилось, что покупатели не пожелали менять своих предпочтений и ходят в те магазины, к которым привыкли. «Мы работаем на рынке более 15 лет, у нас есть свои покупатели, они нам доверяют», — прокомментировал ситуацию Олег Колган. Компания ориентируется на среднего покупателя. 60% продукции относится к среднему ценовому диапазону, по 20% — ниже и выше среднего.

Доля корпоративных клиентов в обороте «Ланкорда» пока очень мала, но в компании планируют развивать и это направление.

Заметное место на розничном рынке Нижневартовска занимает компания «Аракул». В городе работает два ее магазина, планируется начать торговлю в соседнем населенном пункте Мегион, есть планы по выходу на рынок Сургута.

По словам Виктора Мазура, директора компании, объем продаж увеличивается из года в год примерно на одну и ту же величину — на 40%. Несмотря на то что фирма позиционирует себя как розничного игрока, доля корпоративных поставок занимает в ее обороте от 30 до 40%. Но он признал, что корпоративные поставки — непостоянная вещь. Крупные закупки клиенты делают в Москве, а участие в локальных тендерах прибыли не приносит, разве что работает на имидж компании.

Нижневартовск

Нижневартовск расположен в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (входит в состав Тюменской области), на правом берегу Оби, неподалеку от озера Самотлор. Численность населения на начало 2007 г. — 242 тыс. человек (прирост по сравнению с 2005 г. составил 0,5%, число родившихся в 2,1 раза превысило число умерших).

Нижневартовск — центр богатейшего нефтегазодобывающего района. Самотлорское месторождение нефти, открытое в 1965 г., является крупнейшим в России и одним из крупнейших в мире. Его промышленное освоение началось в 1969 г., а в 1972 г. Нижневартовску был присвоен статус города.

За годы эксплуатации здесь было пробурено 16,7 тыс. скважин, добыто более 2,4 млрд. тонн нефти. По оценке экспертов, за это время нефть из Самотлорского месторождения принесла в бюджет государства более 245 млрд. долл., при этом затраты на его освоение и эксплуатацию не превысили 27 млрд. долл. Пик добычи пришелся на 80-е годы, когда месторождение давало четвертую часть «черного золота», добываемого на территории СССР, — ежегодно более 150 млн. тонн.

В результате чрезмерно интенсивной и даже хищнической эксплуатации состояние месторождения резко ухудшилось, объемы добычи стали падать. В прошлом году было добыто 33,5 млн. тонн нефти (на 1,8% меньше, чем в 2005 г.). Тем не менее остаточные запасы Самотлорского месторождения оцениваются в 1 млрд. тонн. Эти запасы труднодоступны, их разработка требует существенных затрат, но при высоких ценах на нефть вложения вполне оправданны.

Применение современных технологий, по прогнозам, позволит на ближайшие 20 лет обеспечить добычу 35–36 млн. тонн в год.

Несмотря на незначительное снижение добычи нефти, в прошлом году экономика Нижневартовска развивалась высокими темпами. Общий объем продукции предприятий города оценивается в 211 млрд. руб., на 27% больше, чем в 2005 г. Более 93% промышленного производства обеспечивают нефтедобывающие предприятия, разработку основной части месторождения ведет ОАО «Самотлорнефтегаз», принадлежащее компании «ТНК-ВР». Добыча газа в 2006 г. увеличилась на 21,9% и составила 4,6 млрд. кубометров. Объем продукции обрабатывающих производств вырос на 5,8%. Но доля этого сегмента остается весьма низкой — 1,9% всего промышленного производства.

В прошлом году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования превысил 26,9 млрд. руб., это на 25,1% выше показателя 2005 г.

Среднемесячная зарплата жителей Нижневартовска в 2006 г. выросла на 20% и составила 23 181 руб. Общий объем розничной торговли превысил 37,8 млрд. руб., увеличившись по сравнению с 2005 г. на 18,8% в сопоставимых ценах. Доля непродовольственных товаров в структуре розничных продаж занимает 56%. На начало этого года в городе насчитывалось 23 торговых комплекса, 813 магазинов, 226 торговых павильонов, 7 рынков. Нижневартовск победил в конкурсе «Самый благоустроенный город Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2006 г.».

О достаточно высоком уровне жизни жителей города косвенно свидетельствует и уровень проникновения сотовой связи — число абонентов (290,5 тыс.) заметно превышает численность населения (242 тыс. человек).

Количество малых предприятий к началу этого года превысило 1,5 тыс., увеличившись за год на 6%. Стоимость товаров, работ и услуг, произведенных малыми предприятиями города, составила 16,7 млрд. руб., что на 15,1% больше, чем в 2005 г. Налоговые поступления от малого бизнеса в городской бюджет в прошлом году выросли на 26% и составили 368,4 млн. руб.

Мазур отметил, что одна из причин постоянного роста продаж заключается в том, что компания всегда демонстрирует «товар лицом». «Многие работают «под заказ», на складе у них ничего нет и показать им нечего, — говорит Мазур. — А мы весь товар выставляем на полки». Надо отметить, что в «Аракуле» представлена весьма широкая линейка ноутбуков. Далеко не в каждом московском магазине можно встретить такое многообразие моделей. К слову, ноутбуки — один из самых популярных товаров минувшего года. Их доля выросла до 30%, а годом ранее она составляла не более 10%.

Быстро растут продажи цифровых фотоаппаратов и флэш-памяти. А сбыт компьютеров и мониторов застыл на месте.

Как и «Ланкорд», «Аракул» предлагает продукцию среднего и высокого ценовых диапазонов. Виктор Мазур говорит, что именно такая продукция пользуется наибольшим спросом у населения. «Обычно человек советуется со знакомыми, какую модель ему купить, — продолжает он. — А поскольку город у нас небольшой, многие друг друга знают, поэтому и стараются приобрести престижную вещь».

Специфическая особенность местных покупателей, по наблюдению Мазура, заключается в том, что они более привередливы, в магазине чувствуют себя уверенно, требуют к себе повышенного внимания. «Мы не можем продать что-то клиенту и тут же забыть об этом, — отметил он. — Тогда покупатель к нам больше не вернется».

Компания «Эдем» — одна из тех, кто пытается работать как в рознице, так и в корпоративном сегменте, не отдавая предпочтения никакому из этих направлений. Правда, как отмечает Борис Пичугин, исполнительный директор, сегодня в корпоративном секторе дела идут лучше. Его доля в обороте фирмы достигла 70%. «Эдем» может выполнять весь спектр проектных и пусконаладочных работ. Этот рынок более емкий и иногда более прибыльный, чем розница. Количество трудозатрат для обслуживания одной сделки на корпоративном рынке невелико — нужен ПК и Интернет. Можно не иметь своего склада, а арендовать его у транспортной компании и осуществлять отгрузки оттуда. 30% корпоративных клиентов — нефтяные компании, остальное — СМБ и муниципальные организации.

С приходом федеральных сетей доля розницы сократилась, замедлился ее рост, но не так драматично, как ожидалось в соответствии с наихудшим прогнозом. Сейчас ажиотаж, вызванный появлением федеральных сетей, пошел на убыль. Ситуация очень напоминает ту, что сложилась в сфере общепита в конце 80-х годов. Когда открылся «Макдональдс», туда стояли очереди, заведение считалось культовым и престижным. А теперь?

В компании рассчитывают, что их розничные продажи скоро начнут увеличиваться быстрыми темпами. «В нашем богатом регионе меньше половины семей имеют ПК, — говорит Борис Пичугин. — Только сейчас подросло новое поколение, которое без компьютера уже не мыслит свою жизнь». В этом году количество проданных ноутбуков выросло на 50% по сравнению с прошлым годом. Сегодня, по данным специалистов фирмы «Эдем», лишь 3% покупателей выбирают самые дешевые продукты. А лет пять назад таких было больше половины.

Сейчас вопрос о цене возникает после того, как консультант расскажет об изделии, его возможностях.

В свое время в компании было принято решение специализироваться только в области ИТ, не распылять силы на другие направления. «Эта стратегия приносит хорошие результаты», — говорит Пичугин. Фирма росла примерно на 10–15% в год, а в 2007 г. оборот должен увеличиться более чем на 20%.

Несколько слов надо сказать о проблемах, сдерживающих развитие ИТ-рынка в Нижневартовске. Первая — недостаточное количество сервисных центров. Были попытки ремонтировать технику в Новосибирске, но тамошние фирмы не выполняли взятых на себя обязательств. Московские компании работают более четко и ответственно, но расстояния и сроки доставки не позволяют постоянно обращаться в столицу.

Вторая проблема — нехватка торговых площадей. В городе строят торговые и бизнес-центры, но у арендодателей свои представления о том, что нужно горожанам и кому предоставить лучшие места. О том, чтобы открыть компьютерный магазин на первом этаже, не может быть и речи. Это расценивается как ересь. В лучшем случае отведут место на втором. Первый этаж — территория баров и бутиков.

Но, несмотря на проблемы, игроки ИТ-рынка рассчитывают на подъем бизнеса. Специалисты предсказывают, что через два года, самое большее — через пять лет, мелкие магазинчики исчезнут, уступив место федеральным сетям, специализированным салонам и крупным компьютерным отделам в торговых домах. Нижневартовск — молодой город, а молодежи нужны простор и свобода выбора.

ИТ-рынок Ханты-Мансийска

Особенностью местного рынка с точки зрения потребностей в ИТ-услугах можно считать то, что он входит, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в первую десятку центров формирования финансовых ресурсов России. Город характеризуется компактностью и малонаселенностью в сочетании с высоким уровнем доходов населения. По словам Владислава Нусинова, технического директора компании «Техно-Сервис», в Ханты-Мансийске практически 90% крупных заказчиков принадлежат к госсектору, частных компаний сравнимого масштаба практически нет. Сегодня в городе реализуется немало масштабных проектов, финансируемых из бюджета.

Наиболее крупный из тех, которыми его компания занимается сейчас, — «Безопасный город», внедряемый УВД ХМАО. Это построение городской системы видеонаблюдения, и «Техно-Сервис» принимает в нем участие, проектируя аппаратную инфраструктуру.

Относительная близость более крупных рыночных площадок (Тюмень, Екатеринбург, Новосибирск) оказывает давление на местные ИТ-компании. Например, один из наиболее популярных в городе магазинов цифровой техники принадлежит тюменской компании «Арсенал+». В розничном секторе сильны позиции таких сетей, как «Эльдорадо», «Евросеть», «Техношок», «Позитроника», «М.видео». Их приход, по словам Владислава Нусинова, сильно повлиял на розничный рынок: «Ханты-Мансийск — город маленький, в отличие от того же Сургута. Простора для развития розницы почти нет, и появление сети «М.видео» практически закрыло тему компьютерной розницы для местных компаний».

Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийск — административный центр Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, самостоятельного субъекта федерации, входящего в состав Тюменской области. Город расположен на правом берегу Иртыша, недалеко от места слияния с Обью.

В состав округа входит 9 муниципальных районов, 13 городов, 84 населенных пункта. Площадь территории округа — 534,8 тыс. кв. км, население — 1478 тыс. человек (1% от населения России). Это крупнейший регион-донор, основной нефтегазовый район России. В отраслевой структуре экономики округа доля нефтегазодобывающей промышленности составляет 89,4%. Эксплуатация нефтяных месторождений началась в 1964 г., в 80-е годы здесь ежедневно добывалось около миллиона тонн нефти. Среди российских регионов округ лидирует по целому ряду экономических показателей: первое место по добыче нефти (в прошлом году — 275,3 млн. тонн), по производству электроэнергии (69,8 млрд. кВт·ч.), по объему промышленного производства (1613,4 млрд. руб., рост по сравнению с 2005 г. составил 2,3%). Округ занимает второе место после Москвы по объему инвестиций в основной капитал (298,4 млрд. руб., в 2006 г. рост составил 21,5%) и по сбору налогов (945,5 млрд. руб., из них 780,3 млрд. поступило в федеральный бюджет).

В административном центре, Ханты-Мансийске, проживает 61,4 тыс. человек. Вблизи этого города долгое время не удавалось найти крупных месторождений нефти (первое из них, Приобское, было открыто лишь в начале 80-х годов). Это привело к тому, что на фоне новых, динамично развивающихся нефтяных городов в других районах округа социально-экономическая ситуация в административном центре оставалась неблагополучной. Первый пятиэтажный дом здесь был построен лишь в начале 80-х годов. Развитие города тормозилось, но отсутствие нефтяных разработок позволяло сохранять окружающую природу и в этом заключается преимущество Ханты-Мансийска перед другими районами округа. В настоящее время город развивается как центр управления территорией с огромными сырьевыми ресурсами. Здесь сосредоточены центры обработки информации, узлы связи, финансовые учреждения. В городе зарегистрировано более 1,7 тыс. организаций и предприятий.

В последние годы экономика Ханты-Мансийска развивается высокими темпами. Объем произведенной продукции, выполненных работ и услуг в 2006 г. оценивается в 24,59 млрд. руб., это на 69,4% выше, чем в предыдущем году. Наибольшую долю прироста промышленного производства обеспечивает добыча нефти, включая газовый конденсат, — в 2006 г. она составила 4,24 млн. тонн, увеличившись на 49,6%. Еще одна точка роста — рыболовство (улов вырос на 38% и составил 1060 тонн) и рыбная промышленность (производство продукции увеличилось на 62,8%). Объем инвестиций в основной капитал предприятий города превысил 20,54 млрд. руб. (рост составил 21,8%).

Сренемесячная начисленная зарплата в Ханты-Мансийске в 2006 г. увеличилась на 19,5% и достигла 27 268 руб. (в среднем по округу — 26 937 руб.). Оборот розничной торговли вырос на 32,9% и составил 5,67 млрд. руб. В городе зарегистрировано более 108 тыс. абонентов сотовой связи (при населении 61,4 тыс. человек).

В прошлом году в Ханты-Мансийске работало более 400 малых предприятий и более 1,5 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Хотя общее число действующих в городе ИТ-фирм превышает десяток, пожалуй, единственный достаточно крупный местный игрок — «Техно-Сервис». В сегменте СМБ и муниципальных структур с ним конкурируют филиалы ИТ-компаний из других регионов, такие как «Арсенал+», «Ками-Север», «Техностайл». Причина отсутствия значимых местных соперников, по мнению Владилава Нусинова, кроется не в состоянии ИТ-рынка: общий его объем по всем отраслям достигает 10 млрд. руб. в год, и ежегодный рост составляет около 20% (интенсивнее всего растет системная интеграция). Главное ограничение для развития ИТ-компании — человеческий фактор: поскольку население города невелико, квалифицированных специалистов не хватает. Просто продавать «железо», чтобы остаться на плаву, — уже не выход: прибыльность слишком низка. Для развития и роста ханты-мансийской ИТ-компании нужно становиться системным интегратором. И вот здесь кадровый голод дает о себе знать: нет специалистов — нет бизнеса. К тому же постоянное давление со стороны московских интеграторов дополнительно осложняет ситуацию.

Одним из важнейших заказчиков компьютерного оборудования на рынке ХМАО выступают местные органы власти. И бороться тут есть за что: к примеру, в конце августа Комитет по экономике и прогнозированию администрации Ханты-Мансийска объявил о проведении открытого конкурса на право поставки компьютерной и оргтехники с максимальной ценой контракта более 600 тыс. руб. Ранее компания «Техно-Сервис» в борьбе с тремя местными поставщиками выиграла конкурс, объявленный Управлением социальной защиты населения по Советскому району города на приобретение материалов и оборудования для осуществления монтажа локально-вычислительной сети; сумма контракта составила около 225 тыс. руб. Сейчас в ХМАО интенсивно идет построение телекоммуникационных сетей — для администрации, муниципальных органов, для того же УВД. Создается полноценная инфраструктура — с хранилищами данных, системами безопасности... «Долгосрочный годовой проект на разработку, поставку и поддержание такого решения — вот один из наших перспективных планов, и мы планируем заниматься этим именно в Ханты-Мансийске. Для нашего города это оптимальный вариант зарабатывания денег в ИТ, поскольку такого мощного слоя корпоративных заказчиков, какой есть, к примеру, в Сургуте, у нас попросту нет», — замечает Владислав Нусинов.

Весьма активны на югорском ИТ-рынке компании из других регионов. К примеру, открытый тендер, организованный в рамках программы «Дети России», на поставку 5,5 тыс. компьютеров для школ Уральского федерального округа — в число которых вошли и ханты-мансийские учебные заведения, — выиграла казанская компания «ICL-КПО ВС». Целый ряд тендеров по поставкам компьютерной и оргтехники в департаменты администрации ХМАО выигрывает год за годом тюменская компания «Арсенал+». Немало проектов в Югре реализовал местный филиал компании «Ками-Север»; в частности, проектирование и монтаж СКС на 1,8 тыс. портов для правительства Ханты-Мансийского округа, а также проектирование и монтаж СКС на 960 портов для Югорского государственного университета. Екатеринбургская компания «Техностайл» может похвастаться такими солидными югорскими клиентами, как «Ханты-Мансийский банк» и его филиалы, Управление ФНС по ХМАО, муниципальное предприятие «Хантымансийскэлектросвязь». Ряд крупных банков и предприятий города получают ИТ-оборудование от нефтеюганской фирмы «Элком-Сервис». А московская компания «Форс — Центр разработки», ведущий партнер корпорации Oracle в России, создала в 2006 г. автоматизированную систему построения административных регламентов для администрации Ханты-Мансийска с целью дальнейшей автоматизации деятельности заказчика.

Продвигаются на ИТ-рынок Югры и крупнейшие мировые вендоры. Так, нынешней весной компания Hewlett-Packard и губернатор ХМАО Александр Филиппенко подписали ряд договоров: о сотрудничестве в области применения ИТ в сфере образования и науки, нефтедобычи, разработке программ для проекта «Урал промышленный — Урал полярный», о поддержке в проведении в 2010 г. в региональном центре всемирной шахматной олимпиады и др. Обсуждалась возможность создания авторизованного сервисного центра НР в Ханты-Мансийске и обучения специалистов органов исполнительной власти автономного округа управлению проектами в области ИТ. А на розничном рынке у местных жителей популярен фирменный магазин компании LG, торгующий среди прочего и цифровой техникой.

Редакция благодарит компанию RSI за предоставленную возможность посетить регион и помощь в подготовке материала.


Версия для печати (без изображений)