В последние годы темпы роста российского рынка ИБП заметно опережали динамику развития всего ИТ-рынка. Несмотря на это, его принято считать консервативным, стабильным и «устоявшимся». По сравнению с другими сегментами ИТ-рынка здесь достаточно редко появляются новые технологические решения, а позиции ведущих игроков не претерпевают значительных изменений. Тем не менее специфика и даже определенная уникальность рынка ИБП иногда приводит к непредсказуемым флуктуациям в его развитии.

Одна из основных особенностей этого рынка заключается в том, что под понятие «ИБП» подпадают как недорогие устройства для защиты ПК, которые можно приобрести практически в любом магазине бытовой техники, так и дорогостоящие трехфазные решения для обеспечения бесперебойного электроснабжения ЦОДов. Строго говоря, рынок разбит на совершенно разные сегменты, которые живут и развиваются по своим собственным законам. Наверное, именно этим обстоятельством в какой-то степени можно объяснить неожиданные скачки «средней температуры по больнице», наблюдавшиеся в прошлом году.

Тенденция, однако

По данным аналитической компании ITResearch, в 2007 г. в России было продано около 3 млн. ИБП на сумму более 470 млн. долл. В количественном выражении по сравнению с 2006 г. рынок вырос на 19%, в денежном — на 18%. Самыми активно растущими оказались online-устройства малой (3–10 кВА) и большой мощности (более 120 кВА), а также резервные ИБП.

Казалось бы, результаты неплохие, и они вполне соответствуют динамике развития всего ИТ-рынка. Но если сравнить эти цифры с показателями последних лет и проанализировать, как менялось соотношение роста «в штуках» и «в деньгах», становится ясно, что рынок ИБП несколько «замедлился», а структура продаж заметно изменилась.

Напомним, что в 2006 г. ИБП (в штуках) было продано на 21% больше, чем в 2005 г., в денежном выражении объем рынка вырос на 35%. Превышение «денежных» показателей над «натуральными» свидетельствовало об увеличении средневзвешенной цены одного устройства, то есть о смещении спроса в сторону более «тяжелых» решений. При этом тенденция опережающего роста «денежных» показателей прослеживалась по крайней мере с 2001 г. Исключением стал лишь 2005 г., когда рост числа проданных ИБП превысил увеличение объема рынка в денежном выражении (тогда, по данным ITResearch, «в штуках» рынок вырос на 37%, а «в деньгах» — на 28%).

В прошлом году объем рынка как в денежном, так и в количественном выражении вырос примерно одинаково. Однако по сравнению с 2006 г. наблюдается существенное (практически в два раза) снижение темпов роста денежных показателей. Это выглядит тем более странно, если учесть, что итоги первого полугодия 2007 г. не предвещали изменения динамики, сложившейся в 2006 г. По данным ITResearch, в первом полугодии 2007 г. в количественном выражении объем рынка стал больше на 15%, а в денежном — на 34% по сравнению с тем же периодом 2006 г. «Различие в темпах роста данных показателей связано с дрейфом рынка в сторону корпоративных, более дорогих решений» — так аналитики прокомментировали тогда эти цифры. Однако в целом итоги 2007 г. не дают оснований для подобных выводов.

Конечно, нельзя утверждать, что второе полугодие 2007 г. оказалось «провальным». Из общего объема рынка (более 470 млн. долл.) примерно 270 млн. долл. пришлось именно на вторые шесть месяцев года. Но «в штуках» рынок в этот период рос гораздо быстрее — если в первом полугодии было продано около 1,1 млн. ИБП, то во втором — около 1,9 млн. При этом средневзвешенная цена одного устройства снизилась почти на 40 долл. (примерно до 140 долл.). Это может свидетельствовать о том, что в сегменте недорогих массовых ИБП во втором полугодии происходил настоящий «взрывной рост».

Констатируя снижение темпов роста рынка в денежном исчислении практически в два раза по сравнению с 2006 г., стоит упомянуть о двух факторах, которые, казалось бы, напротив, должны были существенно повлиять на увеличение этого показателя. Во-первых, объем российского рынка традиционно считается в долларах, а эта валюта в прошлом году значительно ослабила свои позиции. Во-вторых, из-за существенного роста цен на сырье (свинец и медь) практически все производители подняли цены на ИБП. По некоторым оценкам, их стоимость в прошлом году увеличилась на 15–20%, что вообще-то почти совпадает с показателем роста рынка ИБП «в деньгах».

Налетай, подорожало!

Среди отличительных особенностей рынка ИБП, заметно выделяющих его на фоне других сегментов ИТ-рынка, можно указать еще одну — практически полное отсутствие «эрозии цен». Более того, в прошлом году стоимость ИБП заметно выросла. Многие производители предупреждали об этом заранее, еще в позапрошлом году, когда свинец и медь на мировом рынке подорожали почти вдвое.

«Повышение цен на свинец вызвало рост цен на используемые в ИБП аккумуляторы — в зависимости от моделей они подорожали на 10–35%, а сами ИБП соответственно стали дороже где-то на 17–20%», — утверждает Денис Андреев, руководитель департамента систем бесперебойного питания компании Landata.

«Все производители ИБП корректировали цены на протяжении всего прошлого года», — отмечает Илья Галашин, руководитель направления АРС в компании RRC EN. С этим соглашается Александр Хорошилов, директор по маркетингу представительства Powercom: «Кто-то держался дольше, кто-то решил не терять денег, но в конечном итоге цена всех ИБП выросла».

Как подчеркивают игроки, производители оказались в одинаковом положении — подорожание сырья коснулось всех. Поэтому паритет между вендорами сохранился. «Данный фактор не сказался на изменении долей рынка», — убежден Дмитрий Купцов, заместитель директора департамента Intel based & peripheral products компании OCS.

Вендоры и дистрибьюторы сходятся во мнении, что подорожание ИБП не оказало существенного влияния на динамику продаж. «Это жизненная ситуация, и в целом она никак не повлияла на уровень продаж. Производители и дистрибьюторы разъяснили дилерам и заказчикам, почему выросли цены, и практически все отнеслись к этому с пониманием», — считает Георгий Халаев, руководитель департамента сетевого оборудования и ИБП компании Verysell Distribution. «В России растет понимание того, что эта продукция необходима, и у людей и компаний находятся средства на ее приобретение», — соглашается Илья Галашин.

В первую очередь, по мнению многих игроков, это относится к корпоративному сегменту. «Грамотность заказчиков значительно повысилась, и чтобы обеспечить непрерывность и защищенность бизнеса, они приобретают необходимое оборудование, несмотря на то, что его цена возросла», — утверждает Денис Андреев. Кроме того, как замечает Дмитрий Купцов, системы бесперебойного питания обычно поставляются как некое «дополнительное» оборудование к дорогостоящим ИТ-решениям, и рост цен на ИБП лишь незначительно отражается на общей стоимости проектов.

Оценки и факторы

«Внутренние оценки» вендоров и дистрибьюторов не всегда совпадают с данными ITResearch. К примеру, в APC-MGE и в RRC EN оценивают объем рынка несколько ниже — 400 млн. долл. В Merlion считают, что в 2007 г. он составил примерно 450 млн. долл., в OCS — от 450 до 500 млн. долл., в Landata — около 500 млн. долл. Темпы роста рынка, по мнению менеджеров АРС-MGE, Powercom и OCS, составляют 18–20%, что соответствует данным ITResearch.

Практически все опрошенные игроки отказались дать оценку объема рынка «в штуках». За исключением Merlion — по мнению Игоря Полуэктова, бренд-менеджера Ippon, объем рынка составил порядка 2,5 млн. штук. При этом темпы роста «в деньгах» оцениваются им не менее чем в 30%, что существенно выше данных ITResearch.

«Не вижу смысла оценивать рынок в штучном выражении, ведь ИБП все разные», — замечает Илья Галашин. Подобные ответы превалировали.

Говоря о факторах, которые оказали влияние на рост рынка ИБП, ведущие игроки традиционно вспоминают улучшение общей экономической ситуации, связанное с растущими ценами на нефть, и рост благосостояния населения. «Факторы были теми же, которые определяли общее состояние экономики в России. Так, национальные проекты, высокая цена на нефть обеспечили значительный прирост доходов в бюджеты как государственных, так и частных компаний и соответственно вызвали рост продаж всех типов ИБП. Одновременно рост покупательной способности населения повлиял на увеличение продаж устройств малой мощности», — считает Илья Звонов, генеральный менеджер APC-MGE в России и странах СНГ.

Среди основных факторов, которые оказывают влияние на рост российского рынка ИБП, аналитическая компания Frost&Sullivan особо выделяет бурное развитие бизнес-инфраструктуры при сохранении ненадежных систем передачи и распределения электропитания. Нет сомнения, что «наследие советских времен» еще долгое время будет способствовать развитию рынка ИБП. «Устаревшие системы энергоснабжения модернизируются довольно медленно, что значительно повышает требования к защите электропитания», — отмечает Кюести Козлов, директор по продажам Powerware в России и генеральный управляющий московского филиала корпорации Eaton. «Обострение проблем с качеством электроснабжения и ненадежность существующих сетей электропитания являются мощными стимулами продвижения трехфазных ИБП с двойным преобразованием. Системы электроснабжения высокой сложности применяются сегодня на крупных предприятиях и заводах, в торговых розничных сетях, банках, аэропортах, и спрос на них постоянно растет», — добавляет Денис Андреев. По его мнению, которое разделяют и другие игроки, одним из факторов роста рынка ИБП можно считать и возросшую «технологическую осведомленность» заказчиков: «Если еще несколько лет назад трудно было обосновать применение дорогостоящих решений по защите оборудования, то сегодня серьезные проблемы с электроснабжением привели к резкому изменению отношения к этому вопросу. Заказчики уже хорошо понимают последствия сбоев, связанных с некачественным электроснабжением, и объем финансовых потерь, которые они могут понести».

«С ростом платежеспособности населения и средней цены на ИБП возрастает роль таких факторов, как качество и надежность устройства, быстрый сервис, доступность и близость к клиенту. Но самое главное — рынок ИБП еще далек от насыщения и растет быстрее компьютерного рынка», — уверен Игорь Полуэктов.

Быстрее, выше, сильнее...

Как обычно, многие ведущие игроки утверждают, что в прошлом году их продажи опережали рост рынка.

По данным Powercom, продажи ИБП этого вендора выросли на 46,5% в денежном эквиваленте и на 45% в штучном. Это примерно в 2,6 раза выше темпов роста всего российского рынка ИБП. При этом, как отмечает Александр Хорошилов, сбыт в корпоративный сегмент вырос на 79% (в денежном выражении), а поставки оборудования в тендеры — почти вдвое. Ссылаясь на данные ITResearch, он сообщил, что компания Powercom входит в тройку лидеров российского рынка ИБП с долей 21% (в 2007 г. ее доля выросла почти на треть). По словам Александра Хорошилова, в сегменте offline-ИБП доля Powercom занимает более 30%, в сегменте line-interactive-устройств — более 10%, в сегменте online-оборудования — более 2%, при этом в первом и во втором сегменте доля компании выросла в два раза, в третьем — в полтора.

Торговой марке Ippon, принадлежащей компании Merlion, в прошлом году исполнилось пять лет. Как утверждает Игорь Полуэктов, в этот юбилейный год было продано более 1 млн. ИБП Ippon, рост (в штуках) составил 40%. Ссылаясь на данные ITResearch, он сообщил, что по итогам IV квартала 2007 г. Ippon заняла 34,4% российского рынка ИБП (в штучном выражении).

По словам Ильи Звонова, в 2007 г. рост продаж оборудования АРС составил около 20%. По его мнению, при этом следует учитывать «закон больших чисел» — рост на десятки процентов при большом объеме бизнеса весьма ощутим. «В 2007 г. MGE усилила свои позиции на рынке трехфазных ИБП. Но не за счет АРС, которая сохранила свои лидерские позиции. Соответственно суммарная доля APC-MGE, по нашей оценке, должна вырасти», — считает он.

О высоких результатах «рапортуют» многие дистрибьюторские компании. К примеру, как сообщает Дмитрий Купцов, продажи оборудования АРС в компании OCS в прошлом году выросли примерно на 35%.

По словам Дениса Андреева, оборудования Powerware в компании Landata продано на 89% больше, а суммарная мощность всех проданных устройств составила более 27 МВА (в 2006 г. — 17 МВА). Из них 19 МВА пришлись на ИБП мощностью более 6 кВА. При этом спрос сместился в сторону более «тяжелых» решений — если в 2006 г. основные закупки производились в сегменте ИБП средней мощности (от 40 до 60 кВА), то в 2007 г. самыми продаваемыми в Landata были online-ИБП средней и высокой мощности (от 60 до 160 кВА). Бизнес по направлению ИБП Powerware занял почти 10% оборота Landata, его доля удвоилась по сравнению с 2006 г.

В компании «Марвел» продажи оборудования АРС в 2007 г. выросли на 94%, сообщает Сергей Пацкевич, вице-президент по маркетингу и директор департамента «Комплектующие, периферийное и цифровое оборудование». Рост продаж «коробочных» решений составил 68%, а поставки корпоративных систем бесперебойного питания АРС InfraStruXure выросли в четыре раза. Доля оборудования АРС в обороте компании «Марвел» увеличилась до 6,6% (в 2006 г. — 5,1%).

«Легкие» или «тяжелые»?

Казалось бы, данные ITResearch свидетельствуют о том, что в прошлом году сегмент недорогих массовых ИБП развивался более высокими темпами (конечно, если не брать в расчет показатели первого полугодия, разительно отличающиеся от общих итоговых цифр). Тем не менее абсолютное большинство игроков считают, что быстрее росли продажи оборудования в корпоративный сегмент. Лишь в компании OCS уверены, что поставки недорогих ИБП для массового использования растут опережающими темпами.

Дмитрий Купцов связывает это с широким проникновением «бесперебойного» оборудования в магазины крупных федеральных сетей бытовой электроники. Среди главных тенденций развития рынка он выделяет «взрывной рост» розничных продаж ИБП: «Основной рост ожидается в 2008 г., но и в прошедшем году он уже дал о себе знать».

В APC-MGE считают, что продажи как корпоративным заказчикам, так и в сегмент SOHO росли приблизительно одинаково. «Массовый сегмент (или сегмент устройств малой мощности) по-прежнему не насыщен, а популярность ИБП у конечных пользователей постоянно растет. Во многом рост данного сегмента обусловлен маркетинговой активностью производителей ИБП, которые тратят немалые силы и средства на пропаганду этих устройств», — уверен Илья Звонов.

Все остальные опрошенные игроки солидарны в том, что продажи ИБП средней и большой мощности в 2007 г. росли более высокими темпами. По оценке компании Landata, продажи ИБП для массового сегмента выросли на 10–15%, а корпоративных решений — на 30%. «Еще далеко не все домашние пользователи осознали необходимость защиты своих данных от перебоев электропитания. Кроме того, для массового потребителя возможность потери данных менее критична», — считает Денис Андреев.

По мнению Игоря Полуэктова, массовый сегмент вырос примерно на 15%, корпоративный — на 60%. «Основная тенденция развития рынка — это смещение в сторону более «тяжелых» решений и более быстрый рост корпоративного сектора. Этот тренд сохранится и в ближайшее время», — уверен бренд-менеджер Ippon.

Илья Галашин упоминает фактор, ограничивающий, по его мнению, рост массового сегмента ИБП: «В качестве ПК и рабочих станций все чаще используются ноутбуки, у которых бесперебойное питание имеется изначально в виде встроенной батареи». К массовому сегменту он относит ИБП мощностью до 3 кВА, предназначенные для защиты небольших серверов, ПК и бытовой аппаратуры. В 2007 г., по мнению Ильи Галашина, объем продаж этих устройств составил около 150 млн. долл. Емкость корпоративного сегмента (мощность выше 3 кВА) он оценивает приблизительно в 250 млн. долл.

От ИБП — к инфраструктуре ЦОДов

Оборудование по защите электропитания, предлагаемое корпоративным заказчикам, можно разделить на две группы: однофазные ИБП мощностью от 3 до 10 кВА и трехфазные решения мощностью свыше 10 кВА. Первые используются в основном для защиты серверов и телекоммуникационного оборудования и продаются как часть инженерной инфраструктуры серверных комнат, ЦОДов и телекоммуникационных центров. Трехфазные ИБП помимо широкого применения в ЦОДах используются также в промышленности и для защиты электропитания отдельных зданий. По оценке Ильи Галашина, в прошлом году общая стоимость приобретенных корпоративными заказчиками однофазных ИБП составила 100 млн. долл., трехфазных — 150 млн. долл. Если учесть не только корпоративный, но и массовый сегмент, то, по мнению Дмитрия Купцова, доля однофазных ИБП достигает 85–90% (в штуках), но в денежном выражении их продажи примерно равны.

«Именно сегмент трехфазных ИБП с двойным преобразованием показывает наилучшую динамику роста, и скоро доля продаж однофазного и трехфазного оборудования сравняется», — считает Денис Андреев. По его оценке, в бизнесе компании Landata, позиционирующей себя как проектного дистрибьютора, с долей в 60% преобладают продажи трехфазных ИБП.

«Трехфазное оборудование обычно занимает в продажах 30% общего оборота», — утверждает Георгий Халаев. По его словам, каждое трехфазное решение, как правило, изготавливается под запрос конкретного заказчика — держать его на складе нерентабельно.

«Компания APC всегда была лидером в производстве ИБП малой и средней мощности. Некоторое расширение продуктовых линеек и активная разработка мощных систем, конечно, были продиктованы рынком. Но, опираясь на данные 2007 г., мы видим, что доминирующее положение в структуре продаж оборудования APC все-таки занимают однофазные устройства», — отмечает Илья Звонов.

По мнению многих игроков, в последнее время на корпоративном рынке растет спрос на централизованные системы, в качестве которых используются мощные трехфазные ИБП. «Наблюдается тенденция перехода от распределенных схем защиты (много ИБП на разных узлах) к централизованным (установка единой трехфазной системы на все здание или ЦОД) или к комбинированным (централизованная схема плюс защита отдельных узлов небольшими ИБП)», — считает Дмитрий Купцов. С этим соглашается Денис Андреев: «Такие системы более надежны и лучше поддаются администрированию и сервису. Их основным недостатком является необходимость крупных разовых затрат, но многие заказчики уже сейчас сравнивают их стоимость с возможными потерями, связанными с перебоями электропитания, и делают выбор в пользу безопасности и непрерывности своего бизнеса».

В качестве еще одной тенденции, проявляющейся на корпоративном рынке, можно отметить возросшую активность ведущих игроков в продвижении комплексных решений для инженерной инфраструктуры ЦОДов. «В корпоративном сегменте происходит трансформация рынка ИБП в рынок инфраструктуры ЦОДов и телекоммуникационных центров, где ИБП — составляющая часть. Ведущие производители (APC-MGE, Emerson и Rittal) поставляют законченные комплексные решения, включающие шкафы, питание, охлаждение, системы управления и мониторинга», — отмечает Илья Галашин. Представители APC-MGE также утверждают, что комплексный подход к построению систем защиты критически важного ИТ-оборудования получает все большее распространение. «Если раньше руководители компаний руководствовались краткосрочной перспективой и приобретали отдельные качественные ИБП, то со временем пришло понимание того, что хороший ИБП без интеграции с остальными инженерными системами будет недостаточно эффективен в критической ситуации. Мы планируем, что в 2008 г. все более востребованными станут комплексные инфраструктурные решения, чему также способствует постоянный рост требований, предъявляемых к средствам защиты ИТ-систем», — прогнозирует Илья Звонов.

Активно работать на этом рынке намерена и корпорация Eaton. На прошлогоднем партнерском форуме было объявлено о планах развития в России еще одного направления бизнеса — проектирования и построения «под ключ» инженерной инфраструктуры ЦОДа. Подобные проекты реализованы Eaton в США и Скандинавских странах, и теперь накопленный опыт корпорация пытается распространить на Восточную Европу и Россию. При этом, не располагая полным набором продуктов для реализации таких проектов, Eaton выступает в роли генподрядчика, привлекая сторонние организации (в частности, поставщиков систем кондиционирования, пожаротушения, фальшполов и т. п.).

Приобретения и слияния

Безусловно, наиболее значимым событием прошлого года на рынке ИБП стало завершение сделки по приобретению компании АРС концерном Schneider Electric и ее слияние с компанией MGE UPS Systems, принадлежащей этому концерну. Одним из условий одобрения сделки Европейским антимонопольным комитетом было требование о выделении однофазного бизнеса MGE UPS Systems в отдельную компанию и ее последующей продаже. В конце июня однофазное подразделение MGE приобрел один из конкурентов АРС — концерн Eaton.

«В результате слияния двух компаний на рынке появился новый лидер в области трехфазных ИБП и ведущий поставщик интегрированных систем для ЦОДов и информационных центров. Слияние с компанией Schneider Electric позволило APC приобрести дополнительные ресурсы для реализации долгосрочных планов, появилась возможность дальнейшего роста и создания новых инновационных решений», — уверен Илья Звонов.

«Благодаря интеграции с АРС круг потенциальных покупателей оборудования MGE значительно расширился, так как у объединенной компании появились новые сегменты сбыта», — считает Денис Андреев. По его мнению, модельные ряды АРС и MGE практически не пересекались, а скорее дополняли друг друга, и интеграция этих линеек прошла успешно. О наиболее существенном изменении модельного ряда упоминает Илья Галашин: «Фактически ИБП Silcon от APC сняты с производства и заменены в предложениях на ИБП Galaxy от MGE».

За решениями, вошедшими в объединенную линейку, сохранятся прежние бренды. «Все продукты текущей номенклатуры будут продаваться под существующими торговыми марками: АРС by Schneider Electric и MGE by Schneider Electric», — подчеркивает Илья Звонов.

По мнению многих игроков, эти приобретения и слияния пока что не оказали заметного влияния на российский рынок, за исключением некоторых изменений в построении канала APC-MGE. «Более конкретно о влиянии этих сделок можно будет говорить позднее, — считает Денис Андреев. — Кроме того, в связи с перераспределением игроков на рынке наблюдается усиление позиций компаний второго эшелона, обостряется конкуренция». По мнению Игоря Полуэктова, некоторый эффект может быть заметен уже во втором полугодии 2008 г.: «На сегодня на рынке это никак не отразилось. Можно лишь говорить о каких-то внутренних изменениях в этих компаниях, что дает шанс конкурентам воспользоваться моментом».

«До объединения APC занимала доминирующие позиции в «легком» сегменте, а доля MGE составляла здесь всего лишь несколько процентов. Поэтому приобретение Eaton однофазного бизнеса MGE на положении объединенной компании APC-MGE практически не отразилось. В то же время на рынке «тяжелых» решений доли APC и MGE сложились, и объединенная компания теперь контролирует более половины этого сегмента», — считает Илья Галашин.

По мнению Георгия Халаева, у APC-MGE теперь есть все возможности для доминирования по «тяжелому» трехфазному оборудованию. «Но корпорация Eaton, в свою очередь, приобрела качественное однофазное оборудование MGE, «заточенное» под продажу в корпоративном сегменте», — добавляет он. Он прогнозирует, что в дальнейшем между двумя вендорами намечается острая конкуренция: «Как на мировом, так и на российском рынке будут доминировать две крупные компании — АРС-MGE и Eaton. Каждая из них имеет преимущества в своих линейках».

Стоит отметить, что если представители АРС-MGE на протяжении всего процесса интеграции старались подробно разъяснить участникам рынка изменения в своей политике, связанные с объединением компаний, то новая стратегия работы Eaton на российском рынке до сих пор остается совершенно неясной. Хотя о полном завершении сделки по приобретению однофазного бизнеса MGE было объявлено еще в начале ноября прошлого года.

О конкуренции и географии

По данным ITResearch, основными соперниками устройств APC на массовом рынке остаются ИБП под торговыми марками Ippon, Powercom и Powerman. При этом, как отмечают аналитики, по продажам в штучном исчислении доля Ippon практически сравнялась с APC. Но в денежных показателях доля последней пока недостижима для конкурентов, хотя и снизилась за последний год до уровня 50%. На рынке «тяжелых» решений наряду с APC заметны позиции компаний Chloride, Eaton Powerware, GE DE, Emerson Network Power (Liebert), Neuhaus, Newave и Socomec UPS (перечислены в алфавитном порядке).

Как отмечает Илья Звонов, специфика конкуренции в каждом из сегментов своя: «В сегменте однофазных устройств соревнование идет в основном по цене, в то время как в проектном бизнесе конкуренция больше проявляется в обеспечении комплексного подхода, а также в качестве оборудования и возможности получить необходимый уровень поддержки». С этим не согласен Александр Хорошилов — по его мнению, на российском рынке ИБП, как в ретейловом, так и в корпоративном сегментах, действуют нерыночные методы конкуренции.

Может ли в обозримом будущем существенно измениться «расклад сил», и стоит ли ожидать появления новых игроков? «Позиции основных игроков на российском рынке ИБП определены достаточно четко. Есть группа лидеров — крупных вендоров, догнать которую более мелким игрокам в ближайшем будущем едва ли удастся, — уверен Илья Звонов. — Объединение крупнейших игроков — APC и MGE UPS Systems, без сомнений, оказало огромное влияние на расстановку сил. Теперь это трудно досягаемый лидер, даже для ближайших конкурентов».

По мнению Георгия Халаева, конкуренция особенно остро ощущается в сегментах низшей и средней ценовой категории: «Что касается продаж «тяжелого» трехфазного оборудования, то здесь явно лидирует оборудование АРС и Eaton. На мой взгляд, в ближайшее время (по крайней мере, в течение двух лет) в этом сегменте не произойдет какого-либо значительного перераспределения доли рынка, и эти компании останутся основными игроками».

Денис Андреев считает, что рынок ИБП все еще достаточно подвижен, и появление новых игроков оказывает на него заметное влияние. «Кроме компании APC, которая традиционно контролирует около 50% российского рынка, распределение долей между остальными ведущими игроками ежегодно меняется, и это зависит от политики вендора, — подчеркивает он. — В этой ситуации победа останется за теми, кто сможет вовремя дифференцировать свое предложение, предоставить лучший уровень обслуживания, качественные продукты, техническую и сервисную поддержку, хорошие гарантийные условия».

«Мы ежегодно наблюдаем появление новых игроков в сегменте легких ИБП, но с каждым годом стоимость входа на рынок возрастает. На данный момент можно говорить о четырех основных участниках этого рынка: Ippon, APC, Powercom и Powerman, однако доля последнего неуклонно сокращается, и не исключено, что уже в этом году место в «большой четверке» займет другой производитель», — считает Игорь Полуэктов.

По оценке Александра Хорошилова, в штучном исчислении 95% рынка контролируют четыре компании, в денежном — семь. Он считает, что «расклад сил» вполне может измениться: «Один из игроков за три года занял 30% рынка, отняв существенную долю у фактического монополиста. Да и мы не сидим сложа руки».

Илья Галашин считает, что можно ожидать появления новых игроков, в основном из Юго-Восточной Азии, но существенного влияния на ситуацию на рынке они не окажут, поскольку его лидеры вкладывают в развитие значительные средства. «Наиболее заметно давление на российский рынок в сегменте однофазных ИБП. Что же касается трехфазных устройств, то здесь российские и южноазиатские производители не составляют нам конкуренции», — утверждает Илья Звонов.

По мнению Дениса Андреева, на российском рынке сильные позиции занимает лишь один южноазиатский вендор — компания Powercom. «Основное преимущество азиатских игроков перед европейскими — это более низкая стоимость их продукции, так как из-за роста евро оборудование из Европы постоянно дорожает», — подчеркивает он.

«С каждым годом количество южноазиатских игроков растет. Зачастую их устройства очень низкого качества и реализуются они в основном через крупные розничные сети. Их поставками, как правило, занимаются средние и мелкие дилеры», — считает Георгий Халаев. По его оценке, продажи южноазиатских ИБП выше в регионах, где первостепенное значение имеет низкая цена.

Естественно, у Александра Хорошилова своя точка зрения по этому вопросу: «Наша «брендовая премия» значительно меньше при таком же качестве продукта, вот и тянутся к нам те заказчики, которые прагматично относятся к своим ИТ-затратам». В подтверждение он приводит данные компании о росте продаж ИБП Powercom в корпоративный сектор — в прошлом году они увеличились на 79%. «Кроме того, можно сказать, что на российском рынке присутствуют только южноазиатские игроки. Как, впрочем, и на абсолютном большинстве других рынков. Уж поверьте работнику тайваньской компании...» — добавляет Александр Хорошилов.

Приготовиться к торможению?

Практически все вендоры и дистрибь юторы уверены, что российский рынок ИБП еще далек от насыщения. Как в корпоративном, так и в массовом сегменте. Помимо общего роста экономики и доходов населения на развитие рынка продолжают «работать» устаревшие системы электроснабжения — в некоторых регионах степень износа электросетей достигает 80%. Вместе с тем, по прогнозам отдельных игроков, можно ожидать снижения темпов роста продаж ИБП.

«В прошлом году темп роста замедлился. Если в 2005–2006 гг. он держался на уровне 28–30%, то в 2007 г. рост составил всего 18%. Тенденция это или флуктуация — сейчас сказать сложно», — считает Александр Хорошилов. Игорь Полуэтов уверен, что это именно тенденция: «По нашим прогнозам, уже в 2009 г. темпы роста рынка ИБП сравняются с темпами роста всего компьютерного рынка». Дмитрий Купцов также считает, что многое будет зависеть от динамики развития других сегментов отрасли ИКТ: «В России рынок ИБП — не более чем «прицепной вагон» к поставкам основных высокотехнологических товаров, в первую очередь — серверного, сетевого и телекоммуникационного оборудования. Поэтому степень насыщения рынка ИБП напрямую связана с уровнем насыщения этих сегментов».

В этих условиях ведущие игроки корпоративного рынка в ближайшие годы могут сфокусировать свои усилия на расширении объема дополнительных услуг (VAD) и на сервисном обслуживании инфраструктурных решений. А поставщики недорогих массовых ИБП, по всей видимости, в первую очередь будут пытаться расширить присутствие своих товаров в магазинах федеральных сетей бытовой электроники. Каждый из сегментов рынка ИБП продолжает развиваться по-своему, и сценарии их развития совершенно не похожи друг на друга. Примерно так же, как не похожи сценарии мыльных сериалов для домохозяек и культовых авторских кинофильмов.


Версия для печати (без изображений)