ИТ-рынок Ярославля похож на рынки других не очень больших городов. В розничном и корпоративном сегментах работают несколько крупных по местным меркам ИТ-компаний, на долю которых приходится значительная часть оборота.

Самые заметные игроки корпоративного сектора — «Фирма НТЦ КАМИ», «Кари», «Тензор», «Пролог-ИТ» и «Алан».

В рознице сильны позиции компаний «Фронтекс» и «Тензор». К фирмам второго эшелона можно отнести «Микрон» и КНК. Кроме того, в городе работают магазины «Мир», «Эльдорадо», «Техносила», «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ», «Кей», «Неоторг» и «М.Видео».

Увы, точных данных об объемах поставок оборудования и услуг в Ярославле и области не существует. Корпоративный сегмент, как утверждают представители местных компаний, до сих пор остается «непрозрачным». Значительную часть работ осуществляют либо «карманные» ИТ-компании, созданные под крылом корпоративных заказчиков и обслуживающие только своих клиентов, либо, если заказчиком является крупный холдинг, все решения принимаются в столице на уровне штаб-квартиры, и об истинных объемах работ местные игроки могут только догадываться.

Но некоторые косвенные оценки ярославского рынка получить все же удалось. По мнению Андрея Торопова, директора местного филиала «Фирмы НТЦ КАМИ», доля Ярославля в общем объеме российского ИТ-рынка составляет примерно 1,3%. Суммарный годовой оборот ярославских компаний, работающих в корпоративном сегменте (учитываются не только поставки оборудования, но и работы по оказанию услуг), достигает 3 млрд. руб. Примерно столько же «осваивают» московские фирмы. Таким образом, общий объем ярославского корпоративного ИТ-рынка приближается к 6 млрд. руб.

Похожую цифру называет и Евгений Новиков, генеральный директор компании «Пролог-ИТ». По его словам, годовой оборот корпоративного ИТ-рынка составляет около 4 млрд. руб. Вадим Карепов, коммерческий директор компании «Кари», оценивает рынок крупных корпоративных заказчиков в 2 млрд. руб. в год. Емкость рынка СМБ примерно в 3–4 раза выше и достигает 6–8 млрд. руб.

Глава местного офиса компании «Тайле» Дмитрий Коротков считает, что ежемесячно в городе продается сетевого оборудования на 200 тыс. долл. Правда, эта цифра не учитывает поставки в рамках крупных проектов, поскольку, как уже говорилось, в подобных случаях решения принимаются в Москве, и там же осуществляются закупки. Можно лишь утверждать, что объем таких поставок очень большой. В городе и области немало средних и крупных заводов, почти все они строят новые офисы и обновляют инфраструктуру. Понятно, что им требуется современное сетевое оборудование, и притом в больших количествах.

Еще один потенциально емкий рынок — интернет-провайдеры. На сегодня в Ярославле, по мнению специалистов, количество, качество и стоимость услуг не соответствуют современным требованиям, и провайдеры, развивая свой бизнес, начали модернизацию сетей.

Альберт Хахин, директор компании «Фронтекс», ссылаясь на данные исследовательской фирмы LEANCOR, сообщил, что в прошлом году на розничном рынке города было продано 20 тыс. ПК. Средняя цена комплекта, куда входят системный блок, монитор, клавиатура и мышь, составляла 29 тыс. руб. Глава «Фронтекса» добавил, что, по его оценке, число проданных ПК превысило 20 тыс.

Мониторов продается в среднем на 50% больше, чем системных блоков.

Также в 2007 г. в Ярославле резко увеличился спрос на ноутбуки, эта тенденция сохранилась и в текущем году. Компания «Фронтекс» реализовала в первой половине 2008 г. вдвое больше ноутбуков по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ожидается, что к началу 2009 г. продажи ноутбуков в количественном выражении приблизятся к продажам ПК.

По темпам развития ярославский ИТ-рынок не выделяется на фоне общероссийских показателей, считает Андрей Торопов. Так, за прошлый год оборот филиала «КАМИ» увеличился на 24,3%. Надо отметить, что филиал работает не только в Ярославле, но и в ряде других регионов — Ханты-Мансийске, Улан-Удэ, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Вологодской области и др.

Минувший год был успешным и для фирмы «Кари», ее оборот вырос вдвое по сравнению с 2006 г. Но сейчас ИТ-бизнес в корпоративном сегменте переживает не лучшие времена. По словам Вадима Карепова, объемы продаж техники сильно сократились. В этом году заказчики из госструктур практически не проводили тендеров. Аукционов также прошло немного, и суммы лотов были небольшими. Такую ситуацию можно объяснить насыщением рынка, а также ухудшением финансового состояния предприятий. Благополучных заказчиков — считанные единицы. Неплохо идут дела у НПО «Сатурн», выпускающего авиационные двигатели, и у завода «Автодизель». А вот крупнейший в Европе завод по производству синтетического каучука закрыт.

Востребованными остаются услуги. Клиенты размещают заказы на монтаж СКС, всевозможных систем безопасности — пожарной, видеонаблюдения, контроля доступа. И заработать здесь можно больше, чем только на поставках оборудования. Один из положительных трендов последнего времени — рост спроса на серверы и СХД со стороны заказчиков из сектора СМБ.

Примерно так же характеризуют положение дел в компании «Пролог-ИТ», которая специализируется на проектировании и монтаже инженерных систем — телефония, радиотрансляционная сеть, телевидение, вентиляция и кондиционирование, пожарная сигнализация, системы управления доступом, видеонаблюдение и др.

Встречая 1000-летие

Ярославль — один из древнейших городов России. Через два года он отпразднует 1000-летний юбилей. Свое название город получил по имени Ярослава Мудрого, основавшего крепость на берегу Волги на месте древнего поселения Медвежий угол.

В разные периоды своей тысячелетней истории город играл важную роль в жизни государства, успев побывать стольным градом княжества, одним из крупнейших центров торговли и даже временной российской столицей. На рубеже XIX–XX столетий за многообразие и красоту архитектурных стилей Ярославль называли Флоренцией русского Севера. Позже город стал крупным промышленным центром.

Как рассказал Евгений Новиков, в 2001–2006 гг. бизнес компании рос примерно на 20% в год. А в прошлом году снизились не только темпы роста, но и выручка. Руководство «Пролог-ИТ» связывает это в том числе и с насыщением рынка. Сейчас, по словам Новикова, фирма наверстывает упущенное, и в этом году ее оборот должен превысить показатели 2006 г.

Неплохую динамику показывают розничные компании. Объем продаж «Фронтекс» в текущем году должен увеличиться не менее чем на 40% — таков прогноз по итогам первых шести месяцев 2008 г., пояснила Людмила Шубина, заместитель директора по маркетингу. «Мы ориентируемся на среднефедеральные цифры и стараемся расти быстрее», — подчеркнула она. По словам Альберта Хахина, розничный рынок Ярославля растет на 20% в год, а во «Фронтексе» этот показатель приближается к 50%. Не отстает и главный конкурент — компания «Тензор». Как сообщил ее генеральный директор Сергей Уваров, объем продаж растет ежегодно в среднем на 45–50%.

Борьба за клиента становится острее

Предприятия города пережили тяжелые времена и сейчас постепенно возрождаются. Основные производители остались на рынке, хотя позиции многих пошатнулись. В городе и области сохранились шинная и нефтеперерабатывающая промышленность, моторные заводы, предприятия телекоммуникационной отрасли и энергетики. Вокруг этих клиентов сформировался круг поставщиков ИТ-оборудования и услуг.

Появились деньги у промышленности, выросли доходы населения. Это стимулирует развитие ИТ-рынка. Однако, как отмечает Дмитрий Пономарев, директор исследовательской компании LEANCOR, заметных всплесков активности в корпоративном сегменте не наблюдается, эволюция рынка идет плавно. Динамичнее развивается розничный сегмент, кроме того, в скором времени ожидается кардинальное улучшение соотношения цены и качества услуг в сфере доступа в Интернет.

О росте уровня жизни в городе можно судить по росту цен на недвижимость, новым иномаркам на улицах, росту зарплаты, наконец. Года 3–4 назад средний заработок в городе составлял 5–7 тыс. руб. в месяц, а зарплата в 10 тыс. руб. считалась хорошей. Сейчас квалифицированный специалист может рассчитывать на заработную плату в 20–25 тыс. руб.

Рост доходов населения хорошо заметен в розничном секторе, поскольку объем продаж растет пропорционально зарплатам. Но на рынке корпоративных решений эта связь напрямую не прослеживается.

Оживление экономики стимулировало деятельность многочисленных мелких фирм. Они, как и крупные игроки, могут принимать участие в тендерах и в ряде случаев выходят победителями, так как предлагают более низкие цены. Понятно, что это им удается за счет снижения маржи и поставок менее дорогой, а значит, менее качественной продукции. «Многих заказчиков из сегмента СМБ, располагающих ограниченными бюджетами, такая ситуация устраивает, — комментируют представители крупных ИТ-компаний. — Но при этом клиенты должны понимать, что и ответственности за поставленную продукцию небольшая фирма практически не несет».

И крупные, и мелкие игроки стремятся повысить эффективность своей деятельности. Но шаги, которые они предпринимают, нередко носят прямо противоположный характер. Одни сворачивают направления, которые считают нерентабельными, делая акцент на специализации в одной-двух профильных областях. Другие, напротив, идут по пути диверсификации бизнеса, стремясь расширить сферу деятельности.

Например, фирма «Кари» в начале года закрыла розничное направление: оно перестало приносить прибыль. Зато, как отмечает Вадим Карепов, сейчас ИТ все теснее интегрируются со строительным бизнесом: ведь при возведении любого здания, будь то жилой дом, офисный или торговый центр, большая доля работ связана с монтажом коммуникаций — ЛВС, телефонии и пр. Этот рынок очень большой. К тому же Ярославль в преддверии 1000-летнего юбилея живет ожиданием строительного бума, и многие ИТ-компании рассчитывают на свою долю «строительного пирога».

Несмотря на то что розница сейчас растет более динамично, чем корпоративный сектор, в ряде розничных компаний все же решили установить партнерские отношения с корпоративными клиентами. Возможно, потому, что потенциал розничного рынка не столь велик, как может показаться на первый взгляд. А заказчики из сегмента СМБ часто меняют поставщиков, пытаясь найти компании, которые максимально полно отвечали бы их запросам.

Существуют и другие причины, побуждающие розничных игроков начать работу на корпоративном рынке. Например, у компании «Фронтекс» были клиенты из сегмента СМБ, отношения с которыми строились почти так же, как с обычными покупателями. В одном из розничных салонов компании был небольшой отдел, обслуживающий заказчиков из СМБ. «Фактически это было продолжение розницы на юридические лица», — говорит Людмила Шубина. Но в этом году открыт центр продаж и обслуживания для корпоративных клиентов. Компания «Фронтекс» планирует развивать направление сервиса и консалтинга и со временем намерена выйти на более высокий уровень. Но пока основной фокус — СМБ. Услуги, которые предоставляет «Фронтекс», — это прокладка сетей, абонентское обслуживание клиентов, профилактика и ремонт техники, переустановка ПО, инженерные работы, инсталляция АТС, заправка картриджей и т. п.

«Работа с небольшими заказчиками хорошо вписывается в нашу бизнес-модель и отвечает нашей ключевой компетенции, — комментирует Альберт Хахин. — Весь наш бизнес ориентирован на частые отгрузки небольших партий товаров. В тендерах, которые проводят крупные фирмы, мы участвовать не стремимся. Но если вдруг кто-то позвонит и закажет большую партию товаров, — мы заказ выполним».

По словам Хахина, ИТ-компаниям больше интересны крупные заказчики, а сегмент СМБ охвачен в меньшей степени. Но именно здесь можно рассчитывать на самую высокую маржу. Оптовые продажи «Фронтекс» осуществляет не только в Ярославле, но и в других городах области — Ростове, Угличе, Рыбинске. Доля таких поставок в обороте компании примерно 10%.

Еще одна причина, подтолкнувшая розничные компании к поиску заказчиков в корпоративном сегменте, — появление в Ярославле магазинов федеральных торговых сетей. Когда такие магазины открылись, у многих игроков было опасение, что их бизнесу вскоре придет конец, вспоминает Дмитрий Коротков.

Но пока этого не случилось. Дело в том, что у федеральных сетей не всегда адекватна продуктовая политика. На местах нет специалистов, которые следили бы за тем, чтобы в ассортименте всегда были ходовые товары. Зато нередко на полках магазинов можно увидеть вещи, не пользующиеся спросом. Кроме того, у торговых сетей жесткие правила ценообразования — в результате стоимость ряда товаров оказывается слишком высокой для местного рынка.

В Ярославле существует и другая проблема, сдерживающая развитие розничной торговли. И она касается не только магазинов федеральных сетей, но всех без исключения игроков. В городе слишком высока стоимость аренды торговых площадей. Магазины, причем не только компьютерные, закрываются, уезжают торговать в другие города. Правда, это не мешает выживать мелким торговым точкам, расположенным в не самых удобных районах. Но их бизнес до сих пор держится за счет постоянных клиентов. Однако скоро, по всей видимости, такие магазины тоже закроются. По словам Дмитрия Пономарева, сейчас предпочтения населения относительно выбора мест покупки меняются. Все больше людей допоздна засиживаются в офисах, и у них нет желания бегать по разным магазинам в поисках нужных вещей. Формируется иной стиль жизни — в выходные дни люди едут в торговый центр, в одном месте делают покупки, там же обедают, идут в кино. Пока таких торговых центров немного, но со временем они появятся во всех удобных точках города. И значительная часть покупателей, в том числе тех, кто сегодня предпочитает приобретать компьютерную технику в специализированных салонах «Фронтекса» или «Цифры» (торговая марка розничных магазинов компании «Тензор»), уйдет в торговые центры. Этот процесс уже пошел. В начале лета в Ярославле в одном из торговых центров открылся магазин сети «Кей». Представители местных розничных фирм заявляют, что пока не чувствуют серьезной угрозы и что у этого магазина есть большой недостаток — он расположен не на первом, а на третьем этаже. Тем не менее все признают: по площади и ассортименту он превосходит другие компьютерные торговые предприятия Ярославля, а рекламная кампания организована весьма профессионально.

Конечно, большой магазин в центре города в крупном торговом центре требует солидных затрат, и сегодня это под силу только игрокам федерального масштаба. Местные фирмы вряд ли могут позволить себе такие расходы, поэтому им, возможно, придется потесниться. Но пока они чувствуют себя достаточно уверенно. Больше всего ярославские компании боялись, что игроки федерального уровня начнут торговать по более низким ценам. К их счастью, этого не случилось.

Федеральные сети «Мир», «Эльдорадо», «Техносила», «М.Видео» пока не рассматриваются местными игроками в качестве серьезных конкурентов. Главная причина в том, что эти магазины ориентированы в первую очередь на продажу бытовой техники, и компьютерное направление для них не является приоритетным. Одна из ярославских компаний даже построила на этом рекламную кампанию: «Мы не разбираемся в чайниках, мы разбираемся в компьютерах».

Ведущих ярославских игроков в настоящий момент больше тревожит другое — некоторые местные компании уходят или готовы уйти с рынка, уступая место «варягам». Такая позиция понятна — какой смысл конкурировать с заведомо более сильным соперником? Но если сейчас доля «чужаков» в ИТ-рознице Ярославля составляет, по разным оценкам, около 30%, то после ухода нескольких местных фирм образовавшийся вакуум заполнят именно федеральные сети. Тогда доля ярославских компаний сократится до 30 или даже 20%, и в таких условиях серьезной конкуренции они составить уже не смогут.

У местных фирм есть выход: попытаться освоить рынки соседних городов — Костромы, Рыбинска, Иванова, Вологды. Но пока такая возможность в большинстве компаний рассматривается только как гипотетическая. Нет также заметных попыток прихода в Ярославль компьютерных компаний из указанных городов. Скорее всего, в ближайшие годы экспансии со стороны соседей опасаться не следует, поскольку по уровню экономического развития эти города существенно отстают от Ярославля, и вологодские или костромские фирмы на смогут конкурировать с ярославскими игроками на их же поле.

Более вероятным представляется открытие в городе магазина-дискаунтера по типу московского Sunrise. Такие задумки есть, но подобный проект пока сдерживается несколькими факторами — низким уровнем проникновения Интернета, отсутствием современных скоростных линий доступа и высокой стоимостью услуг. Кроме того, интернет-магазину потребуется служба доставки.

Игроков корпоративного ИТ-рынка волнует экспансия московских фирм и укрупнение бизнеса местных промышленных предприятий. Причем последнее обстоятельство вызывает особое беспокойство. После того как завод или фабрика входит в состав какого-либо холдинга, решение практически всех вопросов, связанных с поставками техники и реализацией проектов, переносится в его штаб-квартиру, как правило, в Москву. Понятно, что после этого в качестве головного подрядчика будут выступать московские ИТ-компании. Местных предприятий с головной структурой в Ярославле остается все меньше.

Ярославская область

Расположена в центре Восточно-Европейской равнины. Площадь области — 36,2 тыс. км2. Выгодное экономико-географическое положение обусловлено близостью к Москве и Санкт-Петербургу, а также наличием транспортных магистралей, связывающих область с северными и восточными регионами России.

В области проживает 1315 тыс. человек (на начало 2008 г.) Это высокоурбанизированный регион, удельный вес городского населения — 81,7%. В состав области входят 112 муниципальных образований, в том числе 3 городских округа (Ярославль, Переславль-Залесский и Рыбинск), 17 муниципальных районов, 12 городских и 80 сельских поселений. В административном центре, Ярославле, проживает 605,2 тыс. человек (46% населения области). Другие крупные города: Рыбинск (211 тыс. жителей), Переславль-Залесский (42,3 тыс.), Тутаев (41,4 тыс.), Углич (35,4 тыс.), Ростов (32,6 тыс.).

Область не богата полезными ископаемыми, на ее территории добывается сырье для строительной индустрии (песок, гравий, глина) и торф. Это один из немногих регионов страны с устойчивой и сбалансированной индустриальной экономикой несырьевого типа. Ярославская область входит в число наиболее развитых в промышленном отношении регионов страны. По объему производства промышленной продукции на душу населения область входит в первую тройку регионов Центрального федерального округа, а по совокупному показателю уровня социально-экономического развития занимает 11 место в России.

Главная отрасль промышленности — машиностроение, на нее приходится почти 40% выпускаемой в области продукции (в среднем по России — около 20%). Специализация машиностроения: электротехническая промышленность, химическое и нефтяное машиностроение, станкостроение, приборостроение, судостроение, производство дорожных машин. Крупнейшие моторные заводы («Автодизель», Ярославский завод дизельной аппаратуры, Ярославский завод топливной аппаратуры, Тутаевский моторный завод) в начале 2000-х годов вошли в холдинг «Руспромавто», принадлежащий владельцу «Русского алюминия» Олегу Дерипаске. Производством авиадвигателей занимается одно из крупнейших в стране — НПО «Сатурн», оно контролируется государством и является градообразующим предприятием Рыбинска. В области развита нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность («Ярославнефтеоргсинтез», которым совместно владеют «Газпромнефть» и ТНК-ВР, Ярославский шинный завод, принадлежащий другой дочерней структуре «Газпрома» — СИБУРу, «Русские краски», создавшие совместное производство с «Дюпон», и др.). В последние годы значительно вырос удельный вес пищевой промышленности, наиболее крупные предприятия отрасли — «Ярпиво» и «Балканская звезда» (табачное производство). Ярославская область является монополистом в России по производству дорожных катков, лесопильных рам, деревообрабатывающих станков, снегоходов, синтетических и искусственных латексов, фотобумаги. На Ярославль приходится почти 3/4 промышленного производства области, на Рыбинск — примерно 13%, доля остальных городов — минимальна.

Несколько лет назад по темпам экономического роста Ярославская область уступала лишь Ленинградской, Московской и Белгородской областям. Но в прошлом году индекс промышленного производства в области вырос на 5,4% (в среднем по России — 6,3%, по Центральному федеральному округу — 11,1%). По этому показателю она занимает одно из последних мест в федеральном округе (опережая лишь Воронежскую и Рязанскую области).

Инвестиции в основной капитал долгое время оставались незначительными, как и в большинстве соседних областей и регионов европейской России. Лишь несколько лет назад, в преддверии празднования тысячелетия Ярославля, область вошла в лидирующую группу (не считая нефтегазовых регионов) по объему инвестиций на душу населения. Основные средства пошли на строительство моста через Волгу в Ярославле. В 2007 г., по оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», область заняла 10 место по уровню минимального интегрального инвестиционного риска. По уровню инвестиционного потенциала область занимает 35 место среди всех регионов России. В прошлом году объем инвестиций в основной капитал предприятий области составил около 37,5 млрд. руб. По сравнению с 2006 г. этот показатель уменьшился на 12,3%. Объем иностранных инвестиций — 226 млн. долл., по сравнению с 2006 г. он вырос в 5,3 раза.

В ближайшие годы можно ожидать существенного притока инвестиций, прежде всего в Ярославль, который в 2010 г. отметит свое тысячелетие. Оргкомитет по подготовке к празднованию юбилея возглавляет президент Дмитрий Медведев. В общей сложности администрация области планирует привлечь около 2 млрд. евро (в том числе и из федерального бюджета) в развитие дорожно-транспортной и социальной инфраструктуры, строительство жилья, торговых комплексов и гостиниц, выставочного центра и конгресс-холла, а также в создание новых предприятий с участием иностранных компаний. В частности, на строительство новых гостиниц планируется потратить около 120 млн. евро (предполагается, что в 2010 г. Ярославль посетят примерно 1,5 млн. туристов). Около 100 млн. евро будет вложено в реконструкцию исторического центра города и в строительство многофункционального культурно-развлекательного комплекса.

По темпам роста доходов бюджета область заметно уступает не только сильным соседям, но и некоторым менее развитым регионам. Сказываются издержки положения региона-донора, обделенного федеральными трансфертами, а также то обстоятельство, что многие крупнейшие предприятия области принадлежат московским холдингам.

Почти 70% предприятий, относящихся к малому бизнесу, сконцентрированы в областном центре. На начало 2008 г. в Ярославле действовали 6493 малых предприятия из 9450, зарегистрированных в области. За год их число выросло незначительно — всего на 2,7%. Общая численность сотрудников малых предприятий области — 74,8 тыс. человек, из них около 46,2 тыс. работают в Ярославле.

Среднемесячная начисленная зарплата в области в 2007 г. оставалась одной из самых высоких в Центральном федеральном округе (после Москвы и Московской области) — 11 242 руб., но отрыв от других регионов сокращается. По сравнению с позапрошлым годом величина средней зарплаты в области выросла на 12,2%, тогда как в среднем по Центральному федеральному округу — на 19% (в среднем по России — на 16,2%). В Ярославле средняя зарплата более чем в 2 раза выше, чем в наименее развитых сельских районах. В прошлом году оборот розничной торговли в области увеличился на 14,4% и превысил 65,34 млрд. руб., объем платных услуг вырос на 16,4% и достиг 30 млрд. руб.

В «Паспорте информатизации субъекта РФ», опубликованном на официальном сайте администрации области, сообщается, что в 2007 г. на «финансирование информатизации» было выделено 73,4 млн. руб. из регионального бюджета и 20,3 млн. руб. из средств муниципальных образований. Всего в региональных и муниципальных органах власти насчитывается 2697 ЭВМ (в том числе — 2572 ПЭВМ). По оценке администрации, Интернетом пользуются 150 тыс. жителей области, сотовой связью — 1,3 млн. человек.

В качестве заказчиков остаются госструктуры городского и областного уровней. Но работать с ними очень сложно, их требования жесткие, порой невыполнимые. Они долго рассматривают договора, замена оборудования, предусмотренного контрактом, практически невозможна. Госзаказчику трудно объяснить, что за время согласования условий поставок продукцию, оговоренную в контракте, уже сняли с производства.

Некоторые московские фирмы пытались открыть филиалы в Ярославле, чем вызвали беспокойство среди местных компаний. Но довольно быстро руководители ярославских фирм поняли, что против экспансии москвичей существует надежный барьер. Это тесные, практически дружеские отношения с партнерами. Чужака в городе, скорее всего, не примут. Заказчики верят руководителям и топ-менеджерам ярославских ИТ-компаний на слово. Доверие и авторитет завоевывались годами. Сами заказчики до последнего времени относились к предложениям московских фирм настороженно и говорили местным ИТ-партнерам о нежелании работать с «московскими». Исключение составляют случаи, когда местная фирма входит в состав какого-либо холдинга и ей сверху приказывают, с кем работать.

Некоторые московские интеграторы все-таки нашли способ зарабатывать деньги в Ярославле. Они открывают в городе офис, нанимают специалистов и отправляют их на работу в другие города, где рабочая сила стоит дороже.

Еще одна особенность Ярославля — взаимовыручка на фоне жесткой конкуренции. Город небольшой, и руководители компаний хорошо знают друг друга. И если в какой-то компании в данный момент нет нужного товара, его всегда можно найти у приятеля. Но как только дело касается работы с клиентами — начинается острейшая борьба.

Специалисты есть, работников не хватает

Дефицит квалифицированных кадров остро ощущается по всей стране. Ярославль — не исключение. Практически в каждой компании говорят, что один из факторов, сдерживающих развитие бизнеса, — отсутствие хороших специалистов. И прежде, и теперь самым крупным «потребителем» грамотного персонала является Москва. В столицу уезжает значительная часть людей, обладающих более или менее ценным опытом и знаниями. В последнее время кадровая проблема для ярославских компаний обострилась, поскольку московские фирмы стали открывать представительства в регионах и приглашать на работу специалистов, разумеется, на более выгодных условиях.

В ярославских компаниях сетуют, что удержать нужного человека практически невозможно. Даже если фирма потратила деньги на его обучение и в контракте прописаны условия работы, все равно московским компаниям выгоднее такого специалиста перекупить.

Молодежь в городе есть, местные вузы готовят выпускников разных специальностей, в том числе в области ИТ. Но с ними-то и возникают самые большие проблемы. Уровень подготовки оставляет желать лучшего, опыта работы у новоиспеченного менеджера или инженера нет никакого, но запросы... Запросы непропорционально высоки. Только за то, что у него есть диплом, молодой человек хочет получать такую зарплату, которую компания не всегда может предложить сотрудникам с большим опытом и стажем.

Поэтому в городе остается примерно 20% выпускников местных вузов. Остальные уезжают в поисках лучшей доли. Но и оставшиеся редко выбирают ИТ-бизнес. Есть много мест, где платят гораздо больше.


Версия для печати (без изображений)