Ассоциация АКСИТ подготовила очередной, уже четвертый* рейтинг ИТ-компаний Уральского региона, основанный на результатах их работы в 2007 г.

Рейтинг составлен исходя из объемов реализации по отдельным направлениям бизнеса, а также выработки на одного сотрудника и одного клиента компании. В расчетах учитывались и некоторые специфические для отдельных направлений показатели (например, площадь торговых площадей и число сертификатов), а также коэффициент качества управления компанией и оценки экспертов.

Каждому участнику рейтинга присваивалось определенное количество баллов по показателям «объем реализации», «выработка на сотрудника», «выработка на клиента» по отношению к эталонному для данного направления бизнеса значению. Эталонная выручка во всех случаях равнялась 1 тыс. баллов. Для каждого направления бизнеса с целью учета его специфики применялась расчетная формула, учитывающая веса всех входящих в нее показателей.

Рейтинг охватывает 27 компаний (предшествующий, по итогам 2006 г., — 28) из Екатеринбурга, Перми, Тюмени и Челябинска (табл. 1).

Общий оборот участников рейтинга в 2007 г. превысил 12,5 млрд. руб. и увеличился в среднем более чем на 25% по сравнению с 2006 г., общая численность сотрудников — свыше 4,2 тыс. человек (рост на 10%), средняя выработка на одного сотрудника — 3,5 млн. руб. (рост — 22%).

Победителями рейтинга стали тюменская компания «Арсенал+» (1548,91 балла) и две компании из Екатеринбурга: «Трилайн» (1210,10 балла) и «СКБ Контур» (932,10 балла). Первые два участника сохранили и укрепили свои позиции по сравнению с 2006 г., а «СКБ Контур» потеснила с третьего места группу компаний АСК.

Розничная торговля

Тройка лидеров по данному направлению деятельности (табл.2) выглядит следующим образом: «Трилайн» (2896,258 балла), «Арсенал+» (2618,043 балла), «Спарк Компьютерз» (2578,04 балла).

Общий объем реализации участников рейтинга составил более 2 млрд. руб., прирост по сравнению с предшествующим годом — более 35%. Несмотря на то что в этом рейтинге участвовало 10 «розничных продавцов», а в предыдущих было 11, средняя выработка на одного продавца составила 5–10 млн. руб. (в предшествующем рейтинге 3–5 млн. руб.). Эффективность торговых площадей также выросла: с 300–500 тыс. руб. до 500–600 тыс. руб. на 1 м2. Основными конкурентами уральских розничных компаний являются супермаркеты «Эльдорадо», «М.Видео» и т. д. По статистике, более 80% обращений покупателей в связи с нарушением закона о защите прав потребителей в Екатеринбурге связаны с недовольством работой крупных розничных сетей электроники.

Дистрибуция

Три самых успешных оптовых продавца оборудования, комплектующих и ПО (табл. 3) — «Трилайн» (413,27 балла), «Арсенал+» (160,78 балла) и группа компаний Softline (торговая марка Axoft) (113,84 балла). Отметим, что эти же компании занимали три верхние строчки (в том же порядке) и в прошлогоднем рейтинге.

В данную номинацию вошло восемь компаний, столько же, сколько и по итогам 2006 г. Общий объем реализации превысил 1,1 млрд. руб., увеличившись за год более чем на 28%. Средняя выработка на одного менеджера по работе с партнерами не изменилась: от 10 до 40 млн. руб. Средний бюджет дилера в 2007 г. составил от 0,65 до 1,4 млн. руб. (в 2006 г. — от 0,8 до 1,5 млн. руб.).

Корпоративные поставки (оборудование и ПО)

Как и в прошлые годы, номинация «поставки компьютерного и телекоммуникационного оборудования, ПО и лицензий корпоративным клиентам» оказалась самой многочисленной — 19 компаний, на одну меньше, чем год назад. Лидерами стали: «Арсенал+» (2054,71 балла), группа компаний Softline (995,02 балла), группа компаний ИВС (908,21 балла). Две из них — «Арсенал+» и ИВС — входили в лидирующую тройку и в прошлом году.

Общий объем реализации этих 19 компаний достиг 4 035 млн. руб., что на 17% больше, чем год назад. Средняя выработка на одного менеджера составляет от 10 до 25 млн. руб.; с прошлого года этот показатель практически не изменился (от 7 до 25 млн. руб.). Бюджет среднего заказчика этих компаний составил от 0,4 до 1 млн. руб., что также очень близко к данным прошлогоднего рейтинга (от 0,3 до 1,1 млн. руб.).

Производство компьютерной техники

Как и год назад, по данному направлению бизнеса анкеты заполнили девять компаний (табл. 5). Лучшими стали «Арсенал+» (1664,45) и «Трилайн» (1647,88), сохранившие свои позиции, а также группа компаний ИВС (1628,78). В общей сложности участники рейтинга выпустили более 68 тыс. ПК (в 2006 г. — 54 тыс.) и более 1 тыс. серверов (в 2006 г. — 850). Таким образом, рост составил 16%. Всего в Уральском регионе в 2007 г. было собрано свыше 170 тыс. компьютеров, а общий объем продаж (готовые и «самосборные» настольные ПК, ноутбуки и серверы) достиг 650–700 тыс. шт.

Реализация «коробочного» ПО собственной разработки

В данной номинации оказались всего три компании. Две из них («СКБ Контур» и «ТюмБИТ») участвовали и в прошлых рейтингах, а вот группа компаний АСК здесь впервые. Уже четвертый год лидирует, причем со значительным отрывом, «СКБ Контур» (5061,00 балла), у группы компаний «ТюмБИТ» 365,16 балла, у группы компаний АСК — 96,38 балла.

Первые две компании показали впечатляющую динамику, увеличив производство своих программных продуктов более чем в полтора раза. АСК в 2007 г. впервые вышла на рынок с собственным ПО.

Общий объем продаж программных продуктов этих трех компаний превысил 600 млн. руб.

Разработка и внедрение ИС (индивидуальные проекты)

В этой номинации сравниваются услуги по разработке и внедрению ИС для корпоративных клиентов, включая связанные с этим консалтинг, разработку собственного ПО или адаптацию существующих систем (Microsoft Dynamics, Oracle, SAP и др.), поддержку, сопровождение, обучение и др. (табл. 6).

Из 11 участников рейтинга (в прошлом году было на одну компанию больше) в первую тройку вошли «Прогноз» (8564,58 балла), «Информ-Консалтинг» (1237,32 балла) и группа компаний ИВС (1017,39 балла), причем только лидер сохранил свои позиции.

Объем продаж участников рейтинга по итогам 2007 г. увеличился на 17%, а общий объем реализации достиг 1,26 млрд. руб. Средняя выработка на одного сотрудника в крупных компаниях составила 1–2 млн. руб. и не изменилась по сравнению с прошлым годом. Бюджет среднего заказчика колебался от 3 до 6 млн. руб. (в 2006 г. от 3 до 8 млн. руб.).

Внедрение ИС на основе серийного ПО

Эта номинация охватывает услуги по внедрению ИС на основе серийного (массового) ПО, включая связанные с этим консалтинг, адаптацию, поддержку, сопровождение, обучение и др. Общий объем реализации всех фирм, вошедших в данную номинацию, превысил 230 млн. руб. Напомним, что в прошлом году этот показатель составлял 275 млн. руб.

В этом году организаторы разделили участников данной номинации на две подгруппы: компании, занимающиеся внедрением систем «1С», и компании, внедряющие другое стандартное ПО.

Первая подгруппа представлена четырьмя участниками; в тройке лидеров «ТюмБИТ» (1470,40 баллов), АСП (1276,75 балла) и «Прайм-1С-Екатеринбург», набравшая существенно меньшее количество баллов — 148,48. При этом средний бюджет заказчика этих компаний составил от 20 до 30 тыс. руб., а число клиентов от 3 до 4 тыс. На четвертом месте группа компаний «Бионт».

Во второй подгруппе также четыре участника, тройка лидеров выглядит следующим образом: группа компаний «Астра СТ» (249,40 балла), группа компаний АСК (173,23 балла) и группа компаний ИВС (96,96 балла). Как видно, здесь разрыв между результатами гораздо меньше, чем в первой подгруппе. Средний бюджет заказчика этих компаний существенно больше (150–300 тыс. руб.), а среднее количество клиентов, с которыми они работают, — от 10 до 50. На четвертом месте компания «Парад».

Создание и развитие ИТ-инфраструктуры

В этом году тройка лидеров по данному направлению (табл. 7) выглядит следующим образом: группа компаний АСК (1416,46 балла), группа компаний ИВС (668,63 балла), группа компаний «Астра СТ» (593,71 балла). В этой номинации участвовали только 11 компаний, в прошлом году — 13.

В 2007 г. общий объем услуг компаний — участниц рейтинга по созданию и развитию ИТ-инфраструктуры (включая используемое оборудование и ПО) превысил 1,1 млрд. руб. Прирост составил всего 8%, что меньше, чем в 2006 г. (11%). Представители АКСИТ объясняют это усилением конкуренции и активной работой филиалов московских ИТ-компаний.

Средняя выработка на одного сотрудника лидеров в номинации — от 7 до 10 млн. руб. (в среднем по всем участникам рейтинга — от 1 до 3 млн. руб.). Интересно, что по сравнению с 2006 г. этот показатель по всем участникам не изменился, а вот у лидеров он заметно уменьшился (было 10–15 млн. руб.).

Бюджет среднего заказчика ведущих компаний составляет от 2 до 5 млн. руб. (в среднем по всем компаниям от 0,5 до 1,1 млн. руб.) и остался неизменным с прошлого года как для всех участников, так и для лидеров.

Проектирование и строительство инженерных сетей и систем

В этом году разница в результатах победителей по этому направлению деятельности (табл. 8) очень незначительная: компания «Парад» набрала 1736,91 балла, «Корус АКС» — 1678,20 балла, «Арсенал+» — 1539,35 балла. Общий объем реализации 12 компаний составил более 700 млн. руб., в 2006 г. — 616 млн. руб. (для 11 участников).

Бюджет среднего заказчика, как и в 2006 г., находился в пределах от 2 до 3 млн. руб., а расходы крупной компании доходили до 6 млн. руб.

Разработка Web-приложений

В этом году в данной номинации вновь только три компании. «Компьютер Сервис Консалтинг» набрала 2611,58 балла. Этот показатель более чем в два раза превышает итоговую цифру занявшей второе место группы компаний АСК (1239,70 балла). На третьем месте группа компаний «Астра СТ» (624,45 балла). Эти же участники рейтинга боролись за лидерство в данном сегменте и в прошлом году. Но если лидер сохранил свою позицию, то две другие компании поменялись местами.

Общий объем реализации этих трех фирм превысил 30 млн. руб. (на 12% больше, чем год назад). Отметим, что в 2006 г. объем этого сегмента бизнеса вырос на 40% по сравнению с 2005 г.

Обучение в сфере ИТ

В этой номинации участвовали четыре компании (год назад — пять). Призовые места вновь «разыграли» CIFT (717,00 баллов), группа компаний «ТюмБИТ» (462,27 балла) и группа компаний Softline (371,59). Правда, в 2006 г. «ТюмБит» была на третьем месте, а Softline на втором. Четвертой стала компания «Прайм-1С-Екатеринбург».

В 2007 г. общий объем услуг в сфере ИТ-обучения превысил 36 млн. руб. и вырос в полтора раза по сравнению с предшествующим годом.

В общей сложности в этих четырех компаниях прошли обучение более 4 тыс. человек, на 26,5% больше, в 2006 г.

Ремонт в сервисных центрах

Лучшими признаны сервис-центры группы компаний ИВС (1678,1 балла), «Арсенал+» (1404,9 балла) и Технический центр «Гармония» (1106,6 балла) (табл. 9). Эти же компании входили в тройку лидеров и год назад, но теперь участники, занявшие второе и третье места, поменялись местами.

Общий объем услуг в сфере сервиса в 2007 г. превысил 150 млн. руб. В 2006 г. — 130 млн. руб., хотя тогда в рейтинге участвовало на одну компанию больше.

Техобслуживание на предприятиях

Если в 2006 г. лидер рейтинга в данной номинации — группа компаний ИВС опережала по количеству баллов ближайшего конкурента в четыре раза, то в 2007 г. она улучшила собственный результат, опередив занявшую второе место компанию «Трилайн», более чем в пять раз (соответственно 3025,3 и 578,2 балла). Отметим, что в 2006 г. «Трилайн» не участвовала в данной номинации. На третьем месте компания «Корус Сервис» с результатом 469,9 балла (табл. 10).

В 2006 г. суммарный объем реализации 10 компаний—участниц данной номинации составлял более 110 млн. руб. Как отмечали тогда представители АКСИТ, данное направление бизнеса развивается медленно, поскольку аренда рабочих рук еще не стала общепринятой практикой. В 2007 г. объем этих услуг превысил 260 млн. руб., так что ситуация, по-видимому, меняется.

* Результаты предыдущих рейтингов см. CRN/RE № 20/2007, 20/2006, 16/2005.


Версия для печати (без изображений)